Храм крестовоздвижения в дарне расписание богослужений. Крестовоздвиженская церковь село дарна

Крестовоздвиженская церковь. Село Дарна

История. Село, называвшееся ранее Дорной (по р. Доренка), еще в XV в. принадлежало роду Пушкиных, позже боярам Полевым, Шаховским, Стрешневым, Чаадаевым. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Никон , приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. Церковь просуществовала около ста лет. Тщанием помещицы Анны Сергеевны Цуриковой в 1895 г. в Дарне был возведен трехпрестольный храм с приделами: во имя свт. Николая Чудотворца , в честь Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста.

Проект церкви безвозмездно выполнил арх. С. В. Шервуд. Большой квадратный четырехстолпный храм, соединенный притвором с колокольней из трех ярусов, обладает редкой пятишатровой композицией. Их главы и шатровый верх колокольни, утраченные в годы войны, восстановлены в 1990-х гг., когда храм был передан верующим.

В 1890-х гг. на церковной земле находился также деревянный храм свв. апп. Петра и Павла , церковноприходская школа, кирпичный завод и дом для служителей церкви. После революции храм был закрыт и использовался под различные сельскохозяйственные нужды.

В декабре 2001 г. был совершен чин великого освящения отреставрированного храма. Приход храма постоянно занимается благотворительностью и духовным окормлением воинской части, исправительных колоний, приюта для несовершеннолетних детей в Глебове-Избище и Центральной районной больницы.

Село Дарна располагается в 4 км от Волоколамского шоссе в подмосковной истринской земле, которое когда-то принадлежало роду Пушкиных. Само село стоит в очень живописном месте, на берегу речки Даренки, впадающей в Песочну (Песочную), приток реки Истры. В 1658 году эти земли стали частью ставропигиального монастыря Воскресения Христова, именуемым сегодня Ново-Иерусалимским монастырем. Святейший Патриарх Никон выкупил эти земли и сделал их монастырской вотчиной.

В 1686 г. была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. После ее постройки деревня Дарна превратилась в село Крестовоздвиженское. Посвящение церкви этому празднику завершило смысловой ряд посвящений ново-иерусалимских храмов, а само село стало парадным въездом в подмосковные святые места. Богомольцы, шедшие на моление в Ново-Иерусалимский монастырь, останавливались здесь. С холма Крестовоздвиженской церкви хорошо видны золотые купола Воскресенского собора.

После какого-то несчастья (пожара или разрушения) в 1757 г. на месте Воздвиженского храма была построена деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла, но и она сгорела в 1893 г. Временный храм начали строить при существовавшей в селе церковно-приходской школе, а рядом стали возводить прочный кирпичный храм. Этому делу помог свой кирпичный завод, устроенный недалеко от церковно-приходской школы.

Он имел 3 предела: Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца и Вознесения Господня. После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства он был освящен лишь в 1900 г.


Кубический объем четырехстолпного храма


завершают пять луковичных глав.


К церкви с юга, а к колокольне с запада примыкают открытые крыльца под шатрами с серебристыми главками.

Южное крыльцо


Западное крыльцо (вход в храм)

Большой пятишатровый храм создан в духе эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов (проект С. В. Шервуда).


Главный престол Крестовоздвиженский. Боковые приделы: Никольский и Михаила Клопского (ныне не освящены). Восточная алтарная часть отделена тремя иконостасами, поставленными в ряд.

После революции здание храма было разграблено, затем использовалось под склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной немецкие снаряды попали в колокольню и полностью ее разрушили. В 1991 г. храм в плачевном состоянии был передан Церкви, а в 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Освящения восстановленного храма.

Внутри церковной ограды, около алтарной части храма, находится могила мест

Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне начала строиться по проекту московского архитектора С.В. Шервуда в 1895 году. Средства для постройки дали сами прихожане. Здание построено в формах эклектики с использованием классических и древнерусских архитектурных элементов. Очень красиво шатровое завершение колокольни и главного купола храма. Здание построено из красного кирпича с деталями из белого камня. Главы и шатровое завершение колокольни восстановлены в 1990 году. Очень похожа на Казанский собор в селе Шамордино Калужской области, построенного также по проекту С.В. Шервуда.



Село Дарна имеет многовековую историю. Известно, что еще в XV в. оно принадлежало роду Пушкиных, позже ее владельцами были бояре Полевы, Шаховские, Стрешневы, Чаадаевы. В 1658 г. Дарну купил Патриарх Московский и Всея Руси Никон, приписавший село к Новоиерусалимскому монастырю. В 1686 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня. Деревянная церковь просуществовала около ста лет. Неизвестно, что с ней случилось: пришла ли в негодность из-за ветхости, либо сгорела. Следующие архивные данные датируются уже XIX веком. Тогда в селе Воздвиженском стояла деревянная церковь Петра и Павла, видимо, построенная на месте бывшей Воздвиженской церкви примерно в конце XVIII века.

В ночь с 25 на 26 марта 1893 г. во время Великого поста однопрестольная деревянная Петропавловская церковь сгорела. Во всепокорнейшем прошении в Московскую митрополию прихожане и причт обратились за разрешением построить временный храм вместо сгоревшего, на что получили утешительный ответ. Временный храм (пристройка к церковно-приходской школе) был построен в том же году. Большое содействие оказала землевладелица Анна Сергеевна Цурикова.

Практически в это же время началась подготовка к возведению нового каменного храма. И началась она основательно: с устройства своего церковного кирпичного завода. Одновременно шел сбор средств, завозился камень, известь, материал для лесов и подмостьев. Руководил этой подготовкой священник Лазарь Гниловский. В 1895 г. был построен большой трехпрестольный храм (приделы Крестовоздвижения, свт. Николая Чудотворца, Вознесения Господня) во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Проект церкви безвозмездно был выполнен архитектором С.В. Шервудом.

До 1917 года в архитектурный ансамбль входили: Крестовоздвиженская церковь (1895 г.), церковно-приходская школа (1890 г.), церковь Петра и Павла (деревянная 1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод (конец XIX в.). После революции здание храма было разграблено, церковное помещение использовали в качестве тракторной мастерской и кузни, а затем превратили в склад минеральных удобрений. Не обошли стороной и суровые события Великой Отечественной: немецкие снаряды попали в колокольню и полностью разрушили ее.

В 1991 г. храм был передан Церкви, настоятелем храма стал только что рукоположенный священник Константин Волков. С этого момента началось восстановление разрушенного храма. И менее чем за 10 нелегких лет из руин он превратился в великолепное церковное сооружение, достояние Истринского края.

В декабре 2001 г. Викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин Великого Оовящения храма. По окончании Божественной литургии Владыка Григорий вручил настоятелю храма протоиерею Константину медаль преподобного Сергия Радонежского I степени.

Особое место в современной истории храма занимает история местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Ее могила с большим деревянным крестом находится внутри церковной ограды, около алтарной части храма. Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX - нач. XX в. и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее.

http://www.blagoistr.ru/hram_darna.html



Существовавшая ранее церковь Воздвижения честного Креста Господня в селе Дарне (Дорне).

Село Дорна, на речке Доренке, в XVI ст. Московского уезда Сурожского стана принадлежало Ивану Ивановичу Полеву: в 1584 г. пустошь, находившаяся «в порожих землях на оброке у Левонтия Курчаного», потом во владении жены Истомы Корташова Степаниды Юрьевны дочери Тутолмина; в 1613 г. деревня Дорна была продана в вотчину Федору Чебетову; в 1623 г. в деревне «2 двора крестьянских и 2 двора бобыльских, а в них 4 человека. В 1646 г. деревня Дорна принадлежала князю Степану Никитичу Шеховскому и Афанасию Боборыкину, а в ней 11 человек крестьян, живших в 8 дворах.

В 1654 г. эта деревня от Григория Максимовича Стрешнева перешла во владение Ивану Ивановичу Чаадаеву, который в 1658 г. 4 мая продал ее патриарху Никону за 2000 рублей. По переписным книгам Московского уезда за 1678 г. значится: «Воскресенского монастыря, что на реке Истре, вотчина деревня Дорна, а в ней 7 дворов крестьянских, людей в них 29 человек, 10 дворов бобыльских, людей в них 34 человека, и двор монастырский - в нем 5 человек».

В Дорне в 1686 г. была построена деревянная церковь во имя Воздвижения честного Креста Господня и деревня по церкви получила новое название «село Воздвиженское» с прибавлением «Дорна тож». В приходе церкви состояли: «село Воздвиженское (Дорна), а в нем двор попов, двор дьячков, 21 двор крестьянский и двор монастырский; деревни: Ивановская, Кашина, Новая и Небогатка, а в них 48 дворов».

В приходных книгах под Загородскою десятиною за 1688 - 1711 гг. писалось: «Церковь Воздвижения честного Креста Господня в вотчине Воскресенского монастыря, что на Истре, в селе Дорне, дани рубль, 7 алтын, заезда гривна», а с 1712 - 1740 гг. «дани рубль, 20 алтын, 2 деньги».

В селе Дорне в 1704 г. состояло 23 двора крестьянских, а в них 87 человек. При Воздвиженской церкви находились: священник Федор Тимофеев (1704 - 20 гг.), дьячок Феодосий Яковлев (1704 - 20 гг.), пономарь Степан Дмитриев (1704 г.).

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.



Красота Дарненского храма обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всём богатстве не пытается "перетянуть на себя" внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная "украшательством" церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами - приземистыми, но не сковывающими, а напротив, подчёркивающими общее стремление ввысь. Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И всё это органично дополнено традиционным шатром колокольни. "Реинкарнация" запрещённого Патриархом Никоном шатра в отечественной архитектуре связана именно с "псевдорусским" стилем. Шатёр ассоциировался у экспериментировавших архитекторов второй половины ХIХ столетия с дониконовским "свободным" зодчеством; их, безусловно, вдохновляли такие шедевры, как Рождественская церковь в Путинках в Москве и Одигитриевская церковь в Вязьме. Парадоксально, но узорочных шатровых храмов на самом деле не так много: запрет на них совпал по времени с расцветом стиля, далее эволюционоровавшего в традиционное пятиглавие. Архитектор дарненского храма применил здесь как пятиглавие, так и шатры. В стилизации "псевдорусский" стиль взял за образец зодчество ХVI века. Здесь всё шло к упрощению, что можно увидеть на примере двух крылечек храма в Дарне. То, что ведёт на колокольню, имитирует древнерусское гульбище, второе украшает боковой вход в церковь. У крылечек характерные "под старину" колонки, но, например, совершенно нет гирек, которые являлись неотъемлемым архитектурным элементом в эпоху узорочья. Всему есть объяснение - узорочье было уделом роскошествующих купцов, "русский" стиль оказался по карману небогатым сельским приходам, а они не всегда могли себе позволить дишние изыски.

Альфа и омега "кирпичного" стиля - собственно сам кирпич. В том числе лекальный - то есть не типовой, а изготовленный по индивидуальному рисунку под конкретную деталь декора - карниз, арку, колонну и пр. Обтёсывается он по лекалам (отсюда название) и имеет скруглённые поверхности - говоря профессиональным языком, "форму, ограниченную отрезками прямой по окружности". Мастера-каменщики называют такие кирпичи "штучным набором" - каждому отведено своё конкретное место в кладке. Крестовоздвиженская церковь представляет собой квадрат в плане, осложнённый с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела - Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны, сохранить традицию "четырёхстолпности" - большой восьмерик под шатром покоится на четырёхугольных пилонах, мощных, но широко разнесённых и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны - удалось гармонично и компактно "собрать" объёмы интерьера, что разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика. Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям "квадрата". Это создаёт захватывающее ощущение своего рода "колодца в небо" - потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатёр храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма - не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объём примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, - чисто декоративная надстройка, соответствующая "псевдорусской" стилистике. Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остекленением восьмерика - на каждой его грани имеется по большому окну. В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного - по два на каждый угол, да плюс тройное - на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет - главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная "плоская" резьба низких деревянных иконостасов - это скорее алтарные преграды "европейского" образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого "квадрата" храма занимают трапезная с притвором.

В Крестовоздвиженской церкви хранится несколько чтимых образов. Среди них - иконы святых равноапостольных Константина и Елены, икона Божией Матери "Нечаянная Радость", икона "Вознесение Господне", образ святителя Николая Чудотворца, а также скорее всего закладной камень, выкопанный некими гробокопателями возле храма. Теперь камень-плита хранится в храме, в небольшой комнатке. От него происходят исцеления и исполняются самые заветные мечты того, кто встанет на него босыми ногами.



Все, кто приезжают в Дарну, неизменно восхищаются красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом с серебристыми куполами. Несмотря на "юный" по меркам архитектурных сооружений возраст здания, история храма весьма богата. Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с ХV века. По одной из версии, название возникло от слова "дор" - то есть "участок, свободный от леса". В разъезжей грамоте, в которой устанавливались границы села, указано, что Дорна принадлежала тогда близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III - Ивану Товаркову-Пушкину (одного из предков великого русского поэта). Позже, уже при Феодоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташёв. Он знаменит тем, что в 1609 году обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова вернулось в казну. Одно время владельцем Дарны был царский стольник Афанасий Боборыкин. В 1658 году Патриарх Никон приобрёл эти земли для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре "русскую Палестину", наш аналог Святой Земли... Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ланшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. К 1686 году там поставили деревянную церковь, освящённую, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня. Однако о ней ничего не известно. Нет сведений и о том, при каких обстоятельствах во времена императрицы Елизаветы Петровны "тщанием прихожан" на этом месте возник Петропавловский храм.

Когда на русских землях бесчинствовали французские войска, в дарницкую церковь прислали молодого священника Петра Воскресенского. Общими усилиями местных жителей и клира храм удалось защитить от варварского разграбления. Согласно описи тех лет, "церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы". Священники наравне с простым людом вставали на защиту монастырей, храмов, деревень. Во второй половине ХIХ века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне ст. Истра). "Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников", - отмечается в сборнике "Дарна. Частица Святой Земли", посвященному Истринскому благочинию и Крестовоздвиженскому храму.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма. А пока суд да дело, к зданию приходской школы в том же году пристроили временную церковь, освящённую во имя первоверховых апостолов Петра и Павла. Школа располагалась примерно в 20 метрах от теперешней колокольни. Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма для Дарны. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда - Сергей Шервуд. Любопытно, что в отчёте настоятеля звенигородского Успенского собора Иоанна Рождественского протоиерей отдельно подчёркивал, что "место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дарна... удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича". Этот завод, как сейчас предполагают, находился у дороги, на спуске к реке. Строилась церковь достаточно быстро - благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, - и уже к 1898 году трёхпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви. Здесь во время реставрации были найдены останки большого количества людей. Возможно, это те, кто покоился ещё на старом кладбище, а может, здесь тайно хоронили пострадавших за веру в первые послереволюционные годы или убитых фашистами... В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Ещё около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили. К сожалению, сам архитектор до этого события не дожил.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и "подточили" фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей... Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 году храм передали Церкви.

Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране - ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова - тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек - местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы.

В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №146, 2015 г.

Приезжающий в Дарну неизменно восхищается красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом Кресовоздвижения с серебристыми куполами.

Первый деревянный храм в Дарне появился в 1686 году, в это время патриарх Никон создавал в Истре свой , церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня. Во времена на этом месте стоял уже Петропавловский храм.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма Крестовоздвижения в Дарне. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда — Сергей Шервуд.

Строили церковь достаточно быстро — благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, — и уже к 1898 году трехпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви.

В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Еще около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму Дарны.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:34


События, происходившие в Истринском благочинии после 1917 года, мало чем отличались от того, что творилось тогда по всей стране. Представители светской власти особенно сильно раздражались от того, что местные крестьяне плохо восприимчивы к атеизму, поскольку «много десятилетий воспитывались монахами Новоиерусалимского монастыря».

После революции храм Крестовоздвижения в Дарне закрыли не сразу. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд.

Сначала в нем разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и «подточили» фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново.

От артобстрелов и бомбардировок в Великую Отечественную Крестовоздвиженский храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены.


Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 храм передали Церкви. Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране — ни дверей, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли березы. Кое-где угадывались остатки фресок.

Могила блаженной Александры

У стен Крестовоздвиженского храма Дарны в недавнем времени появилась могила . Могилу выкопали перпендикулярно к алтарю. Наутро обнаружили, что и сама могила, и крест повернуты немного в сторону. Выпрямили, но на следующий день эпизод повторился. Больше противиться воле блаженной не стали.


Саша Митрахович 28.01.2018 07:59


Архитектор С. Шервуд проектировал Крестовоздвиженский храм безвозмездно.
Сложный силуэт церкви составляют восемь приземистых шатров: центральная глава, четыре боковых, колокольня и два маленьких шатра над крылечками-папертями.
Церковь стояла закрытой 54 года (1937—1991 годы), действует в общей сложности 61 год (1900— 1937 годы и с 1991 года).

Красота храма Крестовоздвижения в Дарне обеспечивается пластикой архитектурных форм. Декор присутствует в той мере, в которой этого требует стиль, и при всем богатстве не пытается «перетянуть на себя» внимание зрителей, довольствуясь второстепенной ролью. Не перегруженная «украшательством» церковь смотрится очень цельно, несмотря на немаленькие размеры и обилие вертикалей: верхи каждого композиционного элемента (центральная глава, боковые главы, крылечки-паперти) дополнены шатрами — приземистыми, но не сковывающими, а, напротив, подчеркивающими общее стремление ввысь.

Шервуду удалось найти отличное соотношение пропорций и высот всех элементов: он придал верху храма общие очертания сложной многокомпонентной пирамиды, не вступив в противоречие с композиционно простым, квадратным в плане нижним ярусом. Контраст снивелирован как раз благодаря обилию шатров, расположенных в три яруса. И все это органично дополнено традиционным шатром колокольни.


Саша Митрахович 28.01.2018 08:28


Церковь Воздвижения Креста Господня в Дарне представляет собой в плане квадрат, осложненный с юга маленьким боковым выступом крылечка-паперти и с запада притвором с колокольней. В квадрат вписаны и собственно храм, и алтарная часть (внешне она никак не выражена), и трапезная, и оба придела — Вознесения Господня и святителя Николая Чудотворца. Такое решение позволило, с одной стороны,сохранить древнерусскую традицию «четырехстолпности» — большой восьмерик под шатром покоится на четырехугольных пилонах, мощных, но широко разнесенных и не стесняющих внутреннее пространство. С другой стороны — удалось гармонично и компактно «собрать» объемы интерьера, что, разумеется, сказалось и на изяществе внешнего облика.

Существенно, что пространство в центральной части храма, под главным сводом, более чем вдвое выше, чем по краям «квадрата». Это создает захватывающее ощущение своего рода «колодца в небо» — потолок церкви как бы раскрывается вверх широким восьмигранным барабаном. Его венчает высокий купол, вписанный в приземистый шатер храма. Как это удалось архитектору? Очень просто: барабан храма — не световой, и верхняя часть купола продолжена в его глухой объем примерно до половины высоты. Остальное, включая луковичную главу, — чисто декоративная надстройка, соответствующая «псевдорусской» стилистике.


Кстати, в центральной части храма не только выше своды, но и обильнее освещение. Это достигается богатым остеклением восьмерика — на каждой его грани имеется по большому окну.

В нижнем ярусе храма окон сравнительно немного — по два на каждый угол, да плюс тройное — на восточном фасаде, в алтарной части, но его закрывает от молящихся иконостас.

Росписей в храме сейчас нет — главным его украшением являются фактурные резьба и лепнина, покрывающие стены, колонны, киоты, внутренние своды межстолпных арок. Под стать им сплошная «плоская» резьба низких деревянных иконостасов — это скорее алтарные преграды «европейского» образца, без традиционных древнерусских рядов. Пропильная резьба используется по минимуму; в целом, несмотря на богатую орнаментовку, иконостасы и главного храма, и обоих его приделов не перегружены деталями и выглядят стильно. Северный и южный приделы располагаются, соответственно, под северо-восточной и юго-восточной малыми главами; западную часть большого «квадрата» храма занимают трапезная с притвором.

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г.Истра

МОУ «Ивановская СОШ»

Районная краеведческая конференция

«Летопись родного края»

«Храм у дороги»

(Судьба храма Крестовоздвижения с.Дарна)

Работу выполнили ученицы 10 класса

МОУ «Ивановская СОШ»

Куницына Вероника

Руководитель: Куницына Н.В.

Агрогородок 2012г.

Содержание.

Введение………………………………………………. ……………2

I

1.1. История села Дарна с 15 по 17 века…………………………….4

1.2.Село Дарна в системе Русской Палестины……………………..5

II . Храм у дороги.

2.1. Строительство храма Крестовоздвижения…………………….6

2.2. Московское разорение 1812 года…………………………….8

2.3. Царские визиты………………………………………………9

2.4. Строительство нового храма…………………………..……10

…………………….….. 11

2.6. Годы великого перелома………………………………...... 12

2.7. Восстановление храма……………………………………...…….15

Заключение………………………………………………………..….17

Список литературы ……………………………………………… 18

Введение.

Цели : изучить историю возникновения села Дарна и храма Крестовоздвижения. Сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма и духовности невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам простых людей;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

4) познакомить с прекрасными людьми нашего края.

Методы:

- изучение литературы. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Анализ документов . Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.

Древняя подмосковная истринская земля. Село Дарна (фото 1). Огромный краснокирпичный красавец – храм, вознёсшийся на холме при дороге, венчает собой живописную долину, через которую видны вдалеке золотые купола храмов Нового Иерусалима. Возле храма стоят два креста. Это первое, что приковывает внимание входящего в просторную храмовую ограду. Высокие кресты из чёрного

камня и дерева на аккуратных, ухоженных могилах – то, с чего началось новая жизнь Крестовоздвиженской церкви, то что определяет её духовную суть. И вряд ли кого-нибудь удивит сегодня действующая церковь. Понемногу начинается как бы заново оцениваться и её назначение, и её смысл среди нашей суетной жизни.

Одна из десяти заповедей блаженства убеждает человека в наилучшем, кротком отношении к земле и людям. Не забыт Божьим благословением Истринский край, где веками кипела жизнь, сменялись поколения христиан.

Неужто в нас – ни веры, ни любви

Не отыскать – зови иль не зови?

Неужто – ни Аллаха, ни Христа,

Ни храма, ни молитвы, ни креста,

Ни истины, ни крестного пути?

Неужто – и трава хоть не расти?

Ни прошлого, которое в чести,

Ни берега, к которому грести?

Ни совести, дабы произнести

В последний миг последнее «прости»?

Но есть надежда это обрести…..

Мы много раз с родителями, с бабушками и дедушками бывали в нашем храме. Часто к нам в школу приходит настоятель этого храма отец Константин. Он рассказывал нам об истории этих мест, о том, как трудно было храм поднять из руин. Казначей храма, Татьяна Георгиевна Васильева, постоянно передаёт в школьный музей и библиотеку книги. Многие ребята посещают Воскресную школу при храме. В современном мире многие забывают о духовности, нравственности, милосердии. Проходя или проезжая мимо храма по несколько раз в день, люди даже не замечают его величия и красоты. Мы решили рассказать о нашем красивом храме на краеведческой конференции.

I . История возникновения и становления села Дарна.

1.1. История села Дарна с 15 по 17 века.

Село Воздвиженское - Дарна - одно из древних поселений Истринского края.

Название могло возникнуть в связи со словом «дор» - свободное от леса место, либо от созвучного ему - «дар». В Средние века и позже речку Доренку именовали Даренка, Даринка, Доронка. Название села по-разному писалось в документах - Дорна, Дарно, Дорны. В цветистом словотворчестве народ выражал радостную для сердца красоту родного края. (фото 2)

В XV - XVII веках Дарна (Доренское) входила в огромный Московский уезд, поделенный на станы и волости. Поселения на левом берегу речки Доренки относились к Сурожскому стану(фото 3). Впервые Дарна упомянута в разъезжей грамоте 1490-1499 годов. Грамота устанавливала границу Доренского и Павловского: межа двух крупных владений проходила по Волоцкой дороге. Владельцем села назван Иван Иванович Товарков-Пушкин, приближенный великого князя Московского Ивана III (фото 4). По документам тех лет известны два селения с одинаковым названием Доренское. В 1451 году великая княгиня Софья, жена Василия Дмитриевича Московского, сына Дмитрия Донского, (фото 5) завешала свое село Доренское московскому Вознесенскому монастырю, в котором хоронили всех женщин великокняжеского дома . (фото 6) «Вторым» Доренским называлось одно из двух больших сел - Алексино или Еремеево.

Многие здешние села были частью огромных владений Пушкиных, получивших земли на Истре в середине XIV века за службу московским князьям. Царский дьяк Истома Захарьевич Карташев, служивший при Феодоре Иоанновиче (фото 7), выкупил деревню Дарну из казны, и она стала считаться его вотчиной - собственной, покупной землей. В 1609 году хозяин Дарны руководил обороной Москвы против Тушинского вора - Лжедмитрия II (фото 8). Сохранились наказы - письма Карташева соседу по вотчине, царскому дьяку Матюшкину, владельцу деревни Кашино. После гибели Истомы Карташева от рук сторонников самозванца его жена продала вотчину на Доренке.

Покупателем Дарны явился родственник Пушкиных - Федор Чеботов. Через некоторое время Чеботова постигла служебная катастрофа, и вотчину забрали в казну. С 1635 года Дарна числилась в государевых землях и поступила в раздачу как поместье.

Поместьями жаловали за царскую службу. Село поделили на три части между дворянами Л. Суминым, К. Трусовым и К. Жоховым. В 1640-х годах царский стольник Афанасий Федорович Боборыкин купил у Каллистрата Жохова половину Дарны . Вместе с соседом и совладельцем села князем Степаном Шаховским он устроил в Дарне пруд. В 1648 году Афанасий Боборыкин умер, оставив село своей жене Олене. Дарна перешла к новому владельцу, троюродному брату царя Алексея Михайловича Григорию Стрешневу. Несмотря на близкое родство с первыми царями из династии Романовых, Стрешневы не сидели в приказах, а ходили по сибирским рекам многие версты в поисках ценных металлов. Нашли медную руду на реке Тагил. В двух кожаных мешках она была отослана в Москву. Молодой царь Алексей Михайлович хвалил своих родственников, но казенных денег на строительство рудников и заводов не выделил.

Стрешнев продал Дарну стольнику Ивану Ивановичу Чаадаеву. Иван Чаадаев - видный царедворец, служил в посольствах, заключил «вечный мир» с Польшей, за что был пожалован огромной суммой в три тысячи серебряных ефимок. Ездил с престолонаследником Иоанном Алексеевичем по монастырям или оставался «ведать» Москву (фото 9). Умер Иван Чаадаев в 1696 году, его отпевал сам Патриарх Адриан. Известный русский философ и друг лицейской юности А.С. Пушкина, Петр Яковлевич Чаадаев - прямой праправнук последнего частного владельца Дарны. В 1658 году деревню купил для монастыря Патриарх Никон, носивший наравне с царем титул Великого Государя .(фото 10 )

1.2. Село Дарна в системе русской Палестины.

«Палестина» - это образ благолепия и совокупность святынь. Строительство Нового Иерусалима было задумано как создание копий святых мест, о которых каждый православный человек знал по евангельским текстам. Патриархом Никоном и его сподвижниками были переименованы многие места по Истре. Здесь зазвучали палестинские названия. Патриарх Никон предвосхитил миссию подмосковного Нового Иерусалима как Духовного центра Православного мира. Он даже населил обитель на

берегу Истры сугубо православным, но разноплеменным людом: братство монастыря составили русские, украинцы, белорусы, литовцы, немцы, поляки, греки. Монастырь был построен на землях, купленных у воеводы Романа Федоровича Боборыкина.

Первое приобретение монастыря в 1656 году - село Воскресенское! За него и три деревни - Макрушу, Котельниково и Рычково - Роман Боборыкин получил от Патриарха Никона две тысячи рублей. В 1657 году Боборыкин продал монастырю Ивановское-Кашино за тысячу рублей. Вторая половина Ивановского была отписана монастырю безвозмездно, по царскому повелению. Наконец, в 1658 году Патриарх Никон выкупает из казны деревню Дорну за две тысячи рублей. Внезапно положение Патриарха и создаваемых им Русских Палестин резко переменилось: царь Алексей Михайлович открыто выступил против Патриарха Никона. Удалясь от царского гнева, Патриарх облекся в бедную монашескую одежду и почти безвыездно провел в Новом Иерусалиме восемь лет, занимаясь делами строительства. Сотни мастеров, и не только из России, а также крестьяне монастырской вотчины участвовали в строительстве самого большого собора на Руси - копии Иерусалимского храма Воскресения Христова. Село Дарна включено в общую систему Русских Палестин еще при Патриархе Никоне и названо Воздвиженским заранее. (Фото 11)

II . Храм у дороги.

2.1. Строительство храма Крестовоздвижения.

Первый деревянный храм в Дарне был посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Согласно замыслу Никона, он должен был стать последним, завершающим в череде великих праздников, в честь которых освящены престолы Нового Иерусалима. Деревянная постройка 1686 года (при Патриархе Иоасафе) обошлась недорого, гораздо больше стоили богослужебные книги, священные сосуды, иконостас.

Политические перемены в Московском царстве относительно мало касались жизни монастырских сел. Монастырь продолжал оставаться государством в государстве, как при Алексее Михайловиче, так и при Феодоре Алексеевиче, Петре I, Екатерине I, Петре II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне. Население и священники сельских храмов, ближайших к Новому Иерусалиму, чаще имели дело с монастырским начальством, чем с государственными чиновниками и Епархией. О первом храме Воздвижения Креста Господня, построенном в Дарне, не сохранилось сведений, и неизвестно, как он прекратил свое существование. В 1757 году на его месте был поставлен Петро-Павловский храм. Россией правила тогда Елизавета, дочь Петра I (фото12). У ее невестки - будущей Екатерины II, жены Петра III, к тому времени уже родился сын-наследник - он станет императором Павлом I (фото13). Посвящение храмов святым Петру и Павлу - одна из примет эпохи. Апостольские имена - особые для династии Романовых и в русской истории. Сохранение прежнего названия села, Воздвиженское-Дарна, было принципиально важно для священной топографии Русской Палестины.

В 1762 году священники сел Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (Вознесенское, Преображенское-Никулино, Воздвиженское-Дарна, Троицкое, Чернево-Назарет, Соколово) огласили своим прихожанам правительственный документ, который положил начало новому периоду истории. Это был указ Петра III о конфискации церковных земель. Вступив на трон, Екатерина II отменила указ, но вскоре поняла свою выгоду, и монастырские села стали «экономическими».

В 1796 голу на престол вступил император Павел I. Унаследовав от матери великую державу, «романтический» император, однако, захотел немедленно переменить всю административно-территориальную систему. Московская губерния была перекроена. Город Воскресенск из уездного превратился в заштатный. Ближайшие окрестности Новоиерусалимского монастыря вопреки традиции были присоединены к Рузскому уезду. Село Воздвиженское-Дарна неожиданно оказалось центром вновь учрежденной экономической волости. В Воздвиженскую волость входили ближние монастырские деревни, села и слободы, расположенные по рекам Песочной и Истре: Котельники, Макруша. Троицкое, Полево, Никулино.

2.2. Московское разорение 1812 года.

Отечественная война 1812 года не обошла стороной Воскресенскую округу. Крупных военных действий не было, но из разоренной Москвы и Звенигорода к монастырю приходили с целью грабежа французские отряды (фото 14- 15). 6 августа 1812 года, накануне занятия французами Москвы, в церковь Петра и Павла в Дарне был назначен 22-летний священник Петр Иванович Воскресенский. Благодаря оборонительным действиям прихожан церковь в Дарне не была разорена: «Церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы. Церковная утварь спасена. Иконостас, в нем иконы в окладах, целы и невредимы», - гласит опись тех лет. Воинами-поселянами был защищен город Воскресенск. Сохранилось свидетельство одной из крепостных барина Соймонова: «Барин идти из Москвы в его имение Теплое на Нудоли. В Песочну пришли - слышен в Воскресенском за рекой шум, крик. Увидели женщину: «Скажи нам, голубушка, что за шум?» - «Это наши мужички с французами воюют, а что там у них делается, не знаю». А вот что вышло. Французам хотелось собор ограбить; да мужички, кто с топором, кто с вилами, давай их катать, а французы в них стрелять. Такая пошла война, но Господь помог, не захотел, чтобы нехристи монастырь ограбили. Французов было 500 человек, наших против них немного, да прибавлялось, - из разных деревень сбегались на шум».

В Звенигородской округе было убито, ранено и взято в плен более двух тысяч неприятелей. Несколько жителей города Воскресенска и сотенный села Лучинского Павел Иванов были награждены памятными медалями. Отличившиеся при обороне храмов священники награждались памятным крестом с надписью. Среди них находим и имя дарновского пастыря Петра Воскресенского. Год войны с Наполеоном привел к численному преобладанию женщин в русских деревнях, это связано с многочисленными рекрутскими наборами в ходе войны. Потом положение выровнялось: отслужив положенные 25 лет, уцелевшие солдаты вернулись в родные края.

2.3.Царские визиты.

В 1816 году император Александр I Благословенный вернулся в Россию из французского похода и 24 августа побывал в Новоиерусалимском монастыре. В 1817 году в сентябре царь еще раз посетил Русские Палестины. На сей раз, по дороге из Петербурга, расставшись с императрицей в Клину, Александр I совершил объезд городов, сел и монастырей, в том числе и Новоиерусалимского .(фото 16) Государь проехал 120 верст с остановками в Фоминском, Дютькове, Кубинском, Звенигороде, Воскресенском и других селах. Порядок встречи царя, следовавшего по заранее определенному маршруту, был изложен в специальном указе Московской духовной консистории. Священники всех посещаемых им храмов получили эти указания. Священник дарновского храма в списке церквей, ожидавших приезда государя, назван Петром Павловским. Ясно, что это все тот же Петр Иванович Воскресенский, который сменил фамилию по месту служения в церкви Петра и Павла. Такие перемены не редкость в среде русского приходского духовенства.

В августе 1861 года Новый Иерусалим посетил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III (фото 17), с родным братом - великим князем Владимиром. Осмотрев монастырь, они отобедали в монастырской гостинице, как простые паломники, заплатив за щи и кашу шесть рублей. Ехали, как все, через станцию Крюково, проезжая Еремеево и Дарну. Большое значение для Дарны имело строительство Николаевской железной дороги, связавшей Москву и Петербург (фото 18). До постройки в 1900 году Виндаво-Рыбинской (Рижской) железной дороги она была единственной транспортной магистралью к северо-западу от Москвы. Дарна оказалась на пути от станции Крюково в Воскресенск. Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников.

В первую субботу по Пасхе 12 апреля 1903 года Новый Иерусалим посетили император Николай II с супругой Александрой Федоровной и великий князь Сергей Александрович с Елизаветой Федоровной (фото 19- 20), преподобномученицей, основательницей Марфо-Мариинской обители в Москве. В том же году состоялось прославление в лике святых преподобного Серафима Саровского. Много потрудившийся для его прославления архимандрит Серафим (Чичагов) был назначен настоятелем Воскресенского монастыря. За год пребывания в этой должности архимандрит Серафим отреставрировал Воскресенский собор.

2.4. Строительство нового храма.

В Еремееве, возле уже каменной церкви Вознесения с приделом святителя Николая Чудотворца, стали делать остановку паломники, направлявшиеся в Новый Иерусалим. Доехав поездом до станции Крюково, второй остановки от Москвы, они нанимали в Крюкове извозчика и ехали до Еремеева. В Еремееве путников кормили. А последняя их остановка была в Воздвиженском-Дорне. Путь был не из легких, особенно в слякоть и дождь. В 1885 году молодой доктор и начинающий литератор А.П. Чехов (фото 21) сетовал на то, что половину пути «теленком» прошагал за экипажем. Полдневные дорожные мытарства забывались только в Дарне. Богомольцы, шедшие на моление в Новоиерусалимский монастырь, любовались с холма золотеющими вдали куполами Воскресенского собора.

Во время Великого поста с 25 на 26 марта 1893 года деревянная церковь в Дарне сгорела. Горе прихожан было безмерным. Приход храма немедленно подал прошение, испрашивая благословить строительство временного храма, на что получил утешительный ответ. План постройки был утвержден под № 3628 строительным отделом Московской Духовной консистории. Проект выполнен архитектором С. Крыгиным. Временный храм в честь святых апостолов Петра и Павла в том же году был пристроен к существовавшей в селе с 1890 года церковноприходской школе. Большое содействие в этом оказала помещица Анна Сергеевна Цурикова (фото22). Освящение храма и литургию совершил благочинный, протоиерей Звенигородского Успенского собора Иоанн Рождественский. Церковно- приходская школа с пристроенной церковью находилась на расстоянии 21 метра к западу от паперти существующей ныне колокольни. Общая длина здания составила 21 метр, ширина - 11 метров. Проект пятиглавого кирпичного храма был выполнен в 1895 году архитектором Сергеем Владимировичем Шервудом. Им были составлены чертежи, а также земельный план местности (фото23).

На плане показаны проектируемая каменная церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, церковно-приходская школа с пристроенной к ней временной деревянной церковью, дома церковнослужителей, крестьянские дворы и дорога на Воскресенск (фото24). Крестьянские дворы располагались за дорогой,

ведущей в Воскресенск. Местоположение дороги в настоящее время осталось неизменным. В донесении благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского от 9 февраля 1895 года в Московскую Духовную консисторию написано: «Место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дорне Звенигородского уезда удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма - есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича». Завод, предположительно, был расположен на участке спуска от церковно-приходской школы к реке, вдоль дороги. Место удобное, так как вода необходима при кирпичном производстве. Большой трехпрестольный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня с приделами святителя Николая Чудотворца и Вознесения Господня был построен к 1898 году.

После проведения работ по благоустройству внутреннего убранства был освящен в 1900 году. (фото25- 26) Нарядный краснокирпичный храм с колокольней, в убранстве которого сразу узнавались черты «русского стиля», столь любимого в конце XIX века, всегда посещали потомки рода Шервудов. Фамилия Шервудов навсегда вписана в историю православной империи, великой России. Строительство храма в Дарне, таким образом, явилось продолжением семейного дела и подвижничества русских художников и архитекторов Шервудов. Кажется чудом, что историческая связь Крестовоздвиженского храма с потомками рода не прервалась. Наша современница Елена Павловна Шервуд бывает в гостях у настоятеля храма протоиерея Константина Волкова.

2.5. Не стоит село без праведника.

Первым из священников в храме Воздвижения Креста Господня, построенном в 1686 году, служил Федор Емельянов, в документах он упомянут в 1704 году. При описании Московского уезда в 1715-1716 годах учтено все население городов и сел и, впервые в русской истории, перечислены женщины. Упоминается церковный двор в

11-

Дарне-Воздвиженском и священник Федор Тимофеев. Есть сведения, что пастырь из Дарны, скорее всего именно Федор Тимофеев, нашел клад из старинных драгоценных вещей и преподнес его царю. В храме Святых апостолов Петра и Павла (1757-1893) известны следующие священнослужители. В клировой ведомости 1788 года упомянут священник Андрей Феофилов. В 1801 году в селе Дарны Рузской округи в церкви Петра и Павла служил священник Федор Андреев. В 1812 году сюда был назначен священник Петр Воскресенский. В ревизской сказке от 22 февраля 1834 года говорится, что священник Петр Иванов в 1832 году выбыл в Богородский округ в церковь Параскевы, что на речке Березовке, запрещенный к священнослужению.

В 1834 году на освободившееся штатное место был назначен 56-летний священник Иаков Евфимьевич Богословский, вдовец. Священник Александр Иоаннович Невский поставлен 31 июля 1841 года и назначен на приход Петра и Павла в Дарне. После 1857 года его служение проходило в окрестностях Воскре- сенска, но уже в другом храме. В 1857 году священником церкви в селе Воздвиженское- Дарна был назначен 43-летний Яков Иванович Ключарев. Согласно ведомости за 1879 год, здесь служил настоятелем 51-летний священник Александр Иоаннов Понятский.

В каменном Воздвиженском храме (1895) первым служил его строитель, священник Лазарь Гниловский. В 1905 году священником церкви села Дарна, заведующим и законоучителем дарновской церковно-приходской школы был назначен Александр Добронравов, переведенный из Дмитровского уезда. Последним из священников в Дарне был 59-летний Алексей Яковлевич Соловьев. Он поступил на это место 1 ноября 192 6 года, переводом из Омской губернии. Псаломщиком значился 44-летний Дмитрий Николаевич Алешин. Храм был закрыт в 1937 году, а иеромонах Михаил Филиппович Дубовенко арестован и расстрелян.

2.6. Годы великого перелома.

С 1929 года религиозная жизнь была строго ограничена церковной оградой. В 1930-х годах селения, некогда составлявшие приход церкви в селе Д арна, оказались

- 12-

разделены между разными административными образованиями: Д арна, Ивановское, Алексино и Подпорино были отнесены к Ивано-Алексинскому сельсовету, а Кашино и Рычково - к Кашинскому. В то же время была построена асфальтированная дорога от Истры на Дарну и новый мост в Кашино. По Волоколамскому шоссе проходило одно из глав ных направлений наступления не мецко-фашистских войск на Москву. (фото27)

16 ноября 1941 года к столице рвались две танковые и две пехотные дивизии немцев. Против 400 немецких танков и 1030 орудий силы 16-й армии генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского и 5-й армии генерала Л.Д. Лелюшенко смогли выставить лишь 150 легких танков и 757 орудий и минометов. Истру обороняла 78-я стрелковая дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова (фото 28). 26 ноября она отступила на правый берег Истры и два дня героически обороняла город. За этот подвиг дивизию в тот же день переименовали в 9-ю гвардейскую. 28 ноября враг овладел Истрой. К вечеру немецкие танки и бронетранспортеры заняли Дарну и ближайшие деревни. Здесь бои с немцами вел 258-й стрелковый полк М.А. Суханова и другие части Красной армии. (фото 29)

Самыми страшными для мирного населения оказались последние двое суток перед приходом Красной армии. Жителям Истры приказали покинуть город, иначе грозил расстрел. Приказ немецкого командующего, составленный на ломаном русском языке, гласил, что «частное население переводится в сборный лагерь».(фото 30) Длинной вереницей потянулись по шоссе люди, неся на руках грудных детей и скудные пожитки. Некоторые колонны гоняли из деревни в деревню, пока не нашли им место в Дарницкой церкви.(фото 31)

В одном из декабрьских номеров районной газеты за 1943 год опубликовано воспоминание жительницы деревни Сокольники Е.М. Смирновой. «7 декабря немцы сожгли деревню, а жителям приказали идти в Истру, а оттуда в Новый Иерусалим и Лучинское. На следующий день их из Лучинского погнали обратно в Истру. Мы шли через город, не останавливаясь, нас гнали через Макрушу, Полево, Высоково. По пути немцы факелами поджигали дома и, издеваясь, спрашивали нас: «Красивое зрелище? Тепло вам?» Грабеж не прекращался. У учительницы К.К. Кореневской гитлеровцы сняли с ног валенки, от Высокова до Ивано-Алексина она шла по снегу в одних чулках.

13-

Когда мы подошли к Ивано-Алексину, деревня уже выгорела. В ней не осталось ни одного дома. Нас погнали в Дарну. Обессилевшие люди еле держались на ногах. Тех, кто падал от усталости, конвойные пристреливали. Пригнав нас в Дарну, где от огня уцелела лишь церковь, конвойные скрылись. А еще два дня спустя в деревню вошла родная Красная армия». (фото32- 33-34) В результате артиллерийских обстрелов и бомбежек пострадал и Крестовоздвиженский храм: были снесены два купола и полностью разрушен третий ярус колокольни.

Прихожанка храма Надежда Дмитриевна Газева вспоминает: «Немцы гнали нас мимо Крестовоздвиженского храма, он хоть и не действующий был, а битком набит людьми, которые здесь спасались. Мы, ребятишки, оттуда пошли к моей старшей замужней сестре. У них в доме стоял австриец. Австриец пожалел нас, потому что много малых детей собралось, и показал жестами на корову, которая была у сестры, чтобы мы в сени ее поставили и загородили, чем могли. Мы так и сделали. Немцы пришли и выгнали нас из дома, повели в деревню Небогатково. А там - стрельба, мы в овраге отсиживались. Как стрельба стихла – пошли на хутор Храброво. Там нас поселили в столовой вместе с детдомовскими детьми. Так мы дождались наших. Вернулись к себе в деревню, а у нас - ни домика, ни сада, яблони все попилили. Да и не только у нас, всю деревню сожгли и прилегающие строения. Сарай только стоял. Мы стали жить в сарае, отделали его, прорубили окошки. У сестры была дочка маленькая, так мы ее пеленки на себе сушили. Голодно было, есть хотелось постоянно. А есть-то нечего: все сгорело, ничего ни у кого нет».

По свежим следам в газете «Вечерняя Москва» от 16 декабря 1941 года военный корреспондент Александр Бек (фото 35), в будущем известный писатель, также писал, что из мирных жителей Дарны, согнанных в церковь, собирались сделать живой шит для эсэсовской армии. Вскоре, 7 января 1942 года, все советские газеты опубликовали «Ноту комиссара иностранных дел В.М. Молотова о повсеместных грабежах и чудовищных зверствах германских властей на захваченных советских территориях». В ней говорилось о двух тысячах мирных жителей Истры, которые могли стать жертвами второй Хатыни.Партизаны из отряда, организованного на Тучковской прядильно-ткацкой фабрике (командир Александр Кокорин), сообщили о лагере в церкви командованию 9-й

14-

гвардейской дивизии наступавшей Красной армии(фото 36). 10 декабря село Дарна было освобождено нашими разведчиками. При подготовке контрнаступления Жуков, взглянув на карту, где около Дарны были обозначены речушка и болото, решил направить сюда силы дивизии Народного ополчения. Зимой 1941 года здесь лежал глубокий снег, а транспорта у ополченцев не было, двигались своим ходом. Первый полк выдвинулся вперед, но не успел занять оборону, как был атакован и разбит. Тогда командование приказало собрать вместе все части, оснащенные техникой, конные подразделения 17-й кавалерийской казачьей дивизии, прибывшей с Урала, и 2-й кавалерийский корпус под командованием генерала Белова. «Нас бросили сюда, чтобы перекрыть территорию танкового прорыва, - вспоминает Борис Павлович. - Мороз, снег глубокий, лошадям по нему в атаку галопом скакать очень тяжело, а прикрытия никакого». С командой «Шашки вон!» и «Атака!» Борис Батурин дважды водил свой конный эскадрон в смертельный бой. На вопрос, было ли страшно, отвечает: «Некогда было испугаться. После тех двух атак мы остановили немецкие танки. Потери были большие - порядка 900 человек. В живых осталось около 220 бойцов нашего дивизиона, раненые на сорокаградусном морозе быстро замерзали».

2.7. Восстановление храма.

В послевоенные годы храм служил гаражом для техники(фото37). Потом в нем сделали кузню и ремонтную базу сельскохозяйственной техники. С уходом механизаторов бесхозное здание пустовало. Ребятишки тут играли в казаки-разбойники. Люди мимоходом заходили в храм, смотреть элементы фресок. На какое-то время его закрыли под хранилище удобрений. Потом освободили от химикатов и оставили опять нараспашку. Ветер гулял, ребятня бегала, хулиганила, надписи всякие писали на настенных фресках. На высоких сводах и под куполом красовалась роспись, а потом купол упал. В разные годы в храме побывали гробокопатели, все перекопав в поисках золота и серебра.

Под видом «охраны памятников» в начале 80 х годов прошлого века за счет взимания немалой части и без того скромных приходских прибылей была задумана перепись движимого церковного имущества, которое считалось переданным в безвозмездное

-15-

пользование Церкви. В рассказах прихожан есть упоминание о кирпичах и досках, завезенных на территорию Дарницкого храма для реставрационных работ. Однако обезглавленный, разоренный храм и в 1990 году взывал к человеческой совести. Начать его настоящее восстановление Бог дал церковной общине, созданной в 1991 году.

В 1992 году был образован Истринский церковный округ, выделившийся из Солнечногорского благочиния. Истринское благочиние возглавил протоиерей Георгий Тобалов, настоятель Покровской церкви и известный в Москве духовник. Батюшка привлекал к себе духовной зрелостью и любовью, кротким, тихим нравом, сердечной добротой и внимательностью ко всем людям. Среди тридцати трех батюшкиных избранников, для которых он был духовным наставником, - протоиерей Константин Волков в Дарне.(фото 38)

В 1991 году полуразрушенное здание храма Воздвижения Креста Господня было передано местному приходу Русской Православной Церкви. Дарницкой обшине нужен был священник, и один из местных жителей, Николай Иванович Храбров, обратился к Константину Волкову, чтобы этим священником стал он. Призыв терпящего бедствие храма отозвался в сердце будущего настоятеля: «Я увидел храм, он мне очень понравился, и я пообещал людям обязательно поднять его из руин, сколько бы лет и сил у меня это ни отняло». Батюшку легко понять теперь, когда видишь храм, возникший из мечты. А в начале 90-х даже его духовному наставнику благочинному Георгию Тобалову выбор показался непонятным.(фото 39-40)

Ч ерез много лет после начала строительно-восстановительных работ храм стоит как заново рожденный. Чем быстрее, с ветерком, подъезжаешь к Дарне, тем внезапнее встает в полный рост - вырастает до небес - величавый храм- победитель. Издали он напоминает пасхальную свечу на увитом цветами подсвечнике. Нарядный, стройный, пятиглавый, он кажется нерукотворным чудом, явленным в земной красоте.

-16-

Заключение.

С 1985 года Ермолинский сельский округ возглавляет Нина Владимировна Смирнова. Глава Администрации по велению сердца несет вахту памяти о тех, кто ценой своей жизни сохранил наши. В кругу ветеранов-односельчан Нина Владимировна вместе с отцом Константином является организатором и душой мероприятий в День Победы - это молебны, крестные ходы, митинги у креста, победные салюты возле храма. Это лишь часть богоугодных дел жителей Истринского края. Организовано шефство школьников над воинскими захоронениями.

Молодежный клуб «Истоки», который находится под патронатом главы Истринского района Анны Щербы, собирает материалы о войне, по крупицам восстанавливает историческую панораму битвы за Москву. 9 мая 1999 года клуб «Истоки» установил памятный знак песне «В землянке» в деревне Кашино. Землянку, где были написаны слова песни, оказывается, вырыли не солдаты, а тогда еще совсем юные сыновья Аграфены Осиповны Кузнецовой Михаил и Владимир.

Церковь Крестовоздвижения своими ранениями и возрождением заслужила звание Храма воинской славы, которому посвящено стихотворение:

Стоит в виду у всей округи

Неистребимо Божий храм.

Его гвоздили злые вьюги,

Лихим подвластные ветрам,

Но он, безвременное диво,

Здесь на века, как видно, встал,

Он и в руинах был красивым,

Христа собой напоминал.

Все в брачных ризах - сестры, братья,

Стряхнув с души тяжелый сон,

Мы станем слушать на закате

Вечерний звон...

Пасхальный звон!

Как благовест народной силы

И единения сердец:

Воспрянет духом вся Россия

И возродится наконец!

-17-

Список литературы:

1. «Дарна – частица Святой земли» М. Вега Принт 2009г.

2. Киселёва Т. «Цветы для святой Дарии». М «Отчий дом» 2008г.

3. «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» Москва 2004г.

4. «Жития Истринских новомучеников» 2007г.

5. В.Г.Глушаков «Монастыри Подмосковья» Москва «Вече» 2008 г.

6. «Славянская энциклопедия 17-18 в» Олма-Пресс 2004г.

7. «Истра 1941 г» М «Московский рабочий» 1985 г.

Источники:

Записки В.С.Кусова «Земли современной Москвы и окрестностей в 18 веке»

Большая биографическая энциклопедия

Архимандрит Леонид Кавелин «Историческое описание ставропигального Воскресенского монастыря»

Рукописи древнехранилища М.П. Погодина в Императорской Публичной библиотеке №1623

Донесение благочинного Звенигородского Успенского собора протоиерея Иоанна Рождественского

Холмогоровы В и Г «Исторические материалы о церквах и сёлах 16-18 в».

-18-

Фото 1. Село Дарна.

Фото 2. Речка Дарёнка.

Фото 3

Фото 4. Иван 3.

Фото 5. Княгиня Софья.

Фото 6. Вознесенский монастырь.

Фото 7. Фёдор Иоаннович.

Фото 8. Оборона Москвы от Лжедмитрия 2.

Фото 9. Иоанн Алексеевич.

Фото 10. Птриарх Никон.

Фото 12. Императрица Елизавета Петровна

Фото 11

Фото 13. Павел 1.

Фото 14. Пожар Москвы.

Фото 15. Французские отряды.

Фото 16. Александр 1.

Фото 17. Князь Александр Александрович, будущий император Александр III.

Фото 18. Николаевская железная дорога.

Фото 19. Николай II с супругой.

Фото 20. Посещение Николаем II Новоиерусалимского монастыря.

Фото 21. А.П.Чехов.

Фото 22. Памятник Цуриковой.

Фото 23. Сергей Шервуд.

Фото 24. План храма Крестовоздвижения.

Фото 25. Храм Крестовоздвижения

Фото 26. Убранство храма.

Фото 27.

Фото 28. А.П. Белобородов.

Фото 29. А.П. Белобородов и Суханов.

Фото 30. Жители оккупированной территории.

Фото 31. Колонна беженцев.

Фото 32. Окупированная Истра.

Фото 33. Немцы у стен монастыря.

Фото 34.

Фото 3. Александр Бек .

Фото 36

Фото 37. Разрушенный храм в с.Дарна.

Фото 38. Начало восстановительных работ.

Фото 39. Отец Константин и первые прихожане.

Фото 40.

Приложение