Истина в философии и науке. Диалектика истины

270. Конвенционализм понимает истину как...

Соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

2) соответствие знания объективной реальности

3) непротиворечие, самосогласование знание

4) знание, полезное для человека

271. У сторонников истиной считается все, что полезно

Прагматизма

2) марксизма

3) неотомизма экзистенциализма

4) прагматизм считает истиной...

272. Очевидные и достоверные факты соответствие знаний об объекте самому объекту

1) общезначимость коллективных представлений

Знание, ведущее к успешному действию

273. Согласно классической позиции истина есть теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

1) то, что признается таковым большинством

Соответствие знаний объективной реальности

274. Окончательное знание определенных аспектов действительности - это

2) гипотеза

3) относительная истина

Абсолютная истина

275. Главным критерием истины для диалектического материализма является..

1) чувственные переживания

2) логические построения

Практика

4) самоочевидность и достоверность

276. Преувеличение значения абсолютной истины есть

1) гностицизм

2) агностицизм

Догматизм

4) скептицизм

277. Современная диалектико материалистическая трактовка истины предполагает, что

абсолютной истины не существует,

Истина есть процесс

2) Истина всегда субъективна,

Истина неразрывно связана с предметночувственной деятельностью, практикой

4) в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

278. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как..

Ложь.

2) объяснение.

3) заблуждение.

4) фантазия.

279. 3нание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется...

1) заблуждением

2) Достоверным

3) ошибочным

Гипотетическим

280. К формам практики как критерия истины не относится...



1) идеология

2) Общественное производство

3) Социально политическая деятельность

4) научноэксперементальная деятельность

281. Противоположность истины является....

2) сомнение

Заблуждение

282. Относительная и абсолютная истины это...

1) лишь разные уровни, или формы, истины тождественные понятия

2) формы субъективной истины

Исключаюшие друг друга моменты процесса познания

283. Каждая относительная истина...

Содержит в себе долю абсолютной

2) является препятствием на пути у абсолютной истине

3) тождественна абсолютной истине

4) не имеет никакого отношения к абсолютной

284. И относительная, и абсолютная истина.

Полное, исчерпывающее представление о предмете

2) имеют объективный характер

3) со временем могут быть пересмотрены

4) имеют субъективный характер

285. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии...

1) абсолютность» Заблуждение»

2) конкретность » абстрактность»

286. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции...

1) Объективного идеализма

2) материализма

3) Субъективного идеализма

4) прагматизма

287. С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

Истина это знание подтвержденное мифами

2) истина - это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

Истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

4) истина - это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

288. С диалектической точки зрения

1) истина есть единство объективного и субъективного

2) Существуют всеобщие абсолютные истины

3) истина всегда относительная

Истина есть единство

5) относительного и абсолютного

6) истина абсолютна, а заблуждения относительны

289. К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

1) невозможность достигнуть истины

2) Ошибки отдельных ученых

3) многоаспектность объекта познания

Процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением

Предположений и гипотез

6) несовершенство методов познания

Особенности научного познания

290. К функциям науки не относится

1) эстетическая

2) Объяснительная

3) познавательная

4) Прогностическая

291. Информация, распространяемая антропологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию.

1) научному

2) квазинауному

3) паранаучному

4) донаучному

Псевдонаучным знанием называется в философии

1) протознание, которое в будущем станет наукой знание, спекулирующее на совокупности популярных теорий

Знание, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

3) знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

292. Искусство во всякого рода производстве называлось в античности

1) мышлением

Техникой

3) религией Опытом

293. К существу научной революции не относится..

1) создание новых исследовательских программ

2) построение новых теоретических концепций

Исследование истории предмета

294. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание...

1) волюнтаризм

Сциентизм

3) нигилизм

4) антисциентизм

295. Научно технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает. .

1) догматизм

2) либерализм

Антисциетизм

4) сциентизм

296. Наука выступает в качестве

1) формы культуры, способной объяснить все, что угодно

Духовнопрактической деятельности, направленной на познание сущности законов объективного мира

3) совокупности взглядов на мир и место человека в мире

Совокупности знаний накопленных человеком

297. Отличительными признаками научного знания считают: систематизированность, доказательность, а также..,

Проверяемость

2) вечность

3) истинность

4) личностный характер

298. Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:

1) серьёзность намерения учёного

2) научно исследовательский институт

3) точная фиксация фактов

S: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» – это высказывание…

+: Г.В. Ф. Гегеля

S: Укажите правильную формулировку трёх законов диалектики в философском учении Гегеля:

+: закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей

S: Укажите формулировку категорического императива И. Канта:

+: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом»

S: Представители классической немецкой философии -…

+: К.Маркс, Ф. Энгельс

S: Антропологическим материализмом называют учение, которое создал…

+: Л. Фейербах

S: Гуманисты эпохи Возрождения -…

+: Николай Кузанский, Николай Коперник

S: Представитель рационализма в философии Нового времени -…

+: Р. Декарт

Западная философия XIX-XXI вв.

S: Марксистская философия – это…

+: диалектический и исторический материализм

S: О. Конт и Г. Спенсер – представители…

+: позитивизма

S: У истоков учения о ноосфере в начале ХХ века стояли...

+: В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден

S: Проблема значения «пограничных ситуаций» в достижении человеком подлинного существования разрабатывалась в философском учении ХХ века -...

+: экзистенциализм

S: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей – представители…

+: «философии жизни»

S: Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает…

+: существование

S: Представители неопозитивизма -…

+: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

S: Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук -…

+: позитивизм

S: Учение об архетипах (коллективном бессознательном) создал…

+: В. К. Юнг

S: Укажите суть материалистического понимания истории в марксизме:

+: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим

S: Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше –…

+: «воля к власти»

S: Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них…

+: утверждается необходимость замены категории «бытие» на понятие «жизнь»

S: В логическом позитивизме утверждается, что…

+: философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности

S: Теория истолкования текстов -…

+: герменевтика

S: Один из основоположников диалектико-материалистического учения, автор теории общественно-экономических формаций -…

+: К. Маркс

Русская философия

S: В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея…

+: всеединства

S: Представителями русского космизма были…

+: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский

S: «Славянофилы» 40-х гг. XIX века…

+: в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания

S: Представители русского космизма -…

+: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров

S: Представители славянофильского учения в России XIX в. -…

+: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский

S: Русские религиозные философы XX в. -….

+: С. Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков

S: Произведение П. Я. Чаадаева, положившее начало дискуссии западников и славянофилов называется...

+: «Философские письма»

S: Теория культурно-исторических типов была разработана…

+: Н.Я. Данилевским

S: Наиболее характерной чертой русской философии является…

+: обостренное внимание к проблемам этики, смысла человеческой жизни

S: Основоположник русского марксизма -…

+: Г.В. Плеханов

Предмет и функции философии

S: В отличие от математики и естествознания, философское познание выступает как…

+:универсальное теоретическое познание, способность интеллекта к сверхопытному постижению реальности

S: Термин «философ» впервые употребил…

+: греческий математик и мыслитель Пифагор

S: Любовь к мудрости – это перевод с греческого языка термина…

+: философия

S: К вечным проблемам человеческого бытия НЕ относятся проблемы…

+: глобализации

S: Интегративная функция философии заключается в том, что она…

+: сводит знания, доставляемые различными дисциплинами, в единую целостную научную картину мира

S: Способность философии опережать научные открытия отражается в ### функции/

+: прогностической

Онтология

S: Основная проблема, решавшаяся философами Милетской школы в Древней Греции - …

+: проблема первоначала мира

S: Основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого, -…

+: субстанция

S: Онтология – это…

+: учение о бытии, о его фундаментальных принципах

S: Первоосновой мира в философии Гегеля является…

+: Абсолютная Идея

S: Укажите тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

+: «начало всех вещей - вода»

S: Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма, -…

+: индивидуальное бытие человека

S: Продолжите следующее определение: всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность, называется…

+: внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует

S: Укажите трактовку природной формы бытия в философии:

+: материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т.п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем

S: Основоположники марксизма под бытием понимали…

: некое духовное начало

S: Основополагающая часть метафизики - онтология – означает…

+: учение о предельных, фундаментальных основах бытия

S: Укажите наиболее распространённую точку зрения на то, что такое бытие:

S: Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…

+: материей

S: В марксизме материя трактуется как…

+: объективная реальность

S: Материя есть первоисточник бытия, утверждает…

+: материализм

+: материя

S: Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, -…

+: пространство

S: В диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается…

+: механизм развития

S: Философское понятие, которым обозначается способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем в процессе взаимодействия с ними, -…

+: отражение

S: Учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, -…

+: дуализм

+: материя

S: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея…

+: сложной системной организации материи

S: Развивая диалектическое представление о мире, марксизм рассматривает материю как…

+: бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира, существующее только в многообразии конкретных объектов, через них, но не наряду с ними

S: Укажите понятие материи в материализме:

S: Основное свойство движения материи -…

+: движение есть изменение вообще, способ существования материи

S: Способ существовании материи -…

+: движение в пространстве и времени

S: Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано …

+: диалектическим материализмом

S: В древнегреческой философии движение, любое изменение понималось как иллюзия чувственного мира в учении…

+: Парменида

S: Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному -…

+: регресс

S: Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени – это…

+: движение

S: Высшая форма движения материи – это…

+: социальное движение

S: Постепенные изменения в обществе и природе -…

+: эволюция

S: Социальная форма движения материи не может быть осуществлена без…

+: сознания - общественного и индивидуального, которое встроено в общественную

S: Форма движения материи, не указанная в классификации, предложенной Ф.Энгельсом -…

+: кибернетическое

S: Движение как способ существования материи – это…

+: изменение вообще

Пространство-время

S: Форма бытия материи, характеризующая протяжённость, структурность любых материальных систем, обозначается понятием…

+: пространство

S: Совокупность отношений, выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность – это…

S: Пространство и время есть врожденные, доопытные формы чувственности. Так считал…

S: Последовательность состояний отражает категория…

+: времени

+: пространство

S: Укажите сущность реляционной концепции пространства и времени:

+: пространство и время зависят от материальных процессов и выражают взаимоотношения реальных объектов

S: Не является свойством времени…

-: необратимость

S: Не является свойством пространства…

+: хаотичность

S: Социальное время и социальное пространство имеют сложную структуру, которая выражается в том, что…

+: они формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать

S: Социальное пространство-время вписано в пространство биосферы и космоса и имеет свою специфику. Укажите её:

+: формируется благодаря деятельности людей и несёт на себе печать социальных

S: Социальное время есть мера изменчивости общественных процессов. Это выражается в том, что…

+: на разных этапах развития общества время имело свои характеристики: замедленное - на ранних, нацеленное на будущее, как бы уплотнено и ускорено – на более поздних

S: Связь между движущейся материей, пространством и временем выявила…

+: теория относительности

+: весь мир структурно организован, то есть все части и элементы определённым образом расположены друг относительно друга

S: Укажите свойство, которое не является характеристикой пространства:

+: свойство постоянной изменчивости

S: Пространство и время понимались как самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, от движущихся тел, от материи в целом в рамках концепции, получившей название…

+: реляционная

S: Концепция, трактующая пространство и время как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами -…

+: реляционная

S: Философское понимание времени заключается в том, что время…

+: время – это форма существования материи

S: Укажите характеристику пространства как философской категории:

+: для пространства как формы бытия материи, присущи такие свойства как

Методология

S: Мысленное или реальное расчленение объекта на элементы – это…

S: Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое – это…

S: Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория…

+: сущности

S: Наиболее общие фундаментальные понятия -это…

S: Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется…

+: атрибутом

S: Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает…

+: дуализм

S: Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает…

+: плюрализм

S: Теория самоорганизации сложных систем именуется…

+: синергетика

S: Закон «отрицания отрицания» объясняет, …

+: в какой форме осуществляется развитие

S: Синергетика изучает…

+: закономерности самоорганизации в открытых неравновесных системах

S: Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, а также способность к гибкому, разностороннему, многогранному подходу к одним и тем же явлениям формирует…

+: диалектика

S: Неотъемлемые свойства, без которых немыслимо существование какого-либо предмета, называются в философии…

+: атрибутами

S: Концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоположных тенденций, созданная в XX веке бельгийским учёным И.Пригожиным называется, …

+: синергетика

Диалектика

+: явление

+: случайное

+: следствие

+: действительное

+: единичное

6: Закон диалектики, раскрывающий источники самодвижения и развития мира -…

7: Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития…

+: закон перехода количественных изменений в качественные

8: Ключевым моментом диалектической концепции является принцип…

+: противоречия

+: количество

10: Не является законом диалектики -…

+: закон о взаимопереплетении причин и следствий

11: Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется…

+: законом

12: Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется…

+: диалектика

13: Закон – это…

+: объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между

явлениями

14: Закон «взаимоперехода количества в качество» показывает, …

+: каков механизм развития

15: Ядром диалектики является…

+: закон единства и борьбы противоположностей

16: Целостной характеристикой «вещей» как систем с определённой структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами», является…

+: качество

17: Относительную устойчивость системы в определённом промежутке времени при сохранении основных признаков, характеристик, обеспечивающих её жизнедеятельность и существование, отражает категория…

+: качество или качественная определённость

18: Единственным критерием скачка в диалектике, независимо от скорости его протекания (интенсивной, постепенной, взрывной), служит…

+: качественное изменение предмета, процесса, явления

19: Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое в результате превышения меры осуществляется…

+: скачком

20: Диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, называется…

21: Определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов, называется…

+: качеством

22: Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием…

+: качество

23: Предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование -…

+: возможность

24: Однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой вполне определённое явление-следствие, называется…

+: необходимостью

25: Синергетика – это междисциплинарная область знания, ориентированная на…

+: поиск эволюции и самоорганизации открытых неравновесных нелинейных систем

26: Стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга, являются…

+: диалектическими противоположностями

27: Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют…

+: законами

28: Проблема всеобщей обусловленности явлений им процессов в мире обозначается понятием…

+: детерминизм

29: Закон единства и борьбы противоположностей выражает…

+: сущность процесса развития, его источник

30: Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно показывает…

+: механизм процесса развития

31: Диалектико-материалистическое понимание общественной жизни характеризуется…

+: утверждением, что общество развивается по тем же законам, что и природа

Диалектико материалистическая концепции истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине, Понятие объективной истины выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме в силу того, что всегда является знанием субъекта - конкретною человека, научною сообщества и т. д. Под объективной истиной диалектический материализм понимает то содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, сознание человека являясь высшей формой отражения, независимо от воли субъекта принципиально способно более или менее достоверно отображать объективный мир. Под абсолютной истиной диалектический материализм понимает, с одной стороны, знание: которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, с другой стороны, полное, исчерпывающее знание об объекте. Понятия абсолютной и относительной истины представляют истину как процесс, как движение через относительные истины к абсолютному, но фактически достижимому идеалу исчерпывающего знания объекта. Д

Если конечной и опосредованной целью познания является прак­тика, то непосредственная его цель - истина. На всех своих этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью - заблуждением, которое является постоянным и необходимым ее спутником.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Заблуждения затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть объективно необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях - и связанной с этим передачи заведомо ложого знания - дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида и любой сфере: ошибки логические, фактические, ошибки в вычислениях, в политике, в повседневной жизни и т.п.

Те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: (Либо «сходят со сцены» (как, например, учение о «вечном днигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, истина - это правильное отражение действительности.


Основных свойства, признаки истины:

Объективность - первый и исходный признак истины, который означает, что истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного:

а) абсолютная истина (томнее, абсолютное в истине) понимается, во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «все люди смертны.);

б) относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Истина всегда конкретна - это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые, познание должно учесть как можно точнее.

Итак, - и это необходимо подчеркнуть особо - объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с. этими своими характерными признаками (свойствами).

Изучение вопроса об истине и заблуждении будет незавершенным без рассмотрения проблемы критерия истины т.е. того, каким образом можно отграничить истину от заблуждения. В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектико-материалистической философии.

В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания, а также в целостном историческом развитии. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.

Среди критериев истинности знания назывались всеобщность необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

В основе марксистско-ленинской теории познания лежит при знание объективного существования материального мира и его отражения в человеческом сознании.

Но если мир существует объективно, вне нас и независимо от нас, то и его верное отражение в сознании, то есть наши истинные знания о предметах, явлениях реального мира, по своему содержанию также объективны, независимы от воли и сознания людей. Ведь мыслить человек может только о предметах, явлениях или их элементах, реально существующих. А это значит, что в наших мыслях содержится очень много того, что зависит не от нас, а от самих предметов, о которых мы мыслим.

В. И. Ленин говорил, что объективная истина - это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от сознания и воли людей и соответствует отражаемым предметам, явлениям материального мира. Объективная истина есть правильное отраже ние объективной действительности в человеческих представлениях, понятиях, идеях и теориях.

Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней, писал К. Маркс. Поэтому наши ощущения, представления, понятия, поскольку они возникли благодаря воздействию материальных предметов на наши органы чувств, не являются плодом пустой фантазии, носящей исключительно субъективный характер. Они в своем содержании имеют такие стороны, моменты, которые отражают предметы, явления материального мира. Но поскольку наши мысли представляют собой предметы, «пересаженные в человеческую голову и преобразованные в ней», они содержат в себе нечто такое, что привнесено в них сознанием человека, то есть элементы, моменты субъективного. Наличие элементов субъективного в мыслях объяс няется тем, что познание объективного мира есть всегда челове ческое познание. Отсюда следует, что глубина и достоверность отражения материального мира в сознании в известной мере зависят от познающего, от уровня его развития, от наличия у него опыта и знаний, от личных способностей исследователя.

Ощущения, представления, понятия, говорил В. И. Ленин, это субъективные образы объективных предметов материального мира. Эти образы нельзя назвать ни абсолютно тождественными с пред метами, которые они отражают, ни абсолютно отличными от них.

В связи с этим возникает вопрос: дает ли объективная истина полные, исчерпывающие знания о предмете, или в ней содержится неполное, приблизительное знание о нем? Правильно отвечает на этот вопрос марксистско-ленинское учение об абсолютной и отно сительной истине.

Абсолютная истина - это такая объективная истина, которая содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предметов, явлений материального мира. В силу этого абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Познавая предметы, явления, закономерности объективного мира, человек не может постичь абсолютную истину сразу целиком, окончательно, а овладевает ею постепенно. Движение к абсолютной истине совершается через бесчисленное множество относительных истин, то есть таких поня тий, положений, теорий, которые в основном верно отражают явления объективной действительности, но в процессе развития науки и общественной практики непрерывно уточняются, конкретизируются, углубляются; они составляют момент, сторону, сту пень на пути к овладению абсолютной истиной.

Абсолютная истина, писал В. И. Ленин, «складывается из сум мы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раз двигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» 1 .

Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И это вполне понятно. Объективный мир находится в непре рывном процессе движения и развития. На любой ступени этого развития мысль человека не в состоянии охватить все многообразие сторон вечно развивающейся действительности, а способна отра зить мир лишь частично, относительно, в границах, обусловленных развитием науки и общественной практики.

Это, однако, не значит, что абсолютная истина представляет собой какой-то заведомо недосягаемый идеал, к которому человек может только стремиться, но никогда его не достигнет. Между

абсолютной и относительной истинами не существует пропасти, непроходимой грани; своей стороной абсолютная истина входит в каждую объективную истину, в каждое подлинно научное положение, в каждую научно обоснованную теорию. Но объек тивная истина содержит в себе моменты и относительности, не полноты.

В работе «Материализм и эмпириокритицизм», обобщая марк систское учение о соотношении абсолютной и относительной исти ны, В. И. Ленин писал: «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы приближе ния наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безуслов но существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы по двинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализари на в каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что каждое такое открытие есть шаг вперед «безусловно объективного познания». Одним словом, исторически ус ловна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» 1 .

Существо марксистско-ленинского учения об абсолютной и от носительной истине в том и состоит, что оно рассматривает относи тельную истину как момент, этап, ступень познания абсолютной истины. Поэтому всякая подлинно научная истина представляет собой в одно и то же время и абсолютную истину, поскольку она в основном правильно отражает определенную сторону объективного мира, и относительную истину, поскольку она отражает эту сторону объективной действительности неполно, приблизительно.

Диалектико-материалистическая трактовка абсолютной и отно сительной истины имеет важное значение для борьбы против релятивизма (от лат. ге1а1гуиз - относительный), который не признает объективности научных знаний, преувеличивает их относительность, подрывает веру в познавательные способности мышления и в конечном счете ведет к отрицанию возможности познания мира.

Но борьба против релятивизма не означает отрицания вообще относительного характера той или иной истины. В. И. Ленин ре шительно подчеркивает, что материалистическая диалектика признает относительность наших знаний, но не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к абсолютной истине.

Марксистско-ленинское учение об истине направлено не только против релятивизма, но и против догматиков, считающих, что наши знания состоят из «вечных» и неизменных истин. Оно решительно отвергает метафизический взгляд на истину как на собрание закон ченных, неизменных положений, которые остается только заучить и применять во всех случаях жизни. Подчеркивая огромное значение, которое имеют в процессе познания законы, понятия, общие теоретические положения и т. п., диалектический материализм вместе с тем отмечает, что их нельзя абсолютизировать. Даже такие общие положения, истинность которых доказана и проверена прак тикой, нельзя применять к частным случаям формально, без учета конкретных условий данного явления.

Поскольку мир находится в состоянии непрерывного измене ния, развития, обновления, то и наши знания о нем »е могут быть абстрактными, неизменными, пригодными на все времена и для всех случаев жизни. Человеческое познание представляет собой непрерывный процесс уточнения старых и раскрытия новых, ранее неизвестных сторон объективного мира. Чтобы отражать непрерыв ное развитие действительности, наши знания должны быть гибкими, подвижными, изменчивыми. Новое, зарождающееся очень часто не укладывается в рамках старых, привычных понятий и представлений. В старые истины нужно непрерывно вносить измене ния, уточнения, отражающие новые закономерности, которые не сет в себе рождающееся, новое.

ИСТИНА - соответствие между человеческим знанием и предметом его. Диалектический материализм понимает истину как исторический процесс отражения вечно развивающейся действительности человеческим сознанием.

Материализм и идеализм различаются не только по решению вопроса о том, что является изначальным - дух или природа, - но также и по второй стороне основного философского вопроса: могут ли наши представления и понятия быть верными отражениями действительности.

Диалектический материализм рассматривает познание как исторически развивающийся процесс все более глубокого и полного постижения законов развития природы и общества, все более и более верного отражения действительности. Агностицизм отрицает возможность познания объективного мира. Агностики утверждают, что нам всегда даны лишь наши субъективные переживания и поэтому невозможно определить существует или нет внешний мир.

Субъективные идеалисты отождествляют объективную действительность со своим сознанием.

Объективный идеализм считает подлинной действительностью понятие разума. С его точки зрения, не понятие отражает действительность, а «внешняя реальность отвечает своему понятию».

Проблема истины в истории философии. Проблема истины и ее критерия всегда была одним из важнейших вопросов философии. Первые греческие философы-материалисты еще не сознавали всей сложности проблемы истины и считали, что истина дается непосредственно восприятием и размышлением. Но и они уже понимали, что сущность и видимость вещей не всегда совпадают. Так, Демокрит (см.) пишет: «по видимости сладкое, горькое, теплое, холодное, цвета; в действительности же - атомы и пустое пространство». Софисты во главе с Протагором (см.) выдвинули учение о субъективности истины. Объективная истина ими поэтому отрицалась. По определению Протагора, «человек есть мера всех вещей». Противниками крайнего субъективизма софистов выступили Сократ и Платон (см.). Но, отражая интересы уходивших с исторической сцены аристократических групп, Сократ и Платон пошли по пути идеалистического решения проблемы познания. Человек, по мнению Сократа, «должен смотреть в себя, чтобы знать, что есть истина». По мнению объективного идеалиста Платона, постижение истины осуществляется лишь через мышление, очищенное от «плевел» чувственного восприятия.

Сама истина понимается как абсолют, достижимый благодаря тому, что мысль легко постигает то, что ею же самой произведено, т. е. вечный и неизменный мир идей. Критерий истины состоит в ясности и отчетливости наших мыслительных понятий.

Аристотель (см.), колебавшийся между материализмом и идеализмом, острее идеалистов понимал проблему отношения знания к внешнему миру. Его натурфилософия близка материализму, и в ней он фактически стремится к научному познанию истины. Аристотель дал широкую критику платоновского учения oб идеях, но в решении проблемы истины все же оказался весьма близок Платону. Предметом истинного знания для Аристотеля может быть только необходимое и неизменное и познается истина через мышление.

Развивающийся в условиях разложения греко-римской культуры скептицизм (Секст Эмпирик во 2-3 вв. хр. э.) подорвал авторитет научного мышления и тем облегчил крепнувшей церкви ее классовую задачу - укрепление авторитета веры и откровения.

Средневековая философия учила, что бог есть единственная и вечная истина, для постижения которой должно углубиться в себя, ибо подлинная истина дается не во внешнем опыте, а через откровение. В эпоху начинающегося упадка феодализма, в 13 в., появляется учение о двойственной истине, признававшее независимость научной и философской истины от религиозной. Некоторое положение может быть верно с точки зрения философии и ложно с точки зрения религии, теологии, и наоборот. Это учение выражало стремление вырваться из пут безграничного авторитета поповщины, но не осмеливалось еще открыто опровергать религиозные истины.

Материализм нового времени в борьбе со схоластикой выдвигает естествознание как единственную подлинную науку. Бэкон (см.) признает чувства, а не откровение, непогрешимым источником знания. Единственно правильным путем для раскрытия истины, т. е. действительных законов природы, Бэкон считает опыт. Бэкон указывает, что для раскрытия истины люди должны преодолеть массу предрассудков и заблуждений. Но Бэкон понимает истину метафизически, только как абсолютную истину. Локк (см.), дав глубокую критику теории врожденных идей и обосновывая опытное происхождение человеческого знания, однако стоит на дуалистической позиции в решении проблемы познания. Познание истины происходит, по Локку, как через согласование наших чувственных переживаний или идей, так и в результате внутренней деятельности души или рефлексии. Отсюда Локк приходил к признанию божественного откровения через откровение божества. Противоречия и непоследовательность Локка расчистили почву для субъективного идеализма Беркли (см.) и скептицизма Юма (см.).

Юм считает, что «сознанию даны только восприятия и ему ничего не может быть известно из опыта относительно связи этих восприятий с внешними объектами». Соответствие между ходом явлений в природе и последовательностью наших представлений возможно только благодаря привычке, управляющей всем нашим знанием и всеми нашими действиями. Таким образом ни о каком объективном, истинном научном знании не может быть и речи. Истина, по мнению Юма, непостижима ни рационалистическим, ни сенсуалистическим путем.

Проблема истины составляет центральное ядро философии Канта (см.) . Философия Канта ставила своей задачей исследовать, в какой степени мышление способно вообще доставлять нам познание истины. Считая чувственное знание недостоверным, Кант утверждает, что истинным является только априорное знание, не зависящее от опыта. Математика является для Канта образцом безусловно достоверного знания, приобретенного независимо от какого-либо опыта.

Признавая существование объективной реальности «вещи в себе», Кант в то же время считает ее непознаваемой. Разум является законодателем только в области явлений, и его законы не имеют никакого отношения к «вещам в себе». Объективным знанием является для Канта не знание, соответствующее объекту, а общезначимое знание, делающееся объективным благодаря неизменному единству (апперцепция) нормального человеческого сознания. Критерий истины для Канта лежит «во всеобщих и необходимых правилах рассудка», и «то, что противоречит им, есть ложь, так как рассудок при этом противоречит общим правилам мышления, т. е. самому себе». Объявив мир вещей вне нас хоть и существующим, но навсегда принципиально непознаваемым, Кант по существу не вышел из пределов субъективизма в решении проблемы истины. Знание не выходит за пределы явлений и зависит целиком от познающего субъекта.

Ленин говорит: «Конечный, преходящий, относительный, условный характер человеческого познания (его категорий, причинности и т. д. и т. д.) Кант принял за субъективизм , а не за диалектику идеи (=самой природы), оторвав познание от объекта» («Философские тетради», стр. 198). Кант сам признается, что он «ограничил область знания, чтобы дать место вере».

Против крайнего субъективизма критической философии Канта выступил с системой абсолютного объективного идеализма Гегель. Гегель поставил своей задачей не отбросить содержание конкретного реального мира, подобно Канту, а вобрать это содержание в свою систему, не вынести внешний мир за пределы познания, а сделать его объектом познания.

Он подверг уничтожающей критике кантовский анализ способности познания до и независимо от процесса познания; он сравнивал эту установку с попыткой научиться плавать, не входя в воду. Познавательные способности человека раскрываются во всей истории познания, а «настоящая форма истины может быть лишь научной системой ее». В отличие от всей предшествовавшей метафизической философии, понимавшей истину как нечто законченное, раз навсегда данное, как данную, готовую, отчеканенную монету, Гегель впервые рассматривает истину как процесс. В «Феноменологии духа» он рассматривает историю познания, развивающуюся и поднимающуюся от низших ступеней (чувственная достоверность) до высшей философии абсолютного идеализма. Гегель вплотную подходит (но лишь подходит) к пониманию, что путь к истине лежит через практическую, целесообразную деятельность человека. Всю прошлую философскую мысль Гегель впервые рассматривает не как «галерею заблуждений», а как последовательные ступени познания истины. Гегель пишет: «Лишь единство противоположностей есть истина. В каждом суждении есть истина и ложь».

Энгельс оценивает гегелевское учение об истине так: «Истина, которую должна была познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; для него истина заключалась в самом процессе познавания, в длинном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на высшие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, - найдя так называемую абсолютную истину, - уже не могла бы пойти дальше» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 637).

Но Гегель был идеалистом и считал сущностью вещей объективную мысль. Мышление находит, по его мнению, в предмете то содержание, которое оно само же произвело и познало. Поэтому проблема истины разрешается Гегелем очень просто, как нечто само собой разумеющееся: наш разум познает лишь разумное содержание природы и через него приходит к абсолютному знанию. Маркс говорит, что истина для Гегеля - «автомат , который сам себя доказывает» (Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 102). И хотя Гегель впервые рассматривал истину как процесс, однако идеализм привел его к признанию, что процесс может завершиться и абсолютная истина может быть познана. Гегель сам и заявил, что абсолютная истина дана в его - Гегеля - философии. Критерием истины для Гегеля является деятельность разума. Мышление само по себе дает одобрение и признает предмет соответствующим ему.

Решение проблемы истины диалектическим материализмом. Исходя из признания объективной реальности вне нас находящегося мира и отражения его в нашем сознании, диалектический материализм признает объективную истину, т. е. наличие в человеческих представлениях и понятиях такого содержания, «которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 100). Ленин разоблачает реакционный, антинаучный характер всяких теорий, отрицающих объективную истину. Махизм, подменяющий понятие «объективный» понятием «общезначимый», стирает различие между наукой и поповщиной, ибо религия до сих пор «общезначима» в большей степени, чем наука. Для материалиста же лишь наука способна давать объективную истину. Ленин пишет, что «всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 111).

В понимании объективной и абсолютной истины диалектический материализм коренным образом расходится с механическим. Механический, метафизический материализм также признает существование объективной истины, являющейся отражением в нашем сознании внешнего мира. Но он не понимает исторического характера истины. Для метафизического материалиста это отражение может быть либо абсолютно правильным, либо абсолютно же ошибочным, ложным. Объективная истина следовательно может быть познана целиком и без остатка. Относительная и абсолютная истина таким образом отрываются друг от друга.

Диалектический материализм исходит из того, что отражение материального мира в нашем сознании носит относительный, условный, исторически ограниченный характер. Но эту относительность человеческого познания диалектический материализм не сводит к субъективизму и релятивизму. Ленин подчеркивает, что материалистическая диалектика Маркса и Энгельса включает в себя релятивизм, но не сводится к нему. Она признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине. Ленин писал, что человеческие понятия субъективны в своей абстрактности, оторванности, но объективны в «целом, в процессе, в итоге, в тенденции, в источнике».

Энгельс вел беспощадную борьбу с признанием метафизических вечных истин [Дюринг (см.) и др.]. Но он отнюдь не отрицал абсолютной истины. Энгельс четко поставил вопрос о том, могут ли продукты человеческого познания обладать суверенной значимостью и претендовать на безусловную истинность, и дал на него столь же четкий ответ. «Человеческое мышление, - пишет он, - существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей… суверенность мышления осуществляется в ряде крайне несуверенно мыслящих людей… В этом смысле человеческое мышление столь же суверенно, как и несуверенно… Оно суверенно и неограниченно по своим задаткам, по своему назначению, по своим возможностям, по своей исторической конечной цели; но оно несуверенно и ограниченно по отдельному осуществлению, по данной в то или иное время действительности» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 86 и 87).

Такое же диалектическое понимание проблемы истины развертывает Ленин. «Для диалектического материализма, - говорит он, - не существует непереходной грани между относительной и абсолютной истиной… исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 111). Таким образом, абсолютность объективной истины выражается вовсе не в том, что истина достигает конечной вершины познания и окончательной полноты, за пределами которой уже ничего непоказанного не остается. Абсолютна истина именно потому, что она не имеет предела (постоянно развивается, переходя с одной ступени развития познания на новую, более высокую). Эти ступени развития абсолютной истины и представляют собой относительные истины. Наши знания лишь приблизительно верны, ибо дальнейшее развитие науки покажет их ограниченность, необходимость установления новых законов на место ранее формулированных. Но всякая относительная истина, хотя и неполно, но отражает объективную действительность. И в этом смысле каждая относительная истина заключает в себе абсолютную истину. Именно это дает возможность руководствоваться данной истиной в практике, хотя она и недостаточно полна.

Решение проблемы истины диалектическим материализмом не имеет ничего общего с релятивистской и агностической установкой в этих вопросах. Релятивизм (см.) относительность истины истолковывает субъективистски, в духе агностицизма. По его утверждению, мы не можем познать истину в ее объективном значении. Так, махисты, отрицая вообще возможность выйти за пределы наших ощущений и познать объективный мир, логически приходят к отрицанию объективной и абсолютной истины. Всякая истина, с их точки зрения, субъективна и относительна. Говорить об отражении в истине объективной действительности не приходится уже потому, что никакой объективной действительности не существует, или, по крайней мере, мы ее не можем познать. Следовательно все истины субъективны и равноправны. В области политики релятивизм представляет собой методологию беспринципного оппортунизма и двурушничества.

Агностицизм принципиально отрицает возможность познания объективной истины, кладет предел человеческому познанию, ограничивая его изучением лишь сферы собственных ощущений и отрицая возможность выхода за их пределы.

Диалектический же материализм хотя и утверждает относительность всякой конкретной истины, хотя и отрицает возможность исчерпания познания материи, но не кладет предела человеческому познанию, а, наоборот, обосновывает и доказывает его безграничные возможности.

Н. Овандер.

Конкретность истины. Истинность должна быть отличаема от формальной правильности. Ленин указывал, что возможно такое отражение, которое, схватывая некоторые стороны отображаемого, все же не является верным отражением, не является истиной. Известны ленинские слова «формально правильно, а по существу издевательство». Истинность, в противопоставлении формальной правильности, обозначает вскрытие всей глубины действительности. Истинное познание обеспечено только в том случае, когда изучаемое явление взято во всем его конкретном многообразии, во всех его «связях и опосредствованиях». На этом основании Ленин определяет сущность диалектического познания как развертывание всей совокупности моментов действительности. Только такое конкретное познание противостоит формально-правильному познанию, произвольно подбирающему те или иные факты или примеры для защиты любого положения и тем прямо извращающему действительность.

Конечно мы никогда не можем исчерпать всей совокупности фактов, но, как говорит Ленин, «требование всесторонности предостерегает нас от ошибок и омертвения». Поэтому истина является всегда конкретной истиной, отражающей явление в его специфичности, обусловленной данными конкретными условиями места и времени.

Ленин формулировал требование конкретного мышления как одно из основных требований диалектического материализма и жестоко критиковал за абстрактно-формальный подход к разрешению важнейших вопросов революционной борьбы пролетариата Р. Люксембург, Плеханова, Каутского и др.

В естествознании, так же как и в общественных науках, истина конкретна. Попытки трактовать самые простые утверждения вроде «2×2=4» в качестве «вечных» истин обнаруживают только пошлость утверждающих это, ибо они выдают за нечто развивающее науку то, что на самом деле очень скудно и плоско по своему содержанию. Сама природа, развиваясь, изменяется, и это не может не отразиться на фактических данных естествознания и на законах, формулируемых им.

Практика как критерий истины. Философская мысль до Маркса тщетно билась над решением проблемы истины между прочим потому, что она рассматривала познание вне практики, вне деятельности исторического человека, преследующего свои цели и активно воздействующего на окружающую природу для изменения ее в своих интересах. Материалистическая диалектика кладет практику, понимаемую прежде всего в ее общественно-историческом содержании, в основу своей теории познания. Практика является и источником познания и критерием истинности его. Если действия, совершаемые на основании той или иной теории, оказываются успешными, то тем самым подтверждается объективная верность отображения действительности в этой теории. Практика проверяет глубину и верность отображения действительности в знании.

В буржуазной философии также встречаются иногда указания на роль практики как критерия истины. Но понимание практики буржуазией коренным образом отличается от марксистско-ленинского. Практика понимается, во-первых, как субъективная, а не общественная и не историческая, во-вторых, как узкий вульгарный практицизм и делячество. Например, буржуазный прагматизм (см.) отождествляет истину с практикой, понимаемой как деятельность отдельного человека. В деятельности же человека прагматисты считают основным удовлетворение его эстетических, физических и др. потребностей. Истинным, с их точки зрения, является то суждение, которое «мне выгодно», которое «работает на нас». Исходя из этого субъективно-идеалистического толкования практики, прагматисты и религиозные переживания считают «выгодными» и, следовательно, истинными. Большая же часть буржуазных философских течений ищет критерий истины в самом процессе мышления. Для Канта критерием истины является всеобщность и необходимость суждений, для Богданова - общезначимость истины, для современных сторонников формальной математической логики (Рессель и др.) - логическое дедуцирование понятий одного из другого на основе математических законов.

Марксизм-ленинизм рассматривает общественно-историческую практику как нечто объективное, независимое от сознания отдельной личности, хотя полностью признает активную роль воли и сознания отдельных лиц и групп. В общественно-исторической практике классов достигается возможность проверить, насколько сознание отдельных людей или целого класса отражает действительность, познание какого класса способно дать отражение с наибольшей для данного уровня развития общества полнотой и правильностью отражения и познание какого класса на это неспособно. Ленин подчеркивает значение практики в процессе познания, как звена, ведущего от субъективной идеи к объективной истине, являющегося переходом первой во вторую, и изображает развитие истины в процессе исторического развития природы и общества следующим образом: «Жизнь рождает мозг. В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений (о практике), человек приходит к объективной истине».

Партийность истины. Поскольку познание истины связано с общественной, производственной практикой, постольку истина является классовой и партийной. Буржуазная философия трактует партийность как узкую, ограниченную точку зрения, неспособную подняться над групповыми интересами до общечеловеческой истины. Объективная истина является беспартийной и аполитичной. На этой же точке зрения стоят все лидеры 2-го Интернационала, также отрицающие классовость и партийность истины.

Диалектический материализм показывает, что только классовая партийная точка зрения пролетариата может последовательно и правильно отражать объективную истину, ибо только пролетариат, которому принадлежит будущее, заинтересован в наиболее правильном и глубоком изучении закономерностей объективного развития природы и общества. Буржуазия же в период всеобщего кризиса капитализма становится заинтересованной в искажении действительных отношений между классами, что приводит ее к неспособности правильно отражать всю объективную действительность. Буржуазная наука была способна отражать объективную истину в тот период, когда буржуазия была революционным и прогрессивным классом, хотя даже тогда она была неспособна дать такое глубокое и правильное отражение истины, которое может дать пролетарская наука. Современная же буржуазия открыто отказывается от большинства научных тенденций, содержавшихся (хотя зачастую в мистифицированной форме) в классической буржуазной философии и науке, и становится на путь откровенной поддержки поповщины. Это не значит, что буржуазная наука уже не в состоянии производить те или иные открытия, изобретения, верно определять те или иные фактические данные. Но в объяснении этих фактов, в философской основе, подводимой под это объяснение, т. е. именно в том, что определяет собой подлинную научность исследования, буржуазия обнаруживает свое бессилие и враждебность объективной истине.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. V, М.-Л., 1929; Маркс о Фейербахе, там же, т. IV, М., 1933; Энгельс Ф., «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», там же, том XIV, М.-Л., 1931; Ленин В. И., Сочинения, 3 изд., т. XIII («Материализм и эмпириокритицизм»), т. III («Развитие капитализма в России», предисловие ко второму изданию), т. XXVI («О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого», «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках Троцкого и Бухарина»), т. XVII («О праве наций на самоопределение»); его же, Философские тетради, [Л.], 1934; Сталин И., Вопросы ленинизма, 10 изд., [М.], 1935.

Г. Татулов

БСЭ 1-е изд., 1935, т. 29, к. 637-644