Философия средневековья. Августин Блаженный –философия, идеи и взгляды Религиозно философское учение августина блаженного

Богословские и философские взгляды и позиции Августина сформировали западную ветвь христианства - католичество. Именно католическая церковь контролировала все сферы жизни общества в последующий период истории - Средние века. И свои права она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина. Она опирается на его суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Он также считается отцом римской экклесиологии, т. е. науки о церкви.

На богословии и философии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь.

Для Августина человек - это душа, которой служит тело. Но человек - это единство души и тела. Однако именно его темперамент и постоянная борьба против нравов того времени привели к чрезмерному превозношению божественной благодати и одержимости идеей о предопределении

Августин внес некоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения. Он развил учение о чистилище, как о промежуточном месте между раем и адом, где души грешников очищаются.

Его взгляды на тысячелетнее Царство как на эру между Боговоплощением и вторым пришествием Христа, в течение которой церковь одержит победу над миром, привели к превознесению Римской церкви до уровня Вселенской, которая постоянно стремилась подчинить все своей власти. Опираясь на это утверждение, как на церковную догму, Римские папы вели бесконечные войны за утверждение главенствующего положения католической церкви. До сих пор католическое вероучение отводит церкви особую роль в спасении людей, обремененных первородным грехом.

Августин отстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека. По мнению Августина, Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно и неизменно. Но предопределение, не имеет ничего общего с фатализмом язычников: Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и силу. Всемирная история представляет собой арену, на которой совершаются Его деяния. Одни люди удостаиваются вечной жизни, другие - вечного проклятия, и среди последних - младенцы, умершие некрещеными.

Поскольку первородный грех передается половым путем, он является общим для всех и неизбежным, как и сама жизнь. В конечном счете, церковь состоит из ограниченного числа святых, предназначенных к спасению еще прежде сотворения мира.

Августин сформулировал некоторые положения, которые, хотя и не были целиком приняты католической церковью, породили бесконечные богословские споры. Его предопределение компрометировало христианский универсализм, согласно которому Бог желает спасения всем людям.

Долгое время Августин выступал против почитания мучеников. Не смотря на авторитет Амвросия, он не слишком верил в чудеса, совершаемые святыми, и заклеймил торговлю мощами. Однако перенос мощей святого Стефана в Гиппон в 425 году, и последовавшие затем чудесные исцеления заставили его изменить мнение. В проповедях, которые он произносит в период с 425 по 430 гг., Августин объясняет и оправдывает почитание мощей и совершившиеся от них чудеса.

В его работах из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии. Августин считал, что основой изучения жизни, как и философии, является Бог, поскольку любое изучение является частью познания Бога. Человек, познавший Бога, не может не любить его. Всякое знание должно вести к Богу, а потом и к любви к нему.

Большую ценность имеет вклад Августина в разработку христианского толкования истории. Августин обладал широкими мировоззренческими взглядами на историю. Он видел в ней универсальность и единство всех людей. Августин возвышал духовное над преходящим, земным в своем утверждении о суверенности Бога, который стал Творцом истории во времени. Несмотря на разнообразие трактуемых им предметов Августина по-настоящему занимали лишь два события: для него привели в действие и определили историю грех Адама и искупительная жертва Христа. Он отвергает теорию вечности мира и вечного возвращения, т. е. он считает, что история линейна. Все, что начинает существовать, делает это вследствие воли Бога. Еще до Сотворения Бог имел в своем сознании план, который и будет частично реализован во времени в виде существования всего земного, а в конечном счете полностью осуществлен уже за пределами исторического развития при участии сверхъестественной силы Божьей, т. е. конец, или цель истории для Августина находится вне ее пределов, во власти вечного Бога.

После первородного греха единственное значимое событие -- это Воскресение. Истина, одновременно историческая и спасительная, возвещена в Библии, так как, по его мнению, судьба еврейского народа показывает, что у Истории есть смысл и конечная цель: спасение человечества. В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеля и Каина.

Все исторические периоды относятся к граду земному, начало которому положило преступление Каина, и противоположность которого - Град Божий. Град людей, временный и смертный, и держится на естественном воспроизведении потомства. Град Божий -- вечный и бессмертный, место, где совершается духовное обновление.

Поскольку истинная цель христианина это спасение, а единственное упование - окончательный триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы, в конечном счете, лишены духовного смысла.

Вклад Августина в развитие христианства высоко ценится не только в Римском католичестве, но и в протестантизме. Он утверждал, что спасение от первородного и действительного греха является результатом благодати суверенного Бога, который неизбежно спасет тех, кого избрал, поэтому Протестанты видят в Августине предтечу Реформации.

Католическая церковь строит свои догматы в соответствии с мнением Августина. Она опирается на его суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Он также считается отцом римской экклесиологии, т. е. науки о церкви.

В данном случае мы имеем дело со средневековой философией.

Под "средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения.

Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще, в целом, подчинение философствования тем или иным политическим режимам или какой-либо монотеистической религии. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции в различных областях, таких как: онтология, гносеология, этика, эстетика и многие другие. Их религиозная ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди "богов", хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось "безбожием"). Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых "истин".

Наиболее характерной чертой философии Средневековья были отношения, сложившиеся между языческим населением Древней Греции и Древнего Рима, с одной стороны, и появившейся христианской цивилизации с другой. Разногласие между языческой культурой и духом христианства предопределили темы и проблемы средневековой философии.

Среди общих черт философствования средневековья можно отметить, что философы ориентировались на древние тексты, ну а прежде всего, на библию.

Таким образом, как я уже говорила, на смену политеизма пришёл монотеизм, а в страны Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, явилось христианство.

В философии средневековья выделяются два периода, называемых "патристика" (IV - VIII вв.) и "схоластика" (VI - XV вв.).

Патристика (от лат. pater - отец) - это система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

Одним из известных отцов церкви стал Августин Блаженный.

Итак, Августин Блаженный (354-430) – наиболее крупная фигура в философии раннего средневековья. Он родился в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. В возрасте 20 лет перебрался в Рим. Августин был учителем и увлекался скептицизмом, а затем, под влиянием матери сблизился с христианскими кругами. Позже он принял крещение, возвратился в Африку и там проповедовал христианство как еписком до своей смерти.


Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Теология - богословие, совокупность религ. доктрин о сущности и действии бога.

Велико теоретическое наследие Августина: собрание его сочинений насчитывает более сорока томов. Среди главных его трудов - "О граде Божием", "Об истинной религии", "Исповедь", "О Троице", "О бессмертии души", "О ересях", "О свободной воле".

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому "истинная философия и истинная религия - одно и то же". Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления. Августин считал Платона источником христианских идей.

По мнению Августина Блаженного, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Если Бог, пишет он, "отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы".

Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их "из ничего", исключительно по своей воле. "Откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?" - спрашивает он, обращаясь к Всевышнему, и отвечает: "Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия".

Таким образом, Августин блаженный внёс огромный вклад в средневековую философию.

Реферат по учебной дисциплине "Философия"

на тему: "Философия средних веков. Августин Аврелий"

План

1. Введение.

2. Общие положения философии Средневековья.

3. Патристика - общая характеристика. Яркие представители.

4. Философские взгляды Августина Блаженного.

5. Перипетии духовной борьбы в произведении "Исповедь".

6. Заключение.

7. Список литературы.

1.Введение.

Философии эпохи Средневековья свойственны признаки, присущие духовной и религиозной жизни того времени: были утрачены характерные для рабовладельческого античного общества черты, образовалась новая модель, отражающая человеческую жизнь с самых ее оснований. Преобразования претерпел и способ восприятия человеком самого себя, других, власти, государства, истории и знания. Христианство привнесло в общество равные возможности на уровне духовного мира: все равны перед Богом, каждый, кто верует в него, может рассчитывать на внимание. Труды первых христианских мыслителей отражают попытки синтеза идей античной греческой и римской философий, происходит это для объяснения религиозных учений и идей. Из этого возникает философия в совершенно новом ее понимании. Многие ученые называют философию того времени теологией (от греч.theos - бог, logos - учение): богословское учение с элементами философии. Главными ее действующими силами можно назвать богословов. Среди которых почетное место занимает Августин Блаженный. Он является одним из отцов христианской церкви, сосредоточив в себе двойственность своего века.

Целью предстоящей творческой работы мы видим исследование философских мировоззрений одного из ярчайших представителей периода патристики Августина Аврелия, отражающих средневековую философию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:1) Выявить общие черты, присущие Средневековой философии; 2) Сделать общую характеристику патристики как теолого-философской системы; 3) Изучить черты, присущие мировоззрению Августина Блаженного; 4) Сделать краткий анализ одного из произведений Августина Аврелия.

2. Общие положения философии Средневековья.

Эпоха Средневековья охватывает продолжительный период европейской истории от распада Римской империи (5век) до эпохи Ренессанса (14-15 век). Философия, зародившаяся в этот период прошла три ступени развития.

Первой ступенью стала апологетика (св. Тертуллиан, Ориген и др.) (некоторые исследователи причисляют ее к одному из периодов патристики). Ее главной задачей было объяснение возможности создания целостного восприятия мира, базирующегося на Святом Писании. За основу чтения Евангелия были взяты два типа, предложенные Оригеном:

1. Телесный - дословное восприятие текста. Ориген считал, что такой способ самый примитивный;

2. Душевный способствовал построению целостной картины мировоззрения, исходящего из священных книг.

Второй ступенью становления философии Средневековья стала система теолого-философских взглядов «отцов церкви». Эта система обосновывала и разрабатывала концепцию христианства. Основными задачами патристики (писания «отцов церкви» (4-8вв.) можно назвать: объяснение христианской догматики, предназначения роли церкви и общественного порядка в обществе.

Третья ступень - философия, берущая начало в университетах. Схоластика (6-15в) - этап средневековой философии, когда формулы и идеи, принимаемые на веру, пытались обосновать теоретически и по возможности практически.

Средневековая философия характерна сильным влиянием на нее христианства, многие философские системы были продиктованы именно религиозными догматами. Основные учения: личностная форма бога-творца, сотворение мира богом из «ничего». Все философские вопросы решались с позиций теоцентризма1, креационизма2 и провиденциализма3. Объяснялось это тем, что философия стала «служанкой религии», так как религиозный диктат поддерживала государственная власть.

Одним из составляющих средневековой философии являются разногласия между реалистами и номиналистами. Спор между материей и духом затрагивал природу универсалий: поднимался вопрос о их природе, могут ли они быть вторичными (результатом деятельности познания) или они могут носить только первичный характер (существуют отдельно).

Реалисты были уверены, что первичную форму, реально существующую, имеют общие понятия касательно отдельно взятых из природы вещей. Общие понятия существуют самостоятельно и не зависят от человека. Формами проявления общих понятий они считали предметы природы.

Номиналисты зародили материалистическое направление. Их учение (об объективном существовании явлений и предметов) пошатнуло церковные догмы о первичности духовного и вторичности материального, что привело к падению авторитета Священного писания и церкви.

3. Патристика - общая характеристика. Яркие представители.

Согласно теологическому учению патристика - это часть догматики, с которой она нередко отождествляется. С точки зрения истории философии патристика понимается как христианская теология и философия 1-8 веков. Патристика зародилась в результате борьбы с гностицизмом4 и религиозными течениями (ереси), которые отклонились от церковной официальной доктрины, с традиционными языческими мировоззрениями. Для патристики, начиная с 3-его столетия, характерно тяготение к идеям неоплатоников, которыми представители направления пытались обосновать христианство. Патристика зависела от культурных античных стандартов. Эта зависимость носила сугубо внешний характер (техника использования философских терминов и теорий, план риторического выражения).

Патристика (от лат. pater - отец) - концепция, составленная основателями богословия, которые пытались объяснить предназначение христианской теологии, ее превосходство над еретическими идеями. Она раскололась на западную, где писались произведения на латинском языке, и восточную, где труды создавались на греческом. В патристике можно выделить два спектра: догматико-церковный и теолого-философский. Если сказать более доступно патристика представляет собой совокупность политико-социологических, философских и теологических доктрин отцов церкви (2-8вв.)

В широком смысле слова патристика означает доктринальную форму построения христианской культуры, включающую синтез христианских ценностей и эллинского литературно-философского наследия. Патристика, в отличие от античной философии, признавала истину единого Откровения. Отцы церкви считали, что истина не нуждается в обосновании и разыскивании, а требует истолкования и разъяснения.

Следует отметить и общую черту, присущую философии средневековья и периода патристики: теоцентризм. Согласно ему в центре вселенной, общества и каждого человека в частности находится Бог. Бог - есть верховная сущность и абсолютное начало. Эту точку зрения дополняли и уточняли креационизм, провиденциализм.

Значительное влияние на формирование христианской патристики оказала школа неоплатонизма. Но существуют заметные противоречия: христианство и неоплатонизм враждовали из-за приверженности последних к древнегреческой философии (ее языческим корням). Однако именно неоплатонизм стал основой, через которую язычество преобразовалось в христианство.

Главным стержнем неоплатонизма можно назвать учение о Едином. Единое - это Бог. Единое - возвышается над многим, оно недосягаемо, так как оно абсолютно. Так же оно является первоисточником, первопричиной всего существующего. Из этого следует вывод, что все возникает «из ничего». Несмотря на это Единое всего лишь источник божественного света, оно не создает мир. Это часть чего-то большего, его вершина. Затем следуют мировой разум, мировая душа, природа. В неоплатонизме мы можем рассмотреть некоторые положения христианской теологии, а также языческую философию готовую преобразоваться в христианскую теологию.

Патристика является учением, продвигаемым и разрабатываемым отцами церкви: они высказывали свое видение проблем религии сквозь призму философской мысли, прибегая к логическим рассуждениям, сопоставлению противоположностей и т.д. Одним из основоположников патристики можно назвать Квинта Тертеллиана (160-220 гг. н.э.). Ему принадлежит обоснование учения о святой Троице. Однако несмотря на его значительный вклад, в число Четырех докторов Западной церкви он не входит. К ним относятся: Святой Амвросий, Иероним, Августин, Папа Григорий Великий.

Наиболее ярким представителем неоплатонизма и периода патристики можно по праву считать Аврелия Августина, жизнеописанию и философским учениям которого посвящена следующая глава.

4. Философские взгляды Августина Блаженного.

Среди философов, повлиявших на становление христианской мысли средневекового общества, выделяется Блаженный Августин Аврелий(354—430), который является ярчайшим представителем патристики.

Философия Августина Аврелия опиралась на платоновские традиции и была шла вразрез с натурализмом. Была сфокусирована на боге как едином, абсолютном, совершенном бытии, мир - лишь божье творение и отблеск. Без бога нельзя ничего ни познать, ни совершить. Философ утверждал, что овладение знаниями мира материального не может приносить благо, так как материальные ценности - не счастье, а лишь лишняя растрата времени, которое человек мог бы потратить на созерцание возвышенных, духовных предметов.

Главным принципом философии Августина можно назвать следующие слова: «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!».

Известно, что в юности Августин вел достаточно беспечную и беззаботную жизнь, однако, со временем проникся философско-религиозными идеями. В 19-летнем возрасте он знакомится с работой Цицерона «Гортензия». В Августине зарождается любовь к философии, появляется сознательная потребность к поиску и познанию мудрости. Последующее осознание противоречивости существующей действительности и искомых идеалов, стало новым источником муки и боли, усугубив состояние мучительного морального разлада и раздвоения. Пессимистические настроения Августина в скором нашли свое отражение в манихействе. Скоро оно разочаровало Августина и он нашел себя в академическом скептицизме. Однако и он оказался переходящим этапом жизни. От него Августин обратился к неоплатоническим философам, тяготевшим к мистическому восприятию мира.

Именно школа неоплатоников, точнее Плотина, способствовала становлению личности и философских взглядов Августина. Предметом искания Августина становится Бог, неравнодушный к спасению человека, в котором человеческая, личная составляющая не уничтожается, а сохраняется, обретая центральное положение и высшее содержание. Такая точка зрения способствовала перерождению мировоззрения неоплатонического в христианское. «Единый» абстрактный мир Плотина заменяется Энергией личного самосознания Божества, отвечающего человеческим исканиям и вступающего с ним в диалог.

Новые религиозные взгляды кардинально изменили миропонимание Августина, что находит подтверждение в его трудах: он называет манихейство, академический скептицизм и другие еретические учения ошибочными. Однако миросозерцание Августина Аврелия по-прежнему сохраняло философский идеализм, вызванный цицероновским трактатом, манихейский пессимизм, одновременно противопоставляя ему оптимистическую теодицею, скептицизм, выражающийся в понимании неспособности человека самостоятельно осознать истину, и мистический идеализм неоплатоников, проявляющийся в отнесении всех вещей в их сверхчувственной и вечной идее.

Найдя себя в христианской вере, Августин обретает и предмет личных поисков: Божественное Я. Энергия собственного самосознания Божества способствует восстановлению утраченного единства и спасению единой личности.

Основное место в философии Аврелия отводилось именно христианской религии. Ее центром был Бог. Из теоцентрического мировоззрения Августина выходило, что Бог первичен: метафизически, гносеологически и этически. Бог - есть высшая сущность, его существование не зависит от перемен, так как от не только создал мир, но и поддерживает, защищает его, продолжает помогать его развитию, продолжая творить дальше. Августин категорически отвергал мнение о том, что мир, созданный однажды, продолжает развиваться сам.

Учение «О граде Божием», созданное Августином, выдвигает мысль о неразделимости божественной и человеческой истории: они существуют в противоположных сферах, которые, однако, не могут существовать одна без другой. Земное царство воплощено в государственных учреждениях, бюрократии, власти, законах, армии, императоре. Оно погрязло в язычестве и грехах, поэтому придет время когда оно будет побеждено Божественным царством. Церкви Августин отводит роль посредника между ними, так как она является божьим представителем. Церковь занимает главенствующее положение и над государством, которое обязано ей служить. Исходя из этого социально-политическая теория Августина, базируется на принципе неравенства. Неравенство по Аврелию - часть иерархической структуры общества, которая была создана Богом. Аврелий сопоставлял земную иерархию небесной, называя богом «монархом». Равенство философ видит в равноправии всех людей перед богом - все они произошли от одного праотца. Неравноправность в социальном понимании и равноправие в духовном - главные условия, без которых невозможно возникновение гармоничного общества.

Учение о двух противоположных, но органично действующих градах не единственное. Он также затрагивал вопросы о смысле человеческой жизни, противоборстве души и тела. Душа понимается как самобытная субстанция, чуждая материальному миру. Главным ее предназначением является мышление, воля и память. Биологические функции ей чужды, с телом нет ничего общего. Душа в отличие от тела совершенна, поэтому она познает бога. Подавляя собственные наслаждения, чувства и желания, человек заботиться о душе и способствует ее вознесению над телом. Душа бессмертна и близка к богу. Человек может достичь счастье только через испытание души и познание бога. Истина о боге недосягаема для разума, ее можно понять только через веру. "Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь" - квинтэссенция идеи Августина Аврелия.

Не последнее место в философских исканиях Августина Блаженного занимает оценка зла и добра. Главной проблемой он видел то, что мир, созданный богом, недобрым не может быть, однако, существование зла он отрицал. Поэтому он называл зло не созданием природы, а считал его результатом свободы творчества человека. Человек в ответе за зло, бог творит добро.

Отличительные особенности Августина Блаженного:1.) Проблема истории занимала важное место; 2.)Церковь была не элементом государства, а также являлась аналогично властью. Господство которой стояло выше чем государственная власть (церковь над государством, Римский Папа над монархами); 3.)Человек рассматривался с точки зрения его красоты, силы, богоподобности и силы. Одновременно с этим Августин продвигал идею о пользе умерщвления плоти, чтобы возвысить и возвысить дух, познать и подчиниться Богу. Кроме этого была выдвинута идея социального конформизма, содержащего идею смирения со своим социальным положением и подчинением чужой воле и власти.

Свои мировоззрения Августин Блаженный описал в многочисленных работах. Важное место среди них занимает произведение «Исповедь», отражающая перипетии духовной борьбы.

5. Перипетии духовной борьбы в произведении Августина Аврелия "Исповедь".

Августин Блаженный создал немало книг, отражающих его видение мира, бога и всего сущего. Мы упомянули главные вопросы, рассматриваемые философом, теперь огласим самые интересные работы (на наш взгляд): «Против академиков» - опровержение скептицизма; «О свободной воле» - поднимаются вопросы зла и свободы воли; «О граде Божием» - трактовка истории, предлагаемая Аврелием, учение о двух градах - Земном и Божьем; «Исповедь» - раскрытие поворотных моментов в жизни философа, повлекших за собой смену миропониманию и духовную борьбу.

Отличительная особенность «Исповеди»: Августин описывает свой жизненный путь не с точки зрения одного из граждан, а как отдельного индивида. Эта личность вовлечена в противоборство между потребностями тела и души. В книге показан момент, когда Августин Блаженный находился на распутье: освободился от манихейства, но еще не обрел христианство. Он отмечает, что нашел свой объективный мир: свет Божий - только благодаря истиной вере. Даже в своей объективной вере он находил противоречия и проблемы: добро и зло, душа и тело, время и пространство - главные из них. Первые два противоречия мы рассмотрели в предыдущем параграфе, поэтому детальнее остановимся на времени и пространстве.

Августин задавался вопросами: мог ли Бог сотворить мир позже или раньше, чем сотворил? Чем занимался Бог до момента создания мира? Соотнесены ли понятия вечность и время с Богом. В итоге своих философских исканий он пришел к выводу, что мир сотворен не в настоящем времени, так как именно от момента сотворения мира начинается отсчет времени, поэтому понятий «раньше» этого периода не существует. Бог - есть вечность, поэтому к ней неприемлемы временные рамки.

Аристотель разделял время на три периода: прошлое - когда-то было настоящим, реальное; настоящее - неуловимое, непрерывно проходящее; будущее - когда-то станет настоящим. Все три состояния неразрывно существуют в душе - тайнике и источнике всего сущего. Следовательно у них есть три ипостаси одного времени: «прошедшее» настоящее, настоящее «настоящее», «будущее» настоящее.

Пространство для Августина Блаженного имело реальное место. А.Г.Спиркин отмечал, что для Августина «так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей» Пространство обретает понятие не передвигающегося сосуда, который не совпадает с границами тел.

Книгу «Исповедь» можно назвать субъективным отражением средневекового общества, которое стояло на перепутье человеческой сущности (чувственной природы) и божественной (аскетической святости).

6. Заключение.

Эпоха Средневековья - время, когда в обществе господствовало богословское мировоззрение. Философия в чистом виде прекращает свое существование, так как поглощается теологией: философия стала «служанкой религии». Ее главным предназначением становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов церкви и доказательство Бытия Бога. Одновременно с этим развиваются мировоззрения, рассматривающие понятия единичного и общего (реалисты и номиналисты). Основные учения: личностная форма бога-творца, сотворение мира богом из «ничего».

Философия Средневековья прошла три ступени развития: апологетика, патристика и схоластика. Патристика обосновывала и разрабатывала концепцию христианства. Основными ее задачами можно назвать: объяснение христианской догматики, предназначения роли церкви и общественного порядка в обществе. В период патристики отцы Церкви из античного наследия приобретали то, что авторам эпохи средневековья почерпывалось из христианских традиций. Но патристика, в отличие от античной философии, признавала истину единого Откровения.

Ярчайшим представителем периода патристики является Августин Аврелий. Он не только создал основу для новой христианской философии, но и очистил традиции Платона и Аристотеля от ненужного для средневекового времени наслоения. Отбросив классические греческие мировоззрения, базирующиеся на интеллектуализме и объективизме, он стал опираться на интроспективные методы, предписывая воле первенство над разумом. Им были затронуты важнейшие вопросы того времени: христианская религия (с центральной фигурой - Богом), мысль о неразделимости божественной и человеческой истории, смысл человеческой жизни, противоборство души и тела, оценка зла и добра, проблема времени и пространства. Созданные им работы являются подлинным отражением своего времени.

7. Список литературы.

1. «О граде Божием»// «Антология мировой философии». Т. 1. Ч. 2. С. 602.

2. Августин. Против академиков. Ин-т философии РАН; Пер и коммент. О.В. Головой. - М.: Греко-латин. кабинет.Ю.А. Шичалина, 1999 - 192 с.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4. Блинников Л.В. Великие философы. Слов.-справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1997 - 429 с.

5. Большая советская энциклопедия. Москва 2002.

Лекция 10:
Блаженный Августин Аврелий

(Продолжение. Начало и полный список лекций )

Аврелий Августин Иппонийский (Блаженный Августин) – один из наиболее влиятельных мыслителей в истории христианства. Его философия является ключевой к пониманию как средневековой мысли, так и ряда концепций современной философии.

Христианский неоплатонизм Августина был ведущим направлением в западноевропейской философии и западном латинском богословии вплоть до XIII века, после чего его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; несмотря на это труды Августина оказали огромное влияние на Мартина Лютера и легли в основу кальвинизма.

Краткая биография

Августин появился на свет в 354 году, в Тагасте, городе в Северной Африке, в то время – римской провинции.

С 370 года н.э. три года изучал риторику в Карфагене. Заинтересовался философией, ознакомился с неоплатонизмом, позднее примкнул к манихейству (см. ), увлекался скептицизмом, пока не принял христианство в возрасте тридцати двух лет.

С 384 года Августин являлся профессором риторики в Милане, а уже после перехода в христианство, с 396 года, занял пост епископа Гиппона, на котором и находился до конца своей жизни. Умер в 430 году, во время первой осады Гиппона вандалами.

Основными работами Блаженного Августина являются:

Основные темы философии Августина:

1. Главенство воли – разум следует за волей
Во вселенной все подчиняется воле Бога
Мы же подчиняемся своей воле

2. За всеми поступками стоит любовь – как Божья, так и человеческая – а наша воля выбирает, что ей любить и, соответственно, куда двигаться

«Моя тяжесть – это любовь моя: она движет мною, куда бы я не устремился.» (Исповедь, кн. XIII. гл. 9)

Свобода воли и благодать

Согласно Августину, проблема для нас заключается в том, что после непослушания Богу первых людей, Адама и Евы, весь человеческий род оказался виновен в грехопадении. Каждый из нас наследует этот первородный грех, и повторяет его в своей жизни. Все аспекты человеческого бытия пронизаны и заражены этим первородным грехом. Наша воля отвернута от Бога, и тяжесть нашей любви тянет нас в другом направлении – в направлении любви самих себя и греховного, преходящего мира.

Как же сочетать Божье всесилие и нашу греховность с одной стороны, и понятие свободы воли – с другой?
Эта задача никогда Августином окончательно не разрешена.

Теория познания: истина внутри

Для Августина познание – это не самоцель. Познание выполняет чисто практическую, религиозную роль: отсеять неверные понятия, отвлекающие душу в сторону от пути, ведущему к Богу, и провести нас к истине. Познание истины – главное условие счастливой жизни. Понимание истины так же приближает нас к Богу, который и есть источник всей истины. Одной из основных работ, посвященных этой теме у Августина является «Против Академков».

Напомню, что Академиками именовали скептиков из Новой Академии Платона, которые отстаивали два тезиса:

1. Ничто невозможно познать
2. Ничего не следует признавать за истинное

Согласно Академикам, люди обретают мудрость и счастье в процессе продвижения к истине, а не в результате обретения ее.

Августин, однако, возражает, что человека, не обладающего мудростью нельзя назвать «мудрым», как нельзя назвать и «счастливым» того, кто никогда не достигает своей цели. Следовательно, чтобы стать мудрыми и счастливыми мы обязаны найти способ избавить себя от скептицизма.

Августин отмечает противоречие у скептиков: они так же делают заявления, которые считают истинными. Например, скептик считает истиной свою позицию, и выводит ее из посылок с помощью силлогизма.

Но это же говорит нам о том, что по крайней мере некоторые истины должны быть правдивы: так, например, логические утверждения «нечто либо П либо не-П» и «одновременно П и не-П ложно» являются истинными. Не пользуясь же логическими утверждениями невозможно вообще о чем-либо рассуждать и высказывать какую-то позицию, в том числе позицию скептика.

Так же Августин считает, что мы можем знать вне всяких сомнений математические утверждения, как то «2 х 2 = 4» и можем, по большей части, доверять органам чувств.

Августин в своей мысли в значительной степени предвосхищает Декарта, когда утверждает, что познание должно начинаться с самого себя. Мы, говорит он, можем быть уверены в содержании своего собственного сознания, как оно доступно внутреннему чувству.

Таким образом, хотя Августин и использует платонические термины и аргументы, он не относится к органам чувств столь же уничижительно, как сам Платон. В то же время Августин признает, что органы чувств сами по себе не могут дать нам подлинного знания, ибо есть два разных типа познания: одни вещи познаются органами чувств, а другие – непосредственно самим разумом.

Ум обследует, интерпретирует, классифицирует, сопоставляет и оценивает чувственные данные соотнося их с нематериальными и вечными причинами внутри себя;

Высшие истины находятся в нашем разуме и в глубинах души. Какова их природа? Это Платоновские идеи, эйдосы, находящиеся в нашем сознании. Как наш ум получает их? Он находит их внутри себя, посредством «интеллектуального зрения».

Божье освещение

Так как же именно наш ум узнает вечные истины?

Августин следует Платону, хотя для него истины это не «остатки» от прежней жизни – как христианин он не верит в переселение душ. Вместо этого мы находим эти интеллектуальные реальности, вечные истины, идеи при посредстве освещения светом господним.
Ум каждого человека зависит от божьего света, необходимого для определения истины. Это касается даже атеистов.

Вера и разум

Человеческий разум не может правильно функционировать вне веры (тут еще одна разница с Платоном). Разум это результат работы всего человека в целом, и влияние на его работу оказывает как наше сердце, так и наши устремления, и наша вера.

«Вера ищет, разум находит; потому и пророк сказал «если не верите, то и не поймете» (“On the Holy Trinity”, 15.2.2)

Существование Бога

Хотя Августин и не пытается доказать существование Бога, он, тем не менее, приводит аргументы в пользу его существования:

«сам мир некоторым образом молчаливо, своею в высшей степени стройной подвижностью и изменяемостью и прекраснейшим видом всего видимого вещает как о том, что он сотворен, так и о том, что мог быть сотворенным только неизреченно и невидимо великим и неизреченно и невидимо прекрасным Богом.» (О граде Божьем, кн. 11 гл. 4)

Поиски Бога неизменно ведут от внешнего к внутреннему, и от внутреннего к высшему.

Создание

1. Бог создал мир из ничего (вопреки греческой теории)

2. Создание было свободным актом божьей воли. Бог решил разделить свою благость со своими созданиями, не испытывая в том необходимости.

3. Мир состоит из формы и материи – мир конкретного основан на вечных идеях, существующих у Бога в сознании. Материя изменчива, но не является злом (вопреки неоплатонистам)

4. Жизнь конкретных созданий возникла из идей – Бог посеял «зерна разума», из которых и возникли будущие существа. Однако - и в этом его отличие от теории эволюции - эти создания не были подвержены постепенному развитию.

5. Бог создал время – мир не был создан «во времени», а одновременно с ним. Для самого Бога нет ни «до», ни «после», его существование вневременно и вечно.

Предвидение, предсказание и свобода воли

Все моменты во времени известны Богу как один, общий данный момент. Августин сравнивает это с присутствием в нашем собственно рассудке определенного псалма или стихотворения, которое известно нам целиком, от начала до конца, и одновременно. При этом Августин считает, что такое предзнание вполне совместимо с человеческой свободой воли: Бог знает будущее, но, в то же время, мы свободны в своем выборе. С точки зрения Августина такая позиция не является противоречием, поскольку Бог существует вне времени, а поступки совершаются во времени.

Однако Бог, считает Августин, не только предвидит поступки людей, но также их предопределяет. Это необходимо, поскольку Бог всесилен. Насколько такая позиция совместима со свободой воли и по сей день является темой дебатов среди философов.

Проблема зла

Поскольку Бог создал мир, все, что существует есть благо.

В то же время существует зло. Как это объяснить? Августин дает следующее объяснение:

1. Хотя некоторые вещи кажутся злом, на самом деле они являют собой инструменты, необходимые для достижения добра (вакцинация, проблемы в жизни, данные нам для закаления духа, и т.д.)

2. Зло не отдельная сущность, а разновидность недостатка, отсутствия, подобная тени или темноте. Все, что не является Богом неизбежно будет до какой-то степени несовершенно

3. То же, что действительно является злом – моральным злом – это продукт человеческого несовершенства, неверно направленной воли человека.

Жизнь во грехе началась с Адама. Бог в состоянии одарить отдельных людей благодатью, позволяющей их воле обратиться к нему, но сделать это или нет зависит только от него.

Кажущаяся жестокость такого подхода объясняется следующим образом: мы все оказались у Бога в долгу, и он сам в праве решать, кому простить часть долга, а кому простить весь долг. Прощения долга одним должникам не является злом по отношению к другим – Бог не обязан прощать никому.

Философия истории и государства

С Августина берет свое начало христианская философия истории. Именно он первым предпринял попытку обнаружения в событиях прошлого осмысленного и целенаправленного единства, сравнимого с организацией театральной постановки – со своим началом, кульминацией и концом.

Град Божий

Толчком для написания этой работы Августина стало разграбление Рима вестготами в августе 410 года. Многие из римлян, все еще остававшихся язычниками, обвиняли в этом христианство. По их мнению, Рим пал перед варварами потому, что стал забывать своих традиционных богов, оказывавших ему защиту в годы величия.

Августин, со своей стороны, в «Граде божьем», написанном между 413 и 426 годами, утверждал, что сила Рима всегда была в его добродетели, за которую ему и был дарован временный успех. Однако римляне слишком увлеклись грехом и пороком, и были за то примерно наказаны.
История, по мнению Августина, являет собой поле битвы меж двух империй: Града Мирского, полного самолюбия и греха, и Града Божьего, полного любви божьей.

«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу, небесный - любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй - в Господе.» («Град Божий, кн. 14, гл. 28)

Августин считает государство хотя и необходимым, но все-таки злом, и в этом проявляется его отличие от греческой мысли. Для греков только участие в жизни государства делало жизнь человека полноценной.

Но для Августина единственным подлинным сообществом является братство верующих, основанное господом для вечного правления. Граждане этого небесного царства могут пользоваться благами общества, его несовершенным миром, но их подлинным домом остается рай небесный, мир совершенства. Другими словами, мы лишь постольку можем служить своей стране, поскольку служение ей не нарушает наших обязанностей перед Богом.

Церковь, таким образом, выше государства, ибо только церковь устанавливает те принципы, по которым должен жить человек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

августин блаженный философ

Крупнейшим христианским мыслителем, одним из выдающихся "отцов церкви" был Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.), заложивший мощный фундамент религиозной философской мысли Средневековья.

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По его мнению, все сущее, поскольку оно существует именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, "форма" со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мыслитель считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самопознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека - в отношении к Богу. Он разработал философскую антропологию.

Душа, согласно Августину,нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое его свойство, она бессмертна. Размышления философа о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. В результате глубоких размышлений он пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Вот удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения.

Разум, по Августину, есть взор души, которым она сама собой, без посредства тела, созерцает истинное. Истина же содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Он должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение.

Перу Аврелия Августина принадлежит довольно большое число произведений, из которых можно выделить наиболее важные для философии: "О Троице", "О Граде Божьем", "О величине души", "Об истинной религии", "Исповедь".

Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому не был мгновенным, скачкообразным. Совершался он постепенно. Философия Средневековья зародилась в недрах античной философии и формировалась вместе с религией христианства.

Личность Августина Блаженного тем более интересна, что он сам прошёл этот путь от язычества к христианству. Не просто прошёл, а стал одним из самых влиятельных и значительных мыслителей латинской патристики. Авторитет Августина признан как католической церковью (причислившей его к лику святых), так и православной (считающей Августина Блаженным).

1. Жизненный путь Аврелия Августина Блаженного

Августин Аврелий -христианский философ, является одним из "отцов церкви".Наследие его -часть патристики, т.е. трудов отцов церкви.

Августин -выходец из Африки: родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в г. Тагасте (Нумидия) на территории нынешнего Алжира. Его мать, Моника, была христианкой, а отец патрицием, язычником, принявшем крещение лишь в конце жизни. Отец настоял на том, чтобы дать Августину языческое воспитание. Он впитал и римскую, и христианскую традиции, отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию, особенно сильное влияние на него оказал Платон. Благодаря прекрасному образованию очень хорошо разбирался в античной литературе и философии. В 370/371 году Августин попадает в Карфаген, где начинает изучать античную философию. Особенное его внимание привлекал неоплатонизм и произведения Цицерона. Тогда же он обращается к Библии, но не понимает ее.

О молодых годах своей жизни, о своём пути к принятию христианства Августин рассказал в"Исповеди", первом известном нам опыте философской автобиографии. Проникнутые беспощадно критическим отношением к своим прошлым порокам, дурным помыслам и заблуждениям автобиографические страницы "Исповеди" чередуются с многократными восхвалениями величия Бога, благодаря которому, считает Августин, и существует весь мир и каждый человек.

Августин прошёл извилистый путь духовных поисков.Он был какое-то время последователем разных философских школ и религиозных учений: скептиком, платоником- но ни одно из этих учений его не удовлетворяло. Постоянно мятущаяся душа молодого человека в 19 лет приводит его к манихейству. Несколько лет он состоял в этой религиозно-мистической секте, считавшейся еретической с точки зрения официальной христианской Церкви. Но и манихейское учение не удовлетворило Августина и в 383/384 году, оказавшись в Риме, а потом Милане, он опять увлекается философией, заведует риторической школой.

В 387 году Августин в Милане встречается с епископом Амвросием Медиоланским и у него как бы открываются глаза -под влиянием Амвросия он начинает понимать Библию, ему открывается ее таинственное величие. После этого Августин становится яростным сторонником христианской религии. Августин принимает крещение (в 33 года) и вскоре возвращается в Тагасту. Здесь он основывает христианское братство и о его святом образе жизни начинает идти людская молва.

Свою образованность и силу мышления Августин использует для борьбы против ересей, языческих культов и философских учений. Августин активно участвует в миссионерской деятельности, призывая к насильственным мерам по распространению христианства. Он вернулся в Африку, был рукоположен в епископы и в 396 г. стал епископом Гиппона (Северная Африка) и на этой должности оставался до конца своих дней. Гиппон был осажден вандалами, и Августин молил Бога, чтобы он призвал его к себе, если епископский город не удастся спасти. Молитва его была услышана и он умер во время осады в 430г.

Самое значительное произведение Августина "О граде Божием" писалось с 413 по 426 г. Импульсом для него послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г. и посвящено осмыслению истории человечества с позиций христианской религиозной философии.

2. Философия Аврелия Августина

Августин был одним из первых высокообразованных христианских мыслителей, заложивших основы средневекового типа философствования. В его произведениях достаточно последовательно проведены принципы креационизма, провиденциализма, откровения, умеренного фидеизма и пр. Принадлежа к числу умеренных апологетов, Августин не отрицал многих достижений античной философии, однако считал, что философствование нужно полностью подчинить христианской религии, устранив из неё элементы язычества, а также всё, что ведёт к ересям или атеизму.К решению философских вопросов Августин подходит с позиций теоцентризма, связывая постановку и решение проблем с основными принципами христианства. Очень ярко это проявляется в учении Августина о бытии и времени. Августин признавал Бога единственным источником всякого бытия, т.е. существование "тварного" мира зависит от благости Бога. Будучи креационистом, Августин считал, что мир создан Богом из ничто в соответствии с созданными прежде идеями в уме Бога. Бог понимался как отделённая от мира сущность.Интересныразмышления Августина о времени. Он остро ощущает всю сложность проблемы. Мы часто говорим о времени, но затрудняемся с ответом на вопрос "Что такое время?". Будучи представителем теоцентрического философствования, Августин приходит к проблеме времени от богословского вопроса: "Что делал Бог до того, как создал мир?". Августин утверждает, что этот вопрос некорректен, поскольку само время создано Богом вместе с миром. До сотворения мира времени не было. Неизменный Бог существует не во времени, а в столь же неизменной, как и Он сам, вечности. Вечно текучее время есть характеристика лишь изменчивого "тварного" бытия.

Таким образом, Августин подходит к реляционному пониманию времени, подчёркивая его связь с бытием мира. По мнению Августина, есть только настоящее время, поскольку прошлого уже нет, а будущего ещё нет. Августин связывает представления о прошлом и будущем с определёнными психическими способностями человека. Прошлое всегда связано со способностью памяти, а будущее -с чувством надежды, ожидания. Таким образом, в некоторой степени Августин идёт по пути психологизации времени.

В учении о познании Августин сформулировал приоритеты средневековой философии, направленной на познание в первую очередь Бога. "Я желаю познать только Бога и душу", -говорил Августин. Подразумевается, что человеческая душа как образ и подобие Божественного духа намного более совершенна, чем материальные объекты мироздания. В целом Августин разделяет имеющееся у Платона противопоставление тела и души, однако, отвергая теорию метемпсихоза. Душа каждого человека творится Богом и вкладывается в тело в момент рождения. Душа бессмертна, после смерти тела она в загробном мире ожидает Страшного суда.

Многое в гносеологии Августина было заимствовано у Платона; например, явственное предпочтение, отдаваемое разумному познанию перед чувственным. Августин разделял учение о наличии врождённых идей в уме человека. Всё познание осуществляется человеком благодаря тем идеям, которые вкладываются Богом в душу человека при его рождении. Эти идеи своим невидимым глазу светом как бы озаряют окружающий мир и содействуют его познанию. Всем истинным в познании человек обязан не себе, а Богу, тогда как все заблуждения являются следствием ошибок самого познающего субъекта. В сочинении "Против академиков" Августин остро критиковал распространённые в период поздней античности скептицизм и агностицизм, утверждая, что человек может познать мир с помощью Бога и данных человеку Богом познавательных способностей.

Воззрения Августина на общество и государство содержатся в главной его работе "О граде Божием". Августин считает, что государство является следствием греховной природы человека. В подтверждение этого тезиса Августин приводит два доказательства: согласно Священному писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин же как раз и является по Священному писанию создателем государства: "и построил Каин город". Авель же, праведник, никакого града не построил. Следовательно, создателем государства явился грешник, братоубийца; из истории Рима известно, что основателем римского государства был Ромул - братоубийца Рема.

Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире. Августин допускает, что в правильном земном государстве человек может испытать лишь отблеск счастья. В государстве, "хорошо управляемом монархами, властителями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа".

Общество, утверждает Августин, возникло раньше государства и отвечает естественной потребности людей жить вместе, государство же - извращение идеи общества, основанное на насилии. Всякое государство, если оно не основано на принципах Божественной справедливости, есть не более чем "разросшаяся разбойничья шайка".Что отличает государство от шайки разбойников?

Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых государствах, пришел к выводу, что несправедливое государство подобно шайке разбойников: "Итак, при отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойнические шайки; так как и самые разбойнические шайки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют собой общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открытее принимает название государства...". Августин рассказывает притчу, согласно которой к Александру Македонскому на суд привели пирата, которому император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня называют разбойником, а ты располагаешь большим флотом и тебя величают императором. К справедливому государству Августин относит "христианское государство": "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог".

Вся история человечества есть борьба двух сообществ, "градов":

1. "Земной град" -здесь люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу. В этот град входят Диавол, демоны, язычники и еретики.

Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь "Град земной" -результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество. На нем лежит печать предопределения. Высшим воплощением "Земного града" Августин считал Римскую империю. Греховный "земной град" рушится. Падение Рима тому сигнал.Но гибель Рима - это не конец истории. Августин связывает надежды с так называемым "Градом Божьим".

2. "Град Божий" (небесный) составляют все возлюбившие Бога вплоть до презрения к самим себе.В него входят все верующие христиане. Формой организации "града Божьего" является церковь. Это условное, символическое обозначение общины проповедников, следующих не земным, а божественным установлениям. Прямого отождествления с церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, "предизображение небесного Града".

Падение Рима под ударами варваров Августин воспринимал как крушение "земного града" и торжество "града Божьего". Августин полагал, что в будущем государство должно быть подчинено церкви, а светская власть - духовной. Августин знаменит как создатель первой чётко разработанной философской картины исторического процесса, он считается основоположником философии истории. Августин впервые представил линейное понимание истории, противопоставив его господствовавшему в античности циклизму. Своей целью история имеет спасение человечества. Ход истории, считает Августин, предопределён волей Бога и раскрывает Его предначертания. Таким образом, всё развитие общества рассматривается Августином с точки зрения последовательного провиденциализма.

На первый взгляд божественное предопределение, по Августину, исключает свободу человеческой воли, то есть сознательный выбор добрых или злых мыслей и поступков в земной жизни. И действительно, зачем человеку думать о том, что делать и чего не делать, выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои дела, если изначально все предопределено? Однако существенным элементом учения Августина о предопределении является утверждение о том, что мы не знаем этого предопределения, не ведаем своей будущей участи, а это незнание и открывает пространство для свободы воли. И действительно, хоть все тотально предопределено, но я об этом ровным счетом ничего не знаю, то это предопределение никак не может влиять на мою повседневную жизнь. Ведь если я не знаю о будущем, то волей-неволей должен сам строить его, на свой страх и риск принимать решения, к чему-то стремиться, от чего-то отвращаться, задумываться о своей жизни и отвечать за все, творимое мной. Кроме того, если даже люди и разделены изначально на праведных и грешных, мы также не знаем о возможности или невозможности изменения этого предопределения на основе жизненных деяний каждого из нас. А вдруг возможно изменение начальной предопределенности в результате тех или иных мыслей и поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, а воля его бесконечна). Это неведение божественных замыслов и планов, непредсказуемость божественной воли и делает волю человека свободной. Таким образом, предопределение не только не освобождает человека от выбора и ответственности, но, как то ни удивительно, предполагает в его жизни и то, и другое. Жесткая только на первый взгляд заданность каждой человеческой жизни все же не так безусловна: будучи существом разумным, человек осознает свои поступки, может выбирать между хорошим и дурным, добром и злом, жить по совести или же бессовестно, при этом ни на что однозначно не надеясь и не рассчитывая, потому что кто будет спасен, а кто -наказан, не знает ни один из нас.

Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным. Но откуда оно взялось, если Бог -абсолютное добро, а значит, не мог создать ничего плохого. Зла первоначально не было вовсе. Бог создал только добро, поэтому оно -самодостаточный и автономный мировой элемент, который существует вечно. Откуда же тогда зло?

Принципиальной идеей христианского учения является утверждение о том, что зло не совечно добру, что оно -не что иное, как умаление добра, нарушение его, отпадение от него. Ведь прародитель зла - дьявол -это падший ангел, у которого была свобода выбора - оставаться с Богом или восстать против него и отпасть от него. Он восстал против Бога и увел с собой часть ангелов, так появилось зло. Но где есть отпадение, там возможно и возвращение. Если зло вторично и не совечно добру, значит оно в принципе искоренимо.

Итак, по христианским воззрениям зло-это отпадение от добра. Здесь могут возразить: а почему бы не предположить наоборот, что добро -это отпадение от зла? Однако такое утверждение невозможно, ведь отпадение (нарушение, искажение, умаление) -это уже зло. Следовательно, от зла отпасть невозможно, а вот от добра можно. И как когда-то от Бога отпал один из ангелов и тем самым положил начало злу, так же отпали от Бога и первые люди.История с отпадением повторилась.Первые люди располагали свободным выбором: они могли нарушить божественный запрет вкушать с древа познания или же могли не нарушить его. В случае нарушения зло (уже на человеческом уровне) появилось бы, а в случае послушания его не было бы. То есть оно могло быть, а могло и не быть, находилось всего лишь в возможности, в потенциальном состоянии и переросло бы в действительность только при определенных условиях. Таким образом, Бог не создавал зла, говорит Августин, оно проистекло из свободной воли одного из ангелов и, позже, человеческой воли.Первые люди выбрали нарушение запрета, то есть зло, в результате чего человек отпал от Бога, и был изгнан на Землю. Грехопадение является, по Августину, началом человеческой истории. Середина ее - это первое пришествие Спасителя и искупление людских грехов мученической смертью на кресте. Концом истории будет второе пришествие и установление Божьего Царства на Земле. Так, у Августина впервые появляется линейное понимание истории (она имеет начало, середину и конец), в то время как в античности было циклическое представление (история - такой же однообразный круговорот, который наблюдается в природе).

Однако линейность исторического процесса в представлении Августина содержит в себе и циклические черты. Мы отчетливо видим триаду: пребывание (человек с Богом), отпадение (земная история), возвращение (человек вновь с Богом). В чем разница между первым и третьим элементами этой триады? На первой стадии человек с Богом в силу своего неведения: он не знает, что такое зло и поэтому совершенно добр. Когда же он стал знающим, он перестал быть добрым, узнав зло, сделался злым (греховным) и потому отпал от Бога, чтобы длительной и страдальческой земной историей очиститься и искупить свое преступление. В результате он преодолевает зло и вновь становится добрым. Но теперь он знает о зле, но все равно абсолютно добр, и в этом новом качестве возвращается к Богу.

Таким образом, на первом этапе человек находится с ним бессознательно и непроизвольно и поэтому не вполне заслуженно, на третьем же - совершенно осознанно и по своей свободной воле, а потому заслуга его в данном случае очевидна. Эта триада может быть обозначена и так: "тезис - антитезис - синтез". Последний ее элемент - это соединение первых двух. Сначала человек не знает и добр, потом он знает, но не добр и, наконец, он и знает и является добрым.

Перед нами в религиозной форме вечный сюжет, о котором мы уже говорили в параграфе о мифологии: пока мы там, не знаем, когда же знаем, уже не там, и очень хочется вернуться в новом знающем состоянии в прошлую ситуацию, что и будет синтезом первого и второго - мечта самая великая и невероятная из всех возможных, которая наверное поэтому и облеклась в христианском воззрении в форму представления о втором пришествии и конце истории.

Однако идея предопределения не мешает Августину разделять некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к "общественному договору". Некоторые считают, что употребление этого термина было новеллой Августина. С общественным договором он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему - отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля: короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т.е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях (исключительных) Бог сам назначает правителя - так было с народом Израиля, в других - его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.

Понимание Августином истории человечества и понимание греховной природы человека нашло прямое отражение в его политическом учении.Отношение церкви к государству, духовной власти - к светской - главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю политической мысли, в этом он первооткрыватель. И теория разделения двух царств - "Града Божьего" и "Града земного", или двух властей, - нашла у Августина свое лучшее выражение. По его мнению, светская власть и церковная - различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности.

Церковная власть, по Августину, - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но никаких агрессивных выводов о прямом подчинении государей церкви, о праве пап смещать королей и императоров, т.е. по существу о наделении церковной иерархии светской властью, у Августина нет. Главное в его учении - именно разделение двух властей.Наряду с такими функциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство должно помогать церкви бороться с ересью. Вот как обосновывается рабство. Рабство - это наказание за грех: "Грех - первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды". В основе рабства - грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что источником рабства отдельных людей может быть военный плен. Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслуживает того, чтобы стать рабом другого человека.

Таким образом, учение Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии в целом. Государство для Августина - это институт условно-необходимый. Государства могло и не быть, если бы не было первородного греха Адама. В отличие от Аристотеля, для которого человек - это существо политическое и должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле. В отличие от Цицерона, дня которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хорошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в граде Божием: "истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой - Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она - народное дело".

Интересны взгляды Августина на собственность. На него влияли представления ранних христиан о том, что у верующих все должно быть общее. Августин полагал, что в естественном состоянии у людей была коллективная собственность, каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все, что сверх индивидуальных потребностей, принадлежало обществу и использовалось в его интересах. Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все, что сверх необходимого, должно принадлежать всем. Абсолютное право на частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианами не признавалось. Собственность - человеческое установление и как оно было людьми введено, также может быть и отменено. Правда, Августин считал, что некоторые виды собственности были учреждены не людьми, а Богом, и владеть ею могут только благодетельные люди. Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага.

Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был канонизирован и назван Блаженным.

Августин знаменит как создатель первой чётко разработанной философской картины исторического процесса, он считается основоположником философии истории. Он впервые представил линейное понимание истории, противопоставив его господствовавшему в античности циклизму.Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.

Заключение

В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви.

Августин Аврелий - христианский философ, теолог, один из "отцов церкви". Теоцентризм - в центре мироздания - Бог. Исходя из этого, Августин выдвигаетмысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) - Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. История человечества - это осуществление божественных предначертаний.

Цель человечества - достижение града Божия. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла, будет нескончаемый досуг, не будет труда, вызываемого нуждой.Августин различает две природы человека: до грехопадения человек был невинным существом; после грехопадения и понесенного наказания человек стал "смертным, невежественным и подчиненным плоти". Итак, человек теперь - грешник. Люди совершили грех перед Богом: они отведали от древа познания, отравив тем самым все мироздание.ВоззренияАвгустина Аврелия наиболее полно представлены в его трактате "О граде Божьем". В нем Августин утверждает, что человечество знает две истории двух "градов". Первая - это история светских государств, являющихся царствами зла и несправедливости. Вторая - история христианской церкви, которую Августин называет "Царством Божьим на земле".

Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему - смирение и покорность перед Богом и церковью. Если светские государства подчинятся церкви, их судьба будет благоприятной, в противном случае обитатели "града Божьего" обретут вечное блаженство, а население "земного града" будет обречено на вечные муки.

Таким образом, главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом;высший источник веры - это церковь; неравенство - вечный и неизменный принцип общественной жизни.

Основные работы: "О граде Божии", "Исповедь", "Трактат о ересях".

Список использованной литературы

1.Грачёв М.В.Философия. Пособие // М.В. Грачёв. - М.: Издательство «Спутник», 2011.

2.Гусев Д.А. История философии // Д.А. Гусев и др. -М.: «Эксмо», 2004.

3.История политических и правовых учений: Учебник для вузов // Под общей редакциейВ.С. Нерсесянца. -М.: «Норма», 2011.

4.Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: конспект лекций. -М.: «Юрайт-Издат», 2007.

5.Философия права:Курс лекций// Сост. В.С. Юрчук. - М.: «МИЭМП», 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Августина Аврелия - христианского теолога и философа, проповедника и одного из отцов христианской церкви. Этапы творчества и основные черты философии. Влияние трудов Августина Аврелия на христианство.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2016

    Философия периода патристики: общая характеристика. Философские воззрения Аврелия Августина. "Исповедь" Августина Блаженного. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное, совершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия

    реферат , добавлен 22.09.2003

    Патристика и схоластика как направления средневековой философии теоцентризма. Учение Августина Аврелия Блаженного о "светском государстве" и "царстве Божьем". Философские взгляды Фомы Аквинского. Теории о предвечном существовании душ и их переселении.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Роль и влияние Августина Блаженного на философию Средневековья. Жизнь и творчество Августина Блаженного, его философские взгляды. Религиозно-философская система Августина. Соотношение веры и разума. Главные пути преодоления скептицизма и априоризм.

    реферат , добавлен 12.11.2015

    Августин Блаженный - выдающийся представитель латинской патристики. Исторический переход от античного мировоззрения к средневековому. Духовная эволюция Аврелия Августина. Осмысление феномена человеческой личности. Истина, проблема Бога и проблема зла.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Наиболее ярким представителем патристики был епископ Августин Блаженный (354-430 гг.), оказавший сильнейшее влияние на философскую науку. Личность и судьба. Августин-полемист. Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде. Трактат "О Граде Божием".

    контрольная работа , добавлен 31.03.2008

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления Августина Аврелия, этапы обучения. Предпосылки увлечения библейскими учениями, знакомство с платонической философией. Влияние идей Августина на формирование христианского богословского канона.

    презентация , добавлен 04.11.2010

    Основные идеи христианского вероучения. Общая характеристика патристики. Учение Августина Аврелия. Ведущие принципы схоластики и мировоззрения средневековья. Арабская и еврейская философия в Средние века. Анализ проблемы соотношения разума и веры.

    реферат , добавлен 07.01.2017

    Августин Аврелий как крупнейший представитель западной патристики, важнейшая фигура для западной теологической и философской мысли. Вопрос о месте веры в мировоззрении Августина. Проблема чувственного познания. Учение о мире и учение о человеке.

    реферат , добавлен 10.05.2015

    Томизм как один из важнейших духовных факторов современности. Биография, основные положения и историческое значение философии Фомы Аквинского. Краткая биография Августина Блаженного. Творения Августина, основные положения и значение его философии.