Разница между католиками и протестантами. Кто такие протестанты и чем они отличаются от католиков и православных Отличие протестантизма от католицизма

Возникшая в результате — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже .

См.также: , .

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер , именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ.quake - «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган - Всемирная конференция меннонитов , находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Христианами называют не только православных верующих. Протестанты и католики - это тоже христиане. Существует 3 главных направления религии, которая основана на жизни и заветах Иисуса Христа:

  1. Православие.
  2. Католицизм.
  3. Протестантизм.

Тем, кто задумывается об отношениях с Богом, важно знать в чем разница этих вероисповеданий.

Исторически, апостолы Иисуса Христа создали Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, которая состояла из 5 главных Поместных Церквей:

  • Иерусалимская Поместная Церковь основана апостолом Иаковом;
  • Антиохийская Поместная Церковь - апостолами Петром и Павлом;
  • Александрийская Поместная Церковь - апостолом Марком;
  • Константинопольская Поместная Церковь - апостолом Андреем;
  • Римская Поместная Церковь - апостолом Петром.
Апостол Андрей, который основал Константинопольскую Поместную Церковь, которая в свою очередь с 1054 года стала называться православной

Западная и восточные церкви всегда отличались между собой языками богослужения, обрядами и догмами

Западной церковью руководил римский папа Лев IX, а восточной - патриарх Константинополя Михаил Кируларий.

Богослужения в Римской церкви проходили на латинском языке, а в Константинопольской - на греческом.

Обряды так же отличались использованием в латинских литургиях пресного хлеба, а в греческих - кислого и другими деталями.

в этом году произошел окончательный разрыв католической и православной церкви

В 1054 году на почве разногласий в богослужении и борьбы за власть произошел окончательный разрыв. Представители папы римского объявили, что Михаил Кируларий отлучен от Церкви, а Михаил в свою очередь предал их анафеме.

Образовались два отдельных направления христианской религии - православие и католицизм. Западная церковь называлась римско-католической, а восточная - православной.

Разногласия церквей не преодолены до сих пор, хотя взаимные проклятия сняты в 1965 году.


Православие по смыслу слова означает «правильное славие или прославление» Бога, то есть учение об истинной апостольской вере. Слово католическая означает по-гречески «всеобщая или всеобъемлющая», то есть самая большая по количеству верующих религия.

Протестантизм появился гораздо позже - в 1517 году

Слово протестантство происходит из латинского языка и означает

Главой антикатолического направления христианства был Мартин Лютер - богослов средневековой Германии, доктор теологии.

Он по своему трактовал послания апостола Павла и написал 95 основных постулатов протестантской веры.


Сейчас существует более 20 000 различных форм протестантского учения. Наиболее распространены:

  • лютеранство - самое большое по численности протестантское направление христианства, которое строго придерживается принципов веры, написанных Мартином Лютером;
  • кальвинизм - основан на богословском учении Жана Кальвина, который написал трактат «Наставление в христианской вере» в 1536 году;
  • англиканство - направление, которое исторически связано с английской церковью после ее реформации;
  • баптизм - происходит от древне-греческого слова «погружаю в воду» и исповедует осознанное крещение только взрослых людей;
  • евангельские христиане - основываются на спасении только через веру в Иисуса Христа. Главное, чем отличается евангельская церковь от православной то, что она считает единственным источником веры каноническое Евангелие.

Протестанты и православные отличаются между собой гораздо больше, чем католики и православные. Если провести общее сравнение, то православная и католическая церкви - это первоапостольские церкви, в которых четко прослеживается апостольская преемственность епископов через их рукоположение.

Протестантская церковь возникла в результате реформ католической церкви.

Это и есть ее главное отличие от православия.

К тому же редко кто видел, как крестятся протестанты, так как из всех направлений только лютеране и англикане осеняют себя крестным знамением слева направо, так же, как и католики. В остальных формах протестантизма креститься не принято.

Отличия трех основных христианских религий между собой состоят в организации церкви, определении главного принципа веры и разном толковании догматов

Все христианские церкви издревле были равны между собой. Хотя католики считают, что римская церковь была во главе первых пяти Поместных церквей.

Это мнение не подтверждено, так как точно известно, что для решения всех вопросов созывались Вселенские Соборы, где учитывалось мнение всех церквей.

Таблица, в которой показаны основные различия между православием, католицизмом и протестантизмом:

Критерии отличий Православие Католицизм Протестантизм
Порядок формирования церкви Это объединение поместных церквей, которые исповедуют одну веру Это объединение церквей под руководством папы Римского Это множество антикатолических направлений, которые отличаются друг от друга организацией и верованиями
Главные источники веры За основу учения принимается Священное Предание, в которое входит Священное Писание Основа веры - это авторитет папы Римского и его толкование Священного Писания и Священного Предания Признается только Священное Писание, которое воспринимается буквально и каждое направление объясняет по своему
Догмат о святом духе Считается, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца Считается, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына - Иисуса Христа, в результате чего в Символ Веры добавлено латинское слово филиокве - Filioque - «и [от] Сына» Используется католическое мнение, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына
Мировоз-зрение о Страшном Суде и чистилище Вера в справедливый Страшный Суд и в то, что после смерти душа проходит испытания - «мытарства» Вера в то, что после смерти душа попадает в чистилище, где избавляется от грехов Считается, что чистилища и «мытарств» души нет, а для спасения достаточно только веры в Иисуса Христа, как Бога Спасителя
Почитание Девы Марии Дева Мария почитается как Пресвятая Матерь Божия и Царица Небесная, но которая рождена, как и все люди, от отца и матери при первородном грехе Дева Мария почитается, как непорочная Дева без первородного греха Дева Мария почитается просто как священная женщина родившая Спасителя Иисуса Христа
Наличие определенных священных чинов Иерархия священников - диакон, пресвитер, епископ Утвержденного названия чина священников нет из-за разных направлений в обрядах. Есть учение, что все, кто верует - священны
Отноше-ние к спасению души и молитве об умерших Принято молиться об умерших, за спасение души. А так же молиться святым За умерших и святым молиться не принято. Считается, что молиться надо только Богу, а участь души после смерти уже определена по вере
Обряды богослужения Служится литургия по восточному обряду Литургия служится по восточному и латинскому обрядам Определенной литургии нет, есть разные формы богослужения
Наличие таинств Имеется 7 таинств:

евхаристия;

священство;

крещение;

миропомазание;

покаяние;

елеосвящение

Имеется 7 таинств:

евхаристия;

священство;

крещение;

миропомазание;

покаяние;

елеосвящение

В большинстве общин признаются таинства крещения и причастия. Остальные таинства считаются обрядами не несущими особой Божьей Благодати
Особенности евхаристии Хлеб и вино при евхаристии считаются настоящими Телом и Кровью Христа, которыми причащаются миряне и священники. Хлеб используется из дрожжевого теста При евхаристии используется хлеб из пресного теста и вино - это Тело и Кровь Христовы. Миряне причащаются только хлебом, священники - хлебом и вином Хлеб и вино принимаются как напоминание о предназначении Иисуса Христа
Отноше

ние к монашеству

Имеется опыт монашества Имеется опыт монашества Монашество не признается
Учение об Ангелах-Хранителях Считается, что у христианина есть 2 Ангела-Хранителя. Один дается при рождении, второй при крещении Считается, что у христианина есть Ангел-Хранитель Наличие Ангела-Хранителя у христианина отвергается
Правила священства о браке Всем священникам, кроме монахов, разрешается брак Все священники дают обет безбрачия - целибат Брак разрешается всем верующим
Особенности крещения Крещение проводится с младенческого возраста тремя погружениями в воду. Сразу после крещения принимается миропомазание и причащение Крещение проводится с младенческого возраста обливанием водой. Миропомазание и причащение совершается в сознательном детском возрасте (от 7 лет) Крещение проводится только во взрослом сознательном возрасте
Почитание религиозных атрибутов Почитаются иконы, храмы и крест. Используются нательные крестики Почитаются иконы, изображения святых и Иисуса Христа и крест. Используются нательные крестики Иконы и храмы отсутствуют. Крест в некоторых молитвенных домах встречается. Нательные крестики не используются

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению


Православный крест чаще шестиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу

На кресте изображен Господь Иисус Христос. Католический крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос.

Чем отличается католическая вера от протестантской?

Существует несколько важных различий между католиками и протестантами. Несмотря на то, что в последние годы было много попыток найти общий язык между двумя группами, факт состоит в том, что различия остаются, и они так же важны сегодня, как и в начале протестантской реформации. Ниже приведен краткий обзор некоторых наиболее важных различий:

  • Одним из первых существенных различий между католицизмом и протестантизмом является вопрос о достаточности и авторитете Писания.
  • Протестанты считают, что только Библия является источником особого откровения Бога для человечества и учит нас всем, что необходимо для нашего спасения от греха.
  • Протестанты же рассматривают Библию как стандарт, посредством которого должно измеряться все христианское поведение. Эта вера обычно называется «sola scriptura» и является одним из «пяти солас» (сола — латынь для «одного»), которая вышла из протестантской Реформации как резюме некоторых различий между католиками и протестантами.

Хотя в Библии есть много стихов, которые устанавливают его авторитет и достаточность для всех вопросов веры и практики, одним из самых ясных является 2 Тимофею 3:16, где мы видим, что «все Писание вдохновлено Богом и выгодно для учения, для обличения, для исправления, для обучения праведности».

Католики отвергают учение о сола-скриптуре и не верят, что одной только Библии достаточно. Они считают, что и Библия, и священная римско-католическая традиция одинаково обязательны для христиан. Многие доктрины римских католиков, такие как чистилище, молитва святым, поклонение или почитание Марии и т. д. Имеют они мало оснований или нет в Писании, но основаны исключительно на римско-католических традициях. По существу, отказ Римской католической церкви от sola scriptura и ее настойчивость в том, что и Библия, и традиция равны в авторитете, подрывают достаточность, авторитет и полноту Библии. Взгляд Писания лежит в основе многих, если не всех, различий между католиками и протестантами.

Еще одно несогласие между католицизмом и протестантизмом — над положением и властью папы.

Согласно католицизму, папа является «викарием Христа» (викарий — замена) и представляет Иисуса как главу Церкви. Таким образом, у Папы есть способность говорить ex cathedra (с властью по вопросам веры и практики), делая его учения непогрешимыми и обязательными для всех христиан. С другой стороны, протестанты считают, что ни один человек не является непогрешимым и что только Христос является главой Церкви. Католики полагаются на апостольскую преемственность как способ попытаться установить авторитет Папы.

Протестанты считают, что власть церкви происходит не от апостольской преемственности, а от Слова Божьего. Духовная сила и власть не покоятся в руках простого человека, но в самом Слове Божьем. В то время как католицизм учит, что только католическая церковь может правильно интерпретировать Библию, протестанты считают, что Библия учит, что Бог послал Святого Духа, чтобы пребывать во всех новорожденных верующих, позволяя всем верующим понять послание Библии.

Протестанты указывают на такие отрывки, как Иоанна 14: 16-17: «Я спрошу Отца, и Он даст вам другого Помощника, чтобы Он был с вами навсегда; это Дух истины, которого мир не может получить, потому что он не видит Его или не знает Его, но вы Его знаете, потому что Он пребывает с вами и будет в вас» (См. также Иоанна 14:26 и 1 Иоанна 2: 27).

Третье существенное различие между католицизмом и протестантизмом — это то, как человек спасен.

Другой из пяти сола Реформации — это sola fide («только вера»), которая утверждает библейское учение об оправдании только благодаря одной вере только благодаря только Христу (Ефесянам 2: 8-10). Однако католики учат, что христианин должен полагаться на веру плюс «достойные дела», чтобы спастись. Существенными для римско-католической доктрины спасения являются Семь Таинств, которые являются крещением, подтверждением, Евхаристией, покаянием, помазанием больных, священных орденов и брака. Протестанты считают, что на основе веры только в Христа верующие оправдываются Богом, поскольку все их грехи оплачиваются Христом на кресте, и Его праведность им приписывается. С другой стороны, католики считают, что праведность Христа передается верующему «благодатью через веру», но сама по себе недостаточна для оправдания верующего. Верующий должен дополнить праведность Христа, переданную ему достойными делами.

Католики и протестанты также не согласны с тем, что значит быть оправданными перед Богом. Для католиков оправдание предполагает быть праведным и святым. Он считает, что вера во Христа — это только начало спасения и что человек должен опираться на это с добрыми делами, потому что благодать Божия вечного спасения должна заслужить. Этот взгляд на оправдание противоречит ясному учению Писания в таких отрывках, как Римлянам 4: 1-12, Титу 3: 3-7 и многим другим. Протестанты различают одноразовый акт оправдания (когда мы объявлены праведными Богом на основании нашей веры в искупление Христа на кресте) и процесс освящения (развитие праведности, которая продолжается на протяжении всей нашей жизни на Земле). Хотя протестанты признают, что работы важны, они считают, что они являются результатом или плодом спасения, но никогда не являются средством для этого. Католики смешивают оправдание и освящение вместе в один непрерывный процесс, что приводит к путанице в том, как один человек спасен.

Четвертое существенное различие между католиками и протестантами связано с тем, что происходит после смерти. Оба верят, что неверующие проведут вечность в аду, но есть существенные различия в том, что происходит с верующими. Из их церковных традиций и их зависимости от неканонических книг католики разработали доктрину чистилища. Чистилище, согласно католической энциклопедии, является «местом или условием временного наказания для тех, кто, отбывая эту жизнь по Божьей благодати, не полностью свободен от избитых недостатков или не полностью оплатил удовлетворение из-за своих преступлений». с другой стороны, протестанты верят, что, поскольку мы оправданы верой только в Христа и праведность Христа вменяется нам — когда мы умираем, мы пойдем прямо на небеса, чтобы быть в присутствии Господа (2 Коринфянам 5: 6- 10 и Филиппийцам 1:23).

Различия между католицизмом и евангельскими протестантами важны и значительны.

Одним из тревожащих аспектов католической доктрины чистилища является убеждение, что человек может и должен платить за свои собственные грехи. Это приводит к низкому взгляду на достаточность и эффективность искупления Христа на кресте. Проще говоря, римско-католическая точка зрения на спасение подразумевает, что искупление Христа на кресте было недостаточной оплатой за грехи верующих в Него и что даже верующий должен заплатить за свои собственные грехи, либо посредством покаяния или времени в чистилище. Однако Библия учит, что только смерть Христа может удовлетворить или умилостивить Божий гнев против грешников (Римлянам 3:25, Евреям 2:17, 1 Иоанна 2: 2, 1 Иоанна 4:10). Наши дела праведности не могут добавить к тому, что Христос уже совершил.

Павел писал Галатам о борьбе с иудеями (евреи, которые говорили, что языческие христиане должны были соблюдать Закон Ветхого Завета, чтобы спастись). Как иудаисты, католики делают человеческие дела необходимыми для того, чтобы Бог был оправдан, и они заканчиваются совершенно другим Евангелием.

Это наша молитва, что Бог откроет глаза тем, кто верит в учения Католической Церкви. Мы надеемся, что все поймут, что его «дела праведности» не могут оправдать его или освятить его (Исаия 64: 6). Мы молимся, чтобы все вместо этого верят только в то, что мы «оправданы по его благодати благодаря искуплению Христа Иисуса. Бог представил Христа как жертву искупления, через пролитие его крови, чтобы получить веру» (Римлянам 3: 24-25). Бог спасает нас, «не из-за праведных дел, которые мы совершили, а из-за его милости. Он спас нас через стирание возрождения и обновления Святым Духом, которого он излил на нас щедро через Иисуса Христа, нашего Спасителя, так что, оправдавшись Его милостью, мы могли бы стать наследниками, надеющимися на вечную жизнь» (Титу 3: 5-7).

Христианами называют не только православных верующих. Протестанты и католики - это тоже христиане. Существует 3 главных направления религии, которая основана на жизни и заветах Иисуса Христа:

  1. Православие.
  2. Католицизм.
  3. Протестантизм.

Тем, кто задумывается об отношениях с Богом, важно знать в чем разница этих вероисповеданий.

Исторически, апостолы Иисуса Христа создали Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, которая состояла из 5 главных Поместных Церквей:

  • Иерусалимская Поместная Церковь основана апостолом Иаковом;
  • Антиохийская Поместная Церковь - апостолами Петром и Павлом;
  • Александрийская Поместная Церковь - апостолом Марком;
  • Константинопольская Поместная Церковь - апостолом Андреем;
  • Римская Поместная Церковь - апостолом Петром.
Апостол Андрей, который основал Константинопольскую Поместную Церковь, которая в свою очередь с 1054 года стала называться православной

Западная и восточные церкви всегда отличались между собой языками богослужения, обрядами и догмами

Западной церковью руководил римский папа Лев IX, а восточной - патриарх Константинополя Михаил Кируларий.

Богослужения в Римской церкви проходили на латинском языке, а в Константинопольской - на греческом.

Обряды так же отличались использованием в латинских литургиях пресного хлеба, а в греческих - кислого и другими деталями.

в этом году произошел окончательный разрыв католической и православной церкви

В 1054 году на почве разногласий в богослужении и борьбы за власть произошел окончательный разрыв. Представители папы римского объявили, что Михаил Кируларий отлучен от Церкви, а Михаил в свою очередь предал их анафеме.

Образовались два отдельных направления христианской религии - православие и католицизм. Западная церковь называлась римско-католической, а восточная - православной.

Разногласия церквей не преодолены до сих пор, хотя взаимные проклятия сняты в 1965 году.


Православие по смыслу слова означает «правильное славие или прославление» Бога, то есть учение об истинной апостольской вере. Слово католическая означает по-гречески «всеобщая или всеобъемлющая», то есть самая большая по количеству верующих религия.

Протестантизм появился гораздо позже - в 1517 году

Слово протестантство происходит из латинского языка и означает

Главой антикатолического направления христианства был Мартин Лютер - богослов средневековой Германии, доктор теологии.

Он по своему трактовал послания апостола Павла и написал 95 основных постулатов протестантской веры.


Сейчас существует более 20 000 различных форм протестантского учения. Наиболее распространены:

  • лютеранство - самое большое по численности протестантское направление христианства, которое строго придерживается принципов веры, написанных Мартином Лютером;
  • кальвинизм - основан на богословском учении Жана Кальвина, который написал трактат «Наставление в христианской вере» в 1536 году;
  • англиканство - направление, которое исторически связано с английской церковью после ее реформации;
  • баптизм - происходит от древне-греческого слова «погружаю в воду» и исповедует осознанное крещение только взрослых людей;
  • евангельские христиане - основываются на спасении только через веру в Иисуса Христа. Главное, чем отличается евангельская церковь от православной то, что она считает единственным источником веры каноническое Евангелие.

Протестанты и православные отличаются между собой гораздо больше, чем католики и православные. Если провести общее сравнение, то православная и католическая церкви - это первоапостольские церкви, в которых четко прослеживается апостольская преемственность епископов через их рукоположение.

Протестантская церковь возникла в результате реформ католической церкви.

Это и есть ее главное отличие от православия.

К тому же редко кто видел, как крестятся протестанты, так как из всех направлений только лютеране и англикане осеняют себя крестным знамением слева направо, так же, как и католики. В остальных формах протестантизма креститься не принято.

Отличия трех основных христианских религий между собой состоят в организации церкви, определении главного принципа веры и разном толковании догматов

Все христианские церкви издревле были равны между собой. Хотя католики считают, что римская церковь была во главе первых пяти Поместных церквей.

Это мнение не подтверждено, так как точно известно, что для решения всех вопросов созывались Вселенские Соборы, где учитывалось мнение всех церквей.

Таблица, в которой показаны основные различия между православием, католицизмом и протестантизмом:

Критерии отличий Православие Католицизм Протестантизм
Порядок формирования церкви Это объединение поместных церквей, которые исповедуют одну веру Это объединение церквей под руководством папы Римского Это множество антикатолических направлений, которые отличаются друг от друга организацией и верованиями
Главные источники веры За основу учения принимается Священное Предание, в которое входит Священное Писание Основа веры - это авторитет папы Римского и его толкование Священного Писания и Священного Предания Признается только Священное Писание, которое воспринимается буквально и каждое направление объясняет по своему
Догмат о святом духе Считается, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца Считается, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына - Иисуса Христа, в результате чего в Символ Веры добавлено латинское слово филиокве - Filioque - «и [от] Сына» Используется католическое мнение, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына
Мировоз-зрение о Страшном Суде и чистилище Вера в справедливый Страшный Суд и в то, что после смерти душа проходит испытания - «мытарства» Вера в то, что после смерти душа попадает в чистилище, где избавляется от грехов Считается, что чистилища и «мытарств» души нет, а для спасения достаточно только веры в Иисуса Христа, как Бога Спасителя
Почитание Девы Марии Дева Мария почитается как Пресвятая Матерь Божия и Царица Небесная, но которая рождена, как и все люди, от отца и матери при первородном грехе Дева Мария почитается, как непорочная Дева без первородного греха Дева Мария почитается просто как священная женщина родившая Спасителя Иисуса Христа
Наличие определенных священных чинов Иерархия священников - диакон, пресвитер, епископ Утвержденного названия чина священников нет из-за разных направлений в обрядах. Есть учение, что все, кто верует - священны
Отноше-ние к спасению души и молитве об умерших Принято молиться об умерших, за спасение души. А так же молиться святым За умерших и святым молиться не принято. Считается, что молиться надо только Богу, а участь души после смерти уже определена по вере
Обряды богослужения Служится литургия по восточному обряду Литургия служится по восточному и латинскому обрядам Определенной литургии нет, есть разные формы богослужения
Наличие таинств Имеется 7 таинств:

евхаристия;

священство;

крещение;

миропомазание;

покаяние;

елеосвящение

Имеется 7 таинств:

евхаристия;

священство;

крещение;

миропомазание;

покаяние;

елеосвящение

В большинстве общин признаются таинства крещения и причастия. Остальные таинства считаются обрядами не несущими особой Божьей Благодати
Особенности евхаристии Хлеб и вино при евхаристии считаются настоящими Телом и Кровью Христа, которыми причащаются миряне и священники. Хлеб используется из дрожжевого теста При евхаристии используется хлеб из пресного теста и вино - это Тело и Кровь Христовы. Миряне причащаются только хлебом, священники - хлебом и вином Хлеб и вино принимаются как напоминание о предназначении Иисуса Христа
Отноше

ние к монашеству

Имеется опыт монашества Имеется опыт монашества Монашество не признается
Учение об Ангелах-Хранителях Считается, что у христианина есть 2 Ангела-Хранителя. Один дается при рождении, второй при крещении Считается, что у христианина есть Ангел-Хранитель Наличие Ангела-Хранителя у христианина отвергается
Правила священства о браке Всем священникам, кроме монахов, разрешается брак Все священники дают обет безбрачия - целибат Брак разрешается всем верующим
Особенности крещения Крещение проводится с младенческого возраста тремя погружениями в воду. Сразу после крещения принимается миропомазание и причащение Крещение проводится с младенческого возраста обливанием водой. Миропомазание и причащение совершается в сознательном детском возрасте (от 7 лет) Крещение проводится только во взрослом сознательном возрасте
Почитание религиозных атрибутов Почитаются иконы, храмы и крест. Используются нательные крестики Почитаются иконы, изображения святых и Иисуса Христа и крест. Используются нательные крестики Иконы и храмы отсутствуют. Крест в некоторых молитвенных домах встречается. Нательные крестики не используются

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению


Православный крест чаще шестиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу

На кресте изображен Господь Иисус Христос. Католический крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос.

Последнее обновление:
02.Июня.2010, 04:04


Третий вопрос касается самого молодого из основных направлений христианства - протестантизма (протестантства), возникший в XVI в.

Какие же особенности присущи протестантизма и отличают его от других христианских конфессий?

1. Протестантизм считает источником веры исключительно Библию. В этом вопросе протестанты приближаются к взглядам православных.

2. В отличие от католичества, которое считает, что истина открывается тремя путями: верой, интуицией и умом, в протестантской теологии ум с этой триады исключено. При обращении к Священному Писанию следует исключить совсем и философию - ведь, по словам Лютера, «ум - проститутка Сатаны».

3. Протестанты считают, что судьба человека предопределена еще до его рождения, поэтому традиционная для католиков и православных молитва и роль священника в качестве посредника между Богом и человеком, сложная культовая практика и организация не имеют для протестантов значение.

4. Протестантизм настаивает на удешевлении и упрощении церковных ритуалов, отказывается от изображений Бога, святых, не признает священных реликвий (таких, как святые мощи и т. П.), купить свечи декоративные для них это ненужная роскошь.

5. В протестантизме служба ведется на национальных языках. В ней доминируют совместное выполнение псалмов и чтение Библии с комментированием.

6. Из семи христианских таинств протестанты признают только два: крещение и причастие. Кальвинисты пошли дальше - они признают таинство только крещение.

8. Пастор избирается из самых добродетельных и образованных прихожан.

Начало XVI века в Европе - эпоха радикального перелома в европейской культуре, время, когда закладывается матрица ее развития на многие века вперед. Это время резких контрастов: благородной духовности - и рядом с ней сожжения на кострах еретиков; захвата античным наследием - и судебных процессов над «ведьмами»; благочестивых диспутов - и инквизиционных пыток. Но все эти, казалось бы, несовместимые элементы, персонажи, идейные течения, вливаясь в общий поток социального развития, формируют мировоззрение, провешивают наступления новой, буржуазной эры.

В такой ситуации католическая церковь выступает в защиту идеалов Средневековья, подтвердив характеристику, дал папству английский философ Томас Гоббс: «Привод умершей Римской империи, сидит в короне на ее гробу».

На начало XVI в. антицерковные движения достигли апогея. их социальная база была очень красочной: политические деятели и правители, стремившихся к независимости от Рима; торгаши и промышленники, страдали от взяток и феодальной раздробленности; обедневшие аристократы и рыцарство, которое видело в католической церкви конкурента в обмане подчиненных; деятели науки, сопротивлялись церковным догмам; крестьянство и городские низы, что на них давила вся социальная пирамида...

Для того, чтобы эти общественные силы выступили вместе, необходима была единственная идея, способная их сплотить, какая-то общая программа. ее возникновении связано с событиями, о которых речь пойдет.

31 октября 1517 в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил на воротах своего собора тезисы, в которых выступал против практики продаж: т. Н. индульгенций - свидетельств об отпущении грехов. Индульгенция как папская грамота отпускала как уже совершенные грехи, так и те, которые могут быть совершены в будущем; выдавалась за деньги или особые заслуги перед церковью.

Выступление Лютера не был в полной неожиданностью. Ведь Виттенбергского священник еще в 1512 начал публиковать взгляды, лишь частично совпадали с официальной католической доктриной. Например, он склонен был противопоставлять взглядам таких церковных авторитетов, как Альберт и Фома Аквинский, взгляды Августина на свободе воли и другие теологические проблемы. В 1517 для Лютера поводом выступления стала циничная деятельность папского уполномоченного Иоганна Тетцеля, что с помощью индульгенций собирал средства на строительство собора Св. Петра в Риме. Тетцель утверждал, что уже в тот момент, когда уплаченная за индульгенцию монета дзенькне о дно блюда для денег, душа грешника перелетает из ада или чистилища прямо в рай.

Основным в тезисах было опровержение теории и практики продажи индульгенций. Здесь еще отсутствует учение протестантизма в полном объеме, а по вопросам, связанным с папской властью, Виттенбергского священник высказывается очень осторожно. «Я был один, - писал позже Лютер, - и только по неосторожности был вовлечен в это дело... Я не только уступал отцу во многих важных догмах, но и от всей души обожал его, так как кто такой был я? ничтожный монах, похожий скорее на мертвеца, чем на живое существо ».

Рим ответил угрозой отлучения и физической расправы. Уже в следующем году Лютер получает приказ явиться в Рим, но благодаря поддержке саксонского курфюрста Фридриха III сумел уклониться от поездки. Долгое время он просто прятался. В 1520 Лютер получает папскую буллу, отлучала его от церкви, и публично сжигает ее. Это был вызов не только католикам, но и римской власти. Лютер позволил себе этот вызов, потому что имел мощную поддержку народных масс, бюргерства, даже аристократов и чиновников.

Критику Лютера вызвала и католическая идея о небесном представительство церкви. Между человеком и Богом, утверждал он, не должно быть посредников: Бог дает спасение по собственной воле, а не под давлением просьб грешника. Судьба человека определяется не церковью, а милостью Божьей; своими силами достичь спасения невозможно. Спасение достигается только через безоговорочную веру в жертву Христа. Учение о «личном» веру как единственную и достаточное условие спасения составляет фундамент протестантской догматики и является предпосылкой переосмысления традиционного католического учения. Личная вера, что несет спасение, не может быть следствием благочестия верующего. Она возникает под действием Святого духа, вдохновляет человека на мысль о определенность ее спасения. В «Малом катехизисе» Лютер писал: «уверен, что не своей силой и умом могу верить во Христа, хозяина, или прийти к нему, но Дух Святой призвал меня через Евангелие, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» .

Вследствие таких взглядов протестантизм коренным образом изменил представление о месте и роли религии в человеческой жизни. Священной признавалась вся повседневная деятельность, церковная регламентация жизни ликвидировалась. Важно не то, что делает человек, а то, как она осознает свой долг перед Богом, не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек перед собой ставит.

Личная вера, по Лютеру, делает человека свободным "внутренне". Поэтому лозунг любви к ближнему приравнивается к службе ближнему. Человек не должен вроде монаха бежать от мира. Протестантизм выдвигает особое этику - этику мотивов.

Если в католичестве и православии верующий надеется достичь спасения, в протестантизме он, наоборот, должен верить в то, что его уже спасены. Тем самым человек чувствует себя внутренне свободной, получает возможность служения Богу.

Наряду с бюргерской активизировалась и народная реформация, что в ней значительной фигурой был Томас Мюнцер, который начинал свою деятельность как последователь Лютера. Значение Мюнцера прежде всего в том, что он воплотил эсхатологической языке народное ощущение мира. Мюнцер разделял убеждения в «оправдании верой», но земное предназначение человека он трактовал прежде всего как борьбу избранных Богом ревнителей, которые призваны установить на земле новый порядок, в котором не будет зла. Его взгляды активизировали анабаптистов (название происходит от греческого слова, которое означает «перекрещенные» - из-за принятого в них крещение взрослыми; требовали уничтожения частной собственности введения общего имущества). Анабаптисты представляли в Реформации народные низы. Против них выступали умеренные представители реформационного движения. В общем надо отметить, что разнообразие реформационных течений начала неоднородный характер протестантизма как религиозного направления. Этому способствовало также то, что, переходя из страны в страну, протестантизм приобретал этнических и национальных особенностей, впитывая многообразие обычаев, традиций, психологии различных народов.

Следующий этап Реформации связан с учением Кальвина, который воспринял протестантские идеи уже устоявшимися (он был на 26 лет моложе Лютера). Его книга «Наставления в христианской вере» стала энциклопедией протестантизма. По мнению Кальвина, структуры церкви и светской власти должны быть независимыми. Свою модель Кальвин реализовал на практике, превратив Женеву на некое город - монастырь, преодолев власть прокатолических кругов и установив деспотический порядок. Граждане должны были обязательно посещать богослужения, контролировались книги, которые завозили в город и в нем выдавали. Регламентировалось все: как одеваться, что есть, даже какое имя дать малышу. Строгому запрету подлежали концерты, танцевальные вечеринки, другие развлечения. Члене городского магистрата посещали дома граждан с целью контроля их мыслей и образа жизни.

Особой формы приобрела Реформация в Англии, где в середине XVI в. королевской властью был утвержден компромиссную англиканскую церковь. Отрицая папскую власть, учение о чистилище и «запас» добрых дел церкви, монашество и др., Англиканская церковь одновременно сохранила учение о церкви как непременную промежуточной в спасении, разделение на клир и приход, епископальный устройство и церковную иерархию.

Усиление английской буржуазии стимулировало пуританское движение (название происходит от «purus» - «чистый»). Пуритане призвали к дальнейшему освобождение церкви от папизма, особенно за признание ее независимости от светской власти. На правом фланге пуритан находились кальвинисты (в данном случае они именовались пресвитерианами), которые признавали право власти королевы контролировать церковь, поддерживать ее финансовое благополучие, преследовать еретиков и др. Более радикальные круги, так называемые индепенденты (т.е. независимые, это группировка возглавлял лидер английской буржуазной революции Оливер Кромвель) настаивали на полной самостоятельности религиозных группировок, выдвигали идею церкви как «сообщества видимых святых», отрицали крещение детей.

Становление протестантских группировок вызвало волну католического сопротивления, вошел в историю как Контрреформация. Апогеем Контрреформации стала т. Н. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 - жестокое истребление протестантов, охватившего всю Францию и отмечалось неслыханной жестокостью.

Преследование протестантов становятся причиной их массовой эмиграции, в первую очередь к православным стран. Таким образом в конце XVIII в. появляются в Украине первые поселения меннонитов - представителей одной из старейших протестантских церквей, которые отделились от анабаптистов (см. выше). В течение века на Украине возникают многочисленные поселения пятидесятников, баптистов, евангельских христиан (евангелистов), адвентистов, «свидетелей Иеговы» и др. (подробнее об этом аспекте религиозной жизни нашей страны пойдет речь в следующей теме).

Католики и протестанты, их нетерпимость по отношению друг к другу.

В отличие от преступлений инквизиции, крайне мало свидетельств сохранилось о варварских преследованиях протестантов в Голландии, которые имели место в то же самое время. Филипп II Испанский был католиком-фанатиком, который решил искоренить протестантство в Нидерландах, уничтожив сторонников ненавистной религии - то есть, все население. Задача невероятная, но он приступил к ее выполнению с такой же решимостью, какую позже проявил Гитлер в проведении "окончательного решения" - плана массового уничтожения евреев.
В первые годы правления Филиппа II были замучены и сожжены десятки тысяч голландских протестантов. Но только в 1567 году, когда он назначил герцога Альбу "усмирить" Нидерланды, его "окончательное решение" стало стремительно набирать ход. Герцогу необходимо было уничтожить три миллиона человек: еще одна почти невыполнимая задача, если вспомнить, что все происходило задолго до появления газовых камер и атомных бомб. Но он использовал свои таланты наилучшим (или наихудшим?) образом.
Когда герцог Альба в конце концов покинул Нидерланды, он, по его подсчетам, лично отдал приказ о казни 18 600 человек - рекорд для своего времени.
Однако бесчинства Филиппа II в Голландии привели к его падению. Королева Англии Елизавета выступила против абсолютного господства испанцев над Нидерландами и поддерживала восстание. Поэтому в 1588 году Филипп послал против нее "Непобедимую Армаду". ПОражение испанского флота подорвало власть испанцев в Европе. В Голландии весть о поражении Армады приветствовали даже с большей радостью, чем в Англии - и по всей Европе протестанты ликовали по поводу падения "зверствующих" испанцев.
Но Елизавета сама оставила мрачный след в истории геноцида и религиозного фанатизма. Именно она решила, что ирландцы представляют угрозу езопасности английского народа и послала войска "утихомирить" их. В течение следующего столетия ирландцев уничтожали в больших количествах - например, 2000 человек погили при осаде Дроэды в 1649 году. Ирландские католики, в свою очередь, уничтожали тысячи протестантов - главным образом, английские семьи, присланные для заселения Северной Ирландии. Не что иное, как массовая резня протестантов (число жертв колелется от 300 000 до 400 000) в 1649 году заставила Кромвеля "наказать" ирландцев в 1649-м. Сейчас, спустя более трех столетий, убийства протестантов католиками и католиков протестантами продолжаются и нет никаких признаков затухания религиозной нетерпимости.


+ дополнительный материал: