Мать Тереза: биография и деятельность калькуттской святой монахини. Армянские корни матери терезы Чем была известна мать тереза

Мать Тереза – католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестер – миссионерок любви, занимающихся служением нищим и больным людям. В 1979 г. мать Тереза удостоилась Нобелевской премии мира.

В 2016 г. католическая церковь причислила мать Терезу к лику святых. Ее имя стало нарицательным и используется, когда речь заходит о коком-либо виде помощи или проявлении любви.

Но давайте рассмотрим главные события матери Терезы и узнаем, кем она была на самом деле, и так ли все однозначно в ее репутации.

Биография матери Терезы

Мать Тереза (наст. имя Агнес Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. Она воспитывалась в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Кроме нее в семействе Бояджиу родились девочка Агата и мальчик Лазар.

Родители матери Терезы являлись ревностными католиками, в связи с чем будущая монахиня с ранних лет была знакома со священными книгами и традициями католицизма.

Их семья часто ходила в церковь, а также принимала в своем доме нищих, которым старалась помочь тем или иным образом.

Детство и юность

Когда глава семейства был убит в 1919 г., Дранфиле пришлось одной воспитывать троих детей. Мать занималась шитьем одежды, что позволяло ей в полной мере обеспечивать дочерей и сына всем необходимым. Более того, позже она решилась приютить у себя еще 6 сирот.

В 12-летнем возрасте мать Тереза начала мечтать о монашеской жизни, а также о переезде в , где она бы смогла помогать нищим и больным людям.

Мать Тереза в молодости

Религиозная жизнь

В возрасте 18 лет девушка отправилась в , вступив там в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. она приняла постриг, выбрав имя Тереза, в честь святой монахини-кармелитки Терезы.

Вскоре мать Тереза получила направление в Калькутту, где около 20 лет преподавала в женской католической школе. Позже она начала оказывать помощь нуждающимся людям. В 1948 г. женщина образовала монашескую конгрегацию сестер.

Члены этой общины безвозмездно помогали малоимущим людям, независимо от их национальности и цвета кожи. Также они основывали детские дома, учебные заведения и госпитали для малоимущих слоев населения. Положением на сегодня монашеская конгрегация имеет около 400 филиалов в сотнях стран мира.

В 1973 г. мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии. Спустя 6 лет она удостоилась Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

В своих интервью мать Тереза признавалась, что свое служение людям она совершает благодаря вере в Бога. Однако согласно некоторым источникам, монахиня неоднократно испытывала сомнения в истинности своих религиозных убеждений. Более того, она сомневалась в существовании Бога.

Как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком, вплоть до самой смерти «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии».

Критика

По мнению авторитетных канадских ученых, больницам матери Терезы перечислялись миллионы долларов, при этом пациенты не получали достойной медицинской помощи. Монахиня повторяла, что больные люди должны испытывать такие же муки, как и Христос во время распятия.

В отчете, напечатанном в немецком издании «Stern», говорилось, что в 1991 г. только 7 % пожертвований, поступивших на счет общины матери Терезы, пошли на благотворительность.

Когда в 1963 г. в Скопье, где родилась мать Тереза, произошло , унесшее тысячи жизней, она не захотела оказывать пострадавшим финансовую помощь.

Во время стихийных бедствий в Индии, от которых серьезно пострадали сотни тысяч индусов, мать Тереза призывала всех обращаться Богу, ни разу при этом не пожертвовав ни цента. Специалисты подозревали ее в сотрудничестве с политиками, а также отмывании денег, проходивших через ее руки.

Известная всему миру монахиня являлась весьма жестким и в какой-то мере циничным человеком, считая, что больные люди должны подвергаться страданиям. Она даже выступала против применения обезболивающих препаратов.

В приютах ордена нередко наблюдалась удручающая атмосфера. Здания были грязными и плохо оборудованными. Пациенты недоедали, а также страдали от нехватки медикаментов. При этом мать Тереза владела огромными средствами, которых бы с лихвой хватило для покрытия всех расходов.

Мать Тереза неоднократно называла свои приюты «Домами для умирающих», тогда как сама лечилась в элитных европейских и американских клиниках.

Когда в 90-х годах прошлого века в разных регионах мира участились землетрясения, монашеский орден матери Терезы практически не участвовал в благотворительности.

Например, когда мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что помогла 36 000 жителям Калькутты, тщательная проверка показала, что помощь получило менее 700 человек.

Одним из самых активных критиков матери Терезы был британский журналист Кристофер Хитченс. В своих статьях он разоблачал действия монахини, уличая ее в лицемерии и причастности к коррупции. В частности, ему принадлежит фраза о том, что мать Тереза являлась другом бедности, а не бедных.

Последние годы и смерть

В 1984 г. в ходе визита к папе римскому Иоанну Павлу 2 у матери Терезы произошел инфаркт. Через 5 лет случился 2-й инфаркт, после чего ей вживили кардиостимулятор. В 1991 г. после борьбы с пневмонией она по-прежнему имела проблемы с сердцем.

Весной 1996 г. мать Тереза сломала ключицу, после чего заболела малярией. В результате ей пришлось прооперировать сердце, однако это не дало желаемого эффекта.

Монахиня решила пройти серьезный курс лечения в элитной калифорнийской клинике, где было самое новое оборудование, и где работали лучшие американские медики. В начале 1997 г. она оставила должность руководителя Ордена милосердия, поскольку была очень слаба.

Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте в возрасте 87 лет. За свои заслуги она была удостоена многих престижных наград. В память о ней установлено немало памятников и снято несколько документальных и художественных фильмов.

Канонизация

В 2003 году мать Тереза причислена католической церковью к лику блаженных, а 4 сентября 2016 года – канонизирована (причислена к лику святых).

Теперь она известна, как Святая Тереза Калькуттская.

При этом ее деятельность до сих пор критикуется биографами и другими исследователями в связи с сомнительными политическими связями, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения.

Теперь вы знаете, кто такая мать Тереза, и чем примечательна ее биография. Если вам понравился данный пост – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

5 сентября 1997 года все газеты сообщили, что матери Терезы больше нет. Она умерла от остановки сердца, оставив после себя только два сари, Библию, молитвенник, несколько дневников и карандашей. Мать Тереза не доделала столько дел…

Узнав о гибели принцессы Дианы 1 сентября, мать Тереза сказала: "Я не всегда понимаю пути Господни. Наверное, эта трагическая утрата значит гораздо больше, чем мы можем предположить". Она умерла от болезни сердца через четыре дня.

Мать Тереза намеревалась произвести молитву за упокой души леди Дианы. Прощание с принцессой должно было состояться в соборе Святого Томаса в субботу 6 сентября, но до субботы мать Тереза не дожила один день. Утром 5 сентября она написала послание сестрам, братьям, отцам, миссионерам. Письмо оставалось только подписать…

Мать Тереза страдала болезнью сердца уже много лет. Впервые она попала в госпиталь с сердечным приступом в августе 1983 года. В 1989 году последовал еще один, гораздо более серьезный, сердечный приступ. Именно тогда врачи вживили ей электронный стимулятор сердца. В1990 году мать Тереза почувствовала себя настолько плохо, что должна была отказаться от должности главы ордена сестер милосердия. Ватикан искал новую кандидатуру, но так и не нашел. И мать Тереза, подлечившись, продолжила свою работу. 1991 год - снова госпиталь, на этот раз - кардиологический центр в Калифорнии. В1993 году во время поездки в Рим мать Тереза сломала три ребра, этот случай окончательно подорвал здоровье монахини.

С августа 1996 года она лежала в больнице шесть раз. Она просила докторов, чтобы ей дали спокойно умереть. "Я не могу пользоваться дорогостоящим медицинским обслуживанием, когда миллионы моих подопечных лишены такой возможности",- говорила мать Тереза. Она никогда не принимала обезболивающих препаратов, считая, что испытывать боль - значит приносить жертву Христу.

Монахини ордена милосердия, как могли, старались оберегать хрупкое здоровье матери Терезы. Ее любимым временем суток было утро. Утренняя месса начинается в 6 утра. Каждый вечер мать Тереза ставила будильник на 4. "Я хочу проснуться первой, чтобы увидеть Иисуса",- говорила она. Сестры просили ее поберечь себя, не вставать так рано. Им приходилось даже прятать будильник, чтобы мать Тереза поспала подольше. Когда она умерла, одна из монахинь сказала: "Теперь ей не нужен будильник, чтобы успеть увидеть Иисуса, Она сама отправилась к Нему. Теперь они навсегда вместе".

Похороны матери Терезы были величественны и помпезны. В Индии был объявлен всенародный траур. Так здесь хоронили только президентов и премьер-министров. Сама мать Тереза предпочла бы, наверное, скромную церемонию. Но друзья прославленной монахини, католическая Церковь и индийские власти настояли на том, чтобы похороны прошли с максимальными почестями.

В первые же часы после смерти тело матери Терезы было забальзамировано, но калькуттская 40-градусная жара и стопроцентная влажность все же давали основания для беспокойства. Мать Тереза умерла в штаб-квартире ордена сестер милосердия, поэтому сначала ее тело поместили в маленькую часовню при ордене. Там, в окружении живых цветов и молящихся монахинь, гроб простоял всего сутки. Часовня была слишком мала и не подходила для церемонии прощания.

Ранним воскресным утром 7 сентября гроб с телом прославленной монахини был перевезен в собор Святого" Томаса. Люди начали собираться у собора еще до рассвета, и к тому времени, когда гроб прибыл, часовню собора окружала толпа. Индийские касты и привилегии принимались во внимание даже здесь. Политики и высокопоставленные чиновники подъезжали к собору Святого Томаса на больших белых машинах и проходили в часовню через отдельный вход. Студенты, владельцы магазинов и лавок, дети, женщины терпеливо ждали, когда подойдет их очередь и можно будет хотя бы на несколько минут войти в часовню, чтобы проститься с матерью Терезой.

Собор Святого Томаса посетил премьер-министр Индии И.К. Гуджал. Он сказал, что мать Тереза была человеком, который посвятил свою жизнь бедным Индии. Именно И.К. Гуджал настоял на том, чтобы мать Терезу похоронили с почестями, которых в Индии удостаиваются только главы государства. Премьер-министр написал стихи, посвященные матери Терезе, в которых назвал ее "апостолом любви к человечеству".

Стеклянный гроб с телом матери Терезы находился в соборе Святого Томаса в течение целой недели, а затем был перевезен на стадион "Натаджи Индоор", где состоялась церемония похорон. Более миллиона человек вышли на улицы Калькутты, когда тело матери Терезы перевозили на стадион.

Гроб, покрытый национальным флагом Индии, везли по городу на том же орудийном лафете, на котором когда-то хоронили Махатму Ганди и Джавахарлала Неру - первого премьера независимой Индии. За гробом шла толпа длиной в семь километров. Под звуки траурного марша гроб с телом матери Терезы плыл по калькуттским улицам. В почетном кортеже были 12 монахинь, которые помогали матери Терезе создавать орден сестер милосердия в 1950 году.

На похороны приехала племянница покойной монахини Аги Бояджиу. Она сказала, что впервые увидела свою тетю, уже будучи двадцатилетней, но после они часто виделись в Риме, куда мать Тереза приезжала по делам ордена. "Я никогда не думала, что ее так почитают во всем мире, - сказала мисс Бояджиу. - Для меня она всегда была просто тетей".

Босоногие бедняки, знаменитые киноактеры и государственные мужи плакали и молились у гроба матери Терезы "Мать Тереза, мы никогда тебя не забудем!" - листок с такой надписью висел на шее у маленького мальчика. Ребенок горько плакал, слез было так много, что его самодельный плакатик совсем промок и буквы на нем расплылись.

Обитателям домов милосердия не разрешили прийти на стадион, чтобы попрощаться с матерью Терезой. Они наблюдали за церемонией по телевизорам, взятым напрокат. Многие из них смотрели телевизор впервые в жизни.

Мать Терезу похоронили во дворе штаб-квартиры ордена сестер милосердия, расположенной неподалеку от городских трущоб. При погребении присутствовали только близкие друзья покойной, несколько монахинь и высокопоставленные религиозные деятели из Индии и других стран, Вокруг "Дома Матери" собрались тысячи людей, чтобы хотя бы мельком увидеть, что происходит внутри. Мать Тереза была любима жителями Калькутты, почитаема за заботу о бедных, бездомных и брошенных. Эти люди уже давно считали ее святой.

Ватикан объявил, что потребуется по меньшей мере пять лет, чтобы решить, причислять ли мать Терезу к лику святых. В течение этих лет Церковь будет внимательно изучать жизнь матери Терезы и ее труды, чтобы не допустить ошибки. "Мы должны быть уверены, что эти труды находятся в полном соответствии с учением Христа", - заявил представитель Ватикана.

Однако многие священники, не дожидаясь официального решения, уже провозгласили ее святой. Так сделал, рискуя навлечь на себя недовольство папы римского, кардинал Нью-Йорка Джон О"Коннор. "Мы потеряли женщину, которая была в ореоле святости, как никто другой на свете", - сказал он.

Папа Иоанн Павел II не пытался скрыть слез, когда говорил о матери Терезе. Он назвал ее жизнь одним из величайших событий этого века. Американские мормоны назвали ее источником вдохновения для всего мира. Президент Ирана объяснил причину ее величия тем, что она возвратила достоинство и уважение падшим, черпая силы в своей искренней вере. Русская православная церковь особо отметила, что милосердие почившей монахини Терезы не знало границ, национальностей и рас: для нее всякий человек носил образ и подобие Божие. А глава армянской церкви сказал, что "она действительно была матерью для многих обездоленных людей".

"Мать Тереза была единственным человеком на Земле, который смел в какой угодно аудитории говорить о своем неприятии абортов. Даже папа римский не мог себе такого позволить, - говорит одна из сестер ордена милосердия. - Когда Иоанн Павел II обличал аборты в выступлении на специальной конференции ООН, он много цитировал мать Терезу. Видимо, ему так было удобнее".

Как только стало известно о смерти матери Терезы, в адрес миссий ордена сестер милосердия в разных странах стали приходить телеграммы и письма с соболезнованиями:
"Искренние соболезнования от жителей Бангалора (Индия) по случаю кончины нашей Матери Терезы. Она была Матерью каждого человеческого существа, Матерью бедных, Матерью больных, Матерью одиноких, Матерью нерожденных".
"Мать Тереза была бриллиантом в короне Индии. Она была живой святой. Сейчас она отправилась к Богу, чтобы молиться там за тех, для кого она жила и работала на земле".
"Она была послана в наш скорбный мир, чтобы одаривать милосердием больных, утешать безнадежных, кормить голодных, провожать в последний путь умирающих. И учить нас и тех, кто придет после нас, как следует отвечать на любовь, дарованную Богом человечеству".

Мать Тереза – католическая монахиня, известная своим милосердием по отношению к нуждающимся в помощи людям.

В XXI веке женщина была причислена к лику блаженных и святых. Биография матери Терезы (настоящее имя – Агне́с Го́ндже Бояджи́у) полна удивительных историй: многие люди боготворили монахиню, однако были и такие, кто обвинял ее во лжи. Некоторые факты из жизни святой до сих пор скрыты для нас завесой тайны, что вызывает повышенный интерес к личности великой женщины.

Краткая биография

Будущая всемирно известная святая родилась в Македонии. Дата ее рождения – 26 августа 1910 года. Судьба девочки была предопределена еще в детстве: ее родители почти все свое время посвящали служению Богу. Мать Дранфиле и отец Никола воспитывали детей согласно религиозным канонам и приучали их помогать нуждающимся: бедных людей радушно принимали в доме семьи Бояджиу.

Когда девочке исполняется 9 лет, ее отец погибает во время нападения на их деревню. Дранфиле продолжает воспитывать детей одна. Несмотря на материальные трудности и большую загруженность работой, женщина в дальнейшем взяла в своей дом шестерых детей-сирот. Дочь всегда восхищалась делами своих родителей, их добрые поступки вдохновляли ее, поэтому с 12 лет она начала мечтать о церковной стезе.

В 18 лет Агнес едет в Ирландию и вступает в монашеский орден. Уже в 21 год она принимает постриг. Агнес была вдохновлена служением монахини Терезы из Лизье, поэтому взяла себе имя в ее честь. Вступив на путь служения Господу, девушка отправляется в Калькутту обучать учениц женской школы Святой Марии.

Тереза в молодости начинает проявлять активную жизненную позицию и оказывать поддержку нуждающимся, одновременно собирая вокруг себя единомышленников. В 1948 году, в возрасте 38 лет, монахиня создает общину, название которой известно и по сей день – «Сестры миссионерки любви».

Служительницы создавали условия для развития и комфортной жизни детей: они строили школы и приюты. Больницы этого сообщества принимали любого человека, не обращая внимания на его религию и национальность. Уже через 18 лет община раздвигает свои границы, отделения начинают открываться в других странах. В настоящий момент около полумиллиона филиалов общины работает по всему миру.

С 1984 года у матери Терезы начались серьезные проблемы со здоровьем. Она пережила несколько сердечных приступов, переболела пневмонией, малярией. В 90-е годы современная медицина пыталась спасти здоровье монахини. Она проходила лечение в Калифорнии, помимо традиционных методов над ней проводился ряд обрядов для изгнания дьявола, которые в итоге не возымели эффекта. Архиепископ из Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза считал, что ухудшение самочувствия могло быть связано с вселением в тело Терезы злого духа.

В марте 1997 года мать Тереза поняла, что больше не может выполнять обязанности руководителя ордена, поэтому покинула свой пост. В первый день осени умерла при трагических обстоятельствах английская принцесса Диана. Монахиня была опечалена произошедшим и пообещала произнести молитву за упокой ее души 6 сентября, однако 5-го числа сердце матери Терезы остановилось и она не успела реализовать задуманное.

Похороны святой были масштабными. Смерть всеобщей любимицы вызвала шок, в Индии был объявлен траур. Проститься с матерью Терезой можно было в течение 7 дней: прозрачный гроб из стекла с ее телом находился в соборе Святого Томаса. К нему приходили как простые люди, так и известные актеры и политические деятели. Похоронена монахиня во дворе штаб-квартиры своего ордена.

Учение монахини

Мать Тереза Калькуттская говорила, что человек должен относиться к людям так же, как и к Господу. Именно это позволит ему выразить любовь к Всевышнему и жить в гармонии. Монахиня создала правила, которые позволяли бы человеку поступать правильно, – их назвали «10 заповедей матери Терезы».

Сама монахиня жила, беспрекословно следуя своим канонам. Заповеди матери Терезы просты для понимания и очень похожи на современные нормы морали, которые нам прививают с детства родители. Святая призывала воспитывать в себе такие качества, как:

  • Прощение.
  • Доброта.
  • Целеустремленность.
  • Откровенность.
  • Упорство.
  • Умение радоваться каждому дню.
  • Умение дарить добро окружающим.
  • Щедрость.
  • Следование своей миссии.
  • Служение Господу.

Тереза рекомендовала каждому человеку перестать думать о том, чего у него нет. По ее мнению, мы тратим слишком много времени на размышления о будущем и о материальных благах. Это забирает нашу энергию и ощущение счастья. Для того чтобы чувствовать радость жизни, необходимо помогать нуждающимся – именно в этом предназначение человека. Мир начинается с наших поступков – вот что она пыталась доказать своими делами и речами.

Немаловажно и то, что мать Тереза удостоена престижной награды, ей была присвоена Нобелевская премия мира – награда, которая дается за вклад в укрепление мира. 11 декабря 1979 года монахиня прочитала свою лекцию, традиционную при получении этой награды. В первую очередь она поблагодарила Господа за свершившееся, а также рассказала слушателям о ценностях жизни и преимуществах служения нуждающимся.

Критика монахини

Несмотря на то что для большинства людей несомненным авторитетом является мать Тереза, биография ее полна и провокационных, сомнительных фактов. Зачастую общественность критиковала монахиню, обвиняла ее в связи с преступниками и в краже доходов ордена. Однако по сей день данные факты до конца не доказаны, и правда о матери Терезе остается неясной.

Многие авторы утверждают, что мать Тереза входила в круг общения диктаторов и мошенников. В числе ее знакомых были Жан-Клод и Мишель Дювалье – правители Гаити, которые разграбили страну. Удивительно, но монахиня называла их поведение достойным – подобное положение дел было благоприятным для бедных слоев населения.

Другом Терезы также был Чарльз Киттинг, известный своим судебным скандалом. Его обвиняли в рэкете и мошенничестве, в то время как он выступал как борец с порнографией. Известно, что огромные суммы денег хранились на счетах мужчины, откуда часто поступали переводы на счет Терезы.

Когда Чарльза посадили в тюрьму, монахиня написала письмо с прошением о его освобождении, однако это не возымело действия на прокурора. В ответ он потребовал вернуть деньги, что были нечестным путем получены от обманутых людей и направлены в ее фонд. На это письмо мать Тереза никак не отреагировала.

Считается, что мать Тереза была аполитична, однако это не так. Она придерживалась правых политических взглядов и выступала за запрет абортов, разводов и контрацепции. Монахиня называла СПИД справедливым наказанием за разгульную сексуальную жизнь — такая мысль была ей навеяна современными для того времени политическими взглядами. Начинают появляться первые критические замечания в адрес монахини.

Многие авторы также отмечают несоответствие сумм, которые жертвовались в фонд, и качества помощи, которую предоставляли клиники Терезы. Иглы в шприцах могли использовать несколько раз, промывая их водой между применениями. Умирающим от тяжелых заболеваний зачастую предлагали только аспирин. В клиниках не было современного оборудования, поэтому пациенты часто умирали, не получив помощи.

Низкое качество оказываемых услуг подтверждает и поступок самой монахини – заболев, она выбирает для госпитализации современную клинику, а не свою больницу. Сама Тереза часто отмечала, что страдания необходимы человеку, они делают его лучше. Возможно, именно поэтому она не стремилась улучшить свои больницы.

Критике также подвергается тайное крещение в католическую веру умирающих людей в клиниках Терезы. Мусульмане и индуисты, находясь в тяжелом состоянии, принимали новую веру, даже не осознавая полностью происходящего. Таким образом монахиня насильно обращала людей в свою религию.

В подобных поступках обвиняли мать Терезу, разоблачение ее, однако, никогда не было открытым и массовым. Защитники Терезы объясняли происхождение подобных слухов завистью и злыми сердцами людей.

Краткая биография позволяет осветить лишь некоторые факты из жизни монахини. Более подробную информацию можно узнать в Википедии либо прочесть книги самой матери Терезы. Автор: Екатерина Липатова

Мать Тереза - калькуттская монахиня, основательница первого хосписа. Она была родным человеком для многих обездоленных детей, маленьких инвалидов и сирот. Невысокая, сухонькая и улыбчивая старушка, посвятившая всю себя служению нищим, увечным и обездоленным людям.

Сестра милосердия считала своим долгом служить человечеству, а ее помыслы и высказывания до сих пор можно прочитать не только в многочисленных произведениях, но и в перечне меню индийских ресторанчиков, на стенах основанных ею приютов и домов для умирающих людей.

Детство Агнес

Детство Агнес было очень счастливым. Домашние называли ее Гонджа, что с албанского языка переводится как «бутон цветка». Семья была зажиточной. Мама была прилежной католичкой, она старалась приобщать детей к делам церкви, вместе с ними ходила на службы, помогала больным и нуждающимся.

Агнес очень нравилось бывать в церкви, там она предавалась молитвам и пела в местном хоре. Будущая монахиня умела играть на мандолине и часто посещала общину ордена Святой Девы Марии в Скопье. Она служила переводчиком католическому священнику, который не владел местным языком, много читала о хорватских и словенских миссиях в индийских провинциях. Каждый год совершала паломнические поездки в Черногорию, где неожиданно у иконы Пресвятой Девы Марии ощутила потребность служить Богу.

Происхождение и рождение

Родилась в албанском городе Скопье 26 августа 1910 года, принадлежавшим в то время Оттоманской империи. В последующем город входил в состав федеративного государства Югославии. В настоящий момент - это столица Македонии. Ее родители были прихожанами католической церкви, хотя большинство албанцев той местности исповедовали ислам.

Семейство Бояджиу обосновалось в городке в самом начале двадцатого столетия. Глава семьи - Никола Бояджиу имел долю в крупной строительной фирме и успешно торговал. Состоял в муниципальном совете, знал иностранные языки, интересовался политикой и много путешествовал. Мама, Дранафиле Бернаи, была красавицей, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей.

Семья

Кроме маленькой розовой толстушки Агнес в семье было двое старших детей - брат Лазарь и сестра Агата. Дети были очень дружны между собой, много играли вместе и проказничали. В 1919 году пришла беда - при загадочных обстоятельствах погиб отец. Он был активистом албанского освободительного движения, выступал за присоединение Скопье к Албании.


Юношеские годы и молодость

Лазарь получил стипендию и уехал учиться в Австрию, Агата поступила в частное учебное заведение, а Агнес - в государственное. Училась она прилежно. В 1928 году закончив обучение, Гонджа решила стать миссионеркой-проповедницей в Индии. В принятии такого сложного и важного решения на нее оказало общение с братством Святой Девы Марии - общине, помогавшей нищим и обездоленным людям. Единственной возможностью воплотить мечту в реальность было вступление в объединение ирландских миссионерок.

Ей необходимо было поехать и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший отделение в Индии. На вокзале собралась вся католическая община и родные, чтобы проводить молодую девушку в новую жизнь. 25 сентября 1928 года Агнес покинула родной дом. В монастыре она провела два месяца, изучая английский язык. 1 декабря восемнадцатилетняя миссионерка отплыла в Калькутту.

Вступление в монашеский орден и принятие пострига

Монастырь находился в небольшом городке Дарджилинг. Там, среди высоких покрытых снегом Гималаев, девушка провела срок послушания, готовясь стать монахиней. Через два года она была отправлена в городок Бенгале, чтобы помогать сестрам в местной больнице.

Мучительные страдания и нищенское существование людей из бедных районов потрясли молодую девушку. Когда срок послушничества подходил к концу, ее направили преподавать географию и историю в калькуттскую школу Святой Анны.

24 мая 1937 года сбылась заветная мечта Агнес - она приняла монашеские обеты. Послушница приняла монашеское имя Тереза в честь кармелитской монахини XIX века - Святой Терезы де Лизье, носившей титул Учитель Церкви. Вскоре Гонджу назначили директором бенгальского отделения школы.


Жизнь в Калькутте

Школа при монастыре была чистенькая, хорошо оборудованная. В ней учились девочки из состоятельных семей. Воспитанницы полюбили свою наставницу за доброту и неиссякаемый энтузиазм. За ее нежность и любовь ученицы называли матушку - «мама». Работая вместе с индийскими сестрами, Агнес выучила хинди и бенгальский язык.

Навещая вместе с воспитанницами бедняцкие кварталы и лечебницы, она воочию столкнулась со страшной нищетой калькуттского народа. Духовным проводником, воодушевляющим молодую монахиню на волонтерскую работу, был бельгийский иезуит - отец Генри. Под его чутким наставничеством у неопытной сестры укреплялось стремление делать как можно больше добра для бедных людей.

10 сентября 1946 года молодая миссионерка поехала на ежегодное Святое Благоговение в Дарджилинг. Она нуждалась в отдыхе: тяжелый труд подорвал здоровье, у нее подозревали туберкулез. В поезде, задремав, вдруг услышала внутренний голос: «Ступай и живи средь бедных, а Я буду с тобой». Это был наказ свыше, от самого Иисуса Христа. Только через два года монахиня получила благословение покинуть братство сестер Лорето. Она поклялась, что будет следовать обету бедности, целомудрия и поста. Ей исполнилось 38 лет, она сбросила монашеские одежды, облачилась в белое сари с голубой кромкой и крестом на плече.


Миссионерская деятельность

Монахиня отправилась в город-порт Патна на медицинские курсы и годичную программу освоила за четыре месяца. Приехав в Калькутту поселилась в самом нищенском гетто - Моти Джил. Там помогала купать детей, промывала раны и учила ребятишек. Через некоторое время она смогла снять маленькое помещение для школы, чтобы обучать детей грамоте.

Количество больных и изувеченных людей, обращавшихся к ней за помощью неустанно росло, необходимо было помещение. Средства на покупку выделил архиепископ Калькутты. В 1952 году она открыла первый приют для умирающих «Нирмал Хридай». В последующем подобные дома стали называть хосписами. К тому моменту Индия занимала лидирующие позиции в экспортировании человеческих скелетов. Специальные люди вылавливали трупы из рек, подбирали на улицах и варили в кипятке, пока мясо не отставало от костей.

Поэтому монахиня стала обустраивать в Калькутте приюты для умирающих. Ведь нищие, которые погибали на улице, после кончины не имели возможности обрести покой: тела не сжигали, а перерабатывали и продавали. Великий смысл хосписов для безнадежных больных состоял в том, чтобы бездомные в них могли спокойно умереть и быть похоронены по ритуальным традициям индуизма.

Сестры стремились облегчить последние жизненные минуты неизлечимо больным, дать им возможность уйти в мир иной не по-собачьи - на тротуаре, а имея кров над головой. Они обеспечивали покой и умиротворение умирающим, заверяли, что их тело, согласно положенным обрядам, будет сожжено, а пепел развеян в водах реки Ганг.


Зрелый возраст

Знаменитая миссионерка также известна своей заботой о больных проказой. Она провела кампанию - «Прикоснись своей добротой к прокаженному» в многонаселенном городе. Правительство Кулькутты выделило общине сестер милосердия участок земли недалеко от города Асансол, здесь на пожертвования был построен лепрозорий, получивший название «Шанти Нагар» (город Мира).

В нем больные проказой люди живут и работают на фермах и пастбищах. Женятся, рожают детей. Вместе с прокаженными трудятся здоровые волонтеры. Они несут знания людям, что проказа - это не наказание Господне, а инфекционная болезнь, которую можно вылечить.

Когда Мать Калькуттская получила Нобелевскую премию, правительство Индии потребовало отдать государству 80% от полученной суммы. Но она проигнорировала это требование и истратила все деньги на строительство лепрозориев для страдающих проказой.

Основание сестринской общины

После того, как число последовательниц росло, миссионерка начала серьезно задумываться об основании сестринской общины. Первым читателем Устава ордена был отец Генри. Окончательный вариант устава был отправлен в Ватикан на рассмотрение. Осенью 1950 года было получено разрешение на создание ордена сестер милосердия.

Верховный Римский правитель Святого Престола утвердил решение 7 октября 1950 года. На тот момент в общине было двенадцать сестер. В Калькутте орден стал быстро прославляться, благодаря неустанной безвозмездной деятельности монахинь. К 1956 году в сестринской общине трудилось более пятидесяти сестер. В своих школах они обучали около 1500 детей и ухаживали за более 47 тысячами больных в приютах, лечебницах и домах милосердия.


Расширение деятельности

В 1963 году в миссии появились первые мужчины. Новую ветвь возглавил отец Эндрю - приехавший из Австралии. Глава Калькуттского ордена в 1964 году была приглашена в Ватикан и представлена Папе Римскому Павлу VI.

Тереза получила разрешение и стала открывать миссии по всему миру:

  • Венесуэла - 1965;
  • Цейлон - 1967;
  • Италия - 1968;
  • Австралия - 1968;
  • Танзания - 1968;
  • Англия - 1970;
  • Бангладеш - 1972;
  • Куба - 1986.

Потрясенный деятельностью общины, он подарил индийской миссионерке дорогой лимузин. Монахиня продала машину и на полученные средства открыла дом для больных, умственно отсталых людей.


Ухудшение здоровья и кончина

Много лет неутомимая волонтерка страдала болезнью сердца. Первый сердечный приступ случился в 1984 году, через пять лет последовал второй, более серьезный. Ей вживили электронный стимулятор сердца. В 1990 году ее здоровье настолько ухудшилось, что она хотела отказаться от должности руководителя ордена. Ватикан не смог подобрать новую кандидатуру. Подлечившись, неугомонная труженица продолжила работать.

В 1993 году во время посещения Рима ей стало плохо, при падении она сломала три ребра. Эта травма окончательно подорвала здоровье монахини. 5 сентября 1997 года сестры Терезы не стало. Ей было 87 лет - ее сердце остановилось. Потомкам она оставила только два дешевых сари, молитвенник, Библию и несколько личных дневников.


Миссия и принципы Агнес

Агнес не говорила высокопарных слов об Иисусе Христе, но констатировала о его присутствии на земле своею деятельностью. Она радостно выполняла то, что казалось невыполнимым. Каждому бездомному нищему, изувеченному и беспомощному человеку вселяла надежду, что он не один в этом мире. Монахиня понимала, как нуждаются в ее помощи и сочувствии одинокие и больные люди.

Движущей силой своей работы она считала любовь и уважение к каждому человеку. Сестра Тереза помогала перебросить мостик от богатых к бедным странам.

Основным источником денежных средств ордена сестер милосердия являлись пожертвования, поступающие от простых граждан, компаний и общественных организаций. Значительные суммы поступали от кровавых диктаторов, мошенников, ей не раз предлагали вернуть грязные деньги. Тереза Калькуттская отвечала:

«Эти деньги они пожертвовали от чистого сердца благому делу, которым я занимаюсь. Я не вправе их отдать».

Религиозная жизнь Бояджиу

Семейство Бояджиу были католиками, часто посещали службы в костеле, помогали проводить религиозные обряды. Агнес с сестрой Агатой пели в католическом хоре. Маленькой Гондже нравилось проводить время в католической общине. Еще двенадцатилетней девочкой она захотела стать монахиней. Внимательно слушала чтение писем от индийских миссионеров и проявляла недетский интерес к их деятельности. С отрочества внутренний голос призывал ее стать сестрой милосердия в далекой индийской стране.

Когда Агнес попросила разрешения работать среди бедных людей, то вызвала недоумение у настоятельницы и архиепископа. Ей предложили примкнуть к ордену Святой Анны, подвижницы которого одевались строго в синие сари. Но она не согласилась, потому что хотела не только оказывать помощь бедным, но и проживать вместе с ними.

В октябре 1971 года Тереза Калькуттская защитила диссертацию по богословию в США. Всемирная известность и почитание не изменили отношения монахини к ее долгу. Она лично посещала новые отделения и миссии в разных странах. По просьбам Ватикана проводила волонтерскую деятельность в зонах техногенных катастроф и войн.


Деятельность Ордена Милосердия Терезы

Только самые преданные своему делу сестры могли выполнять строгий распорядок общины. Подвижницы спали на матрасах, набитых соломой, имели в пользовании одну смену одежды. Вставали на рассвете, чтобы совершать молитву, питались кашами и овощами, с утра и до позднего вечера трудились в приютах и домах.

Орден совмещает в себе несовместимые понятия. Он существует одновременно как скромное монашеское общество и как законное юридическое лицо с огромными капиталами. Миссионерки посещали лагеря для палестинских беженцев в Ливане, Эфиопию во время сильнейшей засухи. Гватемалу и Спитак после землетрясения. Во время боевых действий из Бейрута вывезли 37 детей. Оказывали помощь жертвам Чернобыльской катастрофы.

В настоящее время знаменитый орден имеет около 400 отделений во многих странах мира. Свыше 700 домов милосердия открыты по всему свету. Монахини оказывают посильную помощь в районах катастроф и стихийных бедствий. Помогают бедным людям в неблагополучных регионах по всему земному шару.

Дом для тяжелобольных

Первый дом для тяжелобольных был выделен городскими властями Калькутты в пригороде. Это было заброшенное строение, соседствующее с храмом калькуттской покровительницы Кали. Здание выглядело как огромный сарай. Сегодня он стал молельней, принимающей всех верующих.

Когда весь мир узнал о новой страшной болезни СПИД, орден стал открывать дома для зараженных. Новый хоспис был открыт в канун Рождества 1985 года в Нью-Йорке. По ходатайству главы ордена трое заключенных больных СПИДом были освобождены из каземата и переведены в новый лазарет. Многих заболевших чумой XX века спасти от смерти было уже невозможно.

Детский приют

В 1955 году в Калькутте орден открыл первый дом малютки для брошенных ребятишек под названием «Шишу Баван» (дом детей). Спустя время заработала мастерская для обездоленных и дом престарелых, медпункты при вокзалах начали оказывать бесплатную врачебную помощь, предоставлять временный кров женщинам и детям.

О работе ордена узнала вся страна. Святая Тереза всегда восхищалась своими сестрами, работающими с беспризорными детьми. Она писала своей подруге:

«Мои помощницы - усердные труженицы. В их сердцах так много нежности к беспризорным детям! Если бы ты только видела, как озаряются детские личики при появлении сестер».


Премии и награды блаженной

Много различных наград и премий получила Сестра Милосердия за свой скромный благородный труд. Сама она сравнивала свою работу с «каплей в море». Первые премии ей были вручены правительствами Индии и Филиппин в 1962 и 1969 гг. В 1971 году ее наградили Ватиканской премией мира имени папы Иоанна XXIII, а также вручили награду «Добрый самаритянин» в Бостоне, США.

В 1975 году Индира Ганди даровала ей персональный бесплатный билет на любые виды транспорта для поездок по индийской территории.

В 1979 году 7 октября Тереза Калькуттская стала Нобелевским лауреатом. Средства, выделенные на банкет, попросила передать нуждающимся людям. Она награждена 6 медалями и 8 орденами разных государств, является почетным гражданином Македонии, США и Хорватии. В 1987 году Советский комитет защиты мира вручил ей медаль «Борцу за мир», а в 1990 году Российский детский фонд наградил ее золотой медалью имени Льва Толстого.


Заповеди монахини

Монахиня была главным алмазом в короне Индии. Еще при добром здравии ее называли живой святой, она молилась за тех, для кого дышала и работала на земле. То, что начиналось как община из нескольких добровольцев, сейчас насчитывает более 300 000 сотрудников, которые трудятся в приютах, хосписах и лепрозориях.

Святая миссионерка всегда следовала заповедям:

  • все труды любви - это труды на благо мира;
  • величайший грех - это не ненависть, а равнодушие;
  • аборт - основная причина уничтожения мира;
  • наиболее ужасная нищета - это одиночество;
  • худшее заболевание - чувство ненужности;
  • мир начинается с улыбки.

Она писала:

«Бог создал каждого из нас, любого человека для великого предназначения - любить и быть любимым».


Почитание и память о матери Терезе

Похороны были помпезными и всенародными. В Индии был объявлен скорбный траур. Гроб, покрытый индийским флагом, катили по городу на орудийном лафете, на котором когда-то несли Махатму Ганди и Джавахарлала Неру - первого премьера независимой Индии. За гробом тянулась процессия длинной семь километров. Усопшую провожал почетный кортеж с 12 монахинями, которые помогали создавать орден в 1950 году. Со всех стран мира в адрес миссии поступали телеграммы и письма с соболезнованиями.

Всю себя без остатка она посвятила служению нищим, голодным и обездоленным людям. Огромный вклад внесла в дело укрепления мира на земле. Ее именем называют костелы и церкви, аэропорты, улицы и площади городов, приюты и школы. В Индии выпущена монета, посвященная Святой Терезе. О ее деятельности снято много документальных и художественных фильмов. 26 сентября 2011 г. в Москве был открыт памятник при соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы.

Критика деятельности

Не всем журналистам и политикам нравилась деятельность монахини. Первый калькуттский дом для умирающих встретил возмущение и недовольство 400 священников Калигата. Они обвиняли сестер в навязывании христианства местному населению. Некоторые политики добивались закрытия центра, устраивали показательные проверки в присутствии прессы. Мнимое разоблачение порой носило абсурдный характер.

По мере увеличения пожертвований журналисты стали обвинять главу ордена в сомнительных политических связях. Ее обвиняли в плохом уходе за больными и умирающими. Всем не давали покоя огромные суммы денег, проходившие через счета ордена. Феминисток возмущали ее взгляды на разводы и аборты.


Видео

В этом ролике рассказывается, кто такая мать Тереза, биография и деятельность миссионерки любви.

Просмотрев это видео, вы ознакомитесь с заповедями монахини.

Маленькая, сухая, улыбчивая старушка. Проницательный взгляд, подвижное лицо, грубые, непропорционально большие натруженные крестьянские руки. В ее присутствии собеседники ощущали себя осмысленной частью творения - она лучезарно и умно смотрела в лицо мира, смотрела вам в глаза, извиняясь, что вынуждена спешить.

«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моем сердце».
~ Молитва Матери Терезы

Господь Бог желает привести каждого человека к полноте счастья. Наш земной путь - это мучительный путь освобождения от рабства греха и эгоизма, путь «дозревания» до святости и бескорыстной любви. Для каждого человека Господь Бог «начертал» самый лучший жизненный путь, и очень важно уметь во время молитвы «прочесть» Божий замысел, принять его и смело последовать за голосом призвания. Агнесса (Мать Тереза) на первых порах пыталась отогнать от себя мысли о монашеской жизни. Однако она много времени посвящала молитве и посту, пытаясь распознать Божию волю. Спросив своего духовного отца, как обрести уверенность в том, что Бог действительно призывает её, услышала ответ: «Самым лучшим критерием является глубокая радость при мысли о том жизненном пути, на который призывает тебя Бог».

В августе 1928 г. Гонжа отправляется на духовные упражнения в санктуарий Матери Божией в Летницы, где после нескольких дней молитвы принимает окончательное решение стать миссионеркой и всецело посвятить себя Богу. Этому решению предшествовала долгая внутренняя борьба: привязанность к семье, мечты о собственных детях и доме… Но ответив Христу «да», она почувствовала, как её сердце наполнилось неописуемой радостью. Гонжа написала письмо с просьбой принять её в Орден Сестёр Богоматери Лоретанской в Ирландии, которые занимались подготовкой учительниц для начальных школ в Индии. Её приняли. В сентябре 1928 г. Агнесса отправилась в Дублин, где начала формацию в постулате. Вместе с монашеским платьем она получила также и новое имя - Мария Тереза Младенца Иисус. Примером святости стала для неё св. Тереза из Лизьё, причисленная к лику святых в 1925 г. В январе 1929 г. монахиня Мария Тереза отправилась в далёкое путешествие в Калькутту. В доме общины в Дарджилинге она начала формацию в новициате, а через два года произнесла первые монашеские обеты. «Это были самые прекрасные дни в моей жизни», - вспоминала Мать Тереза.

24 мая 1937 г. она произнесла окончательные обеты. В этот день Мать Тереза всецело отдала себя в распоряжение своего единственного Возлюбленного Иисуса Христа, чтобы силой Его любви изменять мир, побеждая любое зло. Вскоре настоятельница сообщила, что сестра Тереза должна возвратиться в Калькутту, чтобы приступить к обязанностям учительницы географии и истории в школе им. Пресвятой Девы Марии. В 1944 г. сестра Тереза стала директором этой школы. Ученицы её обожали, так как она всегда относилась к ним, как к своим любимым детям, и в то же время предъявляла к ним высокие требования, как любящая мать.

Особая миссия

В сентябре 1946 г. сестра Тереза должна была участвовать в ежегодных монашеских духовных упражнениях в Дарджилинге, в доме новициата, расположенном в красивейшем месте у подножия Гималаев. Она ехала туда в переполненном поезде, который шёл очень медленно, останавливаясь на каждой станции. Сестра Тереза могла видеть толпы людей, очень бедных, многие из них были крайне изнурены и умирали от голода. Интуиция веры, вытекающая из любви к Иисусу, подсказывала ей, что эти беднейшие из бедных были такими же любимыми детьми Бога, как и её ученицы из состоятельных семей. Наблюдая за матерями, которые с огромной нежностью прижимали к себе детей, она понимала, как сильно страдают эти женщины, видя своих детей умирающими от голода. Это глубоко потрясло сестру Терезу. По-новому прозвучали в её сердце слова Иисуса: «Так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). Для неё стало очевидным, что, произнося окончательные обеты, она дала обет самому Иисусу, страдающему в этих людях. Она почувствовала, что обязана позаботиться о своём Возлюбленном, пребывающем в нищих и страждущих людях.

Страдание настоящей любви

Мать Тереза часто говорила, что настоящая любовь неотделима от страдания, что «нищету создал не Бог, а я и ты, потому что мы не умеем делиться». Нищие, которым она хотела служить, были чаще всего больны, покрыты язвами, среди них было много прокажённых. Все они нуждались в медицинской помощи. Поэтому Мать Тереза решила научиться оказывать первую помощь, делать уколы, обрабатывать раны. Для этого она прошла краткий курс по подготовке медсестёр, а после его окончания отправилась в калькуттские трущобы. Это было в праздник Рождества Христова - в день, когда Сын Божий, воплотившись, соединился с каждым человеческим существом и каждому придал огромное достоинство и бесконечную ценность. Мать Тереза связала свою деятельность среди самых убогих с наиболее радостной, хотя для многих людей и шокирующей истиной, которую явил Христос в тайне Воплощения: в слабости и убожестве своего тела каждый человек велик, потому что он - дитя Божие.

«Уход из общины сестёр-лоретанок, - вспоминает Мать Тереза, - был для меня горестным переживанием. В монастыре я жила, не ведая трудностей. Никогда и ни в чём я не испытывала нужды. И вот всё изменилось. Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть. Но я выбрала эту жизнь, чтобы в буквальном смысле претворить в жизнь Евангелие, особенно эти слова Иисуса: „Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“ (Мф 25, 35-36). В самых убогих людях Калькутты я любила Иисуса, а когда любишь, то не испытываешь страданий или трудностей. Тем более, что с самого начала у меня не было времени, чтобы скучать. Моим призванием было служение самым убогим. Я жила, всецело полагаясь на волю Божию, и Господь вёл меня. Я каждую минуту ощущала Его присутствие, видела Его непосредственное вмешательство в мою жизнь».

Миссионерки Любви

В начале 1949 г. к Матери Терезе присоединились первые молодые девушки, которые желали посвятить себя служению убогим. 7 октября 1950 г. Папа Пий XII утвердил Орден Миссионерок Любви. Самая главная цель этого ордена - утолять бесконечную жажду любви к человеческим душам, выраженную Христом во время агонии на кресте, путём исполнения обетов целомудрия, бедности и послушания, путём молитвы, тяжёлого труда, заботы о спасении и освящении самых убогих. «Мы служим Христу, Которого видим в каждом страждущем нищем. Если мы молимся, то мы верим. Если верим, то любим. Если любим, то служим, - писала Мать Тереза. - Мы -Миссионерки Любви, потому что „Бог есть Любовь“. Мы призваны донести убогим и страждущим любовь, которой Бог возлюбил их».

В 1959 г. Миссионерки Любви взяли на себя заботу о прокажённых Калькутты, которых было тогда около 30 000. Сёстры ордена открыли амбулаторию для прокажённых и основали так называемый Город Покоя - поселение, где могли жить прокажённые вместе со своими семьями. Мать Тереза видела в прокажённых детей Божиих. Иисус умер на кресте также за них. А благодаря тому, что эти люди были отмечены таким тяжёлым страданием и жили в таких жутких условиях, они больше, чем кто-либо участвовали в тайне искупительных мук Иисуса. «Когда я прикасаюсь к телу прокажённого, от которого исходит смрад, я словно прикасаюсь к телу Христа, как и тогда, когда принимаю Его в Евхаристии. Да, проказа - это очень тяжёлая, мучительная болезнь, но она не так страшна, как чувство, что ты - человек, лишённый любви, нежеланный, брошенный всеми», - говорила Мать Тереза.

Больных нужно накормить, одеть, им необходимы дорогостоящие хирургические операции, лекарства. У сестёр ордена Матери Терезы ничего нет. Они живут так же, как и их подопечные, то есть, как самые убогие. Устав ордена в этом отношении очень строгий. Согласно ему сёстрам позволено иметь лишь самое необходимое: белое сари, простые сандалии. Каждая из сестёр, когда получает назначение на новое место, в течение десяти минут готова отправиться в путь - все её пожитки вмещаются в небольшой сумке.

Сёстры всецело полагаются на Божие Провидение. «Каждый день Бог совершает для нас настоящие чудеса, - вспоминала Мать Тереза. - Мы видели очень конкретные проявления этого. Не будь этих „повседневных“ чудес, мы просто не смогли бы продолжать нашу деятельность, не смогли бы ничего сделать. Провидение каждый день заботится обо мне, моих сёстрах и наших подопечных. Делает это через посредничество бизнесменов, государственных учреждений, предприятий, нефтяных корпораций, властей. Но прежде всего - через крошечные пожертвования людей, располагающих лишь скромными средствами. Именно эти пожертвования представляют наибольшую ценность, ведь для того, чтобы их внести, людям приходится от чего-то отказываться. Благодаря этому их жест становится настоящим актом любви».

На сегодняшний день в 600 миссионерских центрах в 127 странах работает более 4000 миссионерок любви. Сёстры помогают в питании полумиллиону семей, обучают 20 тысяч детей и ухаживают за 90 тысячами прокажённых.

Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 г. 13 сентября прямую трансляцию с её похорон вели крупнейшие телеканалы мира. Её тело везли по улицам Калькутты на орудийном лафете, на котором в своё время везли тело Махатмы Ганди. Эта маленькая, вся в морщинах сестричка из Калькутты, благодаря своей полной преданности Христу стала для людей сокровищем, так как излучала Любовь, которая является единственной надеждой для мира.

Незадолго до её смерти один журналист задал ей вопрос: «Вы боитесь смерти?». Мать Тереза ответила: «Нет, совершенно не боюсь. Умереть - значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?». Когда Мать Тереза говорила это, её лицо светилось радостью и покоем.

Напутствия матери Терезы

  • Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны. Все равно прощайте им.
  • Если вы проявляете доброту, люди обвинят вас в тайных личных побуждениях. Все равно проявляйте доброту.
  • Если вы добились успеха, у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов. Все равно добивайтесь успеха.
  • Если вы честны и откровенны, люди будут обманывать вас. Все равно будьте честны и откровенны.
  • То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье. Все равно стройте.
  • Если вы обрели жизненное счастье, вам будут завидовать. Все равно будьте счастливы.
  • Добро, которое вы сегодня сотворили, люди завтра позабудут. Все равно творите добро.
  • Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Все равно делитесь лучшим.
  • В конце концов вы сами убедитесь, что все это между вами и Богом.
  • И этого никогда не было между вами и ими.

Живите

Слова этого Манифеста встречают каждого, кто входит в Дом матери Терезы, открытый ею для больных с тяжелыми и неизлечимыми болезнями. Слова Манифеста - это чудодейственное заклинание, дающее надежду, это сокровенная молитва, помогающая страждущему, это завещание, обращенное к каждому из нас.

  • Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.
  • Жизнь - это красота, восхитись ею.
  • Жизнь - это блаженство, вкуси его.
  • Жизнь - это мечта, осуществи ее.
  • Жизнь - это вызов, прими его.
  • Жизнь - это долг твой насущный, исполни его.
  • Жизнь - это игра, стань игроком.
  • Жизнь - это богатство, не растранжирь его.
  • Жизнь - это имущество, береги его.
  • Жизнь - это любовь, насладись ею сполна.
  • Жизнь - это тайна, познай ее.
  • Жизнь - это завет, исполни его.
  • Жизнь - это юдоль бедствий, превозмоги ее.
  • Жизнь - это песнь, спой ее до конца.
  • Жизнь - это борьба, стань борцом.
  • Жизнь - это бездна неведомого, ступи в нее не страшась.
  • Жизнь - это удача, лови этот миг.
  • Жизнь - так прекрасна, не загуби ее.
  • Жизнь - твоя жизнь, борись за нее!

Улыбайтесь

Если вы в плохом настроении, потому что вас обидели или вы получили плохие новости, воспользуйтесь силой улыбки. Даже если вас никто не видит, постарайтесь улыбнуться, чтобы показать себе самому, что вы выше всяких трудностей. Думайте, что вы неуязвимы, бессмертны, вечны. Подарите себе улыбку, как вы делаете это иногда, проходя мимо зеркала. Даже если ваша улыбка будет немного вымученной, это уже начало улучшения. Как только вы улыбнетесь, вы почувствуете себя в лучшем расположении духа. А в хорошем настроении вам будет легче решить все ваши проблемы. Вы не представляете, как много хорошего способна дать вам самим и людям, окружающим вас, обычная улыбка. Бог помогает тем, кто все неприятности и горести встречает не нытьем и жалобами, а радостью и улыбкой. Получив от жизни очередной удар, скажите себе: «Все могло быть гораздо хуже» - и улыбнитесь…

Любите

…Не бойтесь любить. Открывайте сердце и постарайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих, и других людей на проявление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов… Любовь это искусство, и она требует тренировки, так же как приобретение любого навыка. Хорошие врачи, музыканты, художники, спортсмены часами упражняются, чтобы усовершенствовать свои умения и способности. Также и с любовью. Если мы перестанем любить кого-то при первом же осложнении отношений, мы не разовьем в себе умения любить. Если мы не будем прикладывать усилий, чтобы любить, мы будем одиноки и несчастны.

Подробнее на сайте, посвящённому жизни и учению Матери Терезы -