Козелецкий богородице-рождественский собор. Козелец

Собор Рождества Пресвятой Богородицы - православный собор в Козельце Черниговской области, видный архитектурный памятник в стиле, совмещающем признаки украинского и елизаветинского барокко. Сооружён в 1752-1763 годах по заказу Натальи Демьяновны Разумовской («Разумихи»), матери Алексея и Кирилла Разумовских. Архитекторами храма стали Андрей Квасов и Иван Григорович-Барский.

Каменный крестовый собор имеет внутри четыре опорных столба, которые несут систему сводов и пять куполов, поставленных по диагонали как в древнерусских храмах. В первом ярусе двухэтажного храма находится усыпальница Разумовских. На второй ярус с трёх сторон ведут полукруглые крыльца с открытой коллонадой, завершённые шатёрными верхами. Утончённый лепной декор стен соединяет формы барокко, рококо и классицизма. В интерьере господствуют центральный купол и многоярусный резной из липы позолоченный иконостас XVIII века, созданный, по местному преданию, при участии архитектора Бартоломео Растрелли. Рядом с храмом находится четырёхярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны в храме немцами был организован лагерь для военнопленных и конюшня. Реставрирован в 1961-1982 годах.

Главный храм Козельца условно разделен на две части - верхнюю и нижнюю церкви, каждая из которых имеет равнозначную святость.

Верхняя часть собора - центральная, названная в честь Рождества Божьей Матери. Имя Рождества Божьей Матери носит и центральный придел этой церкви.

В пределе святых апостолов, по правую сторону от Царских врат, находится икона святых апостолов Петра и Павла. Написал этот образ и подарил его собору местный художник Юрий Григорьевич Прилипко.

Левый придел собора назван в честь пророка Захария и праведной Елизаветы, родителей святого Иоанна Предтечи. Праведное супружество жило за Божьими завещаниями. Оно страдало от бесплодия, которое в те времена считалось большой карой Божьей.

Ныне в соборе Рождества Богородицы воскрешено и освящено четыре престола, на которых совершается служба Божья: центральный -в честь Рождества Матери Божьей; правый - в честь апостолов Петра и Павла; левый - во имя святых пророка Захарии и праведной Елизаветы; в нижней церкви - в честь святых мучеников Адриана и Наталии.

До 1934 года в соборе находилась чудотворная Иверская икона. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и ограбили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году Матерь Божья благословила протоиерея, благочинного Козелецкого округа поехать к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, приложил его со слезами к чудотворному и привёз на Козелецькую землю.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке городского типа Козелец (1752) – удивительной красоты барочный храм с фантастической энергетикой, один из моих самых любимых. В эту церковь хочется вернуться еще и еще раз – она как будто пронизана дыханием Святого Духа.

Считается, что Рождественский собор - это завершающий аккорд эпохи украинского барокко, последняя в истории Украины церковь этого стиля. Храм имеет статус памятника архитектуры национального значения.

Церковь относится к Козелецкому благочинию Черниговской епархии Украинской православной церкви. Настоятель собора Рождества Богородицы – благочинный Козелецкого округа, митрофорный протоиерей Михаил Терещенко, приложившего много усилий для возвращения храма верующим.

Про собор и его создателей в сети написано очень много и далеко не все – корректно. Мне кажется, самый лучший способ для первого знакомства таков: у церкви есть свой сайт – http://sobor-kozelets.church.ua . Это – довольно редкий случай в принципе, не говоря уже о том, что церковь – не столичная. Большое спасибо его создателям. Кроме того, про храм написана книга «Собор Рождества Богородицы в Козельце» из серии изданий о памятниках архитектуры национального значения, написанная сотрудниками заповедника "Чернигов Древний", и есть упоминания в огромном количестве других источников. Так что для любителей подробной реконструкции исторических событий эта тема – просто клондайк.


История

Строительство собора связано с одной из знаменитейших украинских династий – Разумовских.


Удивительна история этой семьи – такую карьеру, какую сделали братья Разумовские (не даром родовая фамилия семьи – Рóзумы) – можно по праву назвать головокружительной.

Судите сами. Алексей и Кирилл Разумовские (будущие граф и генерал-фельдмаршал и последний гетман Войска Запорожского и президент Российской академии наук) происходили из семьи малоземельных казаков, жившей в селе Лемеши – оно совсем рядом с Козельцом. Старший брат, Алексей – красивый и статный парень, сбежал от пьющего отца в другое соседнее село – Чемер, поселился у дьяка и стал певчим в церковном хоре. Деревянная церковь, в которой он пел, давно разрушилась. На ее месте в 1888 году построили другую деревянную церковь – она теперь, к сожалению, тоже почти разрушилась и, думаю, восстановить ее уже не выйдет.


В 1731 году во время службы в чемерскую церковь зашел проезжавший мимо придворный императрицы Анны Иоанновны полковник Федор Степанович Вишневский. Был Федор Степанович поставщиком не только токайских вин к императорскому двору, но и «статных и кареглазых певчих» для императорского хора. Он был поражен ярким голосом Алексея и предложил ему поехать в Петербург. Дальше история развивалась как в сказке. Алексей попадает в придворную хоровую капеллу, где его замечает и приближает к себе цесаревна Елизавета Петровна, находящаяся в полу-опале у тогдашней императрицы Анны Иоанновны и нуждающаяся в моральной поддержке после ссылки на Камчатку своего предыдущего фаворита и ординарца Алексея Шубина.


Когда Елизавета Петровна становится императрицей, ее – на тот момент уже фаворит – Алексей Разумовский получает огромную власть: императрица жалует своему «ночному императору» титул графа и звание генерал-фельдмаршала, он становится одним из богатейших людей империи. Существует даже легенда, что Елизавета состояла в тайном браке с Разумовским, хотя документального подтверждения этому факту нет, так же, как и историям про их совместных детей (самая известная из них – княжна Тараканова). Кроме того, некоторые исследователи упоминают, что венчал императрицу Елизавету и графа Алексея «дикий поп» Кирилл Николаевич Тарловский, уроженец Козельца, также, по их словам, некоторым образом причастный к строительству козелецкого собора.

Алексей перевозит в столицу своего брата Кирилла и отправляет учиться в Европу. Возвращается оттуда 16-летний Кирилл уже графом, в 18 лет его назначают президентом Петербургской академии наук, он женится на троюродной сестре императрицы и получает за ней огромное приданое, становится последним гетманом Войска Запорожского (упраздненный было титул специально восстановили ради такого случая), а позже – сенатором и генерал-адъютантом.


Какое-то время прожила при дворе и их мать, Наталья, обычная черниговская селянка, пожалованная императрицей в статс-дамы. Но при переезде императорского двора в Петербург она вернулась на родину – придворная жизнь пришлась ей не по вкусу – и поселилась вблизи Козельца в построенной ею усадьбе Алексеевщина.

Большинство историков считает, что идея строительства собора в Козельце принадлежит именно ей, Наталье Разумовской («Розумихе» в простонародной украинской интерпретации), и была поддержана ее сыновьями, на чьи деньги он и был построен. Черниговская область вообще обязана братьям Разумовским, и особенно своему последнему гетману, большим количеством роскошных барочных храмов и дворцов, но именно эту церковь Наталья Демьяновна задумала в благодарность Господу за триумфальное возвышение своей семьи.


Строительство храма началось в 1752 году и продлилось 11 лет. По рассказам Александра Андреевича Шама, козелецкого краеведа и преподавателя, для строительства собора Рождества Богородицы была построена подъездная наклонная земляная насыпь от села Лихолетки до села Гламазды длинной в 10 километров, чтобы подавать строительные материалы на большую высоту. Около сотни крестьян из имений Разумовских привозили необходимые материалы на подводах, а на самом строительстве трудились почти 150 человек. Крестьянам платили по 5 копеек в день, братья Разумовские не скупились, да и сама Наталья Демьяновна, говорят, лично наблюдала за строительством.

Жаль только, что воплощенной свою мечту ей не довелось увидеть: она умерла раньше, чем строительство завершилось. Свое последнее упокоение она нашла именно здесь, в нижней церкви, в приделе святых мучеников Адриана и Наталии. До сих пор духовенство собора проводит службы за упокой ее души.


В 1766-1770 годах рядом с собором была построена колокольня.

В справочнике «Памятники градостроительства и архитектуры УССР» есть упоминание о «пожаре, причиненном молнией» в 1848 году, в результате чего двухъярусное завершение колокольни заменили куполом со шпилем, а верхний – пятый – ярус в первоначальном виде восстановлен не был.


По словам настоятеля храма, отца Михаила Терещенко, в 1934 году советские власти закрыли храм и конфисковали все, что посчитали ценным. Во время оккупации Козельца немецко-фашистскими войсками в 1941 году, на территории собора была конюшня, а потом – лагерь для военнопленных. Странно, что он не действовал – обычно немцы во время оккупации разрешали возобновлять богослужения. Во время бомбардировок были повреждены купола собора и колокольни. Когда война закончилась, в храме устроили склад для овощей. В 1946 году в соборе начались первичные реставрационные работы. Реальная же реставрация была проведена в 1960-1970-х годах специалистами Черниговской межобластной специализированной научно-экспериментальной мастерской.


После окончания реставрации храм передали церкви и открыли для богослужений 14 августа 1993 года, в присутствии высокопреосвященнейшего митрополита Черниговского Антония.

В сентябре 2012 года на празднование 260-летия со дня основания собора приехал потомок Кирилла Разумовского – граф Александр Разумовский. Он подарил собору икону "Успение Пресвятой Богородицы".

Архитектура

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в стиле барокко, с элементами рококо и классицизма. Долгое время авторство проекта храма приписывали Бартоломео Растрелли, однако позднее были найдены документальные подтверждения тому, что архитектором собора был Андрей Васильевич Квасов, основатель первой украинской «глуховской» архитектурной школы, ученик известного петербургского архитектора Михаила Григорьевича Земцова. Также исследователи считают, что в создании церкви участвовал знаменитый украинский архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский и что он – автор изящного лепного декора храма.


Храм имеет редкую для Украины двухъярусную структуру с цокольным этажом и состоит из «летней» (верхней) и «зимней» или «теплой» (нижней) церкви, которая одновременно является усыпальницей Натальи Разумовской.


Собор – кирпичный, оштукатуренный, четырехнефный, девятичастный, четырехстолпный, выстроенный в форме равностороннего креста. Притворы – одной высоты с основным объемом – делают его в плане почти квадратным. Главный престол церкви освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел – в честь апостолов Петра и Павла, левый – пророка Захарии и святой Елизаветы, нижний – святых мучеников Адриана и Наталии. Храм – пятикупольный, купола имеют двухъярусное завершение, типичное для украинского барокко. С трех сторон к храму пристроены паперти с шатровым покрытием.

Снаружи и внутри собор украшен изящной лепкой в стиле елизаветинского рококо.


Еще одна из потрясающих ценностей храма – грандиозный резной деревянный иконостас, изготовленный из липы и покрытый позолотой. Центральная часть иконостаса – пятиярусная, боковые – трехъярусные, его высота – 27 метров. Резьба – мастерская и вдохновенная одновременно, очень гармонично сочетается с барочным оформлением храма. До революции иконостас имел серебряные врата с позолотой – увы, конфискованные вместе со всеми ценностями. Из 72 икон сохранились 50, иконы были написаны украинскими иконописцами во главе с придворным художником семьи Разумовских – Григорием Андреевичем Стеценко. Как иконостас он пережил революцию, войну и послевоенное время – полная загадка, не иначе – промысел Божий.

Колокольня, стоящая отдельно от собора и также построенная Андреем Квасовым, имеет высоту 50 метров – она одна из самых высоких в Украине. Сейчас колокольня четырехъярусная, а до пожара 1848 года была, видимо, пятиярусной. Первый ярус декорирован рустом, колонны второго яруса – тосканского ордера, третьего - ионические, четвертого - коринфские и – (капитан очевидность) – колонны пятого, скорее всего, были дорическими? Купол колокольни – полусферический со шпилем, оригинальный, как я уже писала, был уничтожен пожаром.


Интересные факты

С Рождественским собором связано очень много интересных легенд и историй, но я хотела бы остановиться на нескольких из них.


Одна из них касается иконостаса и двух версий его происхождения. Первая из них гласит, что он был изготовлен в мастерской и по эскизам Бартоломео Растрелли (по другим пересказам – в Италии) и что Елизавета заказала его для Смольного монастыря в Петербурге, однако затем решила подарить его в козелецкий храм. Согласно второй версии, изложенной в книге Владимира Вироцкого, Андрея Карнабиды и Виктора Киркевича «Монастыри и храмы земли Северской» – были найдены документальные подтверждения того, что иконостас изготовлен в Козельце.


Следующий рассказ – про местночтимую чудотворную икону – афонский список с Иверской иконы Божьей Матери, которую еще иначе называют «Вратарница» (по-гречески «Портаитисса»), которая сейчас находится в нижнем храме. Я где-то слышала, что первый список, который хранился в соборе и был утерян после 1934 года, привезли из Афона специально для Натальи Разумовской. Нынешний список чудотворной иконы, по благословению Божьей Матери, привез со святой горы Афон настоятель собора, отец Михаил Терещенко, в 2003 году. А вот оригинальная молитва той, первой иконе, которую возносят только в Козельце, сохранилась до наших дней. Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Козельце – вторник Светлой Седмицы.


Интересно, что собор Рождества Богородицы описал Тарас Шевченко в повести «Княгиня» – он ездил в Козелец дважды, первый раз – весной 1846 года по поручению Археографической комиссии для выполнения зарисовок архитектурно-исторических памятников Черниговщины. Вот что он пишет: "Город Козелец... городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха". Так что во времена Шевченко бытовала гипотеза о том, что собор строил Растрелли – слухами земля полнится.


А еще в Козельце бывала и некоторое время гостила императрица Елизавета Петровна. В 1744 году, во время поездки в Малороссию, Елизавета посетила, в том числе, и Козелец, где, по словам известного прозаика Николая Гейнце, «останавливалась на долгое время у матери Алексея Григорьевича [Разумовского] – Натальи Демьяновны и… в козелецком ее доме… хранилось кресло то, на котором сидела государыня».

Местоположение и окрестности

Поселок городского типа Козелец – районный центр Козелецкого района Черниговской области, расположен на берегу реки Остер, в 76 километрах от Киева, рядом с трассой Е95. Очень люблю этот небольшой городок – спокойный и основательный. А еще в Козельце проводят (ну, по крайней мере, раньше проводили) веселые и красочные осенние ярмарки, на которых выставлялись многие районы Черниговщины.


Названием своим городок обязан не то – красивым желтым весенним цветам из семейства астровых, носящим название козелец и немного похожим на одуванчик, не то – соседнему «козелесу» – лесу, в котором раньше в великом множестве водились дикие козы (герб города – серебряный козел с золотой державой на спине).

Впервые город упоминается в документах начала XVII века как польская крепость. Во время освободительной войны Богдана Хмельницкого против Польши в Козельце стояла казацкая сотня Киевского полка. После включения Черниговщины в состав России, управление Киевского полка переводят в Козелец – в город переезжает полковник и казацкая старшина, он становится важным военно-административным центром.


В Козельце сохранилось много интересных архитектурных памятников. Во-первых и во-вторых, в Козельце есть две старинные церкви – святителя Николая Чудотворца (1781-1784), действующая, и церковь Вознесения Господня (1866-1874) – в ней расположен Музей истории ткачества Черниговщины, но они заслуживают отдельного разговора, в других блогах.

В-третьих – Дом полковой канцелярии, после отмены Екатериной II сотенно-полкового устройства в Украине в 1781 году служивший магистратом – был построен в 1756-1760-е годы теми же архитекторами, которые строили Рождественский собор – Андреем Квасовым и Иваном Григоровичем-Барским по заказу киевского полковника Ефима Дарагана. Во время Второй Мировой войны здание было повреждено и позже отреставрировано.


Еще одно место, которое стоит посетить – если там еще вообще осталось на что смотреть – усадьба и парк семьи Дараганов (1750-е – 1760-е годы) в бывшем селе Покорщина, которое теперь является частью Козельца. В 1744 году Наталья Разумовская купила это имение у полкового писаря Ивана Покорского и подарила в качестве приданого своей дочери Вере Григорьевне, которая вышла замуж за состоятельного землевладельца и киевского полковника Ефима Дарагана. Усадьба интересна тем, что она – деревянная, оштукатуренная, а издали похожа на каменную, чуть ли не единственная сохранившаяся в Украине деревянная барочная усадьба. Она была украшена очень красивой резьбой.


Окружал усадьбу ландшафтный парк, из хозяйственных построек сохранились каменица (оружейная полковника, 1750-1770) и каретный сарай. Все постройки в ужасающем состоянии. Вход в усадебный дом заколочен, окна – выбиты. Подозреваю, что внутри он – в аварийном состоянии. Еще в 1975 году в усадьбе снимали сцены из известного фильма «Звезда пленительного счастья», а теперь памятник архитектуры национального значения растаскивают бомжи.


Продолжение следует

Мой следующий рассказ посвящен не очень известной, но красивой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ковшеватая таращанского района.

"Город Козелец своим видом ничуть не отличается от иных своих братьев - уездных украинских городов... Одним словом, городишко ничем не приметный, но все-таки проезжающий, если он не спит, когда меняют коней, или не закусывает у пана Тихоновича, то непременно залюбуется величавым храмом грациозной растреллиевской архитектуры, который построила Наталка Розумиха"

Т.Г.Шевченко

Историю этого храма я уже рассказывала . С перерывом в несколько лет я опять побывала здесь, привезла на экскурсию свою маму, и мы еще раз получили удовольствие от осмотра шедевра.С погодой нам не особенно повезло, сфотографировать храм на фоне синего неба не вышло, смотрите, как уж вышло.

Немного напомню историю храма. Неподалеку от Козельца в селе Лемеши жила семья бедного казака Григория Розума и жены его Наталки Демешко. Было у них аж 6 детей: Алексей, Кирилл, Даниил, Агафья, Анна и Вера. Бедны они были дети чужой скот пасли. Благодаря Алексею и Кириллу вскоре прославилась фамилия Разумовских на всю империю.

А все потому, что волею судьбы пригожий Алексей в 22 года стал певчим в придворном хоре в Петербурге и попал на глаза цесаревне Елизавете Алексеевне. История их любви известна всем, в то что в Черниговской области в небольшом селении Козелец стоит прекрасный памятник этой любви, знают не многие.

Считается, что храм строила Наталка Розумиха, однако это не совсем точно - она, возможно, была главным инициатором постройки и курировала ведения стройки, однако, скорее всего, активными "соучастниками" были и сами ее сыновья - Алексей и Кирилл, ставшие на тот момент волею царственной покровительницы богатейшими людьми России. Строго говоря, основная доля участия в постройке собора принадлежала энергичному и образованному брату фаворита Кириллу Григорьевичу Разумовскому.

Детали декора (И.Г.Григорович-Барский)

Авторство, долгие годы приписываемое Растрелли, позже было оспорено - уж очень много в постройке элементов, присущих украинскому барокко, с которым Растрелли вряд ли был детально знаком. Сейчас считается, что проект принадлежал двум архитекторам - Андрею Васильевичу Квасову и Ивану Григорьевичу Григоровичу-Барскому. Собор строили 11 лет - 1752-1763 гг. В формах удивительно красивого собора угадываются элементы разных стилей, однако все они скомпонованы необычайно гармонично. Изящный резной декор принадлежит Григоровичу-Барскому.

Храм двухэтажный - у него есть верхний (основной) ярус и нижний храм-усыпальница. Здесь в 1762 году похоронили Наталью Демьяновну, не дожившую до конца строительства.

Не раз убеждалась я, что собор на удивление нефотогеничен - на фотографиях не удается воссоздать его прелесть и гармонию. Сколько изображений я не видела - ни одно вполне не отражает очарование оригинала. Краше его только интерьер самого собора. Помню свое первое впечатление, когда я года три назад впервые вошла в собор и увидела иконостас: "Ах!!" - и замерла. Точно так же прореагировала моя мама.

Говорят, резной иконостас, с большой долей вероятности изготовленный в мастерской Растрелли, императрица Елизавета изначально планировала разместить в Смольном монастыре, однако затем передумала и подарила его Разумовским для их фамильного храма. К слову, Елизавета однажды бывала в Козельце - во время своего путешествия в 1744 из Петербурга в Киев она посетила родину своего любимого и познакомилась с его семьей.

Иконостас настолько огромен, что боковые его части не поместились в храме, их пришлось снять и перенести в церковь в соседних Лемешах (о ней немного позже), где они не сохранились. Ярким украшением иконостаса были массивные серебряные ворота, которые на сегодняшний день безвозвратно утрачены. Иконы, вмонтированные в иконостас (их должно быть 72) частично утрачены, частично перенесены в Черниговский художественный музей. Ряд из них находится на реставрации. Предполагается, что некоторые из икон написаны любимым художником Разумовских Г.А.Стеценко.

Говорят, сейчас это самый высокий иконостас в православном храме на территории СНГ - 27 метров. В нем 5 рядов, однако четкого деления на канонические чины я не увидела - барокко предполагает некоторые вольности в следовании канонам. Остальной храм сознательно не расписывали, чтобы не отвлекать от иконостаса и не "рябить". Собор изнутри украшен только белокаменной резьбой, перекликающейся с наружным декором.

Элементы внутреннего декора

Мне не удалось сделать достаточно много фотографий интерьера, хоть я планировала это - нас попросила покинуть храм служительница - она закрывала собор. Думаю, это не был ее каприз: экскурсанты, приехавшие на автобусе, закончили осмотр и заторопились в книжно-иконную лавку, а служительница по совместительству является еще и продавщицей в лавке. Если вы будете осматривать собор, лавку тоже посетите - здесь есть хорошие путеводители.

Рядом храмом в 1766-1770 гг была возведена колокольня. Изначально в ней было 5 ярусов, но в 1848 году верхний ярус сгорел, восстанавливать его не стали. Сейчас высота колокольни составляет 50 метров.




Храм Рождества Пресвятой Богородицы и великая колокольня

Храмовый колодец

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Памятник-мемориал жертвам голодомора

Церковная лавка и храмовый колодец

Вход в верхний храм



Роскошный козелецкий собор был построен в 1752-1763 гг. как храм-усыпальница казачки и шинкарки Натальи Розумихи,

а в то время уже графини Наталии Розумовской. Ее сыновей судьба причудливым образом обратила из простых пастухов в графа и фельдмаршала Алексея Розумовского - фаворита императрицы Елизаветы Петровны и графа Кирила Розумовского - президента Петербургской академии наук, последнего гетмана Украины.
Пробыв несколько лет при петербургском дворе как статс-дама, Розумиха поняла, что это не её место и вернулась домой. Тогда же был приглашен архитектор, чтобы воплотить в жизнь желание простой деревенской женщины прославить Бога за случившееся с её детьми. Так в Козельце появилось архитектурное чудо - Собор Рождества Богородицы, построенный в барочном стиле петербургской художественной школы, но с использованием элементов характерных для украинской архитектуры.
Долго специалисты спорили об авторстве, приписывали его даже Растрелли, о чем до сих пор свидетельствует мемориальная доска на стене собора. Но были найдены документы, свидетельствующие, что собор был построен российским архитектором А.В. Квасовым. Но так как в те времена архитектуру постройки определял не только архитектор, а и заказчик, то и появились на этом храме украинские барокковые бани.
Храм двухъярусный, что характерно для российского храмового зодчества. В первом ярусе, так называемой «теплой» церкви - расположена церковь Адриана и Наталии- усыпальница Разумовских.

Интерьер второго яруса подчинен главному композиционному акценту - гигантскому пятиярусный 27-метровому позолоченному иконостасу. Впечатляют не только размеры, но и высокохудожественная резьба и росписи этого шедевра.
Равносторонний в плане собор с четырьмя апсидами увенчивают пять куполов на высоких барабанах. Это украинский девятикамерный храм, в основу которого положен равносторонний греческий крест с дополнительными помещениями между концами креста, что напоминает структуру деревянных срубных храмов. Но в отличие от традиционной пирамидальной композиции, здесь почти квадратный вид, что усиливает грандиозность строения.
С трех сторон к храму примыкают три крыльца со ступеньками, характерными для украинского строительства. В то же время крыльцо украшает шатровое завершение - российский архитектурный элемент.
Внешний и внутренний декор исполнен в последнем варианте европейского барокко - рококо, с характерными кривыми линиями и поверхностями, игривыми деталями. Так в то время украшались храмы и дворцы в Париже, Вене, Петербурге…
После завершения строительства собора в 1766-1770 гг., архитектором Квасовым была построена колокольня,

которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота достигает 50 м до низа креста. Композиционное решение колокольни традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем - ионического, на четвертом - коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем, что отличается от куполов самого храма, т.к. она перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией.Собор в Козельце - это последнее сооружение в истории украинского барочного храмового строительства.

Иконостас нижнего храма

В нижнем храме хранится почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверская. История происхождения иконы следующая:

Икона находилась в храме до 1934 года. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и ограбили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году Матерь Божья благословила протоиерея, благочинного Козелецкого округа поехать к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, приложил его со слезами к чудотворному и привёз на Козелецькую землю.

И снова Матерь Божья стала покровительницей Козельца, собора Рождества Богородицы и всех верных православных христиан. Каждое воскресенье утром в 7-45,перед этим образом читается акафист. Идут христиане к храму, прикладываются к образу Матери Божьей и по вере получают то, чего просят. Особая благодать Божья находится в этом соборе, ведь столько молитовников за нас перед престолом Отца нашего Небесного: это и первоверховные апостолы Петр и Павел, пророк Захария и праведная Елизавета, которые помогают женщинам при бесплодии; мученики Адриан и Наталия помогают христианам в супружеской жизни. А в одной из усыпальниц в нижнем храме, покоится прах Наталии Дамианивны Розумовськой. Верующие ставят перед образами свечки, чтобы упокоил Господь душу ее с праведными, ведь это ее Матерь Божья благословила построить этот собор, который около 250 лет, как корабль, плывет по житейскому морю, спасая всех верных. Какая же она была богомудрая женщина, которая так любила своих земляков и построила им собор Рождества Богородицы.

Ценнейшим украшением верхнего собора есть его иконостас,

который выполнили итальянские резчики по дереву по проектам В. В. Растрелли. Художественная роспись интерьера и картины для иконостаса выполнил художник Г. А. Стеценко. Для иконостаса он написал не только иконы по религиозным сюжетам, но и портреты Н. Д. Розумовской, Елизаветы Петровны и священника К. Тарловского, который втайне обвенчал в Козельце царицу и О. Розумовского. Вот как описывает иконостас этого храма Божьего газета "Сиверщина" от 14 ноября 2003 года:

"Выдающаяся черта собора - гигантский пятиконечный иконостас высотой 27 метров, который был изготовлен в Италии для Петербургского Смольного монастыря, но благодаря усилиям братьев попал в Козелец. В иконостасе было 80 икон, 50 из которых сохранились до наших дней. Иконостас оказался настолько большим, что его боковые части не помещались внутри собора, и их отправили в церковь в родное село Розумовских".

Известный и несколько иной вариант рассказа о судьбе собора: за проектом Растрелли в центре Козельца на территории нынешнего центрального парка и перекрестке настоящих улиц Комсомольской и Даневича под руководством архитекторов И. Григоровича-Барського и А. Квасова на средства Наталии Розумовской, матери фаворита Елизаветы Петровны Алексея, в 1752 - 1762 гг. сооружен собор Рождества Богородицы. Собор расписывал придворный художник-профессионал Наталии Розумовськой Григорий Стеценко. Иконостас для него изготовили лучшие мастера резьбы по дереву в Италии.

По другим перессказам, этот иконостас был изготовлен в Италии для одной из дворцовых петербургских церквей, а потом по воле Елизаветы Петровны подарено козелецкому собору. Строительство этого собора тогда якобы еще не велось, и его размеры позднее целиком зависели от подаренного иконостаса. По величию и красоте архитектуры козелецький собор стоит в ряде лучших архитектурных произведений России середины XVIII ст. Этот уникальный памятник архитектуры Черниговской области - один из лучших в Украине. Рядом с собором и колокольней приблизительно в то же время (1740 - 1760 гг.) по проекту А. Квасова сооружен дом магистрата.

Относительно собора известно много версий и домыслов. По рассказам старожилов, в козелецком соборе Рождества Богородицы (за другим вариантом в какой-то сельской церкви) царица Елизавета тайно венчалась с бывшим пастухом из Лемехов Алексеем Розумом. Говорят, что здесь, в Козельце, она якобы провела и медовый месяц. Таинство венчания осуществлял священник Кирилл Тарловський, которого называли "диким попом" - лицо известное в Запорожской Сечи. Он был интересным и загадочным человеком. Точно известно, что родом он из Козельца.

Незабываемые впечатления и светлую благодать получила душа в этот праздничный предпоследний дождливый день уходящего лета 2010 года...Хочется верить, что еще сотни лет будет стоять собор, сияя золотыми крестами и куполами, как светлячок ночью, чтобы мы не сбились с правильного пути, чтобы не потерялись во тьме сложного настоящего, напоминая нам, что только через Православную каноническую церковь мы сможем наследовать Царство Божье.

Кто бы ни шел, кто бы ни ехал мимо собора Рождества Богородицы в Козельце - остановись, поклонись и помолись, так как в каждый кирпичик собора вложена любовь предков наших. Ведь во взаимной любви друг к другу - проявляется любовь к Богу.

Спаси Господи!


Храм Рождества Пресвятой Богородицы и высокая колокольня

Храмовый колодец

Вход в верхний храм



Роскошный козелецкий собор был построен в 1752-1763 гг. как храм-усыпальница казачки и шинкарки Натальи Розумихи,

а в то время уже графини Наталии Розумовской. Ее сыновей судьба причудливым образом обратила из простых пастухов в графа и фельдмаршала Алексея Розумовского – фаворита императрицы Елизаветы Петровны и графа Кирила Розумовского – президента Петербургской академии наук, последнего гетмана Украины Пробыв несколько лет при петербургском дворе как статс-дама, Розумиха поняла, что это не её место и вернулась домой. Тогда же был приглашен архитектор, чтобы воплотить в жизнь желание простой деревенской женщины прославить Бога за случившееся с её детьми. Так в Козельце появилось архитектурное чудо – Собор Рождества Богородицы, построенный в барочном стиле петербургской художественной школы, но с использованием элементов характерных для украинской архитектуры.
Долго специалисты спорили об авторстве, приписывали его даже Растрелли, о чем до сих пор свидетельствует мемориальная доска на стене собора. Но были найдены документы, свидетельствующие, что собор был построен российским архитектором А.В. Квасовым. Но так как в те времена архитектуру постройки определял не только архитектор, а и заказчик, то и появились на этом храме украинские барокковые бани.
Храм двухъярусный, что характерно для российского храмового зодчества. В первом ярусе, так называемой «теплой» церкви – расположена церковь Адриана и Наталии- усыпальница Разумовских.

Интерьер второго яруса подчинен главному композиционному акценту – гигантскому пятиярусный 27-метровому позолоченному иконостасу. Впечатляют не только размеры, но и высокохудожественная резьба и росписи этого шедевра.
Равносторонний в плане собор с четырьмя апсидами увенчивают пять куполов на высоких барабанах. Это украинский девятикамерный храм, в основу которого положен равносторонний греческий крест с дополнительными помещениями между концами креста, что напоминает структуру деревянных срубных храмов. Но в отличие от традиционной пирамидальной композиции, здесь почти квадратный вид, что усиливает грандиозность строения.
С трех сторон к храму примыкают три крыльца со ступеньками, характерными для украинского строительства. В то же время крыльцо украшает шатровое завершение – российский архитектурный элемент.
Внешний и внутренний декор исполнен в последнем варианте европейского барокко – рококо, с характерными кривыми линиями и поверхностями, игривыми деталями. Так в то время украшались храмы и дворцы в Париже, Вене, Петербурге…
После завершения строительства собора в 1766-1770 гг., архитектором Квасовым была построена колокольня,

которая является одной из самых высоких в Украине. Ее высота достигает 50 м до низа креста. Композиционное решение колокольни традиционно ярусное: нижний ярус украшен рустом, на втором ярусе пучки колонн тосканского ордера, на третьем – ионического, на четвертом – коринфского. Увенчана колокольня полусферическим куполом со шпилем, что отличается от куполов самого храма, т.к. она перестраивалась в 1848 г. после пожара, причиненного молнией.Собор в Козельце – это последнее сооружение в истории украинского барочного храмового строительства.

Иконостас нижнего храма


В нижнем храме хранится почитаемая чудотворная икона Пресвятой Богородицы Иверская. История происхождения иконы следующая:

Икона находилась в храме до 1934 года. До сих пор сохранилась молитва, которую читают только в Козельце. И когда собор закрыли и огр абили, исчезли из него и иконы, в том числе и Иверская чудотворная икона.

В 2003 году протоиерей Козелецкого округа поехал к святой горе Афон. В Иверском монастыре, где находится оригинал Иверськой иконы, протоиерей Михаил Терещенко приобрел образ, И привёз на Козелецкую землю.

И снова Матерь Божья стала покровительницей Козельца, собора Рождества Богородицы Идут христиане к храму, прикладываются к образу Матери Божьей и по вере получают то, чего просят. Особая благодать Божья находится в этом соборе. В одной из усыпальниц в нижнем храме, покоится прах Наталии Дамианивны Розумовской.


Ценнейшим украшением верхнего собора есть его иконостас,

который выполнили итальянские резчики по дереву по проектам В. В. Растрелли. Художественная роспись интерьера и картины для иконостаса выполнил художник Г. А. Стеценко. Для иконостаса он написал не только иконы по религиозным сюжетам, но и портреты Н. Д. Розумовской, Елизаветы Петровны и священника К. Тарловского, который втайне обвенчал в Козельце царицу и О. Розумовского.

Гигантский пятиконечный иконостас высотой 27 метров, который был изготовлен в Италии для Петербургского Смольного монастыря, но благодаря усилиям братьев попал в Козелец. В иконостасе было 80 икон, 50 из которых сохранились до наших дней. Иконостас оказался настолько большим, что его боковые части не помещались внутри собора, и их отправили в церковь в родное село Розумовских.

Известный и несколько иной вариант рассказа о судьбе собора: за проектом Растрелли в центре Козельца на территории нынешнего центрального парка и перекрестке настоящих улиц Комсомольской и Даневича под руководством архитекторов И. Григоровича-Барського и А. Квасова на средства Наталии Розумовской, матери фаворита Елизаветы Петровны Алексея, в 1752 - 1762 гг. сооружен собор Рождества Богородицы. Собор расписывал придворный художник-профессионал Наталии Розумовськой Григорий Стеценко. Иконостас для него изготовили лучшие мастера резьбы по дереву в Италии.

По другим перессказам, этот иконостас был изготовлен в Италии для одной из дворцовых петербургских церквей, а потом по воле Елизаветы Петровны подарено козелецкому собору. Строительство этого собора тогда якобы еще не велось, и его размеры позднее целиком зависели от подаренного иконостаса. По величию и красоте архитектуры козелецький собор стоит в ряде лучших архитектурных произведений России середины XVIII ст. Этот уникальный памятник архитектуры Черниговской области - один из лучших в Украине. Рядом с собором и колокольней приблизительно в то же время (1740 - 1760 гг.) по проекту А. Квасова сооружен дом магистрата.

Относительно собора известно много версий и домыслов. По рассказам старожилов, в козелецком соборе Рождества Богородицы (за другим вариантом в какой-то сельской церкви) царица Елизавета тайно венчалась с бывшим пастухом из Лемешей Алексеем Розумом. Говорят, что здесь, в Козельце, она якобы провела и медовый месяц. Таинство венчания осуществлял священник Кирилл Тарловський, которого называли "диким попом" - лицо известное в Запорожской Сечи. Он был интересным и загадочным человеком. Точно известно, что родом он из Козельца.

Хочется верить, что еще сотни лет будет стоять собор, сияя золотыми крестами и куполами, как светлячок ночью, чтобы мы не сбились с правильного пути, чтобы не потерялись во тьме сложного настоящего.

В каждый кирпичик собора вложена любовь предков наших.