Воистину верующие братья. которые войдут в Рай

Хвала Аллаху, Который отправил Своего Посланника с верным руководством и Религией Истины для того, чтобы она превзошла все остальные религии, и Аллах — лучший тому свидетель. Мы свидетельствуем о чистом Единобожии и говорим, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, и свидетельствуем, что Мухаммад — Его раб и посланник, мир ему и благословение Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

О люди, будьте богобоязненны и благодарите Всевышнего за Его дар, который заключается в том, что Он направил к вам самого лучшего из посланников и ниспослал вам лучшую из Небесных Книг, установил для вас самый совершенный и идеальный Закон. Он доволен тем, что вы исповедуете религию Ислам, которую довёл до вас Его Посланник Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) после того, как на Земле продолжительное время не было пророков. Через Своего Посланника Всевышний повел человечество самым прямым путем, указал нам ясную дорогу, обязал нас быть покорными Ему. Он дал нам знания и развеял невежество, даровал нам прозрение, облагоразумил нас и спас от заблуждений, открыл слепые глаза, глухие уши и закрытые сердца. Призыв Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Религия распространились повсюду, где светит солнце, где день сменяет ночь. Уйдя из жизни, он оставил свою общину (умму) на прямом и ясном пути, с которого не собьётся никто, кроме тех, кто обречён на погибель. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

لَقَدْ مَنَّ اللّهُ عَلَى الْمُؤمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْ أَنفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُواْ مِن قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُّبِينٍ

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (Коран, 3: 164).

До Ислама люди пребывали в явном заблуждении, их убеждения были ошибочными, они поклонялись идолам, деревьям, огню, ангелам и святым. При этом они говорили:

مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى

«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (Коран, 39: 3).

Таково было положение идолопоклонников, как среди арабов, так и среди других народов. Но не меньше их в своем заблуждении находились и обладатели Писания: иудеи и христиане. Они исказили религию пророков, а священников и монахов взяли себе за господ, помимо Аллаха. Так же они сделали и с Мессией, сыном Марии, возвысив его сверх меры. В таком же заблуждении люди находились и в том, что касается политики и общественной жизни, особенно арабы. Они жили в непрерывных войнах, кровопролитных сражениях и бессмысленных битвах. Люди заблуждались в том, что связано с экономикой и заработком средств для существования. Они занимались ростовщичеством (риба), промышляли грабежом, воровали, ели мертвечину и не гнушались кровью, посвящали часть своего скота и плодов идолам и лжебогам. Доходило даже до того, что некоторые из них совершали ритуальное убийство своих детей, дабы угодить идолам. Они убивали своих дочерей, боясь позора. Таким было положение людей на Земле до прихода Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как об этом говорится в хадисе:

إن الله نظر إلى أهل الأرض فمقتهم عربهم و عجمهم، إلا بقايا من أهل الكتاب

«Аллах посмотрел на обитателей Земли и возненавидел их, арабов и не арабов, кроме оставшихся обладателей Писания» т.е. кроме ничтожно малого количества людей, которые продолжали держаться того, что принес пророк Иса (мир ему).

После той темной эпохи, когда люди забыли что такое Истина, на Земле, наконец, воссиял свет великого пророчества, которое нес посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Человечество крайне нуждалось в этом свете после того, как долгое время нога пророка не ступала на землю, а заблуждения распространились и умножились. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил людей и уничтожил невежество, показал прямой путь и спас от заблуждений. Посредством него Аллах дал людям то, в чём они так нуждались, возвеличил их и вывел из унижения, увеличил покорную общину после того, как они были в подавляющем меньшинстве. Всевышний сказал:

وَاذْكُرُواْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на Земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны» (Коран, 8: 26).

По милости Аллаха Ислам объединил разрозненные сердца и враждующие племена, в этой Религии они стали единой общиной и братьями, любящими друг друга, несмотря на различие их наций и удаленность их городов. Всевышний сказал:

وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا

«Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (Коран, 3: 103).

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Воистину, верующие – братья» (Коран, 49: 10).

فَإِنَّ حَسْبَكَ اللّهُ هُوَ الَّذِيَ أَيَّدَكَ بِنَصْرِهِ وَبِالْمُؤْمِنِينَ * وَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ لَوْ أَنفَقْتَ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً مَّا أَلَّفَتْ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ وَلَكِنَّ اللّهَ أَلَّفَ بَيْنَهُمْ إِنَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

«…тебе достаточно Аллаха. Он поддержал тебя Своей помощью и верующими. Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на Земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он – Могущественный, Мудрый» (Коран, 8: 62-63).

Да! Аллах объединил верующих Религией, которая намного прочнее родственных отношений, можно сказать больше: узы родства ничего не стоят, если между родственниками нарушена связь Религии.

Всевышний сказал:

لَا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний День, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Коран, 58: 22).

Истинной связью, которая объединяет разобщённых и примиряет врагов, являются слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Эти слова делают исламское общество подобным единому телу, подобным строению, одна часть которого укрепляет другую, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

مثل المسلمين في توادهم و تراحمهم و تعاطفهم كمثل الجسد الواحد إذا اشتكى منه عضو تداعى له سائر الجسد بالسهر و الحمى

«В своей любви, милости и сострадании друг к другу верующие подобны одному телу, если один из его органов страдает, то все остальное тело отвечает ему бессонницей и лихорадкой».

Более того, религия Ислам связывает между собой обитателей Небес и Земли. В Священном Коране говорится:

الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (Коран, 40: 7).

وَالْمَلَائِكَةُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِمَن فِي الْأَرْضِ أَلَا إِنَّ اللَّهَ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Ангелы прославляют хвалой своего Господа и просят прощения для тех, кто на Земле» (Коран, 42: 5).

Тот же, кто призывает объединить общество, используя как связующий фактор что-то, помимо Ислама, например: национализм или племенную сплоченность, то такой человек в действительности не объединяет людей, а наоборот, разобщает их. Люди, призывающие к национализму, апеллируют лозунгами эпохи невежества, о непричастности к которым объявил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

ليس منا من ضرب الخدود و شق الجيوب و دعا بدعوى الجاهلية

«Не имеют к нам отношения те, кто бьет себя по щекам и разрывает ворот [причитая по умершим], и те, кто призывает к лозунгам эпохи невежества».

Также в одном из хадисов говорится:

من تعزى عليكم بعزاء الجاهلية فأعضوه بهن أبيه و لاتكنوا

«Кто начнет бахвалиться перед вами своим происхождением, как бахвалились люди в эпоху невежества, то скажите ему, чтобы он схватился зубами за член своего отца, и не делайте намеков».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел поступать так, чтобы показать своё пренебрежение и неуважение к таким людям, потому что они призывают к мерзкому.

Сообщается, что в одном из военных походов произошла перепалка между мухаджиром и ансаром. Мухаджир закричал: «О мухаджиры, на помощь!», ансар закричал: «О ансары, на помощь!» Это услышал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:

ما بال دعوى الجاهلية، ثم قال: دعوها فإنها منتنة

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел оставить этот призыв и сообщил нам, что он имеет мерзкий запах, а Аллах запретил нам всё мерзкое. Воистину, одним из самых омерзительных лозунгов является призыв к национализму и классовой неприязни, в особенности, если цель этих лозунгов заключается в разобщении мусульман и нарушении связи исламского братства. Именно этого сегодня хотят достигнуть пропагандисты национализма. Но Аллах (Велик Он и Славен) разъяснил нам, что мудрость, по которой Он создал сынов Адама народами и племенами, заключается в том, чтобы они узнавали друг друга, а не для того, что бы они впадали в фанатизм, национализм и гордились друг перед другом клановым превосходством. Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (Коран, 49: 13).

Аллах сделал это, чтобы люди отличали друг друга, чтобы каждый знал свой род, свою принадлежность и происхождение. Не для того созданы народы и племена, чтобы хвалиться своими родословными и возвышать свой род над другими. Все люди ведут свою родословную от глины, от Адама и Хавы, и все они в этом равны. Единственное, в чем одни из них превосходят других — это уровень Имана (Веры) и богобоязненности, ведь Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

«Воистину, самый благородный из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный» (Коран, 49: 13).

О рабы Аллаха! Посредством этой Религии Аллах сплотил сердца, объединил народы, сделав их единой уммой (общиной), которая стала величайшей силой на Земле, под ногами которой рассыпались троны кесарей и цезарей. Эта община стерла с лица земли две самые могущественные империи: Персидскую и Византийскую. Воистину, как в наше время, так и в любую другую эпоху, Ислам способен вернуть этой Умме величие и могущество, если сама Умма вернется к Исламу и будет крепко держаться его законов. Аллах в Коране сказал:

وَلِلَّهِ الْعِزَّةُ وَلِرَسُولِهِ وَلِلْمُؤْمِنِينَ

«Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим» (Коран, 63: 8).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن تَنصُرُوا اللَّهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ

«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (Коран, 47: 7).

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на Земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (Коран, 24: 55).

Исламская религия – это путь к спасению, как в этой мире, так и в Следующем. В этом мире она охраняет кровь и имущество людей, обеспечивает им стабильность и безопасность, наделяет их могуществом и объединяет мусульман, дает им власть, управление и счастье на этой Земле. В Следующем Мире Ислам спасает людей от адского пламени и мучительного наказания и является причиной входа в благодатный Рай. Эта Религия спасает человека от бедствий и всего, что представляет для него опасность. Без Ислама нет спасения и счастья в Следующей Жизни, лишь одни убытки и бесконечное горе.

Поэтому мы просим Аллаха дать нам крепость в этой Религии и стойкость вплоть до того Дня, как мы встретим Его, воистину, Он близок к нам и отвечает на наши мольбы.

О люди! Будьте богобоязненны и держитесь за Ислам, который Аллах сделал для нас дорогой в Сады Рая. Сегодня очень многие из тех, которые относят себя к Исламу на словах и удовлетворяются лишь этим, не подтверждают свое отношение к этой Религии делами и убеждениями и не живут по законам Шариата. Многие из них далеки от Ислама, они придерживаются взглядов доисламских язычников, поклоняются могилам, ищут близости к ним всевозможными способами, совершая различные виды поклонения, так же, как это делали многобожники, которые поклонялись богиням аль-Лят, аль-Уззе и Манат. Эти люди сделали из наставников суфийских орденов богов, помимо Аллаха, которые устанавливают для них в Религии то, на что Аллах не давал им никакого позволения. Эти горе-учителя побуждают своих последователей соблюдать выдуманные обеты, поминать Аллаха незаконными способами, чтить мавлиды, памятные даты и участвовать в собраниях, на которых рассказывается всякий вздор, сказки, содержащие в себе многобожие. Некоторые люди лживо и безосновательно причисляют себя к роду Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), желая тем самым обольстить невежд и добиться их уважения, чтобы они искали у них благословение и следовали за ними в заблуждении и лжи. Но даже если их родословная действительно возводится к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то это еще ничего им не дает и не спасает их от наказания Аллаха, если только они не будут идти прямым путем Истины, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

من بطأ به عمله لم يسرع به نسبه

«Кто отягощен своими [грешными] делами, тому ничем не поможет его родословная».

Примером служит Абу Ляхаб, родной дядя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по отцовской линии, его родство ничем не помогло, потому что он исповедовал религию многобожников, и Аллах сказал о нём:

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул» (Коран, 111: 1), и до конца суры.

Некоторые люди, относящие себя к Исламу, выносят свои решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, устанавливают вымышленные законы и судят по ним вместо того, чтобы делать так, как велит Шариат. Всевышний Аллах сказал:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُواْ إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُواْ أَن يَكْفُرُواْ بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيدًا

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к идолу (тагуту), хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» (Коран, 4: 60).

Есть и такие, кто, называя себя мусульманами, не боятся нарушать запреты этой Религии, занимаются ростовщичеством (риба), обманывают, лгут и подло хитрят, в то время как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من غشنا فليس منا

«Кто обманывает нас, тот не имеет к нам отношения».

Также он говорил:

المسلم أخ المسلم لا يظلمه و لا يخذله و لا يكذبه و لا يحقره

«Мусульманин — брат мусульманину, он не обманывает его, не чинит несправедливости, не оставляет его без поддержки, не относится к нему пренебрежительно».

Причисляя себя к последователям Ислама, эти люди берут из Религии только то, что совпадает с их желаниями, а то, что противоречит им, они отвергают. О таких людях Всевышний Аллах сказал:

كُلَّمَا جَاءهُمْ رَسُولٌ بِمَا لاَ تَهْوَى أَنْفُسُهُمْ فَرِيقًا كَذَّبُواْ وَفَرِيقًا يَقْتُلُونَ

«Каждый раз, когда посланники приносили им то, что им было не по душе, они нарекали лжецами одних и убивали других» (Коран, 5: 70).

وَإِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُم مُّعْرِضُونَ * وَإِن يَكُن لَّهُمُ الْحَقُّ يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَ

«Когда их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, часть из них отворачивается. Будь они правы, они покорно явились бы к нему» (Коран, 24: 48-49).

Бойтесь Аллаха, держитесь за свою Религию во всём, что вам нравится и что не нравится, ведь в неприятном порой бывает больше пользы для человека, чем в том, что он любит. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Коран, 2: 216).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يؤمن أحدكم حتى يكون هواه تبعا لما جئت به

«Никто из вас не уверует, пока его желания не подчинятся Закону, с которым я пришел».

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Его посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

  • Иисус сын Марии.
  • «Ля иляха илля-ЛЛах»
  • Джахилия / Эпоха невежества (Джахилийя) – доисламская эпоха, время до начала пророческой миссии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
  • Под лозунгами эпохи невежества подразумевается призыв к национальной нетерпимости, клановому превосходству и попиранию достоинства других народов.
  • Имеется в виду, когда человек не просто вспоминает или перечисляет своих предков, а когда этим он желает возвыситься над другими людьми и принизить их.
  • Т.е. скажите это именно так и не придумывайте других, более мягких выражений с подобным смыслом. «Как же скверно сравнение, приводимое в отношении людей, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Коран 62: 5).
  • Мухаджиры – так называют сподвижников, которые переселились в Медину, преимущественно из Мекки, с целью сохранения своей Религии.
  • Ансары – так называют коренных жителей Медины, которые приняли Ислам, приняли у себя пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда он переселился в Медину, и поддержали его Религию.
  • Мавлиды — специальные собрания, посвященные памяти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) или праздники, проводимые в честь дня его рождения или по другому поводу. Мавлиды никогда не проводились во времена первых мусульман, нововведение мавлидов появилось только через триста лет после смерти пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Аллах в Коране велит верующим сплотиться, любить и защищать друг друга как братья, прощать и быть милосердными друг к другу, избегать разобщения и раскола. По Корану сплочение Мусульман обязательно. В аятах Корана говорится следующее:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (Сура «Аль Имран», 3: 103).

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (Сура «Худжурат», 49: 10).

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (Сура «Анфаль», 8: 46).

«Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать так (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (Сура «Анфаль», 8: 73).

«Которые мстят, когда против них поступают несправедливо» (Сура «Шура», 42: 39).

«Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (Сура «Сафф», 61: 4).

Здесь отведено место лишь нескольким аятам, в которых мусульмане призываются к сплочению. Как становится ясно из этих аятов Корана, в целом, мусульмане обязаны:
. держаться вместе;
. относиться друг к другу как братья, с любовью и милосердием;
. не препираться и не сеять раздор между собой;
. быть друг к другу друзьями и помощниками;
. защищать друг друга при любых обстоятельствах;
. советоваться друг с другом;
. обязаны встать рядами, словно прочно укрепленная стена и вести научную борьбу против неверия.

Не поступать так, а именно:
. не сплачиваться, а разобщаться;
. не проявлять к братьям-мусульманам любви и милосердия;
. не прощать и не защищать братьев-мусульман;
. не становиться рядами с мусульманами, словно неприступная стена, в научной борьбе против неверия и невежества.

Полная разобщенность мусульман во всем мире и отсутствие такого явления как Исламское Единство являются основополагающими проблемами в обществе на сегодняшний день. При условии существования полного согласия и единства мы не столкнемся ни с одной современной проблемой, а если и столкнемся, то решим ее в более короткие сроки, чем предполагалось.
Сосуществование в мире Ислама различных цивилизаций, традиций и понятий естественно. Важно уметь обеспечивать солидарность в этом множестве различных верований. Разнообразие взглядов и мнений - это обычное явление, которое встречается в каждом обществе. Мораль Ислама требует, чтобы мусульмане не забывали о том, что они братья, несмотря на это разнообразие. Все мусульмане - братья, к какой бы расе, языку, земле, религиозной школе они не относились. Поэтому разнообразие внутри Исламского мира должно расцениваться как его достояние, а не как причина противостояния и разобщения, приводящих к раздорам между мусульманами, отвлекающих их от основных вопросов и препятствующих им в принятии мер, необходимых для решения неотложных и важных проблем. Главными критериями связей между мусульманами являются не раса, этническое происхождение, язык, материальное состояние или статус человека, с которым они контактируют, а его вера и мораль.

Любовь между искренне верующими людьми основывается на богобоязненности человека, его глубокой любви к нашему Создателю, его праведных делах, прекрасном поведении. Если кто-то всеми своими делами доказывает, что посвящает свою жизнь Аллаху, прекрасно ведет себя, ежесекундно думая лишь о том, чтобы заслужить одобрение и милость Аллаха, верующие будут испытывать к этому человеку любовь и уважение. Они не станут оценивать цвет его кожи, национальность, материальные возможности. Все это не будет положительно или отрицательно сказываться на их любви к нему. Такие же критерии должны быть заложены в отношениях между мусульманскими сообществами. Связь между двумя мусульманскими сообществами должна поддерживаться так, как это велено в Коране.

Мусульмане при встрече с ситуациями, препятствующими их сплоченной деятельности, должны задуматься о следующих вопросах:
- Настолько ли велика значимость этой темы или проблемы, чтобы жертвовать за нее Исламским Единством?
-Является ли эта проблема непреодолимой?
- Стоит ли сеять раздор между собой и другим мусульманским обществом вместо того, чтобы общими усилиями вести идейную борьбу против атеистических идеологий?
Каждый, кто ответит на эти вопросы, обратившись к своей совести, поймет, что лучше избегать нескончаемых разногласий и сохранять этот союз между мусульманами, опирающийся на предписания Корана.
Исламский мир должен прекратить разобщение, вспомнить о том, что все Мусульмане - братья, и своей прекрасной нравственностью, дарованной этим духовным братством, стать примером для всего мира. Братство верующих - это милость и дар Аллаха. Искренние Мусульмане должны восхвалять нашего Создателя за этот дар и не забывать веление Аллаха: - «Не разделяйтесь».

В нашей жизни часто бывают случаи, когда мы наносим обиду, причиняем боль, портим отношения. Порой из-за каких-то недоразумений, из-за неудачной шутки или не поняв шутку, мы ругаемся, стараемся в ответ задеть ещё больнее.

Шайтан подталкивает нас портить отношения с людьми, находиться с братьями по вере в конфликте, не разговаривать с ними, не здороваться. Сделать первый шаг к примирению очень тяжело. Потому каждая сторона конфликта зачастую ждёт этого шага от другой стороны, ведь никто не хочет постоянно конфликтовать.

Поэтому Всевышний Аллах предписал нам выступать в роли миротворцев, примирителей. Всевышний Аллах в Коране сказал:

﴿ إِنَّمَا المُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴾ الحجرات:10

«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев (улаживайте же отношения между вашими братьями) ». (сура Аль-Худжурат, аят 10)

Улаживание отношений между участниками спора считается более ценным видом поклонения Всевышнему, чем совершение желательных намазов, потому что тем самым мы связываем родственные узы, укрепляем наше общество, избавляем людей от взаимной вражды и ненависти. Примиряя людей, мы способствуем очищению их сердец от чувства вражды, ненависти. Избавляя всех людей от ненависти друг к другу, мы делаем из них здоровых членов общества. Абу Дарда передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (ألا أخبركم بأفضل من درجة الصيام والصلاة والصدقة؟ قالوا: بلى، قال: إصلاح ذات البين، وفساد ذات البين الحالقة) رواه أبو داود وصحح ابن حبان

«Не рассказать ли вам о том, что выше по степени, чем соблюдение поста, совершение намазов и раздачи милостыни? » Сподвижники ответили: «Да, конечно, расскажи». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал : «Примирение между сторонами, так как воистину, разлад их отношений «сбривает» благие деяния » (Абу Дауд и Ибн Хиббан, хадис достоверный).

Также от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится:

«Это сбривание. Я не говорю – сбривание волос, но сбривание религии ». (Абу Дауд, Тирмизи).

Из-за важности улаживания отношений Всевышний Аллах разрешил примиряющим то, что запретил остальным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ليس الكذاب الذي يصلح بين الناس فَيَنْمِي خيرا أو يقول خيرا متفق عليه

«Не является отъявленным лжецом тот, кто лжёт, стараясь примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое » (Бухари и Муслим).

Ложь сама по себе является мерзким грехом, и существует множество хадисов, запрещающих лгать. Однако для примирения людей Всевышний разрешил прибегнуть ко лжи, которая будет во благо. Например, сказать одной из сторон конфликта, что другая сторона говорит о них только хорошее, или сказать, что они просят примирения, даже если это на самом деле не так. Или же, если одна из сторон оскорбила в присутствии примиряющего другую сторону, отрицать это, сказать, что оскорбления не было. То есть подобного рода обман допускается ради примирения.

Порой для примиряющего запретно говорить правду, если эта правда приводит к усугублению конфликта. Если он расскажет то, что об одних людях говорят другие, то он становится сплетником, даже если это правда. Разносить сплетни считается большим грехом, и сплетник не войдёт в Рай, как сказано в хадисе.

Примирение конфликтующих сторон имеет большое значение для общества, и многие даже не задумываются о такой деятельности. Некоторые считают, что лучше не вмешиваться в чужие конфликты, даже если легко могут уладить его. В большинстве случаев сами конфликтующие хотят помириться, но из-за гордости или гнева не могут это сделать. Поэтому наиболее мудрые люди с обеих сторон должны взять инициативу на себя и сделать шаг к примирению ради довольства Всевышнего Аллаха. Тот, кто примиряет людей ради Аллаха и ради пользы для общества, получает великую награду от Аллаха.

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ Транслит "Inn amā A l-Mu"uminū na "Ikh watun Fa"aşliĥū Bayna "Akh awaykum ۚ Wa A ttaqū A l-Laha La`allakum Turĥamū na Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. Поистине, верующие – братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе – Вере]. Так улаживайте же (отношения) (даже уже) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах) , – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха) . Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [[Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Они же передали хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти. Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти. Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины. Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴿ «Воистину верующие - братья», - т.е. все они - братья по вере. Посланник Аллаха сказал: « الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَ يَظْلِمُهُ وَلَ يُسْلِمُه » «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи». [Фатх аль – Бари 5 / 116]

В «Сахихе» Муслима также сообщается: « وَاللهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيه » «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, до тех пор, пока раб будет помогать своему брату».[Муслим 4 / 2074] А также: « إِذَا دَعَا الْمُسْلِمُ لَِخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلِه » «Когда мусульманин обращается с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел говорит: ‘‘Амин (Да будет так) ! И тебе, то же!’’». [«Сахих» Муслим 2732-2733, Абу Дауд 1534]

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и присетствует!) также сказал: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَر «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Муслим 4 / 1999]

В «Сахихе» также сообщается, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبنُْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا » «Поистине (в отношениях друг с другом) верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и, (сказав это) , он переплел между собой пальцы.[Сахих» Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, Ахмад 4/4050] Есть множество хадисов на эту тему.

Затем Аллах сказал: ﴾ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴿ «Посему примиряйте братьев» - т.е. две враждующие группы, ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ﴿ «и бойтесь Аллаха» - т.е. во всех ваших делах, ﴾ لَعَلَّكُمْ ترُْحَمُونَ ﴿ «быть может, вы будете помилованы». Это - обещание Всевышнего, оказать милость тем, кто остерегается Его (наказания) .

– это джамаат, община последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Община крепнет, когда все верующие достойно относятся друг к другу, любят друг друга, уважают, помогают и делятся знаниями. Дружба ради довольства Аллаха, вот что отличает искренне верующего человека от других. Объединённые сердца не ограничиваются пребыванием только этой жизнью, но и переходят вместе в вечность.

Для мусульманина друг – это человек, спутник, с которым можно вместе идти по истинному пути Ислама. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), какой из спутников лучший. Он ответил: «Тот, вид которого напоминает об Аллахе, речь которого увеличивает ваши добрые поступки, и дела которого напоминают о вечной жизни на том свете».

Есть много хадисов и аятов, объясняющих важность и пользу дружбы между мусульманами. Приведём некоторые из них.

Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9: 71).

Аллах указывает на главные обязанности друзей – побуждать к выполнению обязательств перед Всевышним.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Это означает, что не следует брать себе в друзья людей далёких от Ислама, людей развратных и грешных. Мусульманину должен быть в кругу своих единоверцев, пребывать с праведными и достойными рабами Аллаха.

Зачастую люди остаются одинокими, никто с ними не дружит, и они начинают думать, что весь мир на них озлобился. На самом деле всё зависит от человека. Как он относится к людям, так и они к нему. Мир — это зеркало, отражающее нас самих.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу». Этот хадис передали Ахмад (2/167), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (115), ат-Тирмизи (1944), Ибн Хиббан (518, 519).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда двое любят друг друга ради Аллаха, более достойным из них всегда является тот, кто больше любит своего товарища”» . Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (544), Ибн Хиббан (566), аль-Хаким (4/171)

Высказывания ученых и сахабов

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

О джамаате

Временами в жизни каждого человека бывают моменты, когда его вера нестабильна. Что помогает в подобной ситуации? Поддержка других мусульман, хороший джамаат и руководство, которое невозможно иметь в одиночку.

Исламский социум основывался не на простом партнёрстве, а на любви и дружбе всех верующих.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Этот хадис передали аль-Бухари (6026) и Муслим (2585).

Ислам – это дорога, по которой не обязательно идти одному, особенно учитывая, что наша религия так высоко ценит дружбу и товарищество. Богобоязненный джамаат сподвигает человека на благие дела, что является прямым путём в Рай.