Символы России: медведь. Почему медведь символ России? Символы России - фото

Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?». Объяснению причин становления устойчивого стереотипа «Русского медведя» посвящали свои труды А.А. Россомахин, В.М. Успенский, Д.Г. Хрусталев, А. Леонтьев, М. Леонтьева, Ю.А. Кошкарова, В.С. Житенёв и другие.

Для тщательного раскрытия проблемы требуется как рассмотрение истории почитания этого животного в России на протяжении веков, так и анализ генезиса восприятия образа “Русского медведя” в самой России и за рубежом.

Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры. Так, особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный в пещере Монтеспан (Франция)- глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35-30 тыс. лет до н.э. был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что "убийство" макета будет благоприятствовать реальной охоте.


«Монтеспанский медведь», Франция, Монтеспан.

Женщина-медведица (неолит) 1

В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни. 2 В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», Житенёв В.С. утверждает, что «Культ по отношению к медведю - один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей. По мнению Б.А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества. 3


Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия


Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция


Пещерный медведь, пещера Шове, Франция


Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия

В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных. Так, особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах. Некоторые герои саг имеют предка-медведя, что является пережитками тотемизма. Интересным в этой связи представляется упоминание в скандинавских сагах воинов-берсерков (berserkr в переводе со старонорвежского переводится как «медвежья шкура» или «без рубашки»). Это были свирепые и агрессивные воины, которые предваряли боевые действия, приводя себя в «особого рода боевой транс». 4 Берсерки носили медвежьи шкуры, как бы превращаясь в этого сильного, агрессивного, непобедимого животного.


Бронзовая пластинка 8 века

На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей. «Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом I – началом II тысячелетия» 5 . Здесь изображены окружности, в центре которых находится фигура медведя, при этом, по словам Д.П. Шорина, «его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах» 6



Панорама Камня Балабана I, 2010 год 7

Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.

Определение культу медведя дает Ю.А. Кошкарова в своем исследовании «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». 8 Под культом медведя «понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположением» медведя к человеку» 9 .

Зародившись в мустьерской культуре, просуществовав до середины XX века и сохранив некоторые элементы в культуре некоторых народов современной России, культ медведя является одним из наиболее устойчивых.

В представлении древних народов России медведь представлял предка человека, имел «кровную связь» с ним. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя - «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха» 10 и т.д.

Следует отметить причастность этого животного к божественному. Древнерусский языческий бог мудрости и плодородия Велес имеет образ медведя. При этом, вероятно, Велес - Волос, был древнейшим из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев. Примечательно, что «древнерусские волхвы носили одежды, вывернутые наизнанку, либо звериные шкуры, как правило, медвежьи» 11 . По мнению Ю.В. Кривошеева 12 , медведь, в представлении волхвов, уносил их в иной мир.

Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны) 13 . Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».

Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.

Особое восприятие медведя древними народами породило «медвежий праздник» - охотничий культ, связанный с представлениями древних охотников о перерождении животных после смерти. Убийство, поедание и похороны медведей сопровождались ритуальными действиями и «медвежьими песнями» с целью умилостивить и расположить убитого медведя, "помирить душу медведя с добывшим его охотником" 14

«Медвежья присяга» у остяков и вогулов также являлась подтверждением особого отношения к животному. По традиции этих народов обвиняемый мог прибегнуть к «медвежьей присяге» для доказательства своей невиновности. Как пишет Н. Харузин, «Очистительная клятва медведем считается одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного докзательства, освобождается от подозрения в совершении проступка или преступления» 15 .

Таким образом, в сложном образе медведя для древнего человека соединялись три ипостаси: божественная, человеческая и животная.

Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства 16 .

В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, ”хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом” 17 . Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.

Следы тотемизма просуществовали вплоть до середины ХХ века. Сибирские старожилы еще в конце ХIХ века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно ее изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной» 18 , а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину - на другом. Сохранилось поверье, что "хозяин тайги" имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост - сосет лапу 19 . Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя.

Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых 20 . В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленицу вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей.

Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа.

Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет “роль помощника и дарителя” 21 .

В некоторых сказках медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которая повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке "Про медведя и трех сестер" медведь требует демонстрировать способности к ткачеству: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь - замуж возьму, не выткёшь - голову отсеку» 22 . Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.

После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно.

Для полного понимания этого вопроса К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах» 23 делает попытку истолковать библейский образ медведя. В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один - в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл) описан так: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Исследователи предполагают, что в данном случае медведь - одно из агрессивных животных-врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался на иконографии верхом на медведе. В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя».

Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица - олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой - готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением ее с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой - человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.

В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце ХVIII- начале ХIХ вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.

«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно» 24 .

Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.

В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным.


Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после Крещения Руси.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога»,- говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем. Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит».

Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая» 25 .

Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.

«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут»

На празднестве мордвы ряженый медведь играл важную роль и помогал «запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки» 26 , нередко бегая с толкушкой и заигрывая с девушками и женщинами. Также, по приметам, девушке медведь снился к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. "Видеть во сне медведя - ожидать сватов". 27


Медведь. Охотничий идол. Тарногский район. Кон. ХVII в.

О хозяине тайги продолжали говорить иносказательно. Само слово “медведь” произошло вследствие замены табуированного неизвестного названия этого животного и создания эвфемизма от «поедающий мёд» (*medu-/medv- "мёд", + *ěd- "есть, принимать пищу"). Медведя изображали пчелиные ульи в соответствующей форме и деревянные скульптуры охотничьих идолов, корни которых уходят во времена тотемизма.


Улей в виде медведя. Россия, ХIХ век 28

Также сохранился элемент «медвежьего культа» в традициях. Например, в Белоруссии до середины ХХ века каждую весну отмечали пробуждение медведя. «Комоедицы»- так назывался медвежий праздник, который отмечался 23 марта перед Благовещением.

Однако закрепилось и негативное отношение к медведю как к символу жестокости, чревоугодия и лени. В большей степени это было результатом приручения медведя, когда царь тайги стал веселить народ на праздниках. Среди ряженых медведь был важным участником на Масленицу или Святки. Именно образу, а не человеку под маской, хозяева, к которым приходили колядовать ряженые, давали угощения, «задабривая» тех ради покровительства над скотом и урожаем. Иногда ряженые инсценировали вождение ряженого медведя на поводке, а иногда, чаще на Масленицу, настоящий обученный медведь развлекал народ.


Х.Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е


Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» 1857 г.


П. Ф. Каверзнев «Ряженые». Вторая половина XIX века.

Все же медведь был близок российской культуре, поэтому фигура медведя распространена в и русской геральдике. Медведь изображен на гербах трех городов России и на гербе Хабаровского края.

История герба Великого Новгорода начинается еще в XVI веке, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена печать новгородского наместника, которая стала прообразом герба Новгорода, утвержденного в 1781 году Екатериной II. На гербе изображены два медведя, выполняющие функцию стражей места.



Печать новгородского наместника с Большой государственной печати Ивана Грозного


Герб Великого Новгорода

По мнению ученых, изображение медведя на гербе Ярославля связано со «Сказанием о построении града Ярославля», в котором говорится о том, что Ярослав Мудрый победил секирой «некоего люта зверя и псов», которых напустили язычники. Предполагается, что «лютый зверь» был медведем, т.к. в Верхнем Поволжье был распространен медвежий культ, а тот факт, что медведь стоит на задних лапах может отсылать к мифу о подобии человека и медведя. В этом сказании медведь символизирует язычество, искорененное православием.


Герб Ярославля

Герб Перми, изображающий медведя с Евангелием на спине, также символизирует победу христианства, усмирения им язычества, просвещения неверных, обращения их в православие.


Герб Перми

В связи с тем, что медведь является символом Перми, в центральной части города поставили скульптуру «Легенда о пермском медведе» или «Идущий медведь». Последнее название связано с самой идеей памятника, так как по представлениям иностранцев, по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи.


Скульптура «Легенда о пермском медведе». Пермь

На гербе Хабаровского края изображен гималайский медведь, что символизирует мощь и предусмотрительность 29 . Коренные народы этого края считали, а некоторые народы до сих пор считают медведя своим предком. Они обращались к нему с уважением, как к пожилому человеку. Охота на медведя сопровождалась медвежьим праздником, захоронение костей этого животного.


Герб Хабаровского края

Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках, приметах не стало главной причиной становления образа медведя как символа России.

Большую роль, по мнению исследователей, например Д.Г. Хрустелева, в этом сыграл Запад.

Считается, что первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России стали «Записки о московитских делах» 30 Барона Сигизмунда Герберштейна (1486-1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания. Он пишет: « ... медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию» 31 . Впоследствии этот рассказ был скопирован другими авторами, например, Александром Гваньини в произведении XVI века «Описание Московии», и стал основанием для анекдотов о медведях, гуляющих по городам России.

Примечательно, что медведь присутствует на одной из самых ранних карт Северной Европы («Carta Marina»), составленной Олафом Магнусом и напечатанной в 1539. Зверь изображен на территории Московского княжества.



«Carta Marina», Олаф Магнус

Также не позднее 1633 г. Исаак Масса составил карту «Северная и Восточная части России, называемой Московия». Здесь можно наблюдать два фрагмента, изображающих медведей.

Первый лист карты из Атласа Блау, выходившего многими изданиями с 1635 по 1672 гг.
В XVIII веке Запад выбрал медведя в качестве героя своих карикатур для изображения России, и таким образом около 300 лет назад зародил устойчивый стереотип.

Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 г. в серии английских гравюр под названием «The European Race»(Европейская гонка). С этого момента, как заявляют А.А. Россомахин, В.М. Успенский и Д.Г. Хрусталев - исследователи, изучавшие эту тему в рамках проекта «Россия как медведь» (2006 г.), в течение ста лет было выпущено более ста сатирических гравюр, на которых образ России представлен в виде медведя (иногда в ошейнике, наморднике, на привязи или с оружием). При этом, Василий Успенский 32 приводит факты, доказывающие, что этот образ имеет английское происхождение. Для популярной в Англии XVI века медвежьей травли, специально привозили русских белых медведей, которые стали впоследствии «эталоном качества». Этот образ стал основанием для многих карикатур XVIII-XIX вв. Например, сцена травли изображена на карикатуре 1801 года (илл. 2), где Наполеон держит цепь, к которой прикован медведь. Иллюстрация 4 показывает Наполеона, который надевает «ошейник независимости».


1. «The European Race», 1737 г.


2. Неизвестный гравер (изд. Уильям Холланд). Безумный Павел. 1801 г.
Раскарашенный офорт. Библиотека Брауновского университета


3. Чарльз Уильямс. Северных медведей учат танцевать. 1801 г. Раскрашенный офорт.


4. Чарльз Уильямс. Взаимные почести в Тильзите, или обезьяна, медведь и орел. 1807 г. Раскрашенный офорт


5. Исаак Круншенк. Бруин становится посредником. 1803 г. Раскрашенный офорт.

Также медведя на карикатурах изображали в качестве военного. Например, на листе Джеймса Гиллрея «Союзные державы разувают Эгалите 33 1799 г. (илл. 6) лишь Россия не наделена национальными признаками, как Пруссия, Турция, Голландия, Англия, Франция, а изображена в виде зверя.


6. Джеймс Гиллрей. Союзные державы разувают Эгалите. 1799 г. Раскрашенный офорт.

Медведь изображался и в образе казака. Например на листе 1828 г. «Высадка Великого медведя, или мусульмане в затруднительном положении» Уильяма Хита (илл.7).


7. Уильямс Хит. Высадка Большого Медведя, или мусульмане в затруднительном положении. 1828 г. Раскрашенный офорт

Очевидно, что английские гравюры XVIII - первой трети XIX вв. выражали образ России через изображение медведя, показывая ее «дикость, кровожадность, мощь, порабощенность или глупость» 34 и были доказательством «незнания англичанами подлинной российской действительности» 35 . Однако появление медведя на карикатурах, которые являются сильным средством убеждения, зародило стереотип Русского медведя, который продолжал использоваться в дальнейших карикатурах разных стран и используется до сих пор.

В ХХ веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого, кровожадного медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет. Например, в 1980 году в Reader’s Digest вышла статья «Standing up to the Russian bear», содержащая «призыв проявить жестокость против СССР» 36 .

Такие приписываемые медведю качества как смелость, упорство, сила являются приоритетными для любого спортсмена, поэтому в 1980 году Мишка стал талисманом ХХII Олимпийских игр в Москве. Более того, образ был близок СССР стремлением защищать слабых, справедливостью, миролюбием, что в годы холодной войны могло сыграть на руку советской пропаганде.

В XXI веке медведь стал символом правящей партии «Единая Россия», он стал появляться в речах политиков. Например, в 2014 году президент В.В. Путин в ответ на призывы США вернуть Крым заявил: «Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира» 37

Данная фраза служит примером сравнения России с медведем как сильной, независимой державы. Однако образ «Русского медведя» до сих пор имеет разную семантику в мире.

В 2009 году группой исследователей было проведено социологическое исследование с целью определения восприятия образа медведя как символа России в самой России и за рубежом, а именно в США, г. Вашингтон. Результаты исследования были опубликованы в статье Т. Рябовой «Медведь как символ России: социологическое измерение”. 38 В процессе опроса выяснилось, что среди американских респондентов медведь стоял первым в списке символов России (41,6 %), среди которых были “Красная площадь” (39,0%), “Кремль” (28,6%), “АК-47” (28,6%), “Матрешка” (23,4%) и др. В списке символов России российских респондентов “медведь” (20,0%) занял четвертую позицию после таких маркеров, как “Двуглавый орел” (56,0%), “Кремль” (38,0%), “береза” (23,0%).

Ответы на вопрос об интерпретации образа «русского медведя» были различны у представителей двух стран. Так американские респонденты выделили “агрессивность” (76,6%) главным качеством «русского медведя», за ним шли “сила” (63,6%), “жестокость” (50,6%), “варварство” (26,0%). Напротив, российские респонденты на первое место поставили “силу” (58,0%), далее “отсталость” (43,0%), “неуклюжесть” (37,0%), “агрессивность” (25,0%).

Отрицательные качества символа, выбранные респондентами разных стран, но одновременно частое использование образа в российских СМИ побудили исследователей задать другой вопрос: «Если бы вы сравнивали Россию с медведем, то какими качествами вы бы ее наделили?». Ответы были следующие: «сила» - 81 %, «добродушие» - 41%, «бесхитростность» - 13%, «неуклюжесть» - 12%, «отсталость» - 6%, «глупость» - 6%, агрессивность - 4%.

Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что американец видит скрывающуюся за силой «русского медведя» агрессивность. В то же время, в восприятии россиянина, сила «русского медведя» дополняется добродушием и бесхитростностью, что показывает положительную окраску данного символа в России. Возможно его близость русскому народу имеет общее с менталитетом русского человека: долгая зимняя спячка и короткое лето медведя схожи с жизнью русского крестьянина с его коротким летним периодом сельскохозяйственных работ и долгими зимними вечерами. Это и двойственность в русском характере, которая может проявляться во вспыльчивости и быстрой отходчивости, в справедливости наказания виновных и неравнодушной защитой страдающих.

Таким образом, зародившийся еще в каменном веке культ медведя сохранил свои элементы в культуре русского народа вплоть до середины ХХ века: его образ присутствует не только в обрядах, приметах и фольклоре, но и в русской геральдике. Однако Запад сыграл главную роль в становлении медведя как символа России. В ХVI веке хозяин тайги появляется на картах как маркер России, а уже в XVIII веке в карикатурах Великобритании медведь олицетворяет Россию, говоря о ней, как о варварской стране с агрессивной политикой. Во времена Холодной войны США продолжили использовать образ медведя в СМИ как инструмент информационной войны. Переходным моментом в становлении «Русского медведя» становятся ХХII Олимпийские игры в Москве, талисманом которых стал Олимпийский Мишка как обладатель силы, справедливости, миролюбия. В начале ХХI века медведь был выбран как символ правящей партии «Единой России», а сегодня его образ часто используется в речи российских и зарубежных политиков, что еще более закрепляет итак устойчивый стереотип о сильной, независимой, как медведь, России.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков. - М. Наука, 1981 г., с. 105.
2 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 216
3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков..- М. Наука, 1981 г.
4 Акунов В.В. «Берсерки. Воины-медведи древнего Севера/ В.В. Акунино.- М.: Вече, 2014.- с. 320
5 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
6 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
7 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 114
8 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213
9 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 32
10 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 80
11 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 29
12 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси(текст)/ Ю.В. Кривошеев. Л.: Знание, 1988 с. 38
13 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 26
14 Материалы V Югорских чтений “Медведь в культуре обско-угорских народов”: Сборник научных статей/ Под ред. Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина.- Ханты-Мансийск: ГУИПП “Полиграфист”, 2002.- с. 3
15 Харузин Н. Медвежья присяга: тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов - М., 1899
16 Пахомова А.В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян: Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01: Москва, 2004 c. 189
17 Никитина А. «Узорочье». «Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье» Серия “Кладезь Рода” Санкт-Петербург: Издательство АРТЕЛЬ “ВОРОЖЕЯ”, 2013 г. с. 47
18 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
19 Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок.1000 статей/ Н.С. Шипарова- М. ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Русские словари”, 2003. с. 353-354
20 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
21 Ивона Жепниковска “Медведь в русской волшебной сказке: эскиз исследования проблемы” «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 62
22 Пинежские сказки/собр. и зап. Г.Я. Симиной. Архангельск, 1975. с. 89-91.
23 К. Войцеховска «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 11
24 дата обр. 09.07.16
25 Русская мифология. Энциклопедия.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, с. 268
26 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09: Казань, 2004 - c. 396 РГБ ОД, 71:05-10/164.
27 Морозов И.А. Женитьбы добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ “женитьбы»- М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт», 1998.- с. 352, 249
28 Славянская мифолоогия. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Междунар.отношения, 2011.- с. 295
29 Медведь на гербе Хабаровского края/ Хабаровск. Изд. дом «Приамурские ведомости» 2014.
30 Герберштейн С. “Записки о Московии: в 2 т./Сигизмунд Герберштейн; Российская акад.наук, Ин-т славяноведия: Москва: Памятники ист.мысли, 2008
31 Бар. Сигизмунд Герберштейн Записки о московитских делах - Санкт-Петербург, А.С. Суворин, 1908, с. 98
32 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 87
33 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 95
34 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
35 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
36 Олег Рябов, «В лесу есть медведь» медвежья метафора как оружие холодной войны» «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 175
37 Топ-10 цитат Путина на заседании «Валдая»: клопы, медведь и управляемый хаос. Дата обращения: 15.07.2016
38 Татьяна Рябова «медведь как символ России: социологическое измерение”. «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 338

Медведь – животное очень разностороннее и многогранное. С одной стороны, он часто наводит страх своей свирепостью и беспощадностью. Но, если посмотреть с другой стороны, он может быть добродушным и милым, наивным и по-детски неуклюжим. Вообще славяне рассматривали его больше с положительной стороны. Ведь медведь – существо миролюбивое. Просто не нужно нарушать его спокойствия, тогда он не причинит зла. В культуре древних славян «Потапыч» занимал не последнее место. Даже в легендарном Сварожьем Круге есть чертог медведя.

В древнерусских традициях медведь – это царь зверей, хозяин леса. Поэтому он часто ассоциируется с победой и властью. Кроме того, медведь состоит в тесной связи с процессами пробуждения природы (так как весной заканчивается его длительная спячка), а также человеческих чувств.

Значение символа медведя

Довольно часто косолапый наделялся человеческими чертами. Также символ медведя у славян олицетворял плодородие, силу и богатырское здоровье. Славяне верили в то, что медведь очень мудрый, может уберечь человека от недугов и влияния злых сил.

В качестве символа или оберега медведя использовали изображение его лапы, а также настоящие части животного (чаще когти). В качестве талисмана ее хранили дома. Также медвежья лапа может рассматриваться в рамках такого оберега, как «печать Велеса » (Велес – бог скота, бог поэзии в языческом пантеоне славян).

Символ медведя относится к группе защитных. Он является мужским. Животное это пользовалось большим уважением и почтением. Оберег в виде медвежьего когтя или лапы обычно носили на шее, поясе или запястье. Медведь – покровитель воинов и мужчин в целом, а также посредник между человеком и природой.

Начиная с детского возраста мальчикам на шею или пояс надевали медвежью лапу. Считалось, что она защитит ребенка от плохих людей, порчи, дурного глаза и болезней. Кроме того, медвежья лапа или коготь привлекают удачу, делают мужчину смелым и бесстрашным.

Как медведь стал символом России?

Коготь медведя с навершием из серебра


Сильный зверь, могучий и прекрасный. Независимо от того к какому виду от относится, вызывает у людей уважение и почтение. Предлагаю узнать больше о «магической» стороне животного и насладиться прекрасными фото этого «пушистика».

Итак, эзотерики считают , что медведь это:

Жестокая, примитивная сила; знак воинов в Северной Европе и Азии. Медведь был одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы ее храма носили костюмы медведя).


Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, букв. «медведь»). Медведь является символом силы у североамериканских индейцев.
В Китае медведь – знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях было признаком рождения сыновей.
Медведь (особенно самка) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты (хотя Балу из «Книги джунглей»Р. Киплинга – представитель мужского пола). Для северояпонских айнуи индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь является родовой фигурой.


Медведь – также символ луны и воскрешения, возможно из-за своей зимней спячки. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами. Юнг считал, что медведь символизирует темные стороны подсознания.

У христиан и в исламской традиции он предстает как темная сила, жестокая, похотливая, мстительная и жадная. В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания медведя: Давид сражался с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в духовной опеке Церкви.
По этой же причине медведь стал алхимическим символом первоначального состояния вещества, хаоса, который алхимическая наука призвана привести в упорядоченное состояние.

Медведь - как символ в фэн - шуй!!!


МЕДВЕДЬ - традиционно считается символом силы и мужества, и не удивительно ведь в живой природе медведь является одним из самых больших, сильных и могущественных животных, которого обходят стороной многие звери. Из за этих чисто мужских качеств, в фэн - шуй принято дарить символ медведя преимущественно мужчинам, в особенности тем, кто на руководящих должностях, но если подарить медведя главе семьи (кем бы он ни был), то это будет тоже очень благоприятным знаком и наделит мужчину сильной волей, добавит энергии, жизненных сил и укрепит авторитет в глазах окружающих.

Хорош символ медведя и как оберег для вашего дома. Принесите в дом медведя, и он будет надежным его защитником от завистников, дурных глаз, воров и скрытых недоброжелателей. Во многих традициях на флагах, гербах и другой геральдике есть изображение медведя, так что можно сказать, что медведь может быть защитником не только дома, но и городов и стран!


Но и это еще не все, как мы знаем каждый год, медведь впадает в спячку, чтобы на следующий год начать новую жизнь. По этому в фэн -шуй есть поверие, что символ этого животного олицетворяет обновление, возрождение, перемены, новый этап в жизни.


Если Вам дарят статуэтку, репродукцию или фигурку медведя , наиболее вероятно, что это знаки чего то нового, возможно нового этапа жизни. Изменения скорее всего придут из внешнего мира, их «принесут» Вам другие люди. А если Вы сами «купили медведя» , значит Вы готовы к переменам и скоро сами их начнете.

Для того чтобы медведь не утратил свои магические свойства не обязательно покупать его из какого то определенного материала, в принципе может подойти любой мишка. Хотя есть одно «НО» - более эффективным считается тот символ, который потяжелее, таким образом подтверждается мощь и фундаментализм медведя.

Для разных целей, медведя следует располагать в соответствующих местах. Если вы задумали сделать медвежонка защитником дома - тогда следует поставить его фигурку у входной двери лицом внутрь квартиры. Таким образом он одновременно и защитит ваш дом от опасностей и принесет в него энергии стабильности, умиротворения и богатства.


Если поставить фигурку медведя на рабочем столе, то прилив сил и энергии вам обеспечен, медведь поможет сфокусировать ваши мысли и вашу энергию в единый порыв и достичь задуманных целей! Так же такое расположение медведя на рабочем месте может помочь вам продвинуться по карьерной лестнице, продвигать свои идеи и проекты, так, чтобы к вам прислушивались.
ГОД БЕЛОГО МЕДВЕДЯ

“Некоторые эзотерики верят в то, что раз в 32 года наступает год «белого медведя» таким годами стали 1931, 1963, 1995 и будет 2027 год. Чем же характерны люди родившиеся под этим «зверем».

Человек, находящийся под влиянием Белого медведя, имеет широкую натуру и необыкновенно открытый характер. Он по натуре не агрессивен, а скорее игрив, но игры его носят характер весьма опасный. Медведь не умеет рассчитывать свою силу, очень щедр, может отдать последнее. Медведь не мелочится ни в чем, если что-то планирует – то с гигантским размахом, если веселится – то не знает удержу. Белый медведь – лидер по натуре, он умеет заставить себя слушать, пользуется авторитетом, ведет за собой. Он действует в открытую, не совершает предательства сам и не терпит от других.


Медведь заботится обо всех, кто доверился ему, бывает суров, но всегда справедлив. Иногда может дать волю гневу, но такие вспышки коротки и быстро проходят, а сам Медведь потом о них сожалеет и делает все возможное, чтобы загладить свою вину.

Белый медведь любит веселье и развлечения, но при этом много и плодотворно работает, не дает позволяет себе пассивно отдыхать и бездействовать. Он очень внимателен к членам семьи, особенно к детям – никогда не наказывает их строго, но и не слишком балует, при этом никому не дает в обиду.

Белый Медведь – отличный партнер в делах. У него есть чутье на выгодные сделки, он честен и не настолько алчен, чтобы пойти на нарушение закона. Если торгует – не обманывает покупателей, и они возвращаются к нему снова и снова.

Если в характере человека появляется антитотем – Бурый медведь – добродушие и открытость будут лишь маской, скрывающей мелочность, наглость и склонность к садизму. Такой человек никому не дает покоя; под благовидным предлогом он влезает в чужие дела и разрушает планы, не имеющие к нему никакого отношения. От его навязчивого внимания невозможно избавиться, к тому же он обидчив и мстителен.


Символика знака Медведь от природы обладает тихим характером, и его нелегко привести в возбужденное состояние. Но в состоянии озлобления oн становится очень смелым и активным, особенно самка в тех случаях, когда у нее воруют детенышей. Медведь как дикое животное символизирует жестокость и пагубное влияние.
В Ветхом Завете он символизи-рует Персидское царство, которое принесло в мир смерть и растление и в конце концов было уничтожено Богом.

KИзед Изедом, покровителем этого знака, является Анграоша, Бесконечный Свет, проистекающий с небес на все создания и озаряющий темницу наших потаенных стремлений.

Характеристика личности У человека с тотемом Белого Медведя должен быть строгий, рыцарский, в чем-то непредсказуемый характер. Любит играть - в игре доходит до экстаза. Любит жизнь, широкая душа. В нем нет подлости, садизма, он не терпит предательства. У него всегда есть гигантские планы и проекты, которые они умеют воплотить в жизнь. Умеют хорошо организовать людей и вести их за собой.

Внешность Люди этого знака, если в них полностью воплотился этот тотем, крупные и сильные с размашистыми движениями и добродушным, отходчивым нравом.
Характеристика года: Это годы серьезных испытаний. Если в эти годы делаются ошибки - они непоправимы. Закладываются большие события, начинает медленно раскручиваться то, что произойдет через некоторое время.
Антитотем Человек с проявленным антитотемом - бурым медведем - становится носителем хаоса - наглым и в то же время мелочным. Он прилипчивый, въедливый, занудный, склонный к садизму, маскируется под доброго «дядю».

В год Белого Медведя родились: Рафаэль Санти, М. Сервантес, И. Ньютон, Тютчев, Добролюбов, В. Набоков, Э. Хемингуэй, А. Хичкок, И. Дунаевский.

В год Белого Медведя рождаются сильные, страстные, любвеобильные и благородные натуры. Они очень терпеливы, однако опасайтесь превысить предел их терпения: это так же опасно, как дразнить настоящего медведя! Зато для тех, кому Белый Медведь доверяет, он становится лучшим другом и самым надежным защитником. Люди с этим тотемом любят также оказывать покровительство, особенно если уверены, что их благодеяния попадают на благодатную почву. Ярких внешних отличий Белые Медведи не имеют.

Антитотем: Бурый Медведь. Если Белый Медведь – существо открытое и благородное, то Бурый – человек воистину страшный: неуправляемый, мелочный, с садистскими замашками. Держитесь от него подальше и ни в коем случае не имейте с ним никаких дел.

А что означает медведь «посетивший» Вас во сне?

Женский сонник. К чему снится Медведь – Медведь является знаком непреодолимого соперничества в самых разных делах. Если медведя видит во сне молодая женщина - это предвещает ей неудачу или появление опасной соперницы. Убить медведя предвещает выход из затруднительного положения.
Малый Велесов Сонник К чему снится Медведь – Повидаешься с важным человеком, здоровье, муж вернется, жди сватов, ворога одолеть, выигрыш // болезнь тяжкая, сеть зацепится за корягу, хитрый ворог; пляшет – получить деньги; черный – болезнь; хватает и валит человека – болезнь в разных степенях развития, большие потери; гнался да не догнал – болезнь только грозит; ударит и поодаль смотрит – диво будет // смерть родственника; охотиться на него – опасность; мясо его есть – имущество врага получить, свадьба в родне; шкура – богатство; медвежье молоко пить – страх.

Русский народный сонник . Медведь – Символ зла, жестокости и грубости; также фраза делить шкуру не убитого…. Притвориться во сне мертвым, чтобы вас не съел медведь, знак опасности, из которой есть выход.
Сонник для всей семьи . Увидеть во сне Медведь – Медведь нападающий – сильный враг хочет вас уничтожить. Но если ваши действия будут мудры и рассудительны, вы сможете избежать опасности. Убегающий медведь – сон предвещает мелкие неприятности, с которыми вы легко справитесь. Медведь, который зовет вас за собой, ведет куда-то, а при этом вы четко видите картины природы – лес, реку и т. п., вероятно, у вас сменится коллектив, и вас попытаются «переманить» на другую работу. Можете согласиться, только если полностью уверены. Иначе потеряете должность, а другая вас не устроит.
Сонник Цветкова Медведь – Дружба, жених.

Украинский сонник Медведь – Видеть медведя - выигрыш; попасть к нему в лапы - большие затраты, потеря имущества; видеть, как медведь танцует, - получить желательный кредит; охотиться на медведя - остерегайся опасности; медвежья шкура - богатство. Приснится белый полярный медведь - тебя любят. Есть медвежатину - свадьба в семье.

Сонник Федоровской . К чему снится Медведь – К замужеству, интимному другу.

Сонник Странника . К чему снится Медведь – Новый друг, дружба; жених; выгодное предложение. Медведица – материнские чувства в непростой ситуации; помощь.


Французский сонник . Медведь – Видеть во сне медведя - означает, что надо опасаться врага богатого, могущественного, смелого, жестокого, но недостаточно ловкого. Если во сне медведь напал на вас, - это значит, что вы подвергнетесь преследованию, от которого уйдете, вопреки всякому ожиданию. Лунный сонник онлайн Медведь – Дружба.
Сонник Миллера . К чему снится Медведь – Медведь является знаком непреодолимого соперничества в самых разных делах. Убить медведя – предвещает выход из затруднительного положения. У молодой женщины, которая видит во сне медведя, будет опасная соперница или какая-то неудача.

Эзотерический сонник . Медведь – Укрепление хозяйства. Агрессивный, напал вы слишком увлеклись бытовыми вопросами, «гребете под себя». Медведь с медвежатами прибавление в хозяйстве, достаток.

Сонник Чжоу-Гуна . К чему снится Медведь – Предвещает рождение благородного отпрыска.

Покровитель: Бог Сварог

Священное Дерево: Бук, Малина.

Дата: 10 января — 3 февраля (Дата не точная, может не попасть под ваши данные) перейдите для расчета точного вашего чертога


Чертог Медведя описание символа. Шестой по счету сектор Великого Сварожьего Круга принадлежит Чертогу Медведя описание которого можно напрямую связать с могущественным Вышним Богом Сварогом. Он не только является покровителем Чертога, но и истинным Владыкой небесного свода. Его считают создателем земной тверди, а на страницах «Ипатьевской летописи» можно встретить сравнение Сварога с древнегреческим Богом-кузнецом Гефестом. Представителям Чертога Медведя достался один из сильнейших покровителей и Богов славянского «Олимпа», который создал основы Мироздания и управляет бесконечным течением жизни на земле и во вселенной.

Священным растением Чертога Медведя является Малина, которая олицетворяет собой обеспеченную жизнь, удачу в делах и достаток в семье. Малина также символизирует другие стороны человеческой жизни – истинную и безграничную любовь, торжество справедливости и добра, а также воплощает в себе благодатную энергию исцеления от различных хворей. Плоды Малины не только утоляли голод странствующих путников, но и обладали удивительной силой и способностью врачевания телесных недугов. Оберег славян двусторонний Чертог Медведя наделен божественной силой, которая помогает справиться с жизненными неприятностями и трудностями, а также сулит удачу в делах и личных отношениях.

Могущество Сварога не ведает границ, однако помимо несокрушимой силы и твердой воли, покровитель Чертога Медведя наделил своих подопечных огромным любящим сердцем, чтобы они могли всю свою мощь направлять исключительно на добрые дела – в помощь людям. Сварог является не просто создателем вселенной, он сотворил первородных Богов и вдохновил людей на труд. К слову, общепринятое выражение «сварганить» произошло как раз от понятия творить или создавать. Люди, рожденные в период правления Сварога, наделены уникальными способностями. Им свойственно рационально использовать внутренние резервы, чтобы эффективно и оперативно решать самые разнообразные задачи.

Чертог Медведя значение

Если говорить про Медведей в целом, то это люди, которые ведают сокровенные мысли Бытия, данные им могущественным и всеединым Богом при Роде. Священный Чертог Медведя значение имеет двусмысленный характер. С одной стороны люди, родившиеся в этот период, отличаются миролюбивостью и искренней добротой, а с другой – иногда им свойственно показывать свой чрезмерно темпераментный норов окружающим, дабы отстоять справедливость. Иногда даже трудно представить, на что способны добрые и милые на первый взгляд Медведи, если намеренно загнать их в угол и не оставить выбора.

Покровитель Чертога Медведя Сварог помогает своим Детям находить выход из самых сложных и запутанных ситуаций. Представители этого сильного знака нередко обладают аналитическим складом ума и развитой интуицией, что помогает принимать им правильные решения в считанные доли секунды. Не всегда можно встретить Медведя физически развитого, однако это не мешает истинному представителю Великой Расы достойно противостоять жизненным обстоятельствам и неприятелям. В них сокрыт несгибаемый духовный стержень, который открывает невиданные ранее возможности для самореализации.

Практически все Медведи отличаются непоколебимой уверенностью, решительностью, мужеством и жизнестойкостью, но иногда, чтобы принять верное решение или сделать правильный шаг, им требуется совет со стороны. В этой ситуации мы рекомендуем купить оберег Чертог Медведя, который поможет услышать волю покровителя и будет способствовать удачному стечению обстоятельств. Защитный талисман наших предков надежно оградит человека от воздействия негативной энергии, которая исходит от завистников и недругов.

Чертог Медведя: особенности оберега

Чертог Медведя описание для Мужчин

Отличаются волевым и напористым характером, который помогает им преодолевать любые препятствия и уверенно двигаться к


намеченной цели. Они часто находят себя в работе, связанной с правоохранительной деятельностью, поскольку не терпят несправедливости по отношению к другим людям. Однако Медведи могут также работать в более мирной сфере, принося пользу умственным трудом. Из них получаются первоклассные руководители, которые могут найти подход у своим подчиненным и при необходимости всегда помогают мудрым советом. Чертог Медведя оберег поможет в полной мере раскрыть внутренний потенциал и встать на путь Духовного развития и
самосовершенствования.

Чертог Медведя описание для Женщин

Родившиеся во время действия Чертога Медведя, стараются сделать все возможное, чтобы их семья была благополучной и ни в чем не нуждалась. Они стремятся улучшить не только самих себя, но и мир вокруг, прикладывая для этого максимум усилий и не останавливаясь перед жизненными трудностями. Женщины ответственны и осторожны во всем: при выборе спутника жизни, в рабочих взаимоотношениях и в вопросах воспитания детей. Это позволяет им не совершать безрассудных поступков, а также всегда быть уверенными в собственной правоте.

Славянский оберег Чертог Медведя купить который вы можете в нашем интернет-магазине, приумножает возможности человека и раскрывает внутренние таланты, не замеченные ранее.

Защитный талисман станет незаменимым помощником в разных вопросах, где требуется сделать правильный выбор, в соответствии с
законами предков и божественными наставлениями. Оберег наделяет своего обладателя способностью сохранять спокойствие даже в экстремальных ситуациях и глубокой мудростью.