«Платон мне друг, но истина дороже»: происхождение и смысл выражения. Мои комментарии к пяти самым известным цитатам Он друг но истина дороже

«Платон мне друг, но истина дороже»

Аристотель, получивший по месту рождения прозвище Стагирит (384- 322 до н.э.), родился в семье придворного врача царя Македонии и с детства был дружен с будущим царем Филиппом, отцом Александра Македонского. В 17 лет он приехал в Афины и стал сначала слушателем, затем философом в Академии Платона, где пробыл до самой смерти учителя в 347 г. до н.э.

В Академии он сразу выделился среди адептов Платона своей самостоятельностью. Несмотря на презрение «академиков» к риторике как поверхностной и суетной науке, разрабатываемой софистами, Аристотель пишет сочинение «Топика», посвященное анализу языка, его структур, вводит некоторые правила. Причем Аристотель изменяет общепринятой в Академии форме диалогов, излагая свои сочинения в форме трактатов. За «Топикой» следуют «Софистические опровержения», где Аристотель дистанцируется от софистов. Однако его продолжает увлекать работа с оформленной мыслью, и он пишет трактаты «Категории», «Об истолковании» и наконец «Аналитики», в которых формулирует правила силлогизмов. Другими словами, он создает науку логику в том виде, в котором она преподается и изучается до сих пор в школах, гимназиях и университетах всего мира под названием формальная логика.

Аристотель специально разрабатывает, с одной стороны, этическую проблематику, а с другой - в качестве отдельной дисциплины - натурфилософскую: он пишет «Большую этику» и «Евдсмову этику», а также трактаты «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорологику». Помимо этого он рассматривает «метафизическую» проблематику: наиболее общие и достоверные начала и причины, позволяющие нам понять существо познания и познать сущее. Это привычное для нас название «Метафизика» возникло после того, как издатель сочинений Аристотеля в I в. до н.э. Андроник Родосский поместил соответствующие тексты

«вслед за физикой» (цеха та фвотка); сам же Аристотель (во второй главе первой книги «Метафизики») считал соответствующую науку - первую философию - в каком-то смысле превосходящей человеческие возможности, наиболее божественной и потому наиболее драгоценной .

Всего Аристотелю принадлежит более 50 сочинений, в которых отражены и естественнонаучные, и политические, и этические, и исторические, и собственно философские идеи. Аристотель был чрезвычайно разносторонен.

В 343 г. до н.э. Аристотель ио приглашению македонского царя Филиппа становится воспитателем его сына Александра, будущего завоевателя (или объединителя) всей Эллады. В 335 г. он возвращается в Афины и создает там свою школу. Аристотель не был афинским гражданином, не имел нрава приобрести в Афинах дом и землю, поэтому он основал школу за пределами города при общественном гимнасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского и соответственно назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля, некий прообраз университета. Здесь велась и исследовательская, и преподавательская работа, причем исследовались самые разные области: натурфилософия (естествознание), филология (языкознание, риторика), история и нр. При гимнасии был сад, а в нем - крытая галерея для прогулок. Школа стала называться Перипатос (от греч. яершатёоо - прогуливаться, прохаживаться), а ученики Аристотеля - перипатетиками, так как во время занятий они прогуливались.

Просуществовал Ликей, так же как и Академия Платона, до 529 г. В это время христианство уже стало официальной религией на территории бывшей Эллады, вошедшей в состав Византийской (Восточной Римской) империи. В 529 г. император Юстиниан издал закон, запрещавший язычникам в числе прочего заниматься преподавательской деятельностью, теперь они должны были либо принять крещение, либо подвергнуться конфискации имущества и ссылке. В Афины был послан указ о запрете преподавания философии: «чтобы никто не преподавал философию, не толковал законы и не устраивал игрального притона ни в одном из городов» (Иоанн Малала, «Хронография», кн. XVIII).

Платону и Аристотелю повезло больше, чем другим философам; их концепции, особенно Аристотелеву, взяли на вооружение христианские богословы, синтезировав с христианским вероучением. С иудео-христианской традицией совпадало их объяснение сущности мира, основанного на существовании внечувсгвенной идеальной реальности, единого начала всего сущего, который уже у самих античных философов называется богом.

Онтология Аристотеля представлена в первую очередь в его работах «Физика» и «Метафизика» (об истории этого названия мы погорим ниже).

Итак, Аристотель признает существование идей, соглашается с их главенствующей ролью в мироздании, но отказывается от их отделенности от вещей. Из раздвоенного платоновского мира он конструирует единый мир, в котором соединяются идеи и вещи, сущности и явления. Мир един и имеет единое начало - Бога, он же и перводвигателъ ; но все материальные вещи - это не отражения или копии подлинных сущностей, а сами подлинные вещи, обладающие сущностью, соединенные со всеми иными вещами. Аристотель считает, что бытие имеет не один, а много смыслов . Все, что не есть ничто, входит в сферу бытия, как чувственного, так и умопостигаемого.

Основу мира, по Аристотелю, составляют материя (пассивное начало) и форма (активное начало), которые, соединяясь, образуют все многообразие вещей при главенстве формы. Форма и есть идея , сущность вещи. Скульптор, создавая статую, первоначально имеет в голове ее образ, или форму, затем его идея соединяется с мрамором (материей); без идеи мрамор никогда не превратится в статую, он так и останется мертвым камнем. Аналогично возникают и существуют все вещи.

Если проиллюстрировать это на примере идеи лошадности , то получится, что она и есть форма, соединяющаяся с материей по законам, которые предписаны высшей идеей (лошади рождают новых лошадей); она по-прежнему остается идеальной, общность всех лошадей объясняется общностью их формы, но не оторванной от них, а существующей вместе с каждой лошадью. Таким образом, формы существуют через материальные вещи. Даже форма стиха (т.е. сам стих) существует и развивается через его воспроизведение в устном или письменном виде. Однако есть и чистые формы без примеси материи.

Бертран Рассел, известный английский философ и логик, называет учение Аристотеля «разбавленными здравым смыслом взглядами Платона» . Аристотель пытается соединить обыденное представление о реальности с философским, не отказывая первому в способности начать путь к истине; не отказывает миру вещей в подлинности, тем самым поднимая его статус.

Онтология Аристотеля представляется более приземленной, но в то же время учитывающей наличие высших сущностей. Ключевым понятием его учения становится сущность. Все имеет сущность - тот род бытия, который задает вещам и миру в целом подлинность и актуальность. Сущность - это то, что определяет качество вещи. Так, сущность стола в том, что он стол, а не в том, что он круглый или квадратный; отсюда сущность есть форма.

Важно понимать, что содержание понятия «форма» у Аристотеля отличается от его значения в нашей повседневной практике словоупотребления; форма есть сущность, идея. Все ли сущности имеют материальный носитель? Нет, не все. Бог объявляется формой форм , чистой сущностью без всякой примеси материальности. Аристотель четко различал общие и единичные понятия. Под единичными понимаются имена собственные, которые относятся к конкретному предмету (например, Сократ); под общими - те, что приложимы ко многим предметам (лошадь), но и в том, и в другом случае форма проявляется через соединение с материей.

Форма понимается как актуальность (акт), а материя как потенциальность. Материя содержит в себе всего лишь возможность (потенцию) бытия; неоформленная, она не представляет собой ничего. Жизнь Вселенной - постоянное перетекание форм друг в друга, постоянное изменение, причем все изменяется к лучшему, движется ко все более совершенному, и это движение связано со временем. Время не сотворено и не пройдет, оно есть форма. Протекание во времени предполагает наличие моментов сначала и потом , но время как условие этих моментов вечно. Само же вечное время, как и вечное движение, существует благодаря первоначалу , которое должно быть вечным и неподвижным, ибо лишь недвижимое может быть абсолютной причиной движения. Из этого исходит учение Аристотеля о четырех первопричинах - формальной (форма, акт), материальной (материя, потенция), движущей и целевой.

0 первых двух уже было сказано, вторые две связаны с формальной причиной, поскольку апеллируют к существованию Единого Бога. Все, что подвижно, может быть движимо чем-то иным, значит, для объяснения любого движения необходимо прийти к началу. Для объяснения движения универсума нужно найти абсолютное универсальное начало, которое само было бы неподвижным и могло дать импульс к движению всего остального; оно-то и есть форма форм , первая форма, лишенная всякой потенциальности. Это чистый акт (формальная причина), или Бог, он же - нерводви- гатель и первопричина всего сущего. Учение о первичном толчке, восходящее к Аристотелю, призвано объяснить существование движения в мире, единство его законов и роль движения в процессе мирообразования.

Целевая причина тоже связана с Богом, ибо, задавая всеобщие законы, он задает и всеобщую цель движения и развития. Ничто не происходит бесцельно, все существует для чего-то. Целью семени является дерево, целью дерева - плод и т.д. Одна цель рождает другую, следовательно, есть нечто, что является целью самого себя, что задает эту цепь целеполаганий. Все мировые процессы устремляются к общей цели, к Богу; она же и есть всеобщее благо. Таким образом, учение о четырех первопричинах призвано доказать, что:

Существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей; ...у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима...

Все живые существа осознают Бога и влекутся к нему, ибо влекутся к каждому действию любовью и восхищением. Мир, по Аристотелю, не имеет начала. Момента, когда был хаос, не существовало, поскольку это противоречило бы тезису о превосходстве актуальности (формы) над потенциальностью (материей, материальной причиной). Это значит, что мир всегда был таким, каков он есть; следовательно, изучая его, мы сможем добраться до сущности вещей и сущности мира в целом (абсолютной истины). Однако пути познания не связаны с какими-либо иррациональными озарениями и откровениями. Всего того, что нам обещает Платон через некое недоказуемое припоминание, мы, согласно Аристотелю, можем достичь вполне земными рациональными средствами: изучением природы (описание, наблюдение, анализ) и логикой (правильным мышлением). «Все люди стремятся к знаниям» - так начинается «Метафизика» Аристотеля.

  • См.: Шичалип Ю. А. Академия при Аристотеле // История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1: Философия Древности и Средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995.С. 121-125.
  • См.: История философии. Запад-Россия-Восток. С. 233-242.
  • См.: Рассел Б. История Западной Философии. Кн. 1. С. 165.
  • Аристотель. Метафизика. Ки. XII. Гл. 7. Приводится по: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 422.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Платон мне друг, но истина дороже

Платон мне друг, но истина дороже

С латинского: Amicus Plato, sed magis amica veritas [амикус плато, сэд магис амика вэритас].

В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».

Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент.

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Истина Истина сама по себе – то, что есть, в формальном отношении – соответствие между нашею мыслью и действительностью. Оба эти определения представляют И. только как искомое. Ибо во 1-х спрашивается, в чем состоит и чем обусловлено соответствие между нашею мыслью и ее

Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

Пролог. Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Сайта Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Получение какой электроэнергии обходится дороже – атомной или солнечной? Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от Солнца, обходится в 5 раз дороже

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Печной горшок тебе дороже, / Ты пищу в нем себе варишь Из стихотворения «Поэт и толпа» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Первая публикация его состоялась под названием «Чернь». Чернь (толпа) упрекает поэта в том, что его песня хотя и свободна как ветер, «зато как ветер и бесплодна». И

Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же он будет без него?

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Что есть истина? Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37) приводится диалог между Иисусом и допрашивавшим его Понтием Пилатом. Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». На что Пилат спрашивает его: «Что есть

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Договор дороже денег Согласно Галахе, жениху и невесте в течение недели, предшествующей свадьбе, запрещено видеться друг с другом, а согласно принятому относительно недавно галахическому постановлению, и говорить друг с другом по телефону. Некоторые современные раввины

Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

ИСТИНА И ЖИЗНЬ Ежемесячный иллюстрированный христианский журнал, выпускавшийся с ноября 1990 года как «католический вестник», а с 1995 года заявивший о себе как об издании межконфессионального диалога под евангельским девизом: «Да будет все едино…». Тираж в 2000 - 2 500

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Санта-Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств планеты с

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

ИСТИНА - понятие, акцентированно выведенное философией постмодерна (см.) из круга основных философских вопросов. Согласно постмодернизму, единственной и предельной предметностью является наделенный множественностью смыслов текст (см.), рассматриваемый в качестве

Из книги автора

ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: Универсалии, Категории культуры), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1)

Предлагаю обсудить приведенную в этом тексте информацию.

ВНИМАНИЕ!

Очень много букв!
Честно говоря не уверен на сколько содержание соответствует действительности, но по крайней мере мысли занятные, предлагаю обсудить.

Amicus Plato, sed magis arnica Veritas.

Краткая предыстория данного изречения.
У античного философа Платона наиболее успешным и любимым учеником был Аристотель. Однако, постигнув и усвоив философию учителя, Аристотель пришел к выводу о том, что Платон ошибается в самом главном – в вопросе о первооснове мира. Это и стало причиной их расставания. И когда Аристотелю задали вопрос о том, почему они расстались, он и ответил этой, теперь уже крылатой, фразой.

Я не настаиваю на том, что вычисления, приведенные ниже, обладают абсолютной точностью и достоверностью. Разумеется, они очень приблизительны, для более точных и детальных расчетов, а по сути экономического анализа, необходимы время и данные которых у меня нет. Поэтому, указанные цифры и мысли следует воспринимать исключительно как «взятые на поверхности», без углубленного изучения, однако выводы, которые будут здесь, на мой взгляд, останутся даже при глубоком анализе.

Платон мне друг, но истина дороже. А так ли уж плох и страшен этот Платон (Плати за тонны), как его малюют? Как много вы о нем знаете? Кстати, само название довольно странное, поскольку сумма уплачивается не за фактический вес перевозимого груза, а за дистанцию – километры, поэтому нужно было бы его назвать по другому «Платкил», «Плакры» и так далее. Ну, наверное, под тоннами все же подразумевался вес грузовика.

В свое время было много уже шума по поводу данной… Хотел написать системы, но лучше, наверное, использовать слово налог, тогда смысл не теряется. Вообще, когда называешь вещи своими именами, то проще понимать суть происходящего и главное, ориентироваться в нашем не простом мире. Наши СМИ и официальные лица старательно избегают слова «налог» наивно полагая, что, заменив его на «система компенсации» или любое другое выражение, этот налог будет восприниматься более положительно.

Да, в настоящее время слово «налог» совсем не популярно среди населения, и тем более не популярно словосочетание «новый налог» что, безусловно, может «вдарить» по репутации власть имущих и добавить негатива к народной поддержке ВВП в виде минуса от 89%. Впрочем, если говорить об исключительно понятийных значениях слова «налог», то да, «Платон», наверное, не назовешь таковым, однако, если рассуждать логически и основываться на современном понимании что такое налог, то «Платон» уже вполне себе такой налог. Единственное отличие в том, что его сбором занимается не налоговая (или иная государственная) служба РФ, а частная компания. Кстати, неплохой способ отжимать деньги у населения и в дальнейшем, не увеличивая «официальную налоговую нагрузку». Замечу, дорожный налог так и не отменили полностью, полагаю, что его отмена произойдет только после того как в Платон будут включены ВСЕ транспортные средства, которые эксплуатируются в России, включая мотоциклы.

А теперь давайте разберемся, как это все организовано.

Не буду мудрить, чья была идея, кто ее протолкнул, равно как, кто и кому что заплатил (попросил) за принятие решения о начале работы этого проекта, но первично, было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"

Кстати, само постановление было опубликовано спустя 10 дней от его написания (24 июня 2013), а вступило в силу только в ноябре 2014. И уже в этом постановлении, есть идея о том, что этим делом будет заниматься кто-то другой кроме государства.

Цитата ПП-504:

2. "оператор " - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.

Теперь просто кратко опишу, как это работает.

Между государством в лице Автодора (представляющего правительство РФ) и частной компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (50% которой принадлежит Игорю Ротенбергу) было заключено концессионное соглашение на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Что такое «концессионное соглашение»? Это форма государственного и частного партнёрства, для эффективного управления государственной собственностью или предоставления услуг обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Вот так вот, ни больше, ни меньше. Многие официальные СМИ трезвонили и продолжают о том, что после определенного срока (10 лет) вся инфраструктура, созданная для функционирования системы Платон, будет передана государству безвозмездно. Ну хорошо, а кто это может подтвердить? Начал искать подтверждение этих заявлений, однако, я был очень удивлен, когда нигде не смог найти текст этого соглашения, ни на официальном сайте Платона, ни на сайте Росавтодора, ни тем более в интернете. И вот тут начинается самое интересное.

Дело в том, что форм концессионного соглашения несколько, но в России есть определенный закон «Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ О концессионных соглашениях», который позволяет использовать только одну определенную форму - «Строительство - передача - управление».

Слова «Концедент» и «Концессионер» ниже будут заменены на более простые, не меняющие смысла – «Государство» и «Исполнитель» соответственно – для упрощения восприятия. То есть, исполнитель строит «объект», который, по окончанию строительства передаётся государству в собственность, а после передачи в собственность, «объект» передаётся в эксплуатацию исполнителю.

Цитата ФЗ-115:


1. По концессионному соглашению одна сторона (исполнитель) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (государству), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а государство обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

То есть, по ФЗ-115 однозначно имущество должно быть передано государству – уже хорошо.

Вообще, надо заметить, что в этом законе в конце любого значимого пункта, какой-либо статьи, встречается словосочетание «если концессионным соглашением не установлено иное». А это значит, как мы все понимаем, что данный пункт/условие в соглашении вполне могут быть изменены на другие, в том числе в корне отличающиеся от текста, после которого и стоит эта формулировка, и этих пунктов в законе не мало. Как я и писал выше – текста соглашения между Автодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в свободном (открытом) доступе нет, и что там написано никто из нас не знает, а всяческие заявления, исходящие от «заинтересованных» лиц, просто не могут быть документально подтверждены, а по сему – это просто слова.

Но продолжим по порядку.

В 2014 году, было выпущено распоряжение правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р «О заключении концессионного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн», подписанное Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым.

Текст довольно скучен, но вот некоторые основные и важные факты из него я приведу, а если конкретно, то из той части озаглавленной как: «Основные условия концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Комментарии прилагаются.

Цитата РП-1662:

2. В концессионном соглашении содержатся сведения о составе и технико-экономических характеристиках следующих объектов системы взимания платы:
а) стационарные (не менее 481 единицы) и мобильные (не менее 100 единиц) объекты системы контроля за движением транспортных средств по автомобильным дорогам и за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части компенсации ущерба, наносимого транспортными средствами автомобильным дорогам;

предполагается, что это все должно быть организовано за счет исполнителя.

5. м) предоставление владельцам транспортных средств на безвозмездной основе технических устройств, предназначенных для определения местонахождения (маршрута движения) таких транспортных средств при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в целях расчета платы, в соответствии с условиями концессионного соглашения;

ну хоть за устройства платить не нужно, и на том спасибо, однако контроль за передвижением транспорта будет осуществляться, что очень не нравится частным извозчикам и компаниям, которые везут сборные грузы, равно как и транспортникам делающих три фактические доставки за одну (по документам одну). Многими это преподносится как огромный плюс в борьбе с «черными извозчиками», это плюс разумеется – я не спорю, но как быть с остальным? Кстати, в распоряжении прописано и количество этих устройств – не менее 2 миллионов штук.

Цитата РП-1662:

8. Базовый размер платы государства по концессионному соглашению составляет 10610 млн. рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.

Индексируемая часть базового размера платы государства по концессионному соглашению составляет 46 процентов базового размера платы государства по концессионному соглашению. Индексация осуществляется в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Механизм индексации индексируемой части базового размера платы исполнителя устанавливается в концессионном соглашении.

Базовый размер платы государства по концессионному соглашению должен быть уменьшен по итогам проведенного исполнителем независимого технологического и ценового аудита проектной документации на создание системы взимания платы.

не совсем ясно кто кому должен платить, исходя из текста выше - государство платит исполнителю. Иначе, если бы подразумевалось оплата исполнителем государству, то было бы записано не «концедента», а «концеденту», неужели в правительстве с русским языком настолько плохо? Можно допустить, что это опечатка, но в таких делах их просто не должно быть, значит, это сделано намеренно? То есть, минимальный платеж государства для компании исполнителя будет составлять 10,6 миллиардов рублей в год. Плюс индексация может быть любой, «по способу указанному в концессионном соглашении», которое никто не видел.

Цитата РП-1662:

11. Плата концедента начисляется концессионеру за каждое календарное полугодие (первое полугодие - с 1 января по 30 июня, второе полугодие - с 1 июля по 31 декабря) эксплуатации объектов системы взимания платы и исполнения концессионером (исполнителем) своих обязательств в качестве оператора объектов системы взимания платы в соответствии с концессионным соглашением. Платежный период соответствует календарному полугодию.

вот тут уже яснее, по тексту получается, что плата начисляется концессионеру (исполнителю), которую должен оплатить концедент (государство).

Давайте сравним наглядно:

Цитата РП-1662:

8. Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет…

Цитата РП-1662:

11. Плата концедента начисляется концессионеру за каждое календарное полугодие…

Все равно очень скользко и не конкретно. А вот интересно, исполнитель будет потом вправе требовать с государства возврат НДС?

Однако, в то же самое время:

Цитата РП-1662:

15. Индексируемая часть платы государства индексируется в соответствии с фактическим индексом потребительских цен, опубликованным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной статистической деятельности с января 2016 года по последний месяц i-го платежного периода включительно.

думается мне, что этот пункт будет просто ссылкой (фактической величиной) в формуле расчёта индексации, эдакой константой среди остальных иксов и игреков, состоящих в механизме расчёта индексации индексируемой части базовой платы, которая прописана в «секретном» соглашении между Автодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Цитата РП-1662:

18. Принятие государством на себя части расходов на создание и использование (эксплуатацию) объекта системы взимания платы не предусматривается.

а этого и не нужно, исполнителю и так не плохо денег привалит.

И вот теперь, мы подходим к самому интересному и вкусному (с точки зрения исполнителя) – тому, что записано в ФЗ-115 о концессионных соглашениях.

Цитата ФЗ-115:

Статья 3. Концессионное соглашение

здесь у меня случился лёгкий когнитивный диссонанс. Статья 3, пункт 7 четко указывает, что доходы это собственность исполнителя. И снова цитата из распоряжения правительства (приведу оригинал):

Цитата РП-1662:

8. Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет 10610 млн. рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.

то есть, исполнителю помимо доходов, полученных по пункту 7 статьи 3, государство будет платить ещё дополнительно. А исполнитель вообще должен что-то отдавать государству? Ах да, есть же волшебная фраза: «если концессионным соглашением не установлено иное», и что там, в соглашении между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»? 50, 20, 5 процентов от прибыли отчисляется государству? Может в распоряжении правительства есть еще что ни будь, что проясняет суть? Я не нашел.

Цитата ПП-514:

5. Для взимания платы оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве (тип и марка, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства), к которым владелец транспортного средства прилагает копию свидетельства о регистрации транспортного средства.

как интересно. Оператор, получив средства от владельца ТС отчисляет их сразу в бюджет. Все ли средства, или часть? Если часть, то размер её, нигде не указан. Очень умиляет формулировка: «договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет». Если я правильно понимаю, то «договор услуг» не может быть навязан, или я ошибаюсь?

Цитата ПП-514:

6. Оператор на основании договора, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил:

а) перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов;

б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования;

обращаем внимание на выделенные слова, далее это очень пригодится. Испольнитель просто посредник, который перекачивает средства от облагаемых налогом граждан в федеральный бюджет. В каком объеме? Опять же, помним о фразе «если концессионным соглашением не установлено иное». На секунду абстрагируемся от факта создания всей системы и инфраструктуры (затрат) исполнителем, о них будет далее, и вспомним что государство должно заплатить 10,6 млрд. рублей исполнителю при том что об остальных платах исполнителем (и размерах) в федеральный бюджет нам не известно. А сколько у нас грузовиков в стране больше 12 тонн?

В России зарегистрировано около 1,5 млн. транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме этого, по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей.

Отбросим транзитные авто, и посчитаем только зарегистрированные. Разумеется, 1,5 млн. грузовиков это далеко от реальности, и не все они эксплуатируются. Конкретных и достоверных данных об этом я не смог найти, но субъективно, грузовиков в эксплуатации от 750 до 890 тысяч, возьмем среднюю – 820 тысяч, то есть 54,7% от количества зарегистрированных, согласитесь, довольно низкая цифра.

Если верить статистике за 2014 год от Аналитического центра при правительстве РФ, средняя дальность для авто перевозок 1 тонны груза – 45 км. http://ac.gov.ru/files/publication/a/7400.pdf страница пять. Это без учета типа грузовиков, вообще, такой разбивки по дальности перевозок в зависимости от грузоподъемности я не нашел. Основываться буду на информации предоставленной знакомым работающим в логистической компании (довольно большой). По его данным дальность перевозок, выполняемых их грузовиками выше 12 тонн 350-450 км. то есть средняя 400 км. Тариф за 1 км. по Платону составляет 3,06 рубля цитата с официального сайта Платон:

с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. Это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу - $0,025, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии

Но дорог федерального значения 50 800 км! Куда делись еще 2700 километров? Не уж то Росавтодор не отвечает за эти участки федеральных дорог? Не понятно. Возможно, что Ведомости ошиблись, ну ладно, посчитаем по минимуму.

  1. 40 млрд./48100=997 506,23 рублей налога с километра в год.
  2. 997506,23/3,06=325 982,43 грузовика в год проезжающих по каждому километру дорог в год.
  3. 325982,43/365=893 грузовика в сутки будет проезжать по каждому километру дороги.

Вполне уже реальные цифры, интенсивность движения грузовиков например по М1 или М9 конечно в разы больше, но мы ведь считаем среднюю (кстати МКАД не относится к дорогам федерального значения). Обратите внимание на расчетное количество грузовиков в год – 325 983 (округлим в большую сторону) единицы, или всего 21,73% от общего количества зарегистрированных грузовиков. А если мы используем 50 800 километров при расчете, то цифры будут ниже. Слишком пессимистичный прогноз у Росавтодора, не находите? Пересчитаем это количество грузовиков с нашей средней 400 км.

  1. 325983х2448=798 006 384 в сутки
  2. 798006384х30= 23 940 191 520 в месяц
  3. (23940191520х12)/1,08=266 002 128 000 в год.

Какие к чёрту 40 млрд.? О чём мы вообще?

Еще немного о ценах на дороги.

В России существуют четыре основных типа дорог: федеральные, региональные, местные и частные. За федеральные трассы, на которые ложится самая большая нагрузка (50% всех перевозок), отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и его департаменты в регионах. Всего под надзором Росавтодора 48 100 км дорог, 5560 мостов и путепроводов и 27 автотоннелей.

В проекте федерального бюджета на 2016 г. на финансирование Росавтодора выделяется 553 млрд руб. Из них 130 млрд руб. пойдет в регионы (в том числе на софинансирование строительства и реконструкцию 808 км дорог), 64,7 млрд руб. – на строительство Керченского моста, 97,2 млрд руб. – на строительство федеральных дорог, а на ремонт и содержание федеральных – 248,5 млрд руб. За эти деньги Росавтодор сможет, по собственным расчетам, выполнять ремонт и капитальный ремонт порядка 9000 км федеральных дорог, а также построить или реконструировать 734,2 км (или 4029,8 км в однополосном исчислении) новых дорог. Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России», в среднем ремонт 1 км дороги обойдется в 27,6 млн руб., а строительство и реконструкция – в 132,4 млн руб./км.

Как сообщили в Росавтодоре, за 2016 г. агентство планирует построить 56 км новых автодорог и искусственных сооружений и еще 283,5 км ввести в эксплуатацию после реконструкции. Как объясняет представитель Росавтодора, средняя стоимость строительства дороги высшей, 1-й категории в 2015 г. составила 66,5 млн руб., 2-й категории – 48,7 млн руб., 3-й категории – 44,8 млн руб. В 2014 г. цена строительства дороги 1-й категории составляла 59 млн руб.

Фиксируем минимум 44,8 миллиона рублей за 1 км. дороги. Дотируемые суммы в разы больше чем те, которые хотят получать с Платона. И сколько можно построить, и отремонтировать дорог на 40 миллиардов рублей?

  • Построить – 892,86 км.
  • Отремонтировать – 1449,28 км.

Однако, по тем средствам которые выделяются сейчас, со слов самого Росавтодора, они могут выполнять ремонт и капитальный ремонт порядка 9000 км федеральных дорог, а также построить или реконструировать 734,2 км (или 4029,8 км в однополосном исчислении) новых дорог. Улучшение финансирования от Платона составит всего – 16,1%. Не густо.

А теперь внимание, вопрос – в каком куске пирога больше всего возможностей «заработать в тихую»?

И тут недавно, была рассмотрена возможность введения Платона для легковых автомобилей… Знаете почему отказались от этой идеи? Не потому что это «негатив», «не целесообразно» или «нет необходимости», а потому, что столько денег они просто не прожуют по тихому.

В заключение, хочется отметить, что дорожный налог по-прежнему уплачивается, да, не полностью, а за вычетом суммы уплаченной в Платон, тем не менее, этот налог платят все граждане имеющие ТС. Общее количество зарегистрированных ТС в России порядка 44 миллионов единиц. Очень и очень грубо, средний дорожный налог в год это порядка 9000 рублей с ТС (учитывая грузовую технику), итого – 396 млрд. рублей, не дотягивает до выделяемых 553 млрд. Если рассматривать Платон как 40 млрд. то это смех, а если как 266 млрд. то мы уже говорим о полной самоокупаемости Росавтодора – 662 млрд, и даже с наваром в 109 млрд. Но увидим ли мы эти деньги, или они останутся во взаимоотношениях между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»? А мы ведь помним что:

Цитата ФЗ-115:

Статья 3. Концессионное соглашение

7. Продукция и доходы, полученные исполнителем в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью исполнителя, если концессионным соглашением не установлено иное.

Что получается из всего выше сказанного?

  1. Заявленные 40 млрд. прибыли совсем не бьются с приблизительными расчетами.
  2. Выявленная разница слишком большая что бы списать на колебания чего-либо или погрешности.
  3. Соглашение между Росавтодор и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» не доступно и нет данных о его условиях.

Что это может быть? Вряд ли коррупция, уж больно суммы большие, и тут на ум приходит словосочетание «государственная теневая экономика», которое уже не кажется таким абсурдным как я думал ранее. Зачем? А плюсов очень много если подумать.

Не пытаюсь быть экспертом в последней инстанции и бить себя пяткой в грудь о верности всего вышеизложенного, просто приглашаю к диалогу для того что бы попытаться выявить наиболее возможную ситуацию, и хоть немного её проанализировать.

Платон мне друг, но истина дороже... Рассуждаем-сочиняем...

Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической семье. По линии отца он был потомком последнего аттического царя Кодра, не менее знатным был и род его матери. Столь высокое происхождение представляло широчайшие возможности для физического и духовного совершенствования. Известно, что Платон уделял много внимания художественной деятельности, а также получал призы в весьма престижных спортивных состязаниях. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего как философ, у которого “больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью”.

Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Родился Аристотель в 384 г. до н.э. в Стагире в Македонии (отсюда стагирит), в семье лекарей при дворе македонских царей. В 17 лет отправился в Афины и вступил в Академию . Являлся ее участником в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347. Аристотелю принадлежит такое изречение, как: "Платон мне друг, но истина дороже".

Итак, что же такое дружба? Дружба - это бескорытсная помощь, поддержка, разделение радостей и горестей вместе. Настоящая дружба не имеет права на ложь, предательство, оскарбления. Это уверенность в том, что тебя поймут, что ты не одинок в огромном мире. Друзья, настоящие друзья, познаються в беде или наоборот в радости. Друг - это человек, который искренне порадуеться твоему счастью и не будет высмеивать тебя за спиной. Друг - это человек, который поддержит, выслушает, поможет в беде и не станет распространяться о твоих промахах. Друг - это прежде всего своеобразное кладбище чужих тайн и секретов. Дружба не может держаться только на словах. Легко сказать: " Я тебе друг", но вот доказать правдивость своих слов для многих тяжело. Друзей не бывает много. Один, два за всю жизнь, а остальные просто приятели, знакомые, обычные прохожие. Дружба - это ценный клад. Человек словно открывает душу перед тобой, пускает в свой персональный мир. И только тот, кто принимает этот дар бескорытсно, только тот, кто не просит ничего взамен, тот может быть нстоящим другом. Дружба - это спасение. Спасения человека от одиночества.

Истина... А что же такое истина? "Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания". Есть хорошая поговорка: "Тайна всегда становиться явью". Этот пример наглядно доказывает нам, что истина всегда выходит победителем из любой ситуации. Ее невозможно скрыть, ее невозможно спрятать или утаить. Истина - это противоположность лжи. Истина - это самое светлое, самое искреннее, самое чистое, что есть в человеке. Да, ее можно скрыть на какое-то время, Но... Но она все равно возьмет вверх, все равно пробьеться к свету.

Стоит вопрос: Что дороже истина или дружба? Мне кажеться, что на этот вопрос сложно дать ответ, потому что каждый человек сам раставляет для себя приоритеты. Но без истины не было бы никакх отношений между людьми, не было бы доверия. Истина - это свет в конце черного тунеля. Она не зависит от человека, не завсит от обстоятельств, она может наказать, но в тоже время может и вознести человека.

Я понимаю, что это бред, но надеюсь преподу по риторике понравиться... Все для него, родимого...

Наконец, я добралась до спектакля «Фатима» на сцене Осетинского театра

Часть первая. Платон мне друг

Признаюсь сразу, что неплохо знакома с Тамерланом Сабановым и восхищаюсь им искренне и самозабвенно. Он великолепен: талантлив, позитивен, обожает подопечных студентов и вкладывает в них буквально все, что у него есть, причем, даже этого ему кажется мало. Он всегда улыбается, и это не американская дежурная улыбка, а искреннее душевное принятие жизни, любви к ней, понимания того, как много прекрасного и удивительного вокруг. Он обладает уникальным чувством юмора и легко, «по щелчку» включается в игру с собеседником, подхватывая его настроение. Иногда я бываю свидетелем того, как он, Тамерлан, Гиви Валиев и Александр Битаров в деканате факультета искусств спонтанно устраивают балаган, веселее и ярче которого я вообще ничего не видела: все мировые сцены, ставящие лучшие комедии на свете, отдыхают, потому что это сиюмоментный, ошеломительный и честный «театр». До такой степени красивый, что ни разу никому из свидетелей в голову не пришло это записать на камеру: все бывают вовлечены до беспамятства.

И еще Тамерлан человечен. Не потому, что так правильно, а потому, что он такой на самом деле.

Часть вторая. Но истина дороже

Наконец, я добралась до того, что уже назвали большим событием, до спектакля «Фатима» на сцене Осетинского театра. Событие я увидела, а спектакля нет. Быть в подобной ситуации голословной просто преступно, поэтому попробую объяснить свою позицию. Но для начала в сто какой-то раз повторю, что восприятие произведения искусства носит субъективный характер, поэтому ни в коем случае не хочу обижать тех, кому понравилось.

Представьте себе, что археологи, не приложив больших усилий, почти на поверхности обнаружили осколки великолепной вазы. То, что она великолепна, лишь угадывалось, потому что осколков было минимальное количество, но на них было нанесено изображение, которое казалось всем знакомым, но никак не прочитывалось полностью. Историкам хотелось сделать реконструкцию, восстановить отсутствующие детали, но это было невозможно. А те кусочки, которые все-таки сохранились и дошли до наших времен, поражали своим потенциалом: линии были нанесены очень талантливым человеком, это нельзя было оспорить. Находка в стиле «воспоминания о шедевре». Вот так примерно мне пришлось себя почувствовать на спектакле, потому что Коста Хетагурова на сцене не было. Он, конечно, присутствовал в театре, но в головах зрителей, которые его любят, в каких-то намеках на него актеров, но никак иначе. Если бы спектакль посмотрел человек, который о Хетагурове ничего не знает, то он удивился бы, что осетинский народ считает его своим духовным лидером, серьезным и глубоким писателем и вдохновителем всей последующей осетинской культуры.

Это главная претензия. Все остальные гораздо более мелкие по сравнению с этой.

Одно из главных достоинств хетагуровской поэмы, написанной на русском языке, — недоговоренность. И этой составляющей история Фатимы на сцене Осетинского театра лишена. Упомянутая мной ваза дорисована без учета того, что «предлагалось» ее создателем много десятков лет назад, по не совсем понятным критериям, явно не предусмотренным самим Коста. А зачем?

Большую часть претензий адресую автору текста Тотразу Кокаеву . Есть все-таки почти святые вещи, которые не стоило трогать, потому что они ценны для любого носителя осетинского языка. Есть исторические и этнографические факты, упомянутые Хетагуровым, которые нужно было оставить в том виде, как они представлены в поэме.

Почему война русско-турецкая? Почему не сохранена вера героев хетагуровской «Фатимы» (они были мусульманами)? Почему, наконец, Фатима, яркая носительница национального менталитета, да еще и воспитанная в княжеском доме, САМА приходит в убогое жилище Ибрагима? В фильме, который мы все любим и знаем, есть извиняющий Фатиму разговор с Ибрагимом в лесу, в котором она понимает, что может так поступить и, судя по всему, именно во время этого эпизода принимает решение. Сам Коста намеренно умолчал об этом эпизоде в поэме. В силу своей деликатности, наверное. Но авторам спектакля хетагуровской деликатности не хватило.

Не показалось мне правильным и то, как представлены похороны. Не убедил разговор мудрого Наиба с дочерью, когда он, уже умерший, то есть все видящий и имеющий возможность знать даже о человеческих помыслах, находящийся в ином измерении, хотя он и при жизни, в чем я уверена, все про своих детей понимал, пытается убедить ее отнестись к брату с сочувствием.

Из текста ушло благородное умолчание, которое есть в поэме, поэтому герои спектакля выглядят не так мощно и таинственно, не так романтично и возвышенно. Не так!

Не хочется мелочиться со своими «почему». И упомянутых вопросов достаточно, чтобы обидеться за искажение авторского замысла.

Я поймала себя на мысли, что никак не хочу переходить к режиссуре, потому что даже не знаю, что именно сказать об этом. Спектакль энергетически очень вялый, а мог бы быть по-шекспировски трагичным, то есть трагичным глобально, насмерть и вдребезги. Так, чтобы комок к горлу подступал, чтобы до костей пробрало, чтобы все в слезах уходили.

Что помешало? Не берусь точно ответить на этот вопрос, но предполагаю, что помешали перебивки ритма. Похоже, что автор сценария и режиссер хотели включить «качели», когда очень страшные моменты чередуются с веселыми, танцевальными и другими развлекающими и отвлекающими сценами. Это можно было делать в начале спектакля, но в конце, когда нарастает напряжение, его нельзя постоянно «сбивать». Только включишься в переживание, девушки веселятся у родника, только начнешь сочувствовать трагедии, пастухи веселятся… В конце все-таки вектор зрительского напряжения нужно вести только вверх, а потом придумать катарсический момент, который бы всех в зале «на лопатки положил». Женщина в красном с ребенком на руках, которого она протягивает зрителю как некое доказательство не совсем понятно чего именно, – это настолько в лоб, что начинаешь сомневаться в своем умении понимать символы. Неужели можно так грубо?

Не выдержан стиль. Если речь идет о монументальности, характерной для осетинского театра, то к чему переодетый в девушку пастух? И монументальность предполагает очень высокую степень условности, а тут масса реалистичных моментов и деталей. А если речь идет о реализме, то почему так много статики в игре актеров? Есть масса сцен, участники которых просто стоят (или сидят) и произносят монологи. Спектаклю явно не хватает движения, воздуха, мобильности, динамики. Реализм – это, по Станиславскому, наличие четвертой стены, то есть игра такого уровня, когда зрительного зала как будто не существует, но актеры, занятые в «Фатиме», постоянно ориентированы именно на зал, до неестественных моментов: влюбленные должны друг на друга смотреть, а не на зрителей; доверяющие друг другу отец и дочь тоже как-то могли бы встречаться глазами, когда идет трудный разговор…

Актеров жаль. Им было очень трудно. Они, бедолаги, бились головами о скалы сценарных и режиссерских ошибок. Но все равно есть удачные моменты. Конечно, есть.

Статика, положенная в основу спектакля режиссером, усугублялась для мужских персонажей наличием головного убора, который практически скрывает мимику. И тут должна была бы, по логике вещей, вступить в дело пластика. Телом можно показать абсолютно все переживания. Это было бы чрезвычайно интересно. Меня потряс проход Александра Битарова по лестнице в конце, когда он совершил то, что совершил. Его согнутая спина, такой неуверенный шаг, лишенный теперь уже княжеского достоинства, его выразительно поникшие плечи, опущенная голова, которая не привыкла пребывать в таком состоянии… Это просто блеск. Но для данного спектакля это осталось только продемонстрированным Битаровым актерским потенциалом: мы не увидели возможностей актера во всей красе.

У Сослана Цаллаева (Ибрагима) с пластикой похуже, но и ему статичные сцены не дали шанса показать все то, на что он способен.

Фатима (Залина Галаова ) в ряде моментов ошеломительна. Залине все подвластно! Но почему-то ей приходится на повышенных тонах разговаривать с Джамбулатом прямо возле спящего в люльке ребенка (нереально, чтобы мать так себя вела)… Это мелочь, но характер героини не выдерживается, ломается. Она ведь гордится своим материнством и оскорбляет ее именно то, что Джамбулат с презрением относится к ее сыну. И вдруг кричит над ухом этого самого сына, не боясь его разбудить…

У Хетагурова (я специально перечитала) нет четкого указания на то, смогла ли Фатима именно полюбить Ибрагима или она уважает его как своего супруга, ценит, понимает, как это делает Татьяна Ларина у Пушкина: «Я другому отдана». Но трагедия получилась бы ярче, по-моему, если бы мы увидели Фатиму, которая любит Джамболата. Это повысило бы градус! Хотя и в предложенной трактовке, когда Джамболат ей практически ненавистен, есть выпадения из линии характера, которые режиссер обязан был устранить.

Сумасшествие сыграно отменно! Даже не представляю, как это трудно, но героиня у нас в театре есть. Тут без «браво» не обойтись.

Меня не убедили образы Смерти (грим – несомненная удача) и Любви. Они, как правильно указал Эдуард Дауров в статье «Безусловная условность» («Северная Осетия» от 4 мая) слишком прямолинейны и предсказуемы. Смерть еще как-то уместна, а Любовь вообще как-то невразумительно выглядит. Кстати, я не стала повторять то, что упомянул Эдуард Дауров, потому что с большинством его наблюдений не могу не согласиться. Кроме упреков в адрес декораций. Мне как раз показалось, что с этим все нормально (художник спектакля – Эмма Вергелес ), особенно впечатлил занавес в стиле, который теперь называют «бохо». Чудесно. Хотя вопрос о неоправданном разностилье и в декорациях присутствует.

Безусловное украшение спектакля – песни и танцы. Это получилось, слава Богу, на все сто процентов. Даже на двести и триста.

И вот еще о чем. Руслан Мильдзихов , министр культуры, как сообщалось в прессе, сказал, что нужно было выстраивать линию взаимоотношений героев «тоньше». Я не понимаю, что именно он имел в виду. Можно, по-моему, как угодно: и тонко, и широко, и маслом, и акварелью, можно даже графикой, но просто нужно выдержать избранную стилистику до конца и донести до зрителя причины своего выбора. Например, сделать спектакль реально черно-белым, как старые фотографии…

Но меня другое напугало. Спектакль «Фатима» породил желание министра возродить художественные советы. И как-то, знаете, очень это похоже на цензуру. А кто судьи? Кто будет определять, как надо и как можно? Кто эти уважаемые люди? Я повторю то, что сказала в самом начале: искусство – дело «добровольное». Я слышала много хороших отзывов о «Фатиме», даже восторженных. Я их разделить не могу, но я абсолютно и совершенно рада, что это событие состоялось. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А если бы был упомянутый художественный совет, то еще не совсем ясно, пропустили бы спектакль или нет.

Кстати, есть идеальная система таких советов, которая существовала в Древней Греции. Там была специальная школа, куда внимательные педагоги отбирали лучших и талантливейших. И если школа получала заказ на изготовление какой-нибудь статуи, к примеру, то выполнение макета поручалось сразу 5-7 выпускникам. Они работали отдельно друг от друга, а потом предъявляли свои работы ДРУГ ДРУГУ ЖЕ! Велось голосование, в котором можно было назвать только два имени. Первое, естественное, свое (Какой же художник откажется считать собственное детище лучшим из лучших!), а второе – чужое. Кто собрал больше голосов – тот и победитель. Более того, все остальные макеты, не победившие, тут же уничтожались полностью до состояния пыли, потому что греки были уверены: в искусстве имеет право на бессмертие только самое-самое. Вот это я понимаю. А все остальное – нет.