Символика буддийской мандалы. Мандала в буддизме Во спасение человека

«Мандала - это внутренняя цельность,

которая стремится к гармонии

и не терпит самообмана».

Наверняка многие из вас слышали это слово. Но что же такое мандала, какова её история, значение, какая она бывает, чем может быть вам полезна? Попробуем разобраться в данной статье.

Мандала – это сложная геометрическая структура, символизирующая миропорядок , то есть, по сути, это не что иное, как модель Вселенной. Этот символ пришёл в мир из восточных религиозных практик (буддизм, индуизм), где был сакральным изображением мира божеств. Само слово в переводе с санскрита обозначает «круг», «диск», «центр».

Именно круг чаще всего лежит в основе изображения Mandal. Её внешний круг символизирует Вселенную, в него вписан квадрат, а внутри квадрата – ещё один круг — мир божеств. Этот круг обычно разделен на сегменты или изображен в форме цветка, чаще всего – лотоса.

Такова основная структура мандалы , но вариантов её изображения может быть множество. Она может быть плоской и объёмной, нарисованной на песке (или с помощью цветного песка) и вышитой на ткани, вырезанной из металла или из специально окрашенного масла. Обычно её используют в ритуальных целях, рисуют на полу, стенах или потолках храмов, ей поклоняются, она считается священной.

Вообще, если взглянуть на этот символ шире, то можно обнаружить, что круг, лежащий в основе изображения мандалы, встречается повсюду в макро- и микромире. Например, в природе: это и округлость нашей матушки-Земли, и круги на воде, и радужка человеческого глаза, даже круговорот времен года! И в быту человека: колесо, тарелка, часы, — ряд можете продолжить самостоятельно. И, конечно же, в любой религии будет присутствовать символика круга.

Совсем не обязательно это будет называться «мандалой», но общая идея круга, объединяющая, к примеру, розетки готически соборов, индейских «ловцов снов», формы шаманских бубнов или округлости куполов христианских храмов, — очевидна.

Немного истории. Тибетская мандала

Историки сообщают, что впервые слово «мандала» появляется в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведе» и является многозначным: это одновременно и круг, и постранство-вместилище чего-то. Далее это понятие через буддистские учения распространяется в Центральной Азии, на Востоке.

По буддистскому преданию самую первую мандалу изготовил тантрический йогин Падмасамбхаве (в некоторых направлениях буддизма почитается как второй Будда) в восьмом веке.

В течение семи дней он беспрерывно молился и трудился над созданием этого ритуального предмета, с помощью которого он надеялся призвать божество. На восьмой день в центр созданной Падмасамбхаве мандалы спустилось божество, которое исполнило все его желания.

До сей поры люди верят в священную силу мандалы, и многие обряды и ритуалы не обходятся без её создания.

В 20 веке с легкой руки великого психиатра Карла Густава Юнга символ мандалы перекочевал и в западную культуру, а вернее сказать, возродился и укрепился в сознании западного человека, поскольку, как уже упоминалось выше, символика круга всегда так или иначе присутствовала в коллективном бессознательном человечества.

И сегодня это символ не только не потерял своей актуальности, но является одним из самых популярных, пользуясь огромным успехом. Мандалы используются в разных сферах, возникло великое множество их разновидностей.

Назначение мандалы

Первоначальная символика мандалы как культового изображения, предмета сейчас значительно расширилась и активно используется не только в религиозных обрядах, но и в искусстве, а Карл Юнг впервые стал использовать этот символ в психотерапии и психологии для самопознания.

Юнг считал, что мандала является визуальным проявлением бессознательного, доступным для понимания языком, которым может говорить наша душа, проявляя себя, раскрывая себя миру.

  • мандала защищает и гармонизирует;
  • помогает в процессе медитации;
  • способствует расширению сознания, концентрации внимания;
  • оказывает терапевтический эффект при работе с соматикой, эмоциональными проблемами, снятии перенапряжения.

На Тибете верят, что узор мандалы излучает тончайшие вибрации, которые способствуют просветлению ума , постижению высшего смысла.

Разновидности мандал

Считается, что эти священные геометрические узоры соединяют в себе разные энергии. Гармоничность мандалы, сакральный символизм и сила побуждают человека использовать её в разных сферах жизни.

Майя, танец мандала видео

Существует особый мандала-танец , по сути, представляющий собой динамическую медитацию. Исполняют его исключительно женщины. Выстраивается этот танец по принципу лотоса – цветка жизни. Здесь есть свои линии (спирали, волны, зигзаги), придающие направление энергии, которая рождается в танцевальном движении, и, конечно, круги, соединяющие весь рисунок танца в единое целое. Этот танец позволяет достичь спокойствия, гармонизировать энергии тела, а при регулярном исполнении – увеличить телесную гибкость и пластичность.

Мандала-йога, видео

Это специальная техника, позволяющая самосовершенствоваться, постигая структуру сущности человека. Упражнения здесь совмещают в себе звуки мантры, позы-асаны, и всё это повторяется много раз. В результате повторения таких серий в пространстве выстраивается сложный по геометрической структуре узор-мандала, который ориентирован на 4 стороны света, а в центре этого узора находится сам исполнитель.

Говорят, что регулярность этих занятий не важна – достаточно нескольких раз, чтобы почувствовать необычайные новые ощущения и обрести новый уровень общения с собственным телом.

Мандала рисунок

И всё же наиболее популярна мандала как рисунок . Хотя и тут её разновидностей может быть множество.

Например, столь зачастую имеют мотив того же геометрического рисунка. Правда, не многие отдают себе отчёт в том, какой многозначный сакральный символ они выбрали для украшения своего тела. Конечно, если брать изначальный смысл, то такая татуировка будет являться схемой строения Вселенной и мира богов, которые отнюдь не всегда безмятежны и добры.

Но вообще такой рисунок у сведущих людей чаще всего призван, конечно, защищать, оберегать целостность человека, его духовность, напоминать о том, что Дух выше материи, притягивать всё, способствующее духовному росту и отталкивать негативное.

Эзотерики верят в магическую силу числовой мандалы, которая строится по принципам нумерологии, считающей, что всё в мире можно выразить числами, которые при этом обретают магические смыслы.

Здесь задействованы дата рождения человека и его имя (буквам присваиваются свои цифры), каждой цифре соответствует свой цвет, и сочетание таких цветовых обозначений создаёт особую матрицу, рисунок судьбы. Понятно, что такой рисунок индивидуален.

Считается, что по нему можно определить, какие возможности есть у человека, что из своего потенциала он использует, а что пока «пылится в чулане», какой негативный сценарий («родовое проклятие») может мешать в осуществлении жизненных планов и т.п.

Мандала тату, эскизы

История Mandala восходит к доисторической эпохе. Это форма искусства, используемая древними людьми для представления всей вселенной. Это также символ, используемый в духовном аспекте буддизма и индуизма. Хотя это древнее искусство, многие люди все еще в восторге от того, как здорово выглядит.

Это популярный символ индуизма и буддизма, который делает его религиозным по своей природе. Существуют такие эскизы, которые представляют Солнце, Вселенную и Звезды.

Некоторые люди верят, что только те, кто имеет благословение небес, могут наносить такие рисунки на тело. Но важно то, во что вы верите и если вам сильно хочется, то ни чего вам не помешает сделать красивую татуировка, а на нашем сайте вы сможете найти подходящий эскиз.

Искусство Мандалы состоит из основных геометрических форм , в частности квадратов и треугольников. Однако, когда вы смотрите на большую картинку, она будет отображать круг, а не квадраты и треугольники. Это связано с гармоничным сочетанием геометрических фигур, чтобы создать единый узор. Получение этого дизайна как татуировки будет отличной идеей, особенно для людей, которые любят древнее искусство.

Как работает мандала. Практическая польза

Юнг, считавший мандалу проекцией внутренней психической жизни человека, первым стал использовать её в терапевтических целях, для самопознания, диагностики. Сейчас интерес к таким методикам значительно возрос и всевозможные упражнения и техники работы с мандалой активно используются в курсах арт-терапии , тренингах по самопознанию и др.

Знаменитый психоаналитик пристально изучал мандалы и сам рисовал их. У Юнга был специальный дневник, в котором он ежедневно зарисовывал эти волшебные круги. Позже, проанализировав свой опыт, он пришёл к выводу, что мандала – это один из мощнейших архетипических образов, отражающий внутреннюю целостность человека, его «самость» .

Этот образ может появляться во снах, в галлюцинациях, в любых фантазиях. Такой круг как прообраз мира с сохранённым центром, ассоциируется с защитой ядра личности человека.

Мандала – сакральное пространство, защищающее человеческую суть, внутреннее «я» человека от разрушительных воздействий извне. Круглое – как символ материнского чрева, из которого рождается всё живое и где зарождается этот центр.

Ежедневные зарисовки мандал позволили Юнгу собрать большой материал и заметить, что каждый рисунок по-разному отражал внутреннее состояние автора именно в момент рисования. Получились как бы зарисовки динамики его внутренней жизни , его психической трансформации. Это позволило учёному сделать вывод о том, что мандалы – путь к неповторимой индивидуальности, к центру его личности.

Если вы решите воспользоваться техникой Юнга и будете ежедневно рисовать свои мандалы, то, помните о том, что эти рисунки – отражение внутреннего состояния, и такая работа может возыметь терапевтический эффект . Не старайтесь приукрасить то, что выходит на бумагу: если в какие-то дни рисунки получаются тревожными, мрачными, разорванными – позвольте этому происходить, возможно, именно так необходимо выразиться вашей душе сегодня и это единственный для неё целительный путь.

Мандала интегрирует взгляд на мир, позволяет почувствовать собственную целостность, посмотреть на себя со стороны, принять и разрешить внутренние конфликты.

Благодаря своей форме она идеально подходит для медитаций, помогая расслабленно сконцентрировать внимание. Она интегрирует взгляд на мир, что может в итоге повлиять и на вашу собственную жизнь.

Практика созерцания мандалы, учит успокаиваться, управлять вниманием, эмоциями , открывает нам новое и, возможно, неожиданное в нас самих. Здесь требуется неспешность и безоценочное внимание к своим внутренним изменениям, ощущениям в процессе созерцания.

Медитация с мандалой

Медленно рассматривайте мандалу , двигая взгляд по часовой стрелке от края к центру. В центре остановитесь, но не фокусируйтесь, а сосредоточьте внимание на том, что вы чувствуете, какие ощущения замечаете, прислушайтесь к ним.

Без оценки и анализа просто наблюдайте за тем, что происходит внутри во время созерцания центра мандалы, просто позвольте всему происходить. Время концентрации зависит от вашего индивидуального состояния (кому-то достаточно 5 минут, кому-то мало и часа): если вы почувствуете усталость или больше не заметите никаких изменений, можно завершить практику.

Такая ежедневная работа с мандалой даст вам интересные результаты, позволит узнать много нового о себе, о мире.

Мнение эксперта

В следующем видео Маргарита Ткачёва, специалист по мандалам, рассказывает что это такое, для чего нужны и что дают, также отвечает на часто задаваемые вопросы практического характера (медитация и финансы, не грех ли пользоваться этими рисунками для представителей других культур, как она создает свои мандалы, в том числе персональные и т.д.) Смотрим:

Создание мандалы. Как сделать мандалу?

Самое простое, что можно сделать, это, конечно, нарисовать мандалу. Но, вообще-то, вариантов её создания может быть множество. Мандалу вышивают, вяжут, плетут, вырезают (к примеру, снежинки, которые мы вырезаем на Новый Год, украшая окна, чем не мандалы?!), строят из камня, выкладывают из природных материалов и даже пекут!

Нарисовать мандалу достаточно легко – это сможет и ребенок. Кстати, для подрастающего поколения рисование мандал может стать прекрасным инструментом для развития мышления, тренировки в постановке задач и их решения.

Кроме того, современные издательства упростили задачу: продаются всевозможные заготовки мандал и хералов (крестообразные мандалы), которые можно просто раскрасить по своему желанию.

Итак, приготовьте необходимые цветные карандаши, выберите мандалу, которую хотите раскрасить и положите её перед собой. Сделайте 2-3 медленных вдоха и выдоха, глядя на мандалу, прикройте глаза и прислушайтесь к тому, что возникает внутри.

Возможно, это будут какие-то слова или образы, — просто наблюдайте за тем, что происходит. Через некоторое время глаза можно открыть и приступить к раскрашиванию.

Мандалы для раскрашивания распечатать со значением

Ниже представлены шаблоны, которые вы можете распечатать и разукрасить на свой вкус, (нажмите на изображение чтобы увеличить его).

Мандала финансовая свобода

Мандала денежный колодец

Мандала — щит

Мандалы появились в Индии тысячи лет назад, и их использовали для продвинутых буддийских и индуистских медитативных практик. Сегодня они стали частью массового сознания. В начала XX века швейцарский психоаналитик Карл Юнг принёс мандалы на Запад как терапевтический инструмент для исследования бессознательного. Последние годы поп-культура позаимствовало слово «мандала», и его можно встретить не только в нью-эйдже, но и в названии отелей, спа-салонов, ночных клубов, журналов и так далее. Не так давно тибетские монахи начали возводить красочные песочные мандалы в музеях по всему миру, знакомя посетителей с высокоразвитой культурой Тибета. Что же такое мандала?

Мандала – это круглый символ вселенной, передающий глубокий смысл.

Мандалы используются в разных буддийских медитациях . В этой статье мы рассмотрим основные из этих практик.

Мандалы в тантре Arrow down Arrow up

В тантрических практиках медитирующие растворяют обычное представление о себе как о твёрдом, неизменном «я» и вместо этого визуализируют себя в форме одного из образов будды, по-тибетски йидамов [См.: ]. Йидамы олицетворяют один или несколько аспектов полностью просветлённого будды, например, хорошо известный многим Авалокитешвара воплощает сострадание. Тантрические практикующие визуализируют себя в форме Авалокитешвары и ощущают, что они сами являются воплощением сострадания. Мы представляем, что уже способны помогать другим, как этот будда, но при этом ясно осознаём, что пока не достигли его уровня. Таким образом мы эффективно создаём причины собственного просветления.

Будды живут в совершенно чистых мирах, которые тоже называют мандалами. Термин «мандала» может относиться как к местности этого мира, так и к существам, его населяющим. Чистые миры несколько отличаются друг от друга, но обычно устроены следующим образом: в центре красивой местности стоит богато украшенный квадратный дворец, окружённый сферой, которая защищает от препятствий в практике медитации. Основной образ будды может быть мужского или женского пола, один или в союзе. Он стоит или сидит в центре дворца, во многих случаях окружённый множеством других будд. Иногда за пределами здания также есть дополнительные образы будд. У многих из них по нескольку лиц, рук, ног, и в руках они держат различные предметы.

Чтобы заниматься тантрической практикой, необходимо получить посвящение. Это сложная церемония, которую проводит полностью квалифицированный тантрический мастер [См.: ]. Во время посвящения рядом с мастером находится двухмерное изображение мандалы определённого образа будды. Обычно её рисуют на ткани или создают из песка, а затем помещают в закрытую деревянную конструкцию, упрощённую модель дворца. Однако визуализируя мандалу, мы всегда представляем её трёхмерной.

Во время церемонии мастер дарует обеты тем, кто получает посвящение, и разрешает войти во дворец, после чего ученики представляют, что заходят внутрь. Различные визуализации активизируют в учениках так называемые потенциалы природы будды, благодаря которым они могут достичь просветления с помощью данной практики. Если мандалу возводили из песка, то в заключительной части церемонии песок перемешивают и подносят в водоём.

После этого получившие посвящение уполномочены визуализировать себя в образах данного будды и мандалы, выполняя ежедневную практику. Каждый из этих образов и предметов, которые они держат в руках, символизирует что-либо, связанное с практикой медитации. Например, шесть рук могут символизировать шесть далеко ведущих состояний ума (шесть совершенств).

Практикующие представляют, что являются не только всеми образами внутри и снаружи дворца, но и самим дворцом мандалы, архитектурные детали которого символизируют различные аспекты практики медитации. В некоторых мандалах четыре стены символизируют четыре благородные истины, а равные стороны квадратного дворца указывают, что, с точки зрения пустотности, будды и те, кто ещё не достиг просветления, равны.

В некоторых очень продвинутых тантрических практиках есть даже визуализации, где медитирующие представляют, что части их тела – это детали дворца, либо что разные образы, населяющие дворец мандалы, находятся внутри их тела. Это называется мандалой тела. Выполнять такую практику очень трудно, потому что для этого нужно отличное сосредоточение и всестороннее понимание буддийской философии.

Мандалы в обычных практиках Arrow down Arrow up

Перед тем как получить от буддийского учителя любые наставления – тантрические или общие, – ученики в начале подносят мандалу с просьбой даровать учение, а в конце – мандалу с благодарностью. Здесь мандала символизирует совершенную вселенную, наполненную драгоценными объектами. Поскольку для учеников нет ничего ценнее учения, подношение мандалы символизирует их готовность отдать всё без исключения, чтобы получить наставления.

Мандалу можно подносить в форме круглой плоской чаши, перевёрнутой кверху дном. На поверхности такой мандалы один за другим располагаются обручи, наполненные горстками зерна или драгоценных камней, которые насыпают одну поверх другой. Каждый последующий обруч меньше предыдущего, а венчает всё декоративная диадема. Кроме того, подношение мандалы делают с помощью жеста – мудры , перекрещивая определённым образом пальцы. В обоих случаях мандала символизирует идеальную вселенную, как она описана в традиционной буддийской литературе. Делая подношение мандалы, ученики произносят строки, посвящённые тому, чтобы все обстоятельства в мире способствовали получению учения и чтобы все существа могли жить в совершенном мире и получать превосходные наставления.

Многие буддисты выполняют предварительные практики (тиб. нгондро ) – обычно это сто тысяч повторений определённых практик – как подготовку к более продвинутым медитациям. Предварительные практики помогают устранить эмоциональные блоки и создать положительную силу, необходимую для успеха в медитации. Сто тысяч подношений мандалы – одна из таких практик, благодаря которой практикующие избавляются от нежелания посвящать медитации всё своё время и усилия, а также развивают твёрдую готовность отдать всё, чтобы добиться успеха в практике.

Резюме Arrow down Arrow up

Как мы видим, мандалы используются в различных буддийских практиках, где они символизируют не только вселенную, но и многие аспекты буддийского пути. Тибетские монахи сооружают прекрасные мандалы из песка в разных странах мира, привлекая внимание к ситуации в Тибете, но мы не должны рассматривать мандалы только как экзотическое искусство. Мандалы – это сложный инструмент для медитации, который играет важную роль как в общей, так и в продвинутой тантрической практике и помогает нам продвигаться по пути к просветлению.

В буддизме и индуизме существуют символы, олицетворяющие вселенную – мандалы, значение изображений в этих сложных многолики и загадочны. Рисунок мандалы всегда симметричен. Он представляет собой окружность, в которой выражен центр. Самая распространенная его форма – основной круг, в который вписан квадрат. Внутри квадрата находится еще один круг, разделенный на сегменты (часто в виде цветка лотоса). Украшена мандала различными симметрично расположенными орнаментами.

Что такое мандалы: значение изображений

В переводе с санскрита слово мандала переводится как "окружность". Индуисты и буддисты рисуют ее в сопровождении определенных священных ритуалов. Стены многих восточных храмов покрыты подобными рисунками и являются объектами поклонения. Считается, что сакральные символы содержат положительную энергию, помогают раскрыть подсознание и внутреннее «Я». Поэтому мандала на Востоке – это своеобразная застывшая молитва.

Тот, кто рисует мандалы, изображает сущность своей души на данный момент:

  • центр мандалы – око или зрачок;
  • внутренний круг – просветление, нирвана;
  • внешний круг – защита;
  • лотос – цветок разума.

Изображения мандалы используются для медитации . Сосредоточение на орнаментах рисунка способствует перестройке сознания, в результате которой у человека открываются определенные способности. Мандала – это прежде всего целостная модель жизни, напоминающая о связи человека и космоса. Сакральные рисунки помогают взглянуть на себя со стороны, принять и разрешить затянувшийся внутренний конфликт.

Мандала: значение символов

Кроме изображения лотоса, круга и квадрата есть и другие символы:

  • Треугольник вершиной вверх – целеустремленность, сила; вниз – нерешительность, слабость.
  • Спираль, вращающаяся по часовой стрелке – начало; против – опустошение, трата сил.
  • Извилистые линии – переживания.
  • Крест – нерешительность, перекрестное состояние.
  • Пятиконечная звезда – свобода и самоуверенность, защита самого себя.
  • Глаз, зрачок – быть в курсе важных событий.
  • Сердце – любовь, чувственность.
  • Молния – божественная сила излечившая душу.
  • Дерево – основа мирозданья.
  • Животные – признак поведения человека в настоящий период жизни.
  • Птицы – осознание своей души, легкость.

Проанализировать состояние своего внутреннего Я, сконцентрировать свой разум, осознать свободу бытия поможет нарисованная в состоянии медитации мандала, значение символов, которыми заполнен рисунок, поможет проанализировать сакральный смысл внутренних сил человека.

Значение цветов в мандале

Один и тот же цвет в сакральном рисунке имеет множество значений, а в сочетании с другими цветами смысл может меняться.

Красный – знак энергичности, страсти, жизненный потенциал. Человек рисующий мандалу в красном цвете имеет цели и стремления. Отсутствие красного означает тревогу, депрессию, потерю интереса к жизни.

Желтый – творчество, оптимизм. Желтый цвет украшает рисунки людей искусства.

Синий – цвет серьезных личностей, спокойных и рассудительных людей. Синим цветом увлекаются люди выносливые и сильные духом.

Зеленый – обновление не только себя, но и других. Зеленый цвет преобладает в мандалах людей, профессия которых связана с оказанием помощи и лечении людей.

Белый – чистота, защита, ; цвет, ограждающий от негатива, помогающий мыслям оставаться светлыми.

Коричневый – практичность и устойчивость, стремление к постоянству и безопасности.

Черный – тьма, тайна, смерть. Присутствие черного указывает на опустошенность и самоотреченность.

Значение цветов в мандале глубоко символично. Опытные психологи давно используют в своей практике сакральные рисунки, помогающие с точность определить внутреннее состояние пациента. Людям с нарушениями в психике предлагается выбрать мандалу из нескольких предложенных или нарисовать самостоятельно.

Центр рисунка, самое главное место мандалы, значение изображений в центральной части составляют 90% смысла всего орнамента. Именно в середине рисунка самое сильное гравитационное движение, путь до которого медленный и сложный.

(др.-инд. «mándala »,«круг», «диск», «круглый», «круговой»и т. п.), один из основных сакральныхсимволов в буддийской мифологии; ритуальный предмет,воплощающийсимвол; вид ритуального подношения (включая и жертву).

Замечательной чертой храмового (а также светского) строительства в Индии является то, что все индуистские храмы возводились поодному и тому же «строительному плану», который назывался Vāstu-purusa-mandala . Это слово толкуется следующим образом: «мандала» означает «план, схема, ритуальная диаграмма»; Пуруша - это космический человек, воплощающий в себе универсальное Бытие, начало,наполнение и суть всего (см. гимн в его честь в «Ригведе», X, 90); «васту»означает «место, вместилище». Таким образом, « Васту-пуруша-мандала» - не что иное, как «диаграмма местопребывания Пуруши», илиплан Космоса, воплощаемый на земле в виде храма, или образ Пуруши,его подобие. Итак, форма любого индуистского храма, его смысл и значение определяются этим планом-космограммой, регулируются им (существовали и другие виды мандал. Но это - символический план, а не план реального храма и неплан местности, где он строился.

Архитектор (стхапати), строивший храм, должен был обладать,кроме архитектурной техники, знаниями всей философско-религиознойтрадиции, воплощаемой в создании мандалы: ведь строительство храмов в очень большой степени было связано с наблюдениями за небесными светилами, астрологией и астрономией, со сложными ритуалами («Манусамхита», VII, 47-48). Каждое движение при натягивании шнура ичерчении линий мандалы на месте будущего храма было ритуальным икосмически значимым. Вот почему это искусство рано нашло свое отражение в ведической литературе. В частности, традиционной архитектуре были посвящены специальные пособия - Vāstu-śāstras.

Как же выглядит строительная мандала? Это прежде всего квадратв плане, ориентированный по странам света, и таковы все индуистскиехрамы, это их фундаментальная форма Мандала может быть выгравирована на камне или на алтаре, еечертили на земле перед строительством храма в натуральную величинуили же символически.По мнению Крамриш, квадрат предполагает круг и его в конечномитоге продуцирует; круг и квадрат координируют друг с другом в архитектуре Индии, начиная с ведического огненного алтаря Агни.

Типичная «васту-мандала» выглядит, как квадрат, имеющий сверху восток; иногда в квадрат вписана фигура самого Пуруши с головой в северо-восточном углу мандалы. Соединение микрокосма и макрокосма воплощается в данном случае в соотнесенности человеческого тела и мандалы (кстати, йогическая доктрина предполагает рассмотрение своего собственного тела как мандалы. Квадрат разбит на более мелкие квадраты (райа). Квадратов на внешней стороне мандалы - 32, по восемь на каждой стороне; каждый из них посвящен какому-то богу, чье имя часто надписывается на этомквадрате. Таким образом, каждое направление по странам света имеет восемь богов. Космический характер такому распределению богов и стран света придает отождествление каждого из восьми направлений с одной планетой, а также еще и с одной из крупнейших звезд. Начертание такого плана храма обеспечивало архитектору должное присутствие всех богов в будущем храме.

Итак, уже на стадии подготовки к строительству храма и в процессе его основания вопросу «правильной» культовой ориентации будущего храма придавалось исключительное значение. Восточная сторона была сакральной, здесь, как правило, располагался главный вход в храм. Посетителям храмов тоже полагалось обращать внимание на соподчиненность стран света. Так, чтобы предотвратить всякие препятствия на пути к успеху, молящимся в одном из описаний ритуалов предписывалось следующее поведение в индуистском храме: «Молящийся должен поклониться с уважением божествам дверей, сначала у восточной двери дома молитв, затем, последовательно, у южной двери, западной двери и северной двери».

Даже расположение храмов в городе было подчинено ритуальнокосмической символике стран света. Как показала Крамриш, храмы Шивы в черте города обычно располагались на северо-востоке, а храмы Вишну - на западе. Центр был местом для храма Брахмы, или Вишну, или другой ипостаси главного для этого храма бога. Храмы солнца располагались обычно на востоке. Буддийские и джайнские храмы как еретические обычно находились на юго-западе города. Как видим, и для города в целом существовала своя магическая мандала, распределявшая различные ценности по различным странам света.

Часто храм имел башню (например, в северноиндийской Шикхаре или южноиндийской Вимане), которая, олицетворяя собой космическую гору Меру, была ориентирована по странам света.

Афанасий Никитин, побывавший в шиваистском храме Парвати (Шрипарвати), который он сравнивает по значению для шиваитов с Иерусалимом для христиан и с Меккой для мусульман, отмечает, что храмы их обращены на восток («ставлены на восток»), туда же обращены лицами изображения богов («стоят на восток»).

Возвращаясь к вопросу о мандалах в жизни индийского общества, следует сказать, что и ведические алтари строились в соответствии с мандалами - ритуальными планами, состоящими из комбинации квадратов, каждый из которых воспринимается как местонахождение определенного бога; таковы, например, мандалы алтаря Агни, описанного выше (упоминания о подобной конструкции ведических алтарей.

Мандалы использовались также при молитве, обрядах инициации и в других ритуальных действиях, где необходимо было привести в действие все космические силы, смоделированные в мандале. Восток как верхняя, сакральная сторона является непременной чертой любой мандалы-космограммы, как бы они ни отличались друг от друга (бывают различные комбинации концентрических кругов и квадратов, орнаментов - лотосов или свастики. Мандалы в различной форме были унаследованы индуизмом, буддизмом и тибетским ламаизмом.

Ритуал пронизывал все сферы жизни древних индийцев. Это относится и к театру, особенно к обрядам основания и освящения театрального здания и к пурваранге - специальной церемонии, предварявшей в древности каждое представление драмы. Эти обряды описываются в древнеиндийском литературном памятнике «Натьяшастра» (датируемом 1-11 вв. н. э., но восходящем в некоторых своих частях к V в. до н. э.), специально посвященном истории, теории и обрядности драмы.

Исследовавшая эти ритуалы Н. Р. Лидова пришла к выводу, что в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая яджна - ритуал, обслуживавший жертвоприношения Агни, Сомы и другие церемонии ведической религии, а пуджа , возникшая в середине I тыс. до н. э., когда на основе ведической религии и какой-то иной неарийской обрядности стало возникать новое религиозное течение - индуизм, который в борьбе с другими вновь родившимися религиями надолго стал основным вероучением Индии (в предшествующей историографии обычно видели в обрядах «Натьяшастры» органичную часть ведийского ритуала яджны).

Еще один важный вывод Лидовой - театральные обряды обладали многообразными сакральными функциями, а сам театр первоначально имел статус храма, где совершалась пуджа и шло представление ритуальной драмы Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992, с. 119-124, 60-61, 100, 106). Все это позволяет рассматривать ритуалы, связанные с театром и описанные в «Натьяшастре», как важный элемент сакральной жизни древнеиндийского общества периода становления индуизма. Поэтому стоит подробнее рассмотреть эти ритуалы, в частности их ориентационные моменты (описание их взято из книги Лидовой).

Начнем с обряда основания и освящения театра (=храма). Приступать к обряду возведения театра следовало при свете звезды Мула (λ Скорпиона) в день, который сочтут благоприятным брахманы. Специальным шнуром, окропленным жертвенной водой, измеряли площадку для будущего театра, при этом неосторожные действия, связанные с разрывом шнура, или выскальзыванием его из рук, должны были приводить к отрицательным последствиям не только для жрецов и покровиелей театра, но и для всей страны.

Когда закладывали фундамент театра, особые дары приносились божествам стран света. В специальный день, при свете звезд Рохини (Альдебаран) или Шравана (созвездие Орла), совершалась церемония закладки столбов, или колонн. Первыми устанавливались четыре колонны, считавшиеся важнейшими и ориентированные по промежуточным странам света. Они символизировали основные древнеиндийские варны - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Многодневный обряд освящения построенного театра также напоминает (или воспроизводит) ритуал освящения храма. Одно из действий предполагало рисование на полу сцены мандалы. Она должна была быть ориентирована строго по странам света, содержать по периметру четверо дверей (тоже по странам света) и состоять из девяти квадратов, которые следовало населить богами. В центре мандалы размещался «Брахма, сидящий на лотосе», затем заполнялись оставшиеся восемь секторов.

Описания явления божеств умершему в потустороннем мире, отраженные, в частности, в тибетской «Книге мертвых», строятся по принципу мандалы: «В центре Круга (или мандалы) в ореоле радужных лучей появится Высшее Божество, Обладающее Знанием, Лотосоподобный Бог Танца, Верховный Хранитель Знания, Тот, Кто взращивает плоды кармы; он сияет всеми пятью цветами в объятиях Божественной Матери... В восточной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания на Земле, цвет его белый... В южной части Круга появится Божество, Хранитель Знания, чье имя Владыка Продолжительности Жизни, цвет его - желтый... В западной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Знания Великого Символа, цвет его - красный... В северной части Круга появится Божество, чье имя Хранитель Особого Знания; цвет его - зеленый... Во внешнем Круге, что опоясывает Хранителей Знания, явятся бесчисленные сонмы дакинь [фееподобных существ]..., герои и героини, небесные воины, божества-защитники учения...» (Тибетская книга мертвых. М., 1995, с. 67-69). Судя по расположению богов, большинство мандал ориентировано на восток.

По преданию, в VIII в. н. э. два буддийских мастера из Индии изготовили в Китае две мандалы. Позже они были переданы Кукаю (774-835 гг.), основателю Сингонской школы буддизма в Японии. Две эти мандалы стали сердцевиной эзотерического учения сингонского буддизма в Японии. Одна мандала, называемая «вагина-мандала», состоит из 12 «дворов», содержащих в совокупности 414 божеств; центральную часть мандалы занимает космический Вайрочана, чье ключевое, символическое обозначение здесь звучит как «знание» (япон. сhi ).Вторая мандала называется «Бриллиантовая мандала», она содержит 1461 божество и состоит из группы в 9 индивидуальных мандал(квадрат из 9 клеток), центральная из которых представляет Карму Будды,символически обозначенную как «принцип» (япон. ri ).В графической форме эти мандалы отражали суть эзотерическогоучения, представляя идею Будды и его отношений с другими богами ичеловеком. Как всегда, ориентация этих мандал -восточная.

Мандала играла большую роль в буддийском обряде посвященияв монахи. На полу рисовалась мандала, оси которой устанавливалисьшнурами, сначала с севера на юг, затем с востока на запад. Скрещениеэтих осей задавало центр мира и его четыре четверти. Неофит с завязанными глазами подводился к восточным «воротам» мандалы и бросал вмандалу цветок или палочку. На какую из четвертей мандалы (=мира)падал предмет, таков был предписанный свыше духовный путь посвящаемого в монахи 1 .

МАНДАЛА Само слово «М.» отмечено уже в «Ригведе» во многих значениях (ср. «колесо», «кольцо», «орбита», «шар», «округ», «страна», «пространство», «совокупность», «общество», «собрание», «одна из 10 частей Ригведы», «возлияние», «жертва», вид земли, вид растения и т. д.), которые в целом сводимы к понятию круглого, а в некоторых случаях обнаруживают тяготение к сфере сакрального (прежде всего в ритуале). Возникший на индийской почве буддизм усвоил понятие М. и передал его (как в целом ряде случаев и само слово) своим более поздним продолжениям, прежде всего разным вариантам северного буддизма (махаяна, ваджраяна, тантризм) в Тибете, Центральной Азии, Монголии, Китае, Японии начиная с первых веков нашей эры (впрочем, немецкий востоковед 3. Хуммель полагает, что М. возникла в Тибете и потом уже вторично попала сюда из Индии). В этих более поздних вариантах буддизма слово «М.» обычно сужает круг значений, но зато делается более терминологичным и унифицированным соответственно дальнейшей сакрализации и универсализации самого понятия и сопоставленных с ним ритуальных воплощений. Так, уже в тибетском буддизме конституируется два круга значений, один из которых соотносится со сферой буддийской космологии (вид кругового или сферического пространства, в частности земная сфера, а также огонь и вода), а другой - со сферой ритуала (магическая диаграмма или фигуративное изображение из зерна или других жертвенных даров; ср. М. в монгольской языковой и культурно-религиозной традиции - «круглое блюдо с соответствующими символами, используемое при жертвопри-
ношениях» при том, что сохраняется и исходное общее значение - «круг», «диск» и т. п.).

М. принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соответствующим цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где север - зелёный, восток - белый, юг - жёлтый, запад - красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображаемым в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, уже за пределами квадрата крестообразными изображениями, иногда ограниченными малыми полукружиями. В центре внутреннего круга изображается сакральный объект почитания - божество, его атрибут или символ, метонимически используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах - одинарном, двойном, тройном и т. д.

Этот основной вариант М. существует в целом ряде модификаций, их особенности определяются или объектом, находящимся в центре М., или некоторыми местными вариантами символики. Изображения М., как правило, многочисленны (иногда их стремятся воспроизводить в возможно большем количестве экземпляров) и помещаются в разных местах, признаваемых сакральными, например в храмах, на холсте, на жертвенных блюдах. М. изображаются живописно; изготовляются из камня, дерева, металла, глины, песка, теста и др.

Наиболее универсальна интерпретация М. как модели вселенной, «карты космоса», причём вселенная изображается в плане, как это характерно и для моделирования вселенной с помощью круга или квадрата. Объектом моделирования становятся некие идеализированные параметры вселенной, соотнесённые с системой высших сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой. Космологическая
интерпретация М. предполагает, что внешний круг обозначает всю вселенную в её целостности, очерчивает границу вселенной, её пределы в пространственном плане, а также моделирует временную структуру вселенной.

В этом внешнем кольце нередко изображаются 12 символических элементов - нидан, выражающих 12 соотнесённых друг с другом причин, «звеньев» цепи «взаимозависимого происхождения», вызывающих и обеспечивающих непрерывность жизненного потока. Эти 12 нидан на М. моделируют бесконечность и цикличность времени, «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую. Изоморфность основных частей М. и так называемой калачакры - «колеса времени», высшего и наиболее сокровенного из четырёх направлений ваджраяны, также актуализирует временной аспект М. Наконец, внешний круг М. вообще соотносится с календарными и хронологическими схемами северного буддизма и (шире) всей Центральной и Юго-Восточной Азии.

Вместе с тем интерпретация М. или близких к ней схем типа «колеса времени» или «колеса бытия» (др.- инд. бхавачакра, монг. «сансарайн хурдэ» - «колесо сансары») и т. п. обычно предполагает и вычленение этических и/или аксиологических структур (ср. изображение на «колесе» шести разрядов обитаемого мира с указанием зависимостей между типом поведения человека и ожидающим его в новом рождении воздаянием). Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внимания и охраны. Поэтому нередко именно в этих местах квадрата, в Т-образных вратах, помещаются так называемые локапалы. или махараджи - «великие цари»: Вайшравана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Вирупакша на западе. Тантрийские ритуальные М. соответственно изображают четырёх дхьяни-будд - Амогхасиддхи, Акшобхья, Ратнасамбхава, Амитабха. В этом случае в центре обычно помещается Вайрочана.

Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, детородное лоно, внутри которого часто помещается знак мужского начала - ваджра. Это соотношение геометрических символов в центре М. дублируется ритуально-мифологическим мотивом: призываемое божество опускается с небес в самый центр М., обозначенный лотосом, где оно и совершает акт, приносящий плодородие, изобилие, успех. В Тибете и Монголии М. вообще часто рассматривается как место обитания божества или божеств (ср. монг. хото мандала, т. е. «М. места обитания»; ср. обозначение конкретных М. по этому принципу: «Ямантакийн хото», «место Ямантакио и т. п.). Прецедент нисхождения божества имел место, согласно преданию, в 8 в., когда Падмасамбхава - основатель буддийского тантризма, которому приписывается и изготовление первой М., нуждавшийся в божественной помощи, сооружал М. и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр М. и совершало то, ради чего оно призывалось.

Этот мотив движения божества сверху вниз, с неба на землю, в центр М. вводит вертикальную координату в структуру М., хотя эта координата явно обнаруживается и даже актуализируется именно как основная только во время ритуала. Движение по вертикали, как и его последний, завершающий этап - божество в центре М., связываются с другими символами вертикальной структуры мира - мировой осью, древом мировым, горой Меру, ритуальным сооружением. Отсюда и соотнесение М. (в полном или частичном виде) со структурой (в плане) ритуальных сооружений - зиккуратов или мифического дворца чакраватина (см. работы итальянского буддолога Дж. Туччи), ступы, царских дворцов и храмов в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке, чума и т. д. и даже с планировкой некоторых поселений городского типа.

Структура социальной иерархии также часто строилась и описывалась по принципу М. Ряд исследователей (Хуммель, X. и М. Аргуэльес и др.) склонны считать, что мегалитические сооружения Тибета и других мест (напр., знаменитый кромлех Стонхендж в Англии) имеют в своей основе принцип М. (или, наоборот: М. не что иное, как схема таких мегалитических сооружений). Третьи сопоставляют М. с другими символами вселенной: С. Камман - с китайскими бронзовыми зеркалами Ханьского периода, с изображёнными на них схемами вселенной; Н. Л. Жуковская - с шаманскими бубнами народов Северной Азии, несущими на себе рисунки, являющиеся картой вселенной. Эти точки зрения правомерны, поскольку сам принцип М. не только распространён гораздо шире, чем М. как таковая, но практически универсален и как модель вселенной (или её частей, ср. так называемые астрологические М.) и как средство достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации.

Обе эти функции М. связаны воедино: тот, кто предаётся медитации или участвует в соответствующем ритуале в качестве ведущего, помещает себя в центр М. и ожидает божество, божественный дух, который должен снизойти на него. К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических комплексов и/или на собственную «космизацию», т. е. на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении 2 .

МАНДАЛА (санскр.) - сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит.ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной,или «карта» космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике - блюдо для сбора жертвоприношений.

М. как магич. диаграмма и как «карта» космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутр. круг - средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр.

Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания, с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания - слияние с космич. абсолютом.

М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металличблюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец «идеального монарха» чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д

Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории - зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христве и в исламе 3 .

1 Подосинов А.В.Ex oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, с. 106-111, 280-281

2 Топоров В.Н. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102
3 Жуковская Н.Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174-175.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье мы детально рассмотрим священный восточный объект поклонения – мандалы. Более всего в современном мире их связывают с ламаизмом, хотя в разном виде прообразы мандал встречались по всему свету с давних времён.

Что это такое

Рассмотрим значения тибетских мандал.

Термин «мандала» в санскрите значит «круг», «диск», кроме того – «нечто, окружающее центр». Чаще всего под этим подразумевают:

  • сакральный предмет
  • ритуальное строение
  • определённое положение физического или тонкого энергетического тела, того, кто медитирует
  • нематериальный образ, возникающий путём визуализации в сознании стремящегося обрести просветление

Как это выглядит

Мандала представляет собой символическую схему – модель Вселенной. По конфигурации это круг, внутри которого находится квадрат со вписанным в него вторым кругом.

Внешняя окружность очерчивает границы Вселенной и указывает на её временную структуру, часто в виде двенадцати нидан. Нидана – это знак составляющей в ряду перерождений человека, которая определяет цикличность времени и его бесконечность.

Каждая нидана обуславливается предыдущей и является причиной возникновения следующе й, что и выражает сущность одной из самых известных мандал – Калачакры, именуемой колесом времени.

Цепи нидан удерживают человека в мире страдания, в колесе сансары – бхавачакре, что в свою очередь находит отражение во внешнем круге мандалы. Это колесо до сих пор отображено на флаге Индии.

Стороны квадрата имеют ворота или двери, это символы входа в наш населённый мир, и они соответствуют сторонам света и цветам, которые с ними соотносятся в буддизме. Как известно, в ламаизме северу определён зелёный цвет, востоку – белый, юг – это желтый, запад – красный цвет. Если изображение центра не предполагает иного, то он выполняется в голубом цвете.


Внутренний круг нередко разделён на части или имеет вид цветка лотоса с восемью лепестками, который в буддизме служит троном Будде. Кроме этого лотос символизирует детородность, женское лоно, в него иногда помещается ваджра, как символ мужского начала.

В центре окружности могут изображаться избранное божество – йидам, или его атрибуты, или геометрические формы: кружок, четырёхугольник, треугольник.

История появления

По легенде, первую мандалу сделал в восьмом веке Падмасамбхава, основоположник тантрического учения в этой религии, которому нужна была помощь богов, и который семь дней молился, ожидая её. Затем призываемое божество спустилось в центр мандалы и помогло гуру в том, о чём он просил.

По факту, символика мандалы встречается в буддизме гораздо раньше указанного времени. Достаточно взглянуть на мандалы, изготовленные в традициях древней религии «бон».


При всестороннем анализе можно обнаружить наличие чего-то подобной формы у народов разных культур с древности: календарей древних египтян и майя, изображения знаков зодиака у жителей Европы, сур в Коране и китайских гексаграмм «Книги перемен», готических витражных круглых окошек из разноцветного стекла, узоров на персидских коврах и других примеров.

Из чего делают мандалы

Эти изделия могут быть плоскими и объёмными. Изображения их могут находиться в любой части храмов, как на потолке или полу, так и на стенах.

Материал для изготовления самый разнообразный: драгоценные и полудрагоценные камни, дерево, камень, металл, цветы, окрашенный песок, мраморная крошка, рис, масло. Это могут быть и вышивки из ниток.

Бывают и плетёные мандалы, которые не так широко распространены. Самая известная такая модель – это «Бесконечный узел». Из её названия можно понять, что это выражение безграничной любви, сострадания, мудрости, взаимосвязи всех событий и живых существ на Земле.


Существует интересная традиция в Индии, где девушки, созревшие для замужества, рисуют разноцветной мукой мандалы на земле у своего дома каждое утро. Это сигнализирует возможным женихам, что тут живёт молодая особа на выданье.

Сваты приходят в дом поглядеть на будущую избранницу, и если дело не выгорает, то мандала к вечеру уничтожается ногами гостей. С утра потенциальная невеста выполняет первоначальные действия заново, столько дней, пока её желание не осуществится.

Во время медитаций мандалы представляются в трехмерной форме, для облегчения созерцания. Для этого во многих монастырях хранятся искусно вырезанные руками монахов из дерева сложные по архитектуре дворцы, где каждый символичный элемент является как бы ступенькой к достижению просветления.

Также Далай-лама XIV разрешил монахам-странникам строить мандалы для светских людей по всему миру. Основная цель этого – принцип бодхисаттв: помочь максимальному количеству живых созданий.

Созерцая мандалы, можно избавиться от внутреннего негатива и болезней, достичь богатства и процветания , увеличить свои «заслуги», нравственный потенциал, с тем, чтобы продвигаться дальше на пути духовного роста.

Особенности процесса изготовления

Ритуалы по созданию песочных мандал доверяется выполнить специально обученным монахам. Их помыслы должны быть чисты, старание усердным и искренним, ведь от результата их труда зависит, какую помощь получат пожелавшие взглянуть на готовое творение. При этом произносятся мантры, которые наполняют изделие силой и призывают выбранные божества занять предназначенное им место в узоре.

Пространство перед началом работы очищается при помощи особой церемонии, наносятся очертания, и затем каждая раскрашенная песчинка тщательно укладывается в схему, что занимает несколько дней.


По завершении это рукотворное чудо разрушается. И это не случайно, так как одним из основных положений буддизма является непривязанность к чему-либо (вайрагья), и непостоянство всего существующего. Таким образом каждый участник этого действа получает шанс задуматься об эфемерности бытия и необходимости стремиться к подлинно истинному.

Заключение

Всё это приводит некоторых изыскателей к мысли, что некогда жителям Земли была передана представителями других цивилизаций некая важная информация об устройстве нашего мира, математически зашифрованная в виде мандал.

Люди были не подготовлены к её восприятию, но осознавали её важность. И потому они сохранили её до сих пор и неосознанно воспроизводят в религиозных традициях и ритуалах снова и снова, пытаясь постигнуть истину.