Городецкий феодоровский монастырь расписание богослужений. Городецкая Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии.

По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1977 г. окончил Московский Всесоюзный юридический институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искуствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой». Был женат.

В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа).

С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Ивановско-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском института.

5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского.

В 1995 г. возведен в сан игумена.

В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию.

Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России».

В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри.

В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь.

В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология».

Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области.

Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Действительный член Императорского Православного Палестинского Общества.

Феодоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — .

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители .

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой. Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя , устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность. Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро - Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

Городецкий Федоровский мужской монастырь - по своему первоначальному основанию старейший из монастырей Нижегородской епархии.

До разрушения в начале 20-го века, обитель представляла собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный каменной оградой. При монастыре были храмы: пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (1765 год), второй - в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 год), две церкви в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона.

Из исторических построек монастыря до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус.

При монастыре существует православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников. Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.

История Фёдоровского монастыря

Монастырь был основан князем Юрием Долгоруким как Богородице-Феодоровский монастырь в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери. Позже она была перенесена в монастырь.

Считается, что монастырь был основан в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом дискуссий.

В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери оказалась уже в Костроме. В монастыре в настоящий момент хранится список иконы (копия), написанный в 1800 году.

В 1263 году в обители принял монашеский постриг и скончался князь Александр Невский , возвращавшийся из Золотой Орды.

В 1354-1410 годах в монастыре жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

На рубеже XIV-XV веков в Фёдоровском монастыре жил иконописец Прохор с Городца - один из авторов росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, учитель Андрея Рублёва и соратник Феофана Грека.

В XV-начале XVII веков монастырь был упразднён.

Возрождён вновнь в 1700 году и в этот же год построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского.

В 1764 была предпринята попытка закрытия монастыря, однако благодаря поддержки местного населения этого не случается. Однако теперь обитель приобретает статус заштатного, то есть находящегося на собственном обеспечении, без господдержки.

В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса, а настоятель получает сан архимандрита.

Монастырь после революции

В 1927 году Федоровский монастырь был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась школа, а 80-метровую колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена звездой и превращена в водонапорную башню. А в 1934 году почти все здания монастыря были разрушены как «не представляющие культурной ценности».

Позже на территории монастыря располагались почта, школа, колония правонарушителей. На территории бывшей церкви Александра Невского выстроена Городецкая районная больница.

Возрождение обители

С 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец - XXI век» появилось возможность восстановления монастыря, а в 2008 году началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Прежде он находился на берегу Волги; с 1700 - вдали от него, вследствие перемены в течении реки. Основан в 1164 вел. кн. Георгием Всеволодовичем на месте, освященном пребыванием Феодоровской иконы Божией Матери, издревле находившейся недалеко от Городца в часовне, где и был устроен Городецкий монастырь.


Общий вид Федоровского мужского монастыря. 1894 г. г. Городец, Нижегородская губерния

Монастырская церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери - древнего строения; по возобновлении она была освящена в 1767 в присутствии имп. Екатерины II, посетившей монастырь во время своего путешествия по Волге.

Здесь находилась прославившаяся в 1830 избавлением Балахны от холеры чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - список с вышеозначенной древней Феодоровской иконы, бывшей в монастыре, а по разрушении его татарами явившейся в 1239 на месте, где был основан Запрудненский Спасский монастырь (в Костроме).




В монастыре последовала кончина вел. кн. Александра Невского, возвращавшегося из Орды; имевшийся в обители во имя его храм, по преданию, построен на месте той кельи, где он скончался.



История Феодоровского монастыря знает много знаменательных событий, 19 мая 1737 года его посетила императрица Екатерина II, присутствующая на освящении храма во имя Божьей Матери Феодоры и пожаловавшая значительную сумму денег на восстановление разрушенных построек монастыря.
За годы советской власти храмы монастыря были утрачены.
12 сентября 2009 года Феодоровский монастырь был возрожден на Городецкой земле.

Икона Божией Матери ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ известна с 12 века. Она находилась в часовне близ старинного поволжского городка Городца. Где основан был мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ был главной святыней. 1239 году при нашествии монголо-татарских захватчиков икона исчезла из города. В этом же году Феодоровская икона Божией Матери стала молельным образом святого Благоверного Князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году Великий Князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - святого Князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. В конце 50 начала 60 годов 13 столетия млад. брату Александра Невского произошло явление чудотворного образа. Накануне явления многие жители Костромы видели воина с иконой Божией Матери на руках. В Воине многие узнали Феодора Стратилата. Событие это происходило в день УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. На след. день князь Василий Ярославович во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева, вблизи речки Запрудни. ОБРЕТЕННАЯ СВЯТЫНЯ БЫЛА КРЕСНЫМ ХОДОМ ПРИНЕСЕНА В КОСТРОМУ. и поставлена в соборном храме во имя ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА, после чего и стала именоваться ФЕОДОРОВСКОЙ

14 марта стар стил. 1613 года в костромском СВЯТО-ТРОИЦКОМ ИПАТЬЕВСКОМ мужском монастыре МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ перед ликом чудотворной ФЕОДОРОВСКОЙ иконы принял избрание Его Земским собором на Престол Государства Российского. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ФЕОДОРОВСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СТАЛ ОСОБО ЧТИМОЙ СВЯТЫНЕЙ ЦАРСТВУЮЩЕГО ДОМА РОМАНОВЫХ. А в память о событиях 1613 года был установлен 14 марта церковный праздник этого образа Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери хранится, как великая святыня в Богоявленско-Анастасьинском кафедральном соборе Костромы.

ЧУДОТВОРНАЯ ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ДАВНИХ ВРЕМЕН ПОЧИТАЕТСЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ,КАК ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮЩАЯ СЕМЕЙНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ, РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПРИ ТРУДНЫХ РОДАХ. Эта чудотворная помощь от иконы Пресвятой Богородицы, празднование которой установлено в день начала служения Дома Романовых Богу и Народу Русскому, свидетельствует о том, что Дом РОМАНОВЫХ продолжает быть в очах Божьих Царствующим Домом. А церковный праздник ФЕОДОРОВСКой ИКОНы БОЖИЕЙ МАТЕРИ в день заступление Рода Романовых на Царское служение свидетельствует о том, что Русская Православная Церковь остается верной Соборному Обету 1613 года, не смотря на то, что священство Русской Православной Церкви практически ни где не возносит молитв ни за грядущего Царя-победителя из Царствующего Дома Романовых (по женской линии), ни за усопших Царей и Цариц, в том числе и из Царствующего Дома Романовых.

Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось - он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы.

За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году - ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими. Не случайно, в 1767 году на освящении восстановленного после пожара храма в честь святой чудотворной Федооровской иконы Божией Матери лично присутствовала императрица Екатерина II. Позднее на монастырь была возложена важная миссия - хранить память о кончине на Городецкой земле святого благоверного князя. Во второй половине XIX - начале XX века Федоровский монастырь являлся главным очагом духовной и общественной жизни села Городца. При монастыре работали миссионерское братство, библиотека и больница. В 1867 году было открыто училище для малолетних послушников и детей селян, в котором обучались 50 мальчиков. В память о князе в 1869 году в монастыре было создано Александро-Невское братство, а спустя три года открылось начальное женское училище. Но в 1927 году Федоровский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт. В бывших кельях монахов расположилась колхозная школа, а 80-метровая многоярусная колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена красной звездой и превращена в водонапорную башню. Еще семь лет спустя, в 1934 году, почти все здания монастыря подверглись разрушению как «не представляющие культурной ценности».

Вопрос о восстановлении Городецкого Федоровского монастыря поднимался в последние годы неоднократно, но только в 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец - XXI век» появилась реальная возможность его воссоздания.

В начале XX века монастырь представлял собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный невысокой каменной оградой. Он имел два соборных каменных храма: один пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (построен в 1765 г.), другой - в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 г.), и две церкви - в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона. Однако до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус монастыря.

В 2008 году благодаря спонсорской помощи ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в Городце началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери. В июле того же года специалисты Московского института археологии исследовали остатки фундамента Федоровской церкви, датируемые серединой - 2-й половиной XVIII века. После проведения археологической экспертизы остатки фундамента были удалены, а новый фундамент залит в точном соответствии с историческим расположением храма. Храм уже обрел голос: на колокольне установлено 12 колоколов, отлитых уральскими мастерами. Самый большой «отец»-колокол весит 1070 кг, два самых маленьких и звонких - по 6 кг каждый.



До 1917 года Федоровский монастырь неоднократно перестраивался, и в XX век вошел сформировавшимся архитектурным ансамблем. В его составе было 2 соборных храма: первый - холодный пятиглавый - был посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворной Федоровской иконе (возведен в 1765 г.). В 1872 году к нему пристроили южный (во имя великомученицы Екатерины) и северный (в честь великомученика Антипы) приделы. Второй храм - теплая соборная церковь во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского. Была возведена в 1798 году, позднее перестроена по проекту сына писателя В.И. Даля. В монастыре хранились особо чтимые православные святыни - древний список Пресвятой Богородицы Федоровской, икона Александра Невского с частицами мощей святого и др. Федоровский монастырь был закрыт в 1927 году.

Восстановление монастыря началось в 2008 году. 12 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил первый восстановленный храм Феодоровского монастыря - церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери.



Фёдоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известных личностей (среди которых князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни - Фёдоровской иконы Божией Матери. Между тем в истории обители остаётся множество моментов - это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счёт согласия нет, и нам остаётся полагать на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные. Одно из них повествует о том, что при основании Городца в ХII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы. Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины ХIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого "путешествия" существуют две версии. Первая. В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали - по его изображению в костромском соборе - великомученика Фёдора Стратилата. Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием - кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял - на молитвенную память о старшем брате - князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь точный список с неё, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине ХIХ века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разорённый в 1408 году ханом Едигеем, Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца ХVII века. К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нём снова стали развиваться ремёсла, появились богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году - уже на нынешнем месте (тогда здесь было "старое" кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери). На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1719 году Фёдоровский собор упоминается как отстроенный и освящённый ("об одной главе"). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара - все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году. В 1798 году была освящена тёплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского - при этои считалось, что её алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался знаменитый князь. Забегая вперёд, скажем, что этот храм, исполненный в стиле классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел кк физически, так и стилистически и был заменён новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освящённым в 1882 году. К тому времени в обители, помимо этих храмов, имелась ещё одна церковь - во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале ХХ века появилась и четвёртая - Пантелеймоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырём взметнулась пятиярусная колокольня-"свеча" высотой около 80 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрёл завершённость. Отметим, что у него было два подворья - в Нижнем Новгороде и Царском Селе. Никто тогда не мог предвидеть страшной беды для прославленной и процветающей обители.

В 1927 году большевики закрыли её. Действующим в ней до 1934 года оставался только тёплый Александро-Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, сбросив с неё все колокола и украсив завершение огромной красной звездой, помещения бывших келий заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение - как "не представляющего культурной ценности". Были разрушены все храмы и колокольня обители. Лишь в 2007 году благодаря программе комплексного развития территорий Городецкого района "Городец -ХХI век" у городчан появилась возможность воссоздать на этом месте обитель. С 2008 года Феодоровский монастырь стал восстанавливаться. Возрождён на прежнем месте и Свято-Феодоровский собор, с восточной стороны которого совсем недавно установили памятник благоверному князю Александру Ярославичу в монашеской схиме.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №161, 2015 год.