Дети жертвы холокоста. «Почувствовать себя человеком»: Истории женщин, которых не сломил Холокост

Дети особенно уязвимы перед нацистским убийства или смерти в эпоху Холокоста . По оценкам, 1,5 миллиона детей, почти все евреи были убиты во время Холокоста, либо непосредственно, либо как прямое следствие нацистских действий.

Фашисты выступали за убийство детей «нежелательных» или «опасных» групп в соответствии с их идеологическими взглядами, либо как часть «расовой борьбы» или в качестве меры превентивной безопасности. Нацисты особенно целевых еврейских детей, но и ориентированы этнически польских детей, ромов (цыган) детей, а также детей с умственными или физическими недостатками (детей - инвалидов). Немцы и их пособники уничтожили детей и по этим идеологическим причинам и в ответ на реальные или предполагаемые нападения партизан. Ранние убийства были воодушевлены нацистами в действии Т4 , где дети с ограниченными возможностями были загазованности с использованием окиси углерода , голодали до смерти, поскольку фенол уколов в сердце, или повешены .

Эта статья касается тех 1500000 детей, почти все еврейских, которые были убиты нацистами. Гораздо меньшее число было сохранено. Некоторые просто выжили, часто в гетто , иногда в концлагере . Некоторые из них были сохранены в различных программах, таких как Kindertransport и тысячи детей , в которых дети покинули свою родину. Другие дети были спасены, став Hidden детей . Во время и даже до войны многие уязвимые дети были спасены œuvre де Secours Окс Enfants (OSE).

Прелюдия к Холокосту: сегрегация в школах

Сегрегация в школах началась в апреле 1933 года, когда «Закон против переполненность в немецких школах» была принята и ограничение было установлено позволяет лишь 1,5 процента еврейских детей, которые будут зачислен в государственных школах, что является проблемой, потому что 5 процентов детей в Германии были еврейского происхождения. Она продолжала ухудшаться, как немецкие школы начали Aryanize. Еврейские дети должны были «учиться» из разных источников, чем их одноклассники. Кроме того, подвергаясь хуже классов, чем их сверстники арийских ли не был лучше их работа. Еврейские дети не были допущены к участию в большинстве школьных мероприятий, в результате чего многие чувствуют себя обделенными и отделены от детей, которых они когда-то были друзьями с. Со временем большинство учителей стали с большим энтузиазмом следуя правила нацизма и пошли от того, спокойнее в своих убеждениях с использованием антисемитских терминов в классе. Плохое обращение еврейских детей было более распространено в сельских школах, но даже в больших городах они сталкиваются озлоблением от своих учителей и одноклассников.

Это привело к еврейским студентам чувства отдаленно от своих одноклассников и имел различное влияние на разных семьях. Некоторые еврейские дети начали формировать небольшие удары в их школах, оставляя без разрешения во время ненависти говорить во время класса, другие пытались соответствовать не имел успеха, и некоторые родители просто взяли свои ребенок из школы. Многие матери были испуганы, чтобы узнать, что их дети были эмоционально и физически атакованы своих одноклассников и учителей за то, что еврей. Матери чаще забирают своих детей из школы, чем отцы, видя и слыша от своих детей, большинство того, что на самом деле произошло в школе.

В конце концов, еврейские школы были построены и еврейская община прыгнула на идее своих детей преподаются, не опасаясь преследований, показал, что только четырнадцать процентов еврейских детей пошли в частную школу в 1932 году до пятьдесят-два процента в 1936 году В то время как большинство из них были счастливы, что их дети могли учиться, многие родители боялись, что это то, что нацистская партия хотела все вместе, сегрегации еврейской общины от арийского сообщества.

Числа убиты

Немцы и их пособники уничтожили целых 2 миллиона детей, в том числе более миллиона еврейских детей, сотни тысяч польских детей, и десятки тысяч цыганских детей, кроме того, дети с физическими и умственными недостатками различных этнических групп, проживающих в учреждениях по немецко-оккупированная Европа, или проживающая в Советском Союзе. Помимо польского, Романи и польско-еврейских детей, многие еврейские дети из Франции, Голландии, Греции, Чехословакии, Венгрии, Италии, Румынии и других стран также погибли в результате массовых депортаций. Шансы на выживание у еврейского и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) были выше, так как они могут быть развернуты на принудительном труде. Несмотря на то, что несчастные другие дети (как правило, дети или дети младше подросткового возраста) были утилизированы в убивающих камерах, таких как газонаполненные комнаты, или просто расстреливали, чтобы выполнить «Окончательное решение» немца уничтожить евреев.

Немцы считали, что евреи нечистыми и хотели уничтожить все их население или сделать их рабами. Это когда они изобрели такие вещи, как концлагеря и газовые камеры. Большинство собирается это были выжившими взрослыми или старшими подростками, потому что дети не могли работать, поэтому они были бесполезны. Внутри концлагерей присутствие детей практически не существует; они были либо убиты, прежде чем они попали в лагерь, отправили в газовые камеры или расстрелян перед братской могилой канавы. Были также некоторые эксперименты на детях, особенно если они были близнецами, но когда Холокост закончился, и Красная Армия нашла 9.000 выживших, только 451 из них были детьми.

Причины смерти

Судьба еврейских и нееврейских детей могут быть классифицированы следующим образом:

  1. дети были убиты, когда они прибыли в убийстве центров;
  2. дети были убиты сразу после рождения или в учреждениях;
  3. дети, рожденные в гетто и лагерях, оставшихся в живых, потому что заключенные прятали их;
  4. дети, как правило, в возрасте старше 12, которые были использованы в качестве рабочих в кухне лагеря, уборка заключенных бараки, или работающих в конюшне с нацистским офицером лошадей и, как субъектов медицинских экспериментов ; а также
  5. эти дети погибли во время операций в отместку или так называемые анти-партизанских операций .

Ghetto детей

В гетто, которые немцы созданы в начале войны во многих польских городах и городах, таких как Варшава и Лодзь , еврейские дети умерли от голода и экспозиции, а также отсутствия адекватной одежды и жилья. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали большинство младших детей гетто непродуктивное и, следовательно, «бесполезными едоками». Действительно, немцы намеренно ограничили пищу доступной для строго контролируемых гетто под их контролем. В гетто было ликвидировано с 1942 года, а их жители убиты в различных лагерях смерти . Потому что дети, как правило, слишком малы, чтобы быть развернут как принудительный труд, немецкие власти обычно выбирают их, наряду с пожилыми людьми, больными, и инвалидов, в течение первых депортаций в убийстве центров , или, как первые жертвы привели к массовым могилам к расстрелу, Дети, которые были достаточно здоровыми для труда часто работали до смерти делает работу на благо лагеря, но иногда дети были вынуждены делать ненужные работы, как рытье котлованов.

Нееврейские дети из определенных целевых групп не были избавлены. Примеры включают ромов (цыган) детей, убитых в Освенциме; 5000 до 7000 детей, убитых в качестве жертв программы «эвтаназии»; дети, убитые в репрессиях, в том числе большинство детей Лидице; и дети в деревнях на оккупированной территории Советского Союза, которые были убиты вместе со своими родителями.

Медицинские зверства и похищения людей

Немецкие власти также заключена в тюрьму ряда детей в концентрационных лагерях и транзитных лагерях. врачи и медицинские исследователи использовали ряд детей, в том числе близнецов в концентрационных лагерях для медицинских экспериментов, которые часто приводили к гибели детей. Концлагерь власть развертывается подростки, особенно еврейские подростки, в принудительном труде в концентрационных лагерях, где многие погибли из - за условиями. Немецкие власти провели других детей в ужасных условиях в транзитных лагерях, таких, как в случае Анны Франк и ее сестра в Берген-Бельзен и нееврейских детей - сирот, чьи родители немецкие военные и полицейские подразделения были убиты в так называемых анти партизанские операции. Некоторые из этих детей - сирот были проведены временно в концлагере Майданек и других лагерях.

В их «поиск, чтобы получить„арийской крови“,» или идеальный гонки, гонки эксперты СС приказал сотни детей в оккупированной Польше и оккупированной Советским Союзом , чтобы быть похищены и переданы в рейх, который будет принят в расовом подходящих немецких семей. Хотя в основу этих решений была «раса-научных,» часто светлые волосы, голубые глаза, светлая кожа или было достаточно, чтобы заслужить «возможность» быть «германизации» . С другой стороны, женщины поляки и советские гражданские лица, которые были депортированы в Германию на принудительные работы, и которые имели сексуальные отношения с немецким человеком часто под давлением, в результате чего во время беременности были вынуждены сделать аборт или иметь своих детей в условиях, обеспечил бы смерть младенца, если «эксперты гонки» определили, что ребенок будет иметь недостаточную немецкую кровь.

Транзитные лагеря

Транзитные лагеря были временные остановки на пути в концлагерях во время Холокоста. Многие дети воспитывались со своими семьями в транзитных лагерях, не зная, что их ждет. Некоторые из них были заполнены с надеждой начать новую жизнь и заводить друзей в лагерях, в то время как многие другие были напуганы. Дети принесли в транзитные лагеря пришли из самых разных слоев. Но реальность транзитных лагерей стала очевидной.

Дети проводят с их жизнью в транзитных лагерях в то время как голые тела и металлические каркасы для кроватей окружили их. Был недостаток пищи, страх поездов, поступающих на депортацию, и не школьные принадлежности. Дети начали видеть своих родителей в другом свете, потому что каждый член семьи рассматривается с трудностями во время пребывания в транзитных лагерях.

Дети имели мало ресурсов на месте в транзитных лагерях, чтобы помочь содействовать росту. Группа венгерских сионистов сделали спасательный комитет для ведения переговоров и предотвратить депортацию. Старшие девочки были призваны заботиться о маленьких детях. Врачи, медсестры и музыканты организовали лекции, концерты и мероприятия для детей. Добровольные интерны и благотворительные организации подают еду, одежду, и организовали скрытные учебные комнаты, чтобы помочь детям продолжить свое образование. работники по уходу за детьми обучали ребенок об идеях сионизма, в духе демократии и ласковой атмосфере. Эти группы также сделали все возможное, чтобы облегчить проблемы голода в лагерях. В целом, жизнь в транзитных лагерях постепенной корректировки ненормального. Они научились жить повседневной жизнью во время обучения, чтобы иметь дело с голодом и страхом.

Освенцим

Дети были подвергнуты экспериментам в других лагерях, особенно в Освенциме , где Джозеф Менгеле был активен. Предмет исследования Менгеля был сытнее и размещены по сравнению с другими заключенными и временно защищен от газовых камер. Он создал детский сад для детей, которые были подданным экспериментов, наряду со всеми цыганскими детьми в возрасте до шести лет. Объект обеспечивается более продукты питания и условий жизни, чем в других районах лагеря, и даже включены детские площадки. При посещении его ребенок предметы, он представился как «Дядя Менгеле» и предложил им сладость. Но он также был лично ответствен за смерть неизвестного числа жертв, что он убил с помощью смертельной инъекции, перестрелки, избиений, и через выбор и смертельные эксперименты. Лифтона описывает Менгеле, как садистское, испытывая недостаток эмпатии и чрезвычайно антисемитская, считая евреев должны быть устранены полностью, как в подчиненном и опасной гонке. Сын Менгеле Рольф сказал, что его отец позже не показал раскаяния за его военные действия.

Бывший Аушвиц заключенный врач сказал:

Он был способен быть так добры к детям, чтобы они полюбили его, чтобы привести их сахар, думать о мелких деталей в их повседневной жизни, и делать то, что мы бы искренне восхищаются... А потом, рядом с что, ... крематориев курить, и эти дети, завтра или в полчаса, он собирается отправить их туда. Ну, то есть, где лежит аномалия.

Фото из документа, удостоверяющего личность аргентинской Менгеле (1956)

Менгеле был особое увлечение близнецов по нескольким причинам. Он был заинтересован в разнице между однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также как генетические заболевания затронуло их и где они произошли. Эксперименты также служили для различения между генетическими признаками и теми, которые разработаны в среде ребенка. Менгеле был известен притвориться внеслужебное в то время как поезд новых заключенных прибыли, только чтобы он мог лично выбрать любые близнецы, которые он видел. Концентрационные лагеря были идеальной средой для Менгеле, чтобы выполнить свои эксперименты в той степени, что он желает, так как было мало каких-либо правил. Это, в сочетании с тем фактом, что он был чрезвычайно антисемитская позволило ему относиться к своим жертвам, как если бы они не были человеком. Близнецы были его предпочитаемые предметы для своих опытов, потому что у него было увлечение с генетическими условиями. Поэтому он также работает на детей, рожденных с двумя различными цветными глазами, состояние, известное как гетерохромии. Его цель в его исследованиях было частично найти генетические недостатки в составе еврейских или ром людей подкрепить предрассудки, принадлежащие нацистской партии. Менгеле предположил, что его подданные были особенно уязвимы для некоторых заболеваний из-за их расы. В дополнение к этому, он полагал, что они были дегенеративные крови и тканей на основе его образцов.

Близнецы были подвергнуты еженедельных проверок и измерений их физических свойств по Менгеле или один из его помощников. Опыты, проведенные на Менгеле близнецов включены ненужные ампутации конечностей, намеренно заражать одного двойник с тифом или другими заболеваниями, а также переливанием крови одного двойника в других. Многие из пострадавших умер во время прохождения этих процедур. После того, как эксперимент был закончен, близнецы иногда убивают, а их тела расчленены. Nyiszli вспоминает один случай, где Менгеле лично убил четырнадцать близнецов в одну ночь с помощью инъекции хлороформа в сердце. Если один близнец умер от болезни, Менгеле убил другой, так что сравнительные отчеты посмертных могут быть подготовлены.

Опыты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз, вводя химикаты в глаза живых предметов и убивать людей с гетерохроматических глаза так, чтобы глаза могли быть удалены и отправлены в Берлин для изучения. Его эксперименты на карликов и людей с физическими отклонениями включены принимая физические измерения, забор крови, извлекая здоровые зубы, а лечение ненужных лекарств и рентгеновских лучей. Многие из жертв были отправлены в газовые камеры, примерно через две недели, и их скелеты были отправлены в Берлин для дальнейшего изучения. Менгеле разыскал беременных женщин, на которых он будет выполнять эксперименты, прежде чем отправить их в газовые камеры. Свидетель Вера Александр описал, как он сшил две цыганские близнецы вместе спина к спине в попытке создать сиамских близнецов . Дети умерли от гангрены после нескольких дней страданий.

Сисаке концлагерь

Уникальный случай сокрытия: во Франции, почти весь протестантского населения Шамбон-сюр-Линьон , а также многих католических священников, монахини и миряне католиков, спрятался еврейских детей в городе с 1942 по 1944 год в Италии и Бельгии многие дети выжили в подполье.

В Бельгии христианская организация Jeunesse Увриер Chrètiene спрятался еврейских детей и подростков при поддержке королевы-матери Елизаветы Бельгии.

В ночь на 10 ноября 1938 года тысячи синагог и еврейских предприятий по всей нацистской Германии и части Австрии были сожжены или разрушены. Это трагическое событие известно в истории под названием Хрустальная ночь, или Ночь разбитых витрин. Как минимум 91 еврей погиб, а десятки тысяч были взяты плен, чтобы позже отправиться в концентрационные лагеря. Это событие стало началом одного из самых страшных геноцидов в мировой истории - холокоста.

В ответ на действия нацистов британские евреи и квакеры подали экстренную апелляцию премьер-министру Невиллу Чемберлену с просьбой о разрешении временного ввоза в страну еврейских детей без родителей и других сопровождающих.

Законопроект был принят в срочном порядке. В течение нескольких дней в Германию и Австрию были направлены представители британского сообщества, чтобы организовать безопасный переезд для детей-евреев, подвергшихся риску преследования. В СМИ спасательную операцию окрестили «Киндертранспорт».

11 января 1939. Наставник в лагере для беженцев Доверкорт звонит в колокол, оповещая о начале обеда.

25 ноября британские граждане услышали по радио BBC призыв от Херберта Сэмюэла временно взять на попечение еврейских детей. Вскоре поступило около 500 предложений, а волонтеры RCM начали посещать потенциальные приемные дома и составлять отчеты об условиях проживания.

Спустя три недели после Хрустальной ночи первая группа из 196 еврейских детей, в основном из сожженных приютов Берлина, прибыла в Великобританию. В ближайшие 9 месяцев, до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года, в Соединенное Королевство было переправлено почти 10 000 детей от 3 до 17 лет, оставшихся без родителей или опекунов, из Германии, Австрии, Польши и Чехословакии.

1939 год. Временные документы для беженцев «Киндертранспорта».

Декабрь 1938. Еврейка немецкого происхождения.

Декабрь 1938. Беженцы прибыли в места временного проживания.

Декабрь 1938. Первый ланч беженцев в прибрежном лагере Доверкорт.

Декабрь 1938. Дежурные во время ланча в лагере Доверкорт.

Декабрь 1938. Еврейский мальчик звонит в колокол, чтобы объявить начало обеда.

Декабрь 1938. Обед на территории лагеря отдыха Доверкорт.

Декабрь 1939. Беженцы отдыхают после прибытия в лагерь Доверкорт.

24 марта 1939. Эти четверо ребят и еще 250 беженцев прибыли в Саузэмптон на лайнере «Манхэттен».

Январь 1939. 11-летний Отто Буш вместе со своей приемной семьей - мистером и миссис Гест.

Детей размещали в приемных семьях, которые они должны были покинуть после окончания войны, чтобы вернуться домой. Многие из них никогда больше не видели своих родных.

Среди детей, спасенных во время операции «Киндертранспорт», были будущие нобелевские лауреаты: астрофизик Арно Пензиас, физик Вальтер Кон - и многие другие, кто, несмотря на то, что потерял дом и семью, стал выдающимся политиком, ученым или художником.

16 февраля 1939 года. Беженцы играют на ферме Дэйн-Корт, которую сэр Эдмунд Дэвис превратил во временный приют.

1939 год. Еврейские беженцы в Харрис-Хаус, Ланкашир. Дом закрыли в 1940 году, поскольку британские власти опасались угрозы безопасности для евреев старше 16 лет.

24 марта 1939 года. Беженцы прибывают в Англию на американском океанском лайнере «Манхэттен».

Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.

В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.

Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.

Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газовые камеры, из нескольких тысяч человек выжили меньше двадцати. Некоторые члены Зондеркоманды перед смертью закапывали свои свидетельства в банках. По иронии судьбы, выживание членов Зондеркоманды зависело от постоянного поступления новых еврейских заключенных в концентрационные лагеря

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.

На первых этапах уничтожения европейских евреев нацисты насильно переселяли их в гетто и придерживались политики непрямого истребления, лишая евреев основных средств к существованию. В самом большом Варшавском гетто в Польше каждый месяц умирало около 1% населения.

Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте.

В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

Слово «Холокост» происходит от греческого holo «целый, весь» и kaustos «горючий, сгоревший». Оно означает жертвоприношение животного, при котором все тело сжигается. Холокост также известен как Шоа, что в переводе с иврита означает «разрушение, уничтожение». Понятия «Шоа» и «Последнее решение» всегда относятся к уничтожению нацистами евреев, а нарицательное «Холокост» относится к устроенному фашистами геноциду в целом, в то время как «холокост» может означать массовое истребление любой группы людей любым правительством.

В период Холокоста были убиты примерно 220,000-500,000 цыган.

В отличие от других геноцидов, при которых жертвам часто удается избежать смерти, перейдя в чужую религию, живущее в то время еврейское поколение могло спастись только, если их бабушки и дедушки приняли христианство до 18 января 1871 года (до даты основания Германской Империи)

Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.

Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел.

Многие еврейские дети, которых спрятали в христианских семьях во время Холокоста, не догадывались о своем происхождении и оставались со своими приемными родителями. Некоторые дети настолько привязались к приемным родителям, что не хотели покидать их, чтобы воссоединиться с выжившими членами родной семьи.

В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек. Большинство людей в мире сначала отказывались верить советским отчетам об ужасах, увиденных там.

«Дети – жертвы Холокоста».

"Целый мир не стоит одной слезы ребенка"

Ф.М. Достоевский

История человечества полна трагических примеров. Многочисленные войны и конфликты сопровождают людей вот уже много веков и тысячелетий. В ходе этих вооружённых конфликтов противоборствующие стороны часто совершают военные преступления против гражданского населения. Но были в истории и более страшные времена. События второй мировой войны в Европе, когда дети становились узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней. Особенно эта трагедия коснулась детей еврейского народа. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, а в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост.

Холокост - слово греческое, означающее « всесожжение», «сожжение до конца». Проблема терпимого, то есть толерантного отношения к людям другой национальности существовала во все времена, актуальна она и в наше время. В различных частях мира и по сей день происходят войны из-за национальных противоречий, в ходе которых гибнет большое количество детей.

Мне кажется, человек, знающий культуру своего народа, историю, обычаи и традиции будет уважительно относится к людям другой национальности их традициям и обычаям. А разве так важно, какой национальности человек? Значительно важнее, какой перед тобой человек, каковы его моральные ценности, какие книги он читает, о чём он, наконец, мечтает, какие видит сны!

В тридцатые годы 20 века считавшийся как бы культурным и цивилизованным германский народ, поддавшись на пропаганду вождей

«Третьего рэйха» о превосходстве немецкой нации над другими народами, о национальной исключительности, развязал чудовищный геноцид против других наций, объявив их «недочеловеками» подлежащими полному уничтожению, в том числе детей.

Мы говорим о преступлениях нацизма на захваченных территориях европейских стран. Многие народы пострадали от фашистов: славяне, цыгане, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других. И только потому, что люди имели другой цвет кожи, говорили на другом языке, принадлежали к другой нации, религии и культуре:

6 миллионов человек еврейской нации было уничтожено, в том числе 1,5 миллиона детей. Страдания детей были невыносимыми. Лишённые детства, разлучённые с семьёй, они смотрели в лицо смерти, голоду, болезням, страху.

Катастрофа еврейского народа началась с 1933 года и продолжалась по 1945 год, то есть до разгрома фашистской Германии. В 1935г. были приняты изуверские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом к преследованию и уничтожению людей еврейской национальности.

Еврейские семьи заселяли в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в школы, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой

армии по чужим землям, специальные эсэсовские подразделения проводили операции по уничтожению евреев. Зачастую в считанные дни население целых городов и деревень бесследно исчезало, а значит, десятки и сотни тысяч евреев отправлялись в концлагеря.

В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В Освенцим, Треблинку, Майданек и другие концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона евреев.

В оккупированном фашистами Киеве в «Бабьем Яру» были убиты тысячи детей вместе с родителями. А также в Белоруссии, России и других захваченных советских территориях проходили массовые казни. Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней. Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«Бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей.

Сами по себе всплывают в памяти леденящие душу строки стихотворения

«Варварство» Муссы Джалиля.

Они с детьми погнали Матерей

И ямы рыть заставили,

А сами они стояли кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор

И хмурыми глазами окинул обречённых.

Мутный дождь шумел

В листве соседних рощ

И на полях одетых мглою.

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня.

НЕТ! Этого я не забуду дня.

Я не забуду никогда во веки!

Я видел плакали, как дети, реки,

Как в ярости рыдала мать земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи опустилось на поля.

В последний раз детей поцеловали.

В последний раз

Шумел соседний лес.

Казалось, что сейчас он обезумел,

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг,

Я видео мощный дуб свалился вдруг,

Он падал издавая вздох тяжелый,

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной

Ребёнок – мальчуган большой

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины-

Она смотрела ужаса полна,

Как не лишиться ей рассудка?

Всё понял, понял всё малютка

« Спрячь, Мамочка, меня не надо умирать»

Он плачет и,как лист,

Сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла ребёнка Мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

« Я, Мама, жить хочу, не надо, Мама,

Пусти меня, пусти чего ты ждёшь?»

И хочет вырваться из рук ребёнок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой,

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы живым тебя не закопал палач.

Терпи сынок, терпи,

Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее,

Тонкой летной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь

Гром грянул, ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

И сколько слёз горячих и горючих?

Земля моя – скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор т варварство такое?

Земля моя, враги тебя громят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами.

И пусть лучи его пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.

Что же такое фашизм?.. Фашизм, это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, плетью, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановится. Снегом присыплем… Вот ему и могилка до весны, »- вспоминает очевидец. Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали кровью. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирали по 150 человек. У ослабленных, полумёртвых детей в лагере систематически брали кровь.

Спросите у любого здравомыслящего человека, что может быть дороже детей? Что самое дорогое у любого народа? У любой матери, у любого отца? И вы услышите однозначный ответ: Дети!

Холокост- это осознанное уничтожение еврейского народа,а главное,– детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное нелюдями против невиновных людей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали детей живьем, истязали, унижали, сжигали. Эта трагедия показывает нам, что мир очень хрупкий, и зло может его разрушить, если молчать и не бороться, не противостоять злу, молчаливо созерцать страдания других. Главный урок Холокоста – Земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы и уважительны друг к другу. Многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно. Мы должны помнить о

страшных злодеяниях фашизма, это значит знать все об этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится. « Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации», - справедливо говорил академик Д. С. Лихачёв.

Холокост- это боль, страх, катастрофа и одновременно позор людей творивших и поддерживавших его. Порой кажется, что всё это осталось так далеко, что это было не в нашей с вами жизни, но это навсегда должно остаться в нашей памяти… Тема Холокоста - это всемирная боль! Человечество должно извлечь уроки из этой истории, чтобы она впредь никогда не повторилась!

Бебко Анастасия.

МКОУ Хуторская ООШ

Научный руководитель:

Быков Павел Михайлович

учитель истории

на участие в региональном этапе Международного конкурса

« Память о Холокосте- путь к толерантности»

    Название работы: « Дети – жертвы Холокоста» (эссе)

    Образовательная организация: МКОУ Хуторская ООШ, 9 класс.

    Научный руководитель: Быков Павел Михайлович, учитель истории

    Почтовый адрес: 457010, Челябинская область, Увельский район, село Хуторка, ул. Лесная, д.1-А

"Детская книга войны" с дневниками детей о Холокосте

После начала Второй мировой войны прошло уже почти 78 лет, и тем, кто был детьми в то страшное время, уже около 80 лет и более. Даже по меркам средней современной продолжительности жизни в Израиле (81 год для мужчин и 84 года для женщин) это поколение уходит в небытие. При этом надо учитывать и то, что из шести миллионов евреев, погибших в годы Холокоста, 1,2 миллиона составляли дети — это также снижает вероятность найти переживших Шоа в современном еврейском мировом сообществе.

Среди детей того времени, живущих в настоящее время, по понятным причинам бывших еврейских беженцев Второй мировой войны существенно больше, чем тех, кто оказались на территориях, оккупированной нацистами. Кончина в прошлом году бывших малолетних узников гетто и концлагерей лауреатов Нобелевской премии писателей Эли Визеля, Имре Кертеса и писательницы, "советской Анны Франк" Марии Рольник (Рольникайте) оставила горестный след в душах читателей их произведений о пережитых в гитлеровских застенках страданиях.

Мария Рольник подростком попала в еврейское гетто Вильнюса, а затем прошла через страшные испытания нацистских лагерей смерти. Дневниковые записи, которые она вела с 14 до 18 лет, заучивая их наизусть в Вильнюсском гетто и нацистских концлагерях, превратились после войны в книгу "Я должна рассказать", переведенную впоследствии на восемнадцать языков.

Одним из первых документов о судьбах еврейских детей войны была книга на идише "Детская мартирология" (мартирология — собрание сказаний о жизни и страданиях мучеников), опубликованная в 1947 году в Буэнос-Айресе издательством "Польское еврейство". Огромное количество документальных сведений о судьбах еврейских детей в гетто и концлагерях содержится в сборниках "Нюрнбергский процесс: преступления против человечности", представленных ныне в Интернете.

Нацисты еще до Второй мировой смогли консолидировать немецкий народ лозунгом "Одна раса, одно государство, один фюрер". Придя к власти в Германии, гитлеровцы уже на государственном уровне провозглашали, что немцы "в расовом отношении выше евреев", являющихся угрозой для так называемого "германского расового сообщества". Антиеврейская политика была частью плана немецкой консолидации, ее целью стало уничтожение еврейского народа. В нацистской пропаганде утверждалось, что между евреями и животными нет никакой реальной разницы. В итоге в ходе войны полицейскими формированиями, поддерживаемыми подразделениями вермахта, СС и коллаборационистами, были убиты миллионы еврейских мужчин, женщин и детей.

Между 1941 и 1944 годами нацисты депортировали с оккупированных территорий и из стран многих своих союзников по гитлеровской каолиции в гетто и в лагеря уничтожения миллионы евреев, где они были убиты в специально созданных для этого газовых камерах. У взрослых еще была небольшая вероятность спастись, будучи отобранными для принудительного труда на немецких предприятиях. Дети, особенно в возрасте до 12 лет, в основном не имели шансов быть использованными в качестве работников и выжить. Например, в Освенциме из 216 тысяч детей постарше, депортированных в лагерь, были отобраны для принудительного труда только 6700 подростков. К концу войны лишь от 6 до 11 процентов еврейских детей в Европе остались в живых.

Дети Варшавского гетто

Дети оказались первыми жертвами массовых нацистских преступлений. Именно с них началось уничтожение евреев в огромных масштабах "индустриальным способом". В "Протоколе Ванзее" от 20 января 1942 года записано: "Рейхсмаршал Геринг назначил Гейдриха уполномоченным по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе". На их совести — миллионы погибших людей: расстрелянных, повешенных, заживо сожженных, задушенных газом. Страшное воспоминание об их "заслугах" — пяти-шестилетние еврейские дети, которых гнали в газовые камеры, а они, пытаясь спастись, показывали на свои жалкие, худенькие кулачки и говорили: "Мы еще сильные, мы можем работать!" Испытываешь невольный ужас, читая документальное распоряжение нацистских палачей, приведенное на Нюренбергском процессе: детей бросать в печи крематория живыми, не затрачивая ресурсы на умерщвление! Из этих же документов узнаем, что общее количество евреев, убитых при помощи газа в Освенциме в период между апрелем 1942 и апрелем 1944 годов, составило более миллиона человек.

О том, какие методы воспитания немецкой молодежи применялись нацистскими преступниками, свидетельствует французская подданная Ида Вассо, директор существовавшего во Львове пансиона для престарелых французов. В период оккупации немцами города она имела возможность посещать львовское гетто. Из заявления этой француженки видно, что немцы воспитывали немецкую молодежь, тренируя молодых нацистов в стрельбе по живым целям — детям, которых специально отдавали организации гитлерюгенд в качестве мишеней.

Посылая детей на смерть в газовые камеры, их чаще всего отделяли от родителей. Януш Корчак, директор сиротского еврейского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на гибель детей. Он добровольно сопровождал своих воспитанников в газовую камеру, разделив их судьбу в лагере смерти Треблинка.

Среди 1,5 миллиона детей, уничтоженных нацистами и их пособниками-коллаборационистами, помимо более миллиона еврейских и десятков тысяч цыганских, были и немецкие, и польские дети с физическими и умственными недостатками. В качестве примеров могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; убийство по так называемой "программе эвтаназии" (практике прекращения жизни) в основном немецких детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями; расстрелы вместе с родителями детей на оккупированной территории Советского Союза.

Многие еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет), использованные в концентрационных лагерях на принудительных работах, гибли из-за тяжелейших условий труда. В гетто и концлагерях дети также умирали из-за отсутствия еды, одежды и крыши над головой. Были случаи гибели детей из-за ужасных условий в транзитных лагерях, откуда их отправляли в лагеря смерти. Врачи СС и медицинские "исследователи" в концлагерях использовали детей, прежде всего - близнецов, для медицинских экспериментов, в результате которых "подопытные" умирали.

Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что они непригодны для какой-либо полезной деятельности. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) порой приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию в лагеря смерти. Так, решение юденрата в Лодзи в сентябре 1942 года депортировать детей в центр убийства Хелмно было примером трагического выбора. Это сделали для выполнения требования нацистов об обеспечении определенного количества отправляемых на смерть евреев. У оставшихся в гетто взрослых все-таки было больше шансов остаться в живых в ужасных условиях.

Несмотря на уязвимость, некоторые дети умудрялись стать незаменимыми, доставляя с риском для жизни контрабандные продукты и лекарственные средства в гетто. Некоторые дети постарше участвовали как члены молодежного движения в деятельности подпольного сопротивления. Часть детей совершала побеги с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, в семейные отряды еврейских партизан.

Судьба детей Холокоста может быть представлена в виде ряда категорий: убитые по прибытии в лагеря смерти; уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах; рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их; дети старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и некоторых — как объекты для медицинских экспериментов и, наконец, убитые во время карательных или антипартизанских операций.

В рамках компании по "защите арийской крови" расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово настроенными немецкими семьями. Такие дети, чей внешний вид свидетельствовал о "расовой нордической крови", должны были быть похищены и подвергнуться процессу отбора. Зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для "возможной германизации". В то же время, если польские и советские женщины, угнанные на работу в Германию, имели сексуальные отношения с немцами (в основном по принуждению), в результате которых наступала беременность, их заставляли делать аборт или вынашивать ребенка в условиях, влекущих за собой смерть младенца в случаях, когда по мнению "расовых экспертов" ребенок имел недостаточно арийской крови.

После погрома "Хрустальной ночи" в ноябре 1938 года некоторые страны смягчили жесткие ограничения в отношении еврейских беженцев, особенно в отношении детей. Из-за невозможности получения виз для выезда в безопасные государства многие родители предпочитали спасать своих детей, отправляя их туда одних. Очень немногие из таких семей воссоединились после войны. "Детский транспорт" был неофициальным названием усилий по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей) между 1938 и 1940 годами. Тысячи были переправлены из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий Европы в Британию.

Один из таких спасателей детей — Николас Джордж Уинтон (1909-2015), который перед началом Второй мировой войны в конце 1938 года организовал спасение 669 детей (преимущественно еврейского происхождения) в возрасте от двух до семнадцати лет из оккупированной немцами Чехословакии, вывезя их в Великобританию. Уинтон происходил из семьи немецких евреев, принявших крещение. Он находил для детей приют с помощью его матери, живущей в Англии. Она подыскивала там семьи, готовые принять к себе еврейских детей.

Работа Уинтона в Праге заключалась в том, чтобы организовать выезд детям; для этого необходимо было согласие властей Нидерландов, через чью территорию осуществлялся транзит, и финансовые гарантии, без которых Великобритания не допускала их прибытие в страну. В течение многих лет он хранил тайну спасения детей, но в 1988 году жена Уинтона обнаружила его записную книжку 1939 года с адресами английских семей, принявших спасённых детей. В сентябре 1994 года Николас Уинтон получил благодарственное письмо от президента Израиля Эзера Вейцмана. Еврейское происхождение Уинтона стало препятствием в присвоении ему израильского звания "Праведника мира", хотя он и являлся христианином. Такое звание, согласно статуту, присуждается только неевреям, которые спасали

Еврейские дети из Германии, прибывшие в Англию после "Хрустальной ночи"

евреев в годы нацистской оккупации Европы.

Среди праведников мира особое место занимает подвиг Ирены Сендлер (1910-2008) — польской активистки движения Сопротивления, спасшей 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. Будучи сотрудницей варшавского Управления здравоохранения и членом Совета польской подпольной организации помощи евреям ("Жегота"), Ирена Сендлер часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Она, используя свое служебное положение и своих единомышленников, смогла вывезти из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в монастыри, в польские детские дома и семьи. Маленьким детям давали снотворное, помещали в небольшие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, мешки и корзины, детей постарше прятали под брезентом в кузовах грузовиков и вывозили на машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства.

Ирена Сендлер

20 октября 1943 года она была арестована по анонимному доносу. После пыток её приговорили к смерти, но праведницу спасли подкупленные охранники, которые сопровождали её к месту казни. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. После войны она раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их в комитет польских евреев. Сирот поместили в еврейские детские дома. Позже значительную их часть переправили в Палестину. В 1965 году израильский музей Холокоста "Яд ва-Шем" присудил Ирене Сендлер звание Праведника мира.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, а иногда и других членов семьи, рискуя жизнью. Во Франции почти все протестантское население небольшого городка Шамбон-сюр-Линьон с 1942 по 1944 годы массово участвовало в укрывании еврейских детей. Так же поступали католические священники и католическое население в Италии и Бельгии.

Приведем письменное показание под присягой, данное в Лондоне доктором Рудольфом Кастнером, бывшим функционером венгерской сионистской организации: "В отношении венгерских евреев в Освенциме применялись следующие правила: дети не старше 12 или 14 лет, старики старше 50 лет, а также больные и люди, привлекавшиеся за совершение уголовных преступлений, сразу по прибытии отправлялись в газовые камеры. Новорожденных еврейских детей уничтожали немедленно".

В 1944 году в лагерь Освенцим-Биркенау стали в большом количестве прибывать еврейские дети из Италии и Франции. Все они были больны, страдали от голода, плохо одеты, часто - и без обуви, не имели возможности даже умываться. Во время варшавского восстания в лагерь привезли заключенных детей из Варшавы. Они были помещены в отдельный барак. В лагерь также доставили детей из Венгрии, которые работали вместе с ровесниками из Польши. Всех этих детей использовали для самых тяжелых работ. Они должны были перевозить на тележках из одного лагеря в другой уголь и другие тяжелые грузы, работали также при разборке бараков во время ликвидации лагеря. В январе 1945 года все были эвакуированы и должны были идти пешком в Германию в тяжелых условиях, под обстрелом эсэсовцев, без пищи, проходя около 30 километров в день. Дети подвергались той же системе унижения, что и взрослые, причем голод доводил до того, что они искали среди помоев и грязи картофельную шелуху.

В очерке "Лагерь уничтожения" (газета "Красная звезда" с 10 по 12 августа 1944 года, в трех номерах) специального корреспондента газеты популярного поэта военных лет Константина Симонова читаем его впечатление от посещения концлагеря Майданек в момент его освобождения: "…Барак с обувью. Длина 70 шагов, ширина 40, набит обувью мертвых. Обувь до потолка… Самое страшное — десятки тысяч пар детской обуви. Сандалии, туфельки, ботиночки с десятилетних, с годовалых…"

Многие еврейские дети из Польши, спасаясь с родителями от нацистской оккупации и гибели, оказались на территории СССР после сентября 1939 года. В 1942 году польское правительство в изгнании и руководство СССР достигли соглашения об эмиграции польских беженцев, среди них оказались около тысячи еврейских детей. В феврале и августе 1943 года они были отправлены через Тегеран в подмандатную Палестину. Выжившие еврейские дети из Румынии, находившиеся в гетто Транснистрии в годы войны, были возвращены в Румынию в декабре 1943 года и затем отправлены в Палестину.

После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц. Многие из них вместе со взрослыми, выжившими в Холокосте, отправлялись в западные зоны оккупированной Германии, а оттуда — в еврейские поселения в Эрец-Исраэль. В рамках движения "Алият а-ноар" (ивр. — "Молодежная алия") тысячи евреев репатриировались в еврейские поселения, а позже, после образования в 1948 году еврейского государства, в Израиль.

Из еврейских детей, которые подвергались преследованиям со стороны нацистов и их союзников, лишь небольшому числу уцелевших удавалось писать дневники, которые дошли до наших дней. Они отражают всю горечь потери дома, языка и культуры; разрушительное отделение от семьи и друзей, проблему приспособления к жизни в незнакомом и страшном окружающем мире. Дети, спасшиеся на оккупированных территориях, в основном скрывались в убежищах в течение многих месяцев. Были дети и подростки, которые выдавали себя неевреями по сомнительным фальшивым документам, используя внешнее сходство с местным населением. Они были вынуждены быстро приспособиться к новой идентичности и окружающей среде. Научились откликаться на фиктивные имена, избегали языка или манер, которые могли бы указать на их происхождение. Поскольку из выживших еврейских детей часть была спрятана отдельными лицами или религиозными учреждениями с верой, отличной от иудейской, эти дети и подростки научились читать молитвы чуждой им религии, чтобы предотвратить подозрения взрослых. Одного неверного слова или жеста могли быть достаточными, чтобы поставить под угрозу жизнь как ребенка, так и его спасателей. Эти дети и те, кто их укрывал, жили в постоянном страхе, даже их голоса или топот порой могли вызвать подозрение соседей. Дети в своих дневниках описывали мучительные пути бегства, трудности, связанные с поисками безопасного убежища, постоянное чувство страха быть пойманными. Подростки пытались скрыться от немецких властей на чердаках, в бункерах и подвалах по всей Восточной и Западной Европе, их воспоминания отражают проблемы их выживания в таких условиях.

Дневники детей и подростков эпохи Холокоста зачастую затрагивают такие темы, как природа человеческих страданий и борьба с отчаянием. Их воспоминания предоставляют читателям страшный мир детей, которые жили и умирали во время Катастрофы. Дневники Анны Франк стали одной из самых читаемых книг в мире, превратив его автора в символ сотен тысяч еврейских детей, погибших во время Холокоста.

Понятно, что выжившие малолетние узники были полностью лишены детства, что всю оставшуюся жизнь жуткие воспоминания, горечь потерь и болезни, связанные с лишениями в детстве, постоянно отравляли им существование. Советское государство игнорировало проблемы еврейского населения, пережившего Холокост. Пребывание взрослых евреев в гетто и концлагерях часто расценивалось как предательство. В силу этого после войны даже бывшие малолетние узники никогда не упоминали о своем пребывании в гетто и концлагерях в разговорах с нееврейскими сверстниками. Сама тема Катастрофы находилась под негласным запретом, в основном воспевалась дружба народов в годы испытаний войны, хотя это не всегда соответствовало действительности…
Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ