Аяты насих и мансух.

Отмена обозначается на арабском языке словом «насх» (نسخ). Его буквальный смысл – «стирать, компенсировать», а используемым значением этого термина является следующее:

رفع الحكم الشرعي بدليل شرعي

«Аннулирование правового веления посредством правового довода»

То есть иногда Аллах устанавливает определенное правило, специфичное для данного времени. Впоследствии по Своей безграничной мудрости Он отменяет это веление и вместо него вводит новое. Такое действие называется отменой (نسخ). Прежний, аннулированный приказ именуют отмененным (منسوخ), а новое веление называют отменяющим (ناسخ).

Разумное обоснование отмены

Иудеи полагают, что в отношении законов Аллаха не должно быть никакой отмены, и что, если б Аллах отменял Свои приказы, это означало бы (Боже упаси) смену Его взглядов с течением времени. Иными словами, по их мнению, отмена подразумевает то, что Аллах в какой-то момент считал Свое веление уместным, но впоследствии (Боже упаси) осознал ошибку и отозвал приказ: это обычно называют термином «буда» (بداء).

Такое возражение является просто надуманным, и если мы немножко поразмыслим, то увидим ошибку в этом мнении. Отмена не подразумевает смены взглядов, а означает издание приказов в соответствии с потребностями нового времени. Отменяющее отнюдь не говорит о том, что отмененное было неверным. Оно лишь указывает на ограниченное действие прошлого веления и тот факт, что прежний приказ был верным и правильным в тех временных рамках, когда он действовал, но теперь, со сменой обстоятельств, в силу вступает новое веление. Любой здравомыслящий человек без труда придет к выводу о том, что такое изменение в точности соответствует безграничной мудрости Аллаха. И оно ни в коей мере не оспаривает ее. Например, нельзя человека назвать настоящим врачом, если на все болезни он выписывает один и тот же рецепт. Доктор всегда производит необходимые изменения в лечении при изменении состояния пациента.

Это правило касается не только религиозных предписаний: весь мир функционирует в соответствии с данным принципом. Так, Аллах изменяет погоду, и мы наблюдаем смену времен года, дожди и засуху. Все эти изменения производятся в полном соответствии с мудростью Аллаха. Нужно быть глупцом, чтобы назвать такие изменения термином «буда» (بداء) и считать это изменением во взглядах Аллаха. Разве можно говорить, что Аллах, установив лето, тем самым признал ошибочность Своего веления о прошлой зиме? Именно так и обстоит дело с отменой религиозных предписаний: называть такое термином «буда» может только тот, кто совершенно пренебрег фактами и логикой.

Отмена не присуща только лишь велениям для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Она регулярно происходила и с приказами, которые передавались через других пророков. Несколько примеров тому мы находим в современных экземплярах Библии. Например, там говорится, что, согласно религиозному кодексу, который был при Иакове (Якубе, мир ему), можно было брать в жены двух сестер. И у самого пророка Якуба (мир ему) было в женах одновременно две сестры, Лия и Рахиль. (Библия. Книга Бытие, 29:23–30). Но это было запрещено в вероуставе при пророке Моисее (Мусе, мир ему). (Книга Левит, 18:18). Или, например, во времена пророка Ноя (Нуха, мир ему) можно было есть любое движущееся животное (Книга Бытие, 9:3), а при пророке Мусе (мир ему) многие из них были запрещены (Книга Левит, 11:7), Книга Второзаконие, 14:7). Еще один пример связан с разводом, который был полностью дозволен в эпоху пророка Мусы (мир ему). (Книга Второзаконие, 24:1–2). Во времена же пророка Иисуса (Исы, мир ему) развод разрешался, только если у женщины была внебрачная интимная связь. (Евангелие от Матфея, 19). Иными словами, есть ряд примеров в Ветхом и Новом Заветах Библии, когда прежнее веление отменялось новым правилом.

Различие в понимании термина «отмена» теологами ранней эпохи ислама и специалистами более недавнего прошлого

Теологи ранней эпохи ислама понимали термин «отмена» несколько иначе, чем специалисты недавнего прошлого. Рассмотрим мнения в хронологическом порядке. Ранние теологи понимали термин «отмена» в очень широком смысле: в него входило много того, что не считалось отменой более поздними специалистами. Так, если один аят ограничивался другим, они считали его отмененным. Поэтому, если то или иное правило описывалось в одном аяте общими словами, а в другом имелось более конкретное описание, ранние теологи называли первый из этих аятов отмененным, а второй – отменяющим. Это не означало полного прекращения действия первого веления, а лишь подразумевало отмену общего характера первого веления вторым аятом, который более конкретно описывал ситуацию. Например, Кyр`ан гласит:

وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّىٰ يُؤْمِنَّ

«Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (Кyр`ан, 2:221)

Здесь общее слово «многобожницы», на первый взгляд, подразумевает запрет на брак со всеми женщинами из данной категории: как с идолопоклонницами, так и с иудейками и христианками. Но в другом аяте сообщается:

وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ

«…и (дозволено вам жениться на) целомудренных женщинах из числа тех, кому было дано Писание…» (Кyр`ан, 5:5)

Эти слова указывают на то, что в ранее рассмотренном аяте под многобожницами понимаются те из них, что не относятся к людям Писания. Таким образом, второй аят ограничил общий характер первого и сообщил нам о том, что эта фраза относится к конкретной группе многобожниц. Ранние теологи считали такую ситуацию отменой и называли первый аят отмененным, а второй – отменяющим.

Позднее специалисты стали определять отмену в более узком смысле: веление называется отмененным, если оно полностью прекращает свое действие. Они не считают отменой ограничение общего характера правила. Поэтому в вышеприведенном примере, по их определению, отмены не происходит, поскольку запрет на брак с многобожницами продолжает действовать. Второй аят лишь разъяснил, что значение первого аята было не столь широким, чтобы включить в него также женщин из числа людей Писания, и подразумевало лишь тех многобожниц, что не являются таковыми.

Из-за указанной разницы в определениях ранние теологи в число отмененных записывали немалое количество аятов: даже при малых различиях в двух аятах один из них считался отмененным, а другой – отменяющим. Теологи более позднего периода считали отмененными лишь немногие аяты. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

Об отмене коранических велений

Отмена религиозных предписаний не была чем-то новым: это происходило и в случае с народами прежних пророков. Этот факт никто не оспаривает.

Некоторые веления были отменены и для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Так, имелось предписание об обращении в сторону Иерусалима во время намаза, но впоследствии оно было отменено, и мусульманам было велено обращаться в сторону Каабы. Это признается всеми мусульманами. (Джамалуддин Касими. Комментарий к Кyр`ану. – Египет: Иса Баби Хальби, 1376 г. х. – Том 1, стр. 32).

Но имеется различие во мнениях относительно того, происходила ли отмена велений в Кyр`ане. Иными словами, вопрос стоит в том, есть ли в Кyр`ане аяты, читаемые несмотря на отмену содержащихся в них предписаний. Большинство мусульман из числа Ахлюс-Сунна полагают, что в Кyр`ане есть аяты, предписания которых отменены. Но если брать мутазилитов, то Абу Муслим Исфахани (мутазилиты – практически исчезнувшая секта ранней эпохи Ислама. Абу Муслим Исфахани (живший в III – IV вв. х.; в IX–X вв. н. э.) – один из ее представителей) считал, что ни один аят не был отменен, и предписания каждого из них по-прежнему носят обязательный характер.

Некоторые иные теологи тоже выражали такое мнение. К ним присоединяется часть нынешних модернистов. Соответственно, те аяты, в которых явно говорится об отмене веления, они интерпретируют так, что эта отмена не принимается. Но на самом деле эта точка зрения крайне слаба. Приняв ее, человек будет вынужден выдумывать для некоторых аятов изощренные интерпретации, не удовлетворяющие принципам толкования слов Кyр`ана.

Те, кто не верит в наличие отмены в Кyр`ане, считают ее недостатком: а значит, Кyр`ан, по их мнению, не должен содержать ее. Но, как мы уже говорили, считать отмену чем-то неправильным – крайне недальновидно. Удивительно то, что, в отличие от иудеев и христиан, Абу Муслим Исфахани и его последователи не отрицали отмены во многих велениях Аллаха, и лишь в отношении аятов Кyр`ана они говорили об отсутствии отмены. Если считать отмену чем-то дефектным, то почему же тогда она имела место в некоранических велениях, ведь и они исходили от Аллаха? А если она не является дефектом для некоранических предписаний, то почему она должна считаться таковым в отношении Кyр`ана?

Высказывается аргумент о том, что наличие в Кyр`ане аятов, которые остаются лишь для их чтения, а не для практикования, противоречит Божьей мудрости. (Абдус-Самад Рахмани. Кyр`ан мухкам. – Индия, Деобанд: Маджлис магариф Коран, 1386 г. х. – Стр. 120).

Мы совершенно не понимаем, как можно прийти к такому выводу, если имеется целый ряд благоразумных причин для сохранения аятов, предписания которых отменены. Например, благодаря этому мы узнаем о той предусмотрительности, которая кроется за постепенным вменением религиозных доктрин, а также о мудрой манере прививания людям следования учению Аллаха. Кроме того, такие аяты указывают на хронологическую последовательность предписаний и обстоятельства, при которых они давались.

В нескольких местах Кyр`ана Аллах Сам говорит о тех велениях и предписаниях, которые действовали для прежних народов, но были отменены для последователей Мухаммада ﷺ. Например:

وَعَلَى الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ ۖ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلَّا مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ

«Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или у костей» (Кyр`ан, 6:146)

Очевидно, что Аллах рассказывает об отменном велении в качестве предостережения для мусульман. Если некоторые коранические аяты сохранились для этой цели, то разве это противоречит Божьей мудрости? Кроме того, разве может кто-нибудь утверждать, что может постичь мудрость, которая кроется за всеми действиями Аллаха, и в полной мере понять целесообразность каждого аята и его ниспослания? И если человек не может утверждать такое (а он точно не может этого), то как тогда можно отрицать веление Аллаха лишь из-за отсутствия знаний о мудрости и целесообразности Его предписания, действенность которого обосновывается религиозными принципами?

Поэтому те, кто отрицает наличие отмены в Кyр`ане, основывают свое предположение на неверном постулате. Посчитав, что отмена является дефектом, они не хотят ее видеть в Кyр`ане и в результате выдумывают неправдоподобные интерпретации некоторым аятам. Если б они поняли, что ничего дефектного в отмене нет, и она сообразуется с Волей Аллаха, то они бы интерпретировали аяты очевидным и общепринятым образом.

Кyр`ан гласит:

مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Когда Мы отменяем или заставляем забыть аят, то приводим тот, что лучше его или подобен ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?» (Кyр`ан, 2:106)

Любой, кто не предвзято рассмотрит данный аят, придет к выводу, что ясные предписания самого Кyр`ана свидетельствуют о существовании отмены. Абу Муслим Исфахани и его последователи, которые волей-неволей считают отмену дефектом, интерпретируют этот аят совершенно надуманным образом. Они утверждают, что речь в аяте идет лишь о гипотетической (теоретической) ситуации, и полагают, что здесь подразумевается: «Если б Мы отменили аят, Мы бы привели аят, что подобен ему или лучше него» . Соответственно, они говорят, что на практике этого не произошло. В качестве доказательства ими приводится следующий аят:

إِن كَانَ لِلرَّحْمَٰنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ

«… Если б у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться» (Кyр`ан, 43:81)

То есть они утверждают, что, подобно тому как в данном аяте рассматривается исключительно гипотетическое условие, которое не подразумевает наличия у Аллаха сына, так и в ранее приведенном аяте из главы «Корова» тоже говорится о гипотетической ситуации, и это не свидетельствует о наличии отмененных аятов (Абдус-Самад Рахмани. Коран мухкам. – Стр. 21).

Но такая интерпретация неверна, поскольку если б отмены не было, то Аллах не говорил бы об этом даже в качестве гипотетической возможности. Кyр`ан не дает велений о том, что никогда произойти не может.

Если говорить об аяте о сыне, то между ним и аятом об отмене имеются колоссальные различия. Так, любой, кто читает его, понимает, что это исключительно гипотетическое предположение: «Если б у Аллаха мог бы быть сын, то я бы первым поклонялся ему, а поскольку это невозможно, то и вопрос о поклонении кому бы то ни было помимо Аллаха даже не стоит» . А в аяте об отмене ее возникновение не является логически невозможным, и это признает даже Абу Муслим Исфахани, поэтому называть эти слова гипотетическими бессмысленно.

Еще более явным это становится при рассмотрении предпосылок ниспослания аята об отмене. В тот момент некоторые неверующие сказали, что Пророк ﷺ сначала велит своим последователям делать одно, а затем говорит этого не делать, выдавая новые инструкции. Аят стал ответом на подобные комментарии. Отсюда становится понятным, что ниспосланный аят описывает цель отмены, а не отвергает ее существование (Алуси. Рух-уль-магани. – Том 1, стр. 351).

Количество отмененных аятов в Кyр`ане

Как уже говорилось, ранние теологи достаточно широко понимали термин «отмена». В результате к числу отмененных они относили немалое количество аятов Кyр`ана. Но шейх Джалалуддин Суюти сообщал о том, что, в соответствии с определением специалистов более позднего периода, во всем Кyр`ане имеется лишь девятнадцать отмененных аятов (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

Впоследствии Шах Валиулла, специалист самого недавнего прошлого, провел подробный анализ всех девятнадцати аятов и посчитал лишь пять из них отмененными. В отношении остальных четырнадцати он предпочел ту интерпретацию, которая не приводит к их отмене. По многим из данных аятов аргументы, приведенные Шахом Валиуллой, выглядят весьма уместными и приемлемыми, но в отношении некоторых иных возможно другое мнение.

Перечислим пять аятов, которые он посчитал отмененными:

1) В главе «Корова» говорится:

كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя имущество, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (Кyр`ан, 2:180)

Этот аят появился до ниспослания наследственных правил и указывал на то, что каждый обязан составить завещание до своей смерти, распределив имущество между родителями и иными родственниками. Затем появился отменивший его аят о наследовании:

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ…

«Аллах заповедует вам относительно ваших детей…» (Кyр`ан, 4:11)

Здесь Аллах Сам установил нормы распределения наследуемого имущества. Обязанность по составлению завещания была снята.

2) В главе «Добыча» сообщается:

إِن يَكُن مِّنكُمْ عِشْرُونَ صَابِرُونَ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ يَغْلِبُوا أَلْفًا مِّنَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَفْقَهُونَ

«Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что те – люди не разумеющие» (Кyр`ан, 8:65)

Хотя аят представляет собой сводку определенной информации, он фактически является велением о запрете для мусульман сбегать с поля боя, если противник обладает десятикратным численным преимуществом. Впоследствии это предписание было отменено следующим аятом:

الْآنَ خَفَّفَ اللَّهُ عَنكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا ۚ فَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ صَابِرَةٌ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُمْ أَلْفٌ يَغْلِبُوا أَلْفَيْنِ بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ

«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ведь Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Кyр`ан, 8:66)

Этот аят облегчил бремя, наложенное ранее указанными словами из Кyр`ана: предельное численное преимущество противника было сокращено с десяти - до двукратного. С этого момента нельзя было сбегать в том случае, если противников не более чем в два раза больше.

3) Еще один аят, который Шах Валиулла считал отмененным, был следующим:

لَّا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاءُ مِن بَعْدُ وَلَا أَن تَبَدَّلَ بِهِنَّ مِنْ أَزْوَاجٍ وَلَوْ أَعْجَبَكَ حُسْنُهُنَّ…

«(Помимо этого) тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя…» (Кyр`ан, 33:52)

Здесь говорится о запрете для Пророка ﷺ на вступление в новый брак. Впоследствии это было отменено тем аятом, который предшествует ему в нынешней последовательности глав и аятов Кyр`ана:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ…

«О, Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их брачный дар…» (Кyр`ан, 33:50)

Шах Валиулла и некоторые иные теологи полагают, что этот аят отменил прежнее предписание, но на самом деле отмена в данном аяте не является определенной. Объяснение, данное шейхом Ибн Джариром, представляется весьма ясным и простым. Он сказал, что два аята были ниспосланы в том же порядке, в котором они расположены ныне: в 50-м аяте («О, Пророк! Мы….») Аллах назвал определенные категории женщин, дозволенные Пророку ﷺ, а в 52-м («(Помимо этого) тебе не дозволено…») было указано на то, что со всеми иными женщинами в брак вступать ему нельзя (Ибн Джарир. Тафсир).

4) Отмененным Шах Валиулла также считал аят из 58-й главы:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَأَطْهَرُ ۚ فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Уверовавшие, когда вы тайно обращаетесь к Посланнику, вы предварите консультацию милостыней. Так лучше для вас и чище. Но если не найдете ничего, то ведь Аллах – Прощающий и Милосердный» (Кyр`ан, 58:12)

Этот аят отменен следующим:

أَأَشْفَقْتُمْ أَن تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَاتٍ ۚ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ

«Неужто испугались предварять свою беседу тайную милостыней? Так, если вы не сделали того, и ваше покаяние принято Аллахом, то совершайте намаз, платите закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (Кyр`ан, 58:13)

Таким образом, веление о милостыни перед консультацией с Пророком ﷺ было отменено.

5) Последним отмененным аятом назывался следующий:

يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ◌ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ◌ نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا

«О, закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того…» (Кyр`ан, 73:1–3)

Здесь говорилось о простаивании половины ночи в богослужении, но впоследствии предписание было отменено:

عَلِمَ أَن لَّن تُحْصُوهُ فَتَابَ عَلَيْكُمْ ۖ فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ

«Он знает, что вы не в состоянии так делать регулярно, поэтому Он обратился с милостью к вам. Читайте же из Кyр`ана легкое для вас количество текста» (Кyр`ан, 73:20)

Шах Валиулла говорил, что хотя тахаджуд (дополнительный намаз поздней ночью) и до этого не был обязательным, но его значение подчеркивалось, и длительность была больше. Впоследствии ослаблено было и выделение данной молитвы, и указание в отношении ее длительности.

Мы перечислили пять аятов, в которых произошла отмена. При этом указаны лишь те пять примеров, где и отменяющее, и отмененное находятся в самом Кyр`ане. Есть немало случаев, когда отменяющее не входит в Кyр`ан: например, так произошло со сменой направления намаза.

Заключение

Данная глава была посвящена разъяснению того факта, что отмена аятов не является (Боже упаси) дефектом, от которого нужно избавлять Кyр`ан. Отмена в полной степени соответствует Божьему плану, поэтому не следует искать замену значению аятов, если оно свидетельствует о наличии отмененных аятов. Если интерпретация аятов соответствует принципам толкования Кyр`ана, ничто не мешает принять ее, даже если это приводит к причислению аята к категории отмененных.

Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи, из книги «‘Улум аль-Кур’ан»

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст فَإِذَا انسَلَخَ الْأَشْهُرُ الْحُرُمُ فَاقْتُلُوا الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ وَخُذُوهُمْ وَاحْصُرُوهُمْ وَاقْعُدُوا لَهُمْ كُلَّ مَرْصَدٍ فَإِن تَابُوا وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ فَخَلُّوا سَبِيلَهُمْ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ Транслит Fa"idh ā A n salakh a A l-"Ash /huru A l-Ĥurumu Fāq tulū A l-Mush r ikī na Ĥayth u Wajad tumūhum Wa Kh udh ūhum Wa A ĥşurūhum Wāq `udū Lahum Kulla Marşadin ۚ Fa"in Tābū Wa "Aqāmū A ş-Şalāata Wa "Ā taw A z-Zakāata Fakh allū Sabīlahum ۚ "Inn a A l-Laha Gh afū run Raĥī mun Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. А когда закончатся эти запретные месяцы [четыре месяца] (в которых многобожники пребывают в безопасности) , то убивайте (этих) многобожников, где вы их найдете, захватывайте их (в плен) , осаждайте их (в их крепостях) [не позволяйте им выходить] (пока у них не останется выбора между погибелью и Исламом) и устраивайте засаду против них во всяком месте! Если же они покаются [оставят неверие и станут покорными Аллаху] и будут совершать молитву и давать обязательную милостыню [закят], то освободите им их путь [оставьте их] (так как они стали вашими братьями по Вере) : ведь поистине, Аллах – прощающий (тех, кто обращается к Нему с покаянием) (и) милосердный (к ним) ! Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный. [[Аллах запретил сражаться с многобожниками, которые заключили с мусульманами мирные договора, в четыре запретных месяца. В течение этих месяцев им позволено беспрепятственно перемещаться по земле, но по истечении этого срока они лишаются неприкосновенности, и мусульмане имеют право сражаться с ними в любом месте и в любое время, а также брать их в плен. Более того, мусульмане должны осаждать их и не позволять им привольно чувствовать себя на земле, которую Аллах сделал местом для поклонения Ему. Многобожники не достойны жить на ней и не имеют права даже на пядь этой земли, потому что она целиком принадлежит Ему, а они являются Его врагами. Они противятся своего Господу и Его посланникам, а также сражаются, надеясь сокрушить Его религию на земле. Но Аллах не позволит этому произойти и распространит свет Своей религии, если даже это будет ненавистно неверующим. Затем Всевышний повелел правоверным занимать различные участки земли и стойко сражаться на Его пути, прикладывая для этого любые усилия. Мусульмане должны продолжать это начинание, пока многобожники не раскаются в поклонении ложным божествам. Но если они принесут покаяние, станут надлежащим образом совершать намаз и выплачивать закят тем, кому полагается, то мусульмане не имеют права их задерживать. Новообращенные получают те же права, что и остальные мусульмане, и на них возлагаются такие же обязанности, как и на остальных мусульман. Воистину, Прощающий и Милосердный Аллах прощает многобожие и все остальные грехи тем, кто приносит покаяние. Он проявляет к Своим рабам милосердие, когда вначале вдохновляет их на покаяние, а затем принимает его от них. Это откровение свидетельствует о том, что если люди отказываются совершать намаз или выплачивать закят, то с ними следует бороться до тех пор, пока они не начнут выполнять эти обряды. Именно на этот аят в свое время опирался Правдивейший Абу Бакр.]] Ибн Касир

Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, хватайте их, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их,ибо Аллах - Прощающий, Милосердный.

Комментаторы разошлись во мнениях, какие запретные месяцы имеются в виду в этом аяте. Имеются ли в виду запретные месяцы в году, которые упомянуты в аяте: (مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ ) Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. (9:36) Так считал Абу Джафар аль-Бакир. Ибн Джарир же считает, что речь идет о четырех месяцах отсрочки, которые запретны нам по отношению к ним. Али ибн Абу Тальха передает это же мнение от ибн Аббаса, также считал ад-Даххак. Муджахид, Амр ибн Шуайб, Мухаммад ибн Исхак, Катада, ас-Судди, Абдрахман ибн Зайдибн Аслам считали, что речь идет о месяцах отсрочки, данных для перемещения по земле: (فَسِيحُواْ فِى الاٌّرْضِ أَرْبَعَةَ أَشْهُرٍ ) Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев.

Далее Аллах сказал:(فَإِذَا انسَلَخَ الأَشْهُرُ الْحُرُمُ ) Когда же завершатся запретные месяцы – т.е. когда кончатся эти четыре месяца, в которые Мы запретили вам убивать их,то где бы вы не находили их, вы можете убивать их.

Аллах говорит:(فَاقْتُلُواْ الْمُشْرِكِينَ حَيْثُ وَجَدتُّمُوهُمْ ) «То убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» – имеется в виду, в общем, на земле, кроме Запретной Мечети, т.к. есть запрет: (وَلاَ تُقَـتِلُوهُمْ عِندَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ حَتَّى يُقَـتِلُوكُمْ فِيهِ فَإِن قَـتَلُوكُمْ فَاقْتُلُوهُمْ ) «Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их».(2:191)

Слова Аллаха:(وَخُذُوهُمْ ) «Хватайте их» – т.е. казните кого-то из них и берите их плен. (وَاحْصُرُوهُمْ وَاقْعُدُواْ لَهُمْ كُلَّ مَرْصَدٍ ) «Осаждайте их и устраивайте для них любую засаду»– т.е.не ограничивайтесь тем, что просто находите их. Осаждайте их логова и крепости,устраивайте засады на их путях и дорогах, чтобы сделать их жизнь невыносимой. Вынудите их сделать выбор: или смерть или Ислам. Именно поэтому Аллах сказал: (فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَءاتَوُاْ الزَّكَوةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ) «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят,то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный».Именно на этот аят и подобные ему аяты опирался Абу Бакр Сыддык в войне против отказавшихся от выплаты закята. Именно после выполнения этих действий,т.е. после принятия ими Ислама и выполнения его обязательств, сражение против них становится запретным. Он упомянул наивысшие обязательства Ислама по порядку. Самое достойное деяние после произнесения двух свидетельств это молитва, и она одна из прав Аллаха над рабом.А потом идет закят, который несет пользу многим нуждающимся, и является одним из самых достойных деяний для творений. Поэтому очень часто молитва и закят чередуются в паре в аятах.

В двух Сахихах приводится хадис,где посланник Аллаха сказал: «أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَشْهَدُوا أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاة » «Мне было велено воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха,станут совершать молитвы и выплачивать закят».

Этот священный аят (9:5) также называется «Аятом Меча». Как говорит ад-Даххак ибн Музахим, этот аят аннулирует все предыдущие договорыи сроки многобожников с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) . Аль-Ауфи передает от ибн Аббаса, что после ниспослания суры «Аль-Бараа» нет договоров и предоставления безопасности многобожникам. Все, у кого были бессрочные договоры о ненападении до ниспослания этой суры, имеют отсрочку в четыре месяца. А после оповещения об освобождении от договоров срок будет действителен до десятого Раби’аль-Ахыр.

Изучение аята

Я изучил и понял данный аят!

Толкование аята 9/5

Вопрос: Как правильно понять аят (9/5), где говорится: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников… пока они не раскаются…»? Разве это не то, что сейчас называют терроризмом и лозунгом для террористов?

Ответ: Данный аят описывает историю отношений между мусульманами и мушриками. В ее развитии можно отметить следующие события.

Мусульмане в боях при Бадре и битве при Рвах проявили свою боеспособность и победили … В 6-ом году по хиджре между мусульманами и мекканскими многобожниками было подписанно соглащение «Худейбия» о перемирии со сроком на 10 лет… Но мекканцы первыми нарушили это соглащение. И это нарушение послужило поводом для Посланника для введения им своих войск в Мекку и ее завоевания. А этот план он осуществил в 8-ом году хиджры. Но после завоевания Мекки, Посланник еще 15 месяцев не трогал тех, кто являлся нарушителем договора. Но когда в 9-ом году хиджры были ниспосланы аяты, то они уже указывали на конкретные и направленные действия мусульман против многобожников (нарушителей договора)…

Вернемся к аяту 9/5. Чтобы понять его содержание, надо начинать изучать не с него самого, а с предыдущих аятов. Аллах говорит так:

«Аллах и его Посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. Поэтому странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не убежать от Аллаха, и что Аллах опозорит неверующих.

В день великого паломничества Аллах и его Посланник объявят людям о том, что Аллах и его Посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих.

Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор, и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. (Но вы мусульмане) соблюдайте договор с ними до исчисления его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных.

Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте (только нарушивших договор) многобожников, где бы вы их не обнаружили. Берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, тогда отпустите их. Воистину, Аллах прощающий, милосердный» (9/1-5).

Как видим, речь идет о многобожниках, которые нарушили договор и помогали тем, кто шел против мусульман. Нарушение договора было неприемлемо. И Аллах предложил мусульманам бороться с нарушителями. Эти нарушители были военными преступниками. И потому меры против них были приняты самые жесткие, о чем и говорится в аяте 9/5. Но в этом же аяте говорится и об их помиловании в случае принятия ими веры Аллаха. Это еще раз подтверждает идею аята о том, что Аллах не борется с людьми, если они даже мушрики. Он призывает их на путь. На путь своей веры. С переходом на него мушрики перестают быть объектами преследования… Эти цели никак не могут быть отождествлены с целями террористов… Война за веру и террор против человека (людей) – это совершенно разные вещи. И их надо различать в каждом случае применения оружия в борьбе за веру…

Теги :толкование аята, описывает историю отношений между мусульманами и мушриками, нарушение договора было неприемлемо, эти цели никак не могут быть отождествлены с целями террористов, 9/1-5.

  • 82 Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий .

А много противоречий это сколько ? Или сколько бы не было противоречий всегда можно сказать это не много.

Сура 10 аят-64

  • 64 Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене . Это - великое преуспеяние.

Сура 2 аят-106

  • 106 Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?

Коран - отмененный аят

Коран - отменяющий аят

1) Противоречие или отмена в несколько этапов

Сура 2:219

  • 219 Они спрашивают тебя о вине и азартных играх . Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей , хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите

На первом этапе, алкоголь был вполне допустим в исламе.

Сура 4:43

  • 43 О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите , и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный

Сура 4:43

Данная сура приведена с право в вверху, она отменила суру 2:219 которая допускала употребления алкоголя. Сура 4:43 в свою очередь, запрещает алкоголь только перед намазом.

Сура 5:90

  • 90 О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки , азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

Таким образом в Коране либо несколько последовательных отмен аятов, либо противоречий. Если это противоречия, то как это соответствует, суре 4 аят-82? А если отмена, то суре 10 аят-64.

2) Противоречие или отмена того как мусульмане должны относится
к иудеям, христианам.

Сура 2:62

  • 62 Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям , которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.

Сура 3:85

  • 85 От того, кто ищет иную религию помимо ислама , это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

Сура 42:15

  • 15 Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие».

Аят Меча 9:5

Сура 9:29

  • 29 Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.

3) Противоречие или отмена того как должна распространятся религия ислам

Сура 2:256

  • 256 Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.

Сура 16:125

  • 125 Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем.

Сура 8:61

  • 61 Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий.

Сура 15:3

  • 3 Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают.

Сура 8:39

  • 39 Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху . Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.

Сура 9:5

  • 5 Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили , берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный.

Путь призыва мудростью и добрым увещеванием к исламу отменен «Аятом Меча 9:5» В связи с тем, что аят 9:5 отменил множество аятов, более 100

Толкование аята меча 9:5

Абу Адель

Сражайтесь (о, верующие) с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того [не отстраняется от того], что запретил Аллах и Его посланник, и не придерживается Веры Истины [законоположений Ислама] – из (числа) тех, которым даровано Писание [из числа иудеев и христиан], пока они не дадут [будут платить] (вам) откупную дань своей рукой, будучи униженными (и покорными) [побежденными].

Аль-Мунтахаб

О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещённым то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию - ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу [[Джизийа - подушная подать, налагаемая на немусульман, была одним из важных доходов бюджета мусульманского государства. Подать бралась с иудеев и христиан, но их женщины, старики, дети, бедные и рабы были освобождены от неё. Идея подати заключается в том, что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других , поэтому было справедливо, что они платят подать, так как мусульманское государство их защищало и обеспечивало им нормальную жизнедеятельность и предпринимательство. Ведь мусульмане отдавали государству пятую часть военной добычи, закят (очистительную милостыню), милостыню после Рамадана и различные милостыни во искупление грехов. Подать - не наказание, а участие в бюджете государства, как делают мусульмане. Ведь ислам - справедливая религия!]] своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины.

Предположение Аль-Мунтахаба о том "что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других" является вымыслом и не соответствует действительности. Прочитав Ветхий завет мы увидим что иудей всегда защищали себя и при необходимости собирали армию или ополчение. Христианам тоже не запрещено воевать защищая себя и своих близких, исследуйте Новый завет.