Афон ксилургу перечень исповеди о николая. Святейший патриарх кирилл совершил молебен в скиту ксилургу на афоне

Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям нашего христолюбивого Отечества. Дух и чин, правила и уставы Афона проникли всё церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего нас миpa.

История Русской Православной Церкви тесно связана с историей афонского монашества. В первой половине XI века на Афоне близ монастыря Эсфигмен подвизался и принял постриг русский монах Антоний - будущий великий преподобный. С Афона он вернулся на Русь, где стал основателем Киево-Печерского монастыря и родоначальником всего русского монашества.
В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие.

Первая обитель русских монахов на Афоне - монастырь Богородицы Ксилургу. Первые сохранившиеся официальные документы этого монастыря относятся к началу XI века и свидетельствуют о том, что насельники его были русскими. Начиная же с 1169 года русские монахи перешли на жительство в более просторный монастырь святого Пантелеймона, называемый также Русским монастырем или Русиком.

Дорога от Ксенофонта до Старого Русика займёт у нас немногим более часа пути и будет пролегать по гористому лесу от побережья вглубь полуострова. Поражают постройки, которые совершались монахами вручную по укреплению пешеходных дорог. Здесь и мостики, и акведуки и простые мощёные дороги. Сколько монашеских трудов положено на их созидание!

Наконец мы достигли желаемой цели и увидели построение Старого Русика: храмы и высокую башню (на фото - видна слева). В верхней части старинной башни (пирг), в храме святого Иоанна Предтечи, принял монашеский постриг будущий святой Савва Сербский.

После пострига, в знак того. что мир более не имеет над ним власти, царственный юноша, твёрдо решивший стать иноком, сбросил своё княжеское одеяние воинам, посланным его отцом, возвратить сына. Впоследствии и его отец прибыв на Афон, также принял постриг с именем Симеона, оставив свой царский трон в Сербии. После кончины на Афоне преподобного Симеона его мощи прославились обильным мироточением и чудотворениями.

На Старом Русике храмы: Святого великомученика и целителя Пантелеимона (на фото) и Почаевской иконы Божией Матери, построенные благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века.

В 1169 году по просьбе братии обители Руссов (во главе которой стоял тогда игумен Лаврентий) святогорцы уступили русским запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святаго Пантелеимона. Прежняя их обитель Ксилургу также оставалась за русскими, но уже в виде скита, как и ныне.

В Нагорном Русике до постройки новых храмов на этом месте находился престол древнего храма. В конце XVIII века русский монастырь переместился на западный берег Афона, так как число братии увеличилось.

За Старым Русиком сохраняется статус русского скита, в котором в настоящее время проживают несколько монахов. Из скита Старый Русик мы отправимся в первый русский скит - Ксилургу .

В бытность преподобного Антония (X век) Афон заключал в себе 50 тысяч иночествующих разных наций и до 150 обителей, в том числе и «Обитель Руссов» с придаточным названием «Ксилургу» (т.е. Древоделя).

Соборный храм скита освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы, это один из самых древнейших храмов на Святой Горе (на фото справа: на переднем плане). Другой малый храм - во имя преп. Иоанна Рыльского (на фото справа: на заднем плане). Третий храм освящён в 1890 году во имя славянских просветителей святых Кирилла и Мефодия и расположен над трапезной (на фото слева).

В Успенском храме скита хранится чудотворная икона Божией Матери "Гликофилуса" ("Сладкое лобзание") и древняя икона Успения Пресвятой Богородицы.

В 1080 году указом греческого императора Алексия Комнина повелено было отделить 1/20 часть всей Святой горы и передать её в собственность русским инокам. Отсюда стала значиться и славиться наша русская обитель на Афоне.

Благочестивые предки наши, жаждавшие безмолвного уединеия ради спасения души своей, стали приходить сюда в таком множестве, что в половине XII столетия они уже не вмещались в тесных стенах Ксилургу и чувствовали немалую нужду в помещениях.

Если мы обратим свой взор из скита на восточное побережье Афона, то увидим прекраснейший собор, возвышающийся посреди обители. Это бывший русский скит святого пророка Илии . Расположен скит рядом с монастырём Пантократор, который получил право на владение им в конце XX века.

Скит святого пророка Илии расположен на северо-восточном склоне Афонской горы, на холме весьма красивом и живописном, но пустынном. С трёх сторон этот скит окружён высокими горными склонами, покрытыми вечною зеленью лесов и кустарников. И только с восточной стороны он совершенно открыт, обнаруживая тем самым великолепный вид на море с лежащими вдали, на голубой глади вод, тёмными пятнами островов.

Когда скит восставал из развалин после турецких разорений и нуждался в помощи, туда явился замечательный человек, выдающийся ктитор и благодетель, - иеромонах Аникита, в миру князь Ширинский-Шахматов. Но полного процветания скит достиг лишь при старце Паисии втором. Этот трудолюбивый настоятель перестроил весь скит и к 1850 году закончил большой план своих работ.

Число иноков снова стало умножаться и вскоре опять уже недостовало помещений для вновь поступивших. И потому он воздвиг ещё один огромный корпус, в котором устроил две церкви. Жертвенные благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор и в тоже время удовлетворить все потребности обители.

Всё это привело её в то цветущее состояние, которое она обрела на-кануне первой мировой войны, когда представляла собою огромную и благолепную общежи-тельную обитель... Предание гласит, что знаменитый подвижник и основатель Свято-Ильинского скита, великий старец Паисий был человеком, сеявшим вокруг себя семена христианской кротости, и необыкновенной доброты. его простодушная, искренняя лас-ковость согревала каждого, кто имел радость с ним встретиться... Самым сильным воспоминанием паломников является память о церковных службах в этой благо-лепной и тихой обители. Всенощное бдение здесь, на Афоне

отличается своею кроасотою и своеобразием. Под праздники служат всенощную, в прямом смысле этого слова - она длится всю ночь. Самая длинная служба, продолжается часов шестнадцать: великая вечерня начинается примерно в восемь вечера, а литургия кончается после полудня. Но это - в престольный праздник.

Обычная всенощная длится часов семь-восемь, то есть ночь - это время, когда монахи, как считается, должны бодрствовать. В церкви обычно есть стасидии - стоячие кресла, где можно стоять, упираясь в подлокотники, иногда можно присесть на сиденье. Один из монахов ходит и смотрит, не заснул ли кто. Задремавшего он тихонько постукивает по плечу: «Проснись, брат!»

К 1000 -летию русского монашеского присутствия на Афоне
(1016-2016 гг.).
Русские скиты на Афоне.



Cвятая Гора Афон - земной удел Божией Матери.

Храм на вершине Святой горы Афон.

Крест на вершине Святой горы Афон.

Вид на Афон с вершины Святой горы.

Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Русский монастырь на Афоне - это воистину уникальное духовно-культурное сокровище, одновременно принадлежащее и Святой Руси, и Святой Горе. Он по праву считается древнейшей русской духовной твердыней в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской Горе.

Первое известное письменное упоминание о древнерусском монашестве на Афоне относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, мы находим подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим - монах, милостью Божией, пресвитер и игумен монастыря Росов. Собственноручная подпись».

Схиархимандрит Иеремия (Алёхин), д.р. 9 (22) октября 1915 г.
В апреле 1975 г. прибыл на Афон. С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе. С 1979 года — настоятель Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Костница монастыря.

Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь.

Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, являясь местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг, архивных документов, нот, фотографий и т.п., представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и всеправославной духовной культуры и наследия.

Помимо библиотеки и архива, есть еще одно примечательное место, куда непременно стоит попасть паломнику - это уникальный музейный комплекс монастыря, посвященный тысячелетнему наследию русского монашества на Афоне.

У Святых Врат русского святогорского монастыря построена и освящена в 2011 г. часовенка в виде сени с источником воды и иконой Пресвятой Богородицы "Светописанной". Так братия обители почтила место, на котором чудесно явилась Игумения Святой Афонской Горы в 1903 году.

К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Руссик, Новая Фиваида и Крумница.

Скит Успения Богородицы (Панагия Ксилургу) (Древодела) - общежительный скит, принадлежащий Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Скит Ксилургу находится на восточном склоне Святой Горы в дремучей дубраве, среди строгих красот пустынной природы на расстоянии одного часа пути от Кареи.

Скит Ксилургу.



Скит Старый, или Нагорный, Русик — вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

Скит Старый Руссик.

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.


Скит Новая Фиваида.

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Крумница.

Неподалёку от центра Кареи расположен бывший ещё не так давно русским Андреевский скит - общежительный скит, относится к монастырю Ватопед. В 1972 году умер последний монах русской общины - отец Сампсон, и на двадцать лет скит опустел. В начале девяностых годов прошлого века сюда начали приходить греческие иноки, а в 2001 году небольшую общину возглавил новый греческий игумен, скит перешел к монастырю Ватопед. Скит по площади превосходит многие монастыри и его величественность не умаляют обветшавшие здания, которые сегодня ремонтируются и восстанавливаются Ватопедом при активном содействии жертвователей из России.


Андреевский скит.


Скит Илии Пророка - общежительный скит, приписан монастырю Пантократор и находится в 25 минутах ходьбы от монастыря. Был создан в 1757 году выдающимся славянским просветителем Паисием Величковским (1722-1794), знаменитым переводчиком святоотеческих писаний с греческого языка на русский.


К концу XX века в скиту проживало несколько монахов-зилотов, принадлежащих к Русской православной зарубежной церкви. 20 мая 1992 года, за отказ поминать на богослужениях патриарха Константинопольского Варфоломея, настоятель архимандрит Серафим вместе со всей братией (4 человека) в присутствии митрополита Илиопольского Афанасия (Папаса), митрополита Филадельфийского Мелитона (Караса) и настоятеля монастыря Пантократор архимандрита Виссариона были изгнаны греческой полицией из скита, депортированы с территории Афона и первоначально нашли убежище в монастыре святых Киприана и Иустины. В настоящее время в Ильинском скиту проживает небольшая греческая монашеская община.


Ильинский скит.

В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет очень важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейших мест.

(При подготовке статьи использованы материалы сайтов www.pravoslavie.ru, www.afonit.info, www.blagosloven.ru, www.afonru.ru, www.monasterium.ru).

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки.

Наиболее известными, сохранившимися и по сей день в ведении Свято-Пантелеимонова монастыря, являются: скит Успения Богородицы «Панагия Ксирургу» (основан в Х веке), скит Старый (или Нагорный) Русик (основан в 1169 г.), скит Крумица (XVI-XVII вв.), скит Новая Фиваида (XIX в.)

Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу)


Ксилургу (Древодел) - Скит Успения Богородицы (Панагия Ксирургу) - общежительный скит, принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю. Он находится на восточной стороне Святой Горы Афон на расстоянии одного часа пути от Кареи.

По преданию, это – это древнейшая русская православная обитель в мире, основанная еще в 860-е годы дружинниками киевского князя Оскольда, принявшими крещение после неудачного похода на Константинополь.

Однако точные исторические сведения об основателе Ксилургийской обители не сохранились. Одни предполагают, что это были греки, другие - что славяне.

То обстоятельство, что старейшими насельниками Святого Афона были греки, а славянские племена явились туда позднее, в XI веке, по-видимому, говорит в пользу греческого происхождения основателя обители.

Но если принять во внимание другое обстоятельство, а именно: почему именно в этой обители первоначально поселились русские и почему она была уступлена им во владение, то не менее достоверным окажется и второе предположение - о славянском происхождении скита. Не случайна и связь самого названия скита – «Древодел» - с его возможными основателями, поскольку только русские изначально обустраивали свои жилища и храмы из дерева, а греки – из камня.

Посвящен скит Успению Богородицы и в обиходе назывался просто «Богородица». Ксилургу известен в истории Святой Горы знаменитым актом 1143 года - описью его имущества при передаче Протатом новоизбранному игумену Христофору. Переходя из Богородичной обители в новую, более обширную - Пантелеимонову, отцы-ксилургийцы просили афонских старцев оставить за ними и прежнюю обитель ради того, как они говорили, «что в ней мы постриглись и много потрудились и издержались над ее охранением и устроением и что в ней скончались родители и сродники наши». Протат пошел им навстречу, и в 1169 году ксилургийцы получили свой старый монастырь в полную собственность.

В древности скит «Богородица» был подобен маленькому монастырю с единственным Соборным храмом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Потом, в 1820 году, здесь появился параклис (храм в братском корпусе) во имя преподобного Иоанна Рыльского, а в 1885 году был построен новый двухэтажный братский корпус с большим параклисом во имя Святых Кирилла и Мефодия.

Скит Старый или Нагорный, Русик

Скит Старый, или Нагорный, Русик - вторая по времени основания (после скита Ксилургу) обитель русского иночества на Афоне. Основан в XII веке, когда в 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием святогорцы уступили ей запустелый Нагорный монастырь с храмом во имя святого Пантелеимона.

В течение нескольких столетий его не забывали своими даяниями сербские цари, молдавские и валахские господари, русские самодержцы - Иван Грозный и династия Романовых.

Старый Русик считается местом, с которым связано основание первого на Святом Афоне Русского монастыря Святого Пантелеимона, который в XVII веке был перемещен к морю, где и находится поныне.

В начале 19 в. начался период упадка Нагорного Русика, который продолжался вплоть до 1868 г. Тогда на его территории были построены храмы Святого великомученика и целителя Пантелеимона и Почаевской иконы Божией Матери. Храмы и основные строения скита были обустроены благодаря щедрым пожертвованиям из России во второй половине XIX века. Здесь стало проживать около 20 монахов, после смерти которых скит опять опустел.

Исторические события, связанные с Первой Мировой Войной и революцией 1917 г., наложили тяжелый отпечаток на судьбу всего русского монашества на Святом Афоне. Старый Русик опустел и превратился в развалины.

В последнее десятилетие Старый Русик усилиями братии Свято-Пантелеимонова монастыря и жертвователей из России начал немного обновляться, но еще требует неотложной реставрации.

Крумица

Крумица (также можно встретить название «Кромица», «Кромница», «Крумница») - небольшой скит от Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположен недалеко от материковой границы Афона, соседствует с монастырем Хиландар.

Один из известных русских скитов, получивший расцвет в 17-19 веках, но пришедший в упадок после 1917 года. Изначально на Крумице существовала только одна малая келия с церковью Рождества Богородицы. При о. Макарии – игумене Свято-Пантелеимонова монастыря (конец 19 в.) – там был построен скит с церковью во имя преподобного Платона Студийского и святой мученицы Татианы. Эта церковь была устроена на деньги тамбовской купчихи Татьяны Васильевны Долговой, в память ее почившего супруга Платона, чем и объясняется столь сложное название храма.

В период расцвета численность братии стала возрастать, и в 1882 году был освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Были построены новые здания, с трапезной и кельями для братии. Количество монахов-тружеников достигало в лучшие дни 100 человек.

Сейчас в Крумице проживает всего несколько монахов. Скит известен далеко за пределами Афона своими виноградниками и огородами, благодаря которым Свято-Пантелеимонов монастырь питает монастырскую братию и многочисленных паломников.

Новая Фиваида

Скит Новая Фиваида принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю и находится на живописных горных склонах над морем рядом с территорией сербского монастыря Хиландар.

Своим появлением скит Новая Фиваида обязан священно-архимандриту Макарию (Сушкиину) – первому русскому игумену Пантелеимонова монастыря, избранному на этот пост в 1875 г. С его именем связан период всестороннего расцвета обители. Именно по его благословению в 1880 году начинает строиться этот огромный по тем временам и прекрасный скит.

Весьма примечательна идея, которая заложена в названии скита. Фиваида - колыбель христианского монашества, местность в Египте (близ Фив, отсюда и название), заселенная иноками на заре христианской эры. Жители Фиваиды обитали не в каком-нибудь могучем монастыре, а в отдельных хижинах, сохраняя тем самым полноту своего ухода из мира, из общества и даже общины. Они селились поодиночке или небольшими братствами близ источников, в пещерах, у заброшенных могил. И не случайно единодушным решением монастырской братии на землях Новой Фиваиды дозволено было селиться тем из русских иноков, которых гнали со своих земель монашествующие греки, желая окончательно вытеснить русское монашество со Святой Горы. Монастырь доставлял нуждающимся все необходимое: муку, масло и т.п.

В 1883 году здесь освятили первую церковь, куда фиваидцы сходились по праздникам и воскресным дням. Посвящение ее тоже было символичным - во имя святых преподобных Отцов Афонских. Стараниями инока Игнатия построены больница и храмы во имя святых великомучеников Пантелеймона и Артемия, а на иждивение живущего в этом ските иеромонаха Антония - двухэтажная кладбищенская церковь: вверху во имя живоначальной Троицы, а внизу в честь святых апостолов Петра и Павла. Последняя церковь освящена летом 1891 года. В воскресные и праздничные дни в храмы Новой Фиваиды стекались насельники, после служб проводилась всеобщая трапеза, для которой отстроили отдельный корпус.

Через какие-то десять лет на неприступном склоне вырос настоящий монашеский город, в нескольких каливах и келиях которого в разные годы подвизалось до 400 насельников. Управлял Новой Фиваидой эконом, назначаемый монастырем. К концу 19 века скит стал поистине славным и знаменитым.

Благолепное и тихое бытие Новой Фиваиды нарушилось, когда на Афоне в 1912 году вспыхнула своя собственная смута. Все началось с книги схимонаха Илариона «На горах Кавказа», где автор описывал личный молитвенный опыт, обращая особое внимание на мистическое содержание Имени Божия. Идеи автора, впоследствии осужденные духовными властями как еретические, овладели некоторыми святогорцами. Распространение учения о. Илариона, не подозревавшего, впрочем, что он стал его основоположником, началось именно в Новой Фиваиде, где некогда спасался и сам автор книги. Легко представить, что у анахоретов, вообще склонных к мистике, положение о том, что в «молитвенно призываемом Имени Божием присутствует Сам Бог», нашло самый горячий отклик. Даже слишком горячий... Афонцы разделились, а по окончании смуты, когда имяславцы были удалены со Святой Горы, скит стал пустеть.

Новый тяжкий период для всего русского монашества на Святом Афоне связан с началом Первой мировой войны и Октябрьским переворотом 1917 г., когда всякая связь с большевистской Россией была утрачена. В обителях начался голод, монахи стали покидать скиты, в том числе и Новую Фиваиду, стремясь найти прибежище в Свято-Пантелемоновом монастыре. В 1920-е годы, когда курс греческого государства на эллинизацию Афона поставил препоны притоку русского монашества, стал приходить в упадок и сам монастырь. Пантелеймоновцы унесли из Новой Фиваиды все, что сумели, а остальное вверили открытому небу. С тех пор монашеская жизнь в этом скиту угасла.

Сегодня скит вступил в период постепенного возрождения – усилиями Свято-Пантелеимонова монастыря там на постоянной проживают несколько монахов, проводятся работы по воссозданию храмов и строений.

Из Кареи - столицы Афона - ровно в 13 часов по местному времени в сторону греческого монастыря Ватопед по каменистой дороге отправляется микроавтобус с паломниками. На его пыльном лобовом стекле значится цифра 5; за рулем сидит водитель-румын, объясняющий на английском, что проезд до русского скита «Богородица» стоит 4 евро. Высаживая людей на горной выси, водитель спешно показывает на маленький деревянный указатель красного цвета, предписывающий путникам спускаться по петляющей дороге в сторону древнейшей русской обители Пресвятой Богородицы. На Афоне ее еще называют монастырем Ксилургу (Древоделия ). Это священное для всех русских афонитов место в справочниках помечено как «колыбель русского монашества на Святой Горе». Здесь, в скиту, с января 2004 года подвизается 53-летний иеромонах Николай (Генералов) .

- Отец Николай, в каком святом и красивом месте вы живете! Значит, отсюда и начинался «русский Афон»?

Да, сюда еще в XI-XII веках стекались первые русские иноки. Все они искали спасения в уделе Божией Матери. А точную дату водворения наших предков никто вам не скажет. Предполагают, что именно здесь пребывал и основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский. Историки относят начало основания обители к середине X века, но не связывают ее со славянами. Некоторые считают, что датой водворения руссов в обители Богородицы Ксилургу был 1081 год. В середине XII века Ксилургу как русская обитель была хорошо устроена как с духовной, так и с материальной стороны. Число братии в ней постоянно увеличивалось, и она уже с трудом вмещала всех русских монахов.

А c 1169 года русские иноки переходят на новое место, но эту обитель оставляют за собой. Она находилась на положении приписного скита при монастыре великомученика Пантелеимона. В начале XIX века числится болгарским общежительным скитом. Известно, что в конце того же века здесь проживало около 20 монахов-болгар. В 1885 году появился двухэтажный корпус с храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1820 году в братском корпусе была устроена часовня во имя преподобного Иоанна Рыльского. А с самых древних времен монастырь имел соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Недавно мы в нем сделали ремонт и сейчас проводим службы.

Но в некоторых документах сообщается, что в 1775 году обитель Ксилургу на некоторое время почему-то перешла во владение греков. Не это ли послужило причиной тому, что весной 1991 года Священный Синод Константинопольского Патриархата своим решением хотел отобрать у Пантелеимонова монастыря тогда пустующий и разрушающийся скит и направить сюда греческих монахов?

О том решении Синода Константинопольского Патриархата первыми узнали несколько наших монахов: нам позвонило на мобильные телефоны из Константинополя одно наше доверенное лицо. А начальство монастыря, может, тоже узнало, но отделывалось молчанием. Тем более что самого наместника в это время не было на Афоне, он задержался в Салониках. Мы стали «бить во все колокола». Тут же позвонили российскому консулу в Салониках, потом - в Московскую Патриархию, в канцелярию митрополита Смоленского Кирилла. На первых порах нам очень помог Евгений Николаевич Драгун из Российского консульства. Куда мы только не обращались! И, знаете, - помогло. Но я думаю, что это все-таки Матерь Божия отстояла наш русский скит, Она же здесь Хозяйка! А по прибытии в монастырь священноархимандрита Иеремии собрался совет старцев, который принял решение о поселении в Ксилургу трех наших братьев.

- Отец Николай, вы здесь считаетесь скитоначальником? И, скажите, это правда, что в последние два десятилетия на Афоне вошло в обычай направлять в запущенные или разрушающиеся скиты в чем-то провинившихся или, скажем так, «неудобных» монахов?

- Какой я скитоначальник?! Самый что ни есть обыкновенный насельник, посланный сюда монастырем в январе 2004 года. Это Божие благословение - быть насельником Богородичного скита Ксилургу на Афоне. Здесь сам воздух пропитан Иисусовой молитвой. А братии у нас - раз-два и обчелся. Мы все - простые посланцы монастыря. Нам скит еще не передавали и, наверное, не думают передавать. Мы пребываем здесь, что называется, «в небесном славословии». Паломники нас не забывают, поэтому стараемся по милости Божией каждый день служить. А между собой называем себя так: я - «сторож номер один», отец Агафодор - «сторож номер два». При этом он у нас - самый молодой кандидат богословия. Инок Орест - «сторож номер три». Отец Мартиниан уже долгое время находится в больнице в Салониках. Жил среди нас еще и иеромонах Максим, но он не выдержал, покинул монастырь и, говорят, сейчас строит на Афоне келью.

А до меня здесь пару лет пребывал иеромонах Иоаким, теперь он в другом скиту - Крумице, что на границе с Афоном, почти рядом с Уранополисом. В Ксилургу надо было кого-то подселить. В 2001 году в Москве вышла книга «Великая стража», отец Иоаким был ее автором-составителем. Книга старцам почему-то не понравилась, и отец Иоаким сразу попал в опалу, вот его и отправили из монастыря. А в Ксилургу долгое время жили болгары.

По милости Божией я застал еще последнего здешнего насельника - отца Евфимия, скончавшегося где-то в середине 1980-х годов. Похоронен он здесь недалеко от храма, а мощи его до сих пор находятся в земле. Да, настоятельно советую вам зайти в нашу костницу… Она поддерживает у всех паломников дух покаяния.

Братский корпус у нас давно сгорел, и мы сегодня имеем всего одну комнату для паломников, вмещающую только пять человек. А у нас бывает до 15 паломников в день.

- Какие у вас здесь святыни?

Самая главная наша святыня - чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Сладкое лобзание», которая подарена нашей обители в 1802 году. По-гречески она называется «Гликофилусса».

Древняя икона «Гликофилусса» находится в афонском монастыре святого Филофея, и история ее напоминает историю иверской иконы «Вратарница». А название свое наша икона получила потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей Младенца Христа. Посмотрите, как Богомладенец приклонился к Своей Матери, Она же запечатлела нежное материнское лобзание. На устах Богомладенца, обнявшего левой рукою Богоматерь, улыбка Божественной любви. Со светлым взором и такою же улыбкой любви Богородица поддерживает правой рукой Своего Сына.

После службы мы каждую группу паломников подводим к нашей чудотворной иконе, от имени скита каждому вручаем открытку с изображением иконы, брошюру о Ксилургу, а также маслице от лампады.

Вы, вероятно, видели у нас посреди двора огромных размеров пень от спиленного кипариса, из-под его корня растет могучая виноградная лоза - можете сорвать с нее гроздь. Так вот, мне старые монахи-греки рассказывали, что в Ксилургу иногда по ночам прямо на вершине этого некогда высокого и единственного здесь кипариса была видна наша чудотворная икона, от которой исходило свечение.

Праздник чудотворной иконы «Сладкое лобзание» установлен в неделю вторую по Пасхе, апостола Фомы. В этот день мы всегда совершаем крестный ход с нашим чудотворным образом. Слава Богу, всегда в этот праздник у нас бывают и паломники.

Наша икона действительно чудотворная. Только в этом году мы зафиксировали от образа два чудесных случая. В мае был у нас в гостях один паломник из Челябинска, назвавший себя «бизнесменом». Рассказал, что у одной сотрудницы в его фирме подозревают раковую опухоль, и она очень просила на Афоне помолиться о ее здоровье. Я говорю этому паломнику: «Передайте больной по телефону, что мы уже ставим у иконы свечи и молимся…» И что вы думаете? Не прошло и трех дней, как этот человек с радостью сообщил мне, что он звонил еще раз своей сотруднице, и она рассказала, как была у врачей и те уже не нашли у нее никакой опухоли.

И подобные случаи нередки. Вот еще один. Из Салоников как-то летом позвонила мне одна гречанка, родом из России, и попросила молитв: ее подруга слегла с тем же страшным диагнозом - рак. У больной были даже помыслы покончить с собой. Молились мы перед иконой долго. Прошло некоторое время - опять звонок от тех же людей из Салоников. Звонок уже не тревожный, а радостный: «Отец Николай, здоровье подруги пошло на поправку. Как будто и не было злокачественной опухоли…»

Можно много рассказывать о чудесах от нашей иконы. Вот после Пасхи нам в этом году позвонили из Оренбурга и сообщили, что по молитвам исчезла опухоль в почке у одной отроковицы. И спрашивают, как можно отблагодарить Божию Матерь?.. А года три назад из Парижа прислали в подарок иконе вот эти золотые монеты-«пятирублевки», чтобы мы ими украсили икону: масло от иконы очень помогает в болезнях. В Германии тоже зафиксирован случай, когда по молитвам перед иконой выздоровела больная.

В первый год моего пребывания в Ксилургу все здесь скудно было. Только подумаешь, хорошо бы вот это приобрести и это, а денег нет, Божия Матерь как будто бы среди нас и все слышала, и - тут же находится все то, в чем нужда была. Очень осязательно присутствие Богородицы, помощь Ее.

- Но вам, наверное, и монастырь помогает? Вон какой большой ремонт здесь ведется.

Нет, не помогает. В первый год получали из монастыря продукты, а потом и в них нам отказали. Сейчас только просфоры берем в монастыре. За все то время, что я здесь, только духовник иеромонах Макарий раза два был здесь. Но, слава Богу, Богородица помогает нам выживать, людей из мира посылает. А нам негде людей размещать. Паломники ведь будут к нам приезжать до начала Рождественского поста. Вот на пожертвования людей и делаем ремонт. Как видите, солнечные батареи уже приобрели. Пока небо не затянуто тучами, имеем электричество. Успенский храм уже отреставрировали, а сейчас бригада из греков завершает ремонт братского корпуса. Только в этом году израсходовали на ремонт около 200 тысяч евро. Совершенно незнакомая мне раба Божия из Одессы пожертвовала нам 150 тысяч долларов. Вот мы и ремонтируем. Спешим, потому как скоро задождит и дорогу к нам размоет, машине со стройматериалами уже будет не проехать.

- С какими проблемами и нуждами обращаются к вам паломники? Что их волнует?

Большинство приезжает ради получения духовной пользы. А проблемы такие: распутные дети, болезни родных и близких. Особенно раковые заболевания. Просят молитв перед нашей чудотворной иконой. Некоторые в несчастье познают надежду на Бога, ищут защиты у Богородицы. Многие приходят, чтобы исповедоваться и причаститься. Приезжают по причине колебания в вере, неудовлетворения церковно-приходской жизнью по месту их жительства, приезжают и из интереса к жизнеописаниям афонских старцев. С Запада приезжают, чтобы духовно не одичать.

- А как вы пришли на Афон?

Это был Божий Промысл, конечно. А еще произошло это по благословению моих стариц, трех сестер-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии, подвизавшихся и почивших в селе Ялтуново Шацкого района Рязанской области. Я ведь тоже родом из Шацкого района. Кстати, Новоспасский монастырь в Москве выпустил диск «Сестры», он рассказывает о старицах. А мать моя Ольга Алексеевна хорошо знала этих стариц, и вот однажды они попросили, чтобы мама прислала меня к ним. А я только что возвратился из армии. Это был конец 1975 года. Побывал я в том же году не только у стариц, но и в Печерском монастыре, где встретился с известным старцем, ныне покойным, Иоанном (Крестьянкиным). Он посмотрел на меня и спросил: «Хочешь братом быть?..» Я взял у него благословение. А на Афон приехал в 23 года в 1978 году. Как сегодня помню этот славный день - канун праздника святителя Николая. Тогда нас прибыло пять братьев.

- Какие прошли послушания за эти три десятилетия на Афоне?

- Разные. Сначала это были общие послушания. Начинал я с трапезаря, потом был седмичным. Далее меня послали в Карею в качестве помощника отца Давида, который был в то время антипросопом (представителем) от монастыря в Киноте. В Карее я стал изучать греческий язык. Прошло какое-то время, и меня назначили антипросопом от нашего Пантелеимонова монастыря. Мне было тогда 28 лет, и в течение десяти лет я был членом Священного Кинота.

Когда греки захватили Ильинский скит, то у меня по поводу этого захвата было мнение, отличное от мнений игумена и духовника, потребовавших, чтобы я подписал протокол как «воздержавшийся». Мне думалось, что надо как-то иначе отреагировать на все это, но было дано указание - «воздержаться». А это было ни то ни се. Я тогда сказал, что после капитуляции перед греками более антипросопом русской обители не буду. Я хотел тогда внести особое мнение монастыря по этому поводу, меня же вынудили подписать другое решение, и я добровольно сложил с себя полномочия антипросопа. После этого я был в монастыре уставщиком, потом прачечным. Одно время был связан с паломническими группами. Я сопровождал их от монастыря по святым местам Греции и далее - в Иерусалим. Четыре года трудился огородником. А после этого послушания меня отправили в скит Ксилургу.

- Приезжающие паломники и высокие гости почитают вас, должно быть, как русского старца?

- Да ну какой я старец!? Я в грехах состарился. На Афоне стариков-монахов много, а старцев - попробуй сыщи…

Паломники говорят, что сейчас среди старцев популярны на Афоне отец Ефрем в Андреевском скиту, «папа Иоаннис»… А в русском Пантелеимоновом монастыре есть известные старцы?

Конечно. Наш богопросвещенный архимандрит Иеремия. Несмотря на то, что ему уже 93 года, он ответит вам на любой вопрос. Причем получите ответ краткий и умный. Еще всем известен духовник и богослов отец Макарий…

Отец Николай, перебирая, с вашего разрешения, папки с фотографиями, я нашел любительский снимок, где изображен и старец Паисий Святогорец. Вы были с ним знакомы?

Да, был знаком. Когда я был антипросопом русской обители, я часто встречался с отцом Паисием в Карее, особенно в праздничные дни, когда из соборного храма Протатон, посвященного Успению Богородицы, совершали крестные ходы с одной из самых почитаемых православных икон «Достойно есть».

Этот чудотворный древний образ известен на Афоне еще с 982 года. Празднование иконе установили 11 июня, а во второй день Пасхи совершается с нею торжественный крестный ход вокруг Кареи.

И когда известные русские архиереи и священнослужители посещали старца, я был при них переводчиком с греческого. А это фото, где со старцем Паисием мои отец и брат, я сам сделал. Правда, старец Паисий не любил фотографироваться, но мне удалось под давлением отца и брата упросить старца, и он уступил.

- Слышал, что старец Паисий приходил к вам в видениях. Расскажите, пожалуйста, о них.

- Однажды со мной произошел такой случай. Как-то знойным летним днем пришел от Ильинского скита один священнослужитель Русской Церкви за границей - он приехал из Нью-Йорка - и попросил меня сопроводить его к старцу Паисию. Я было хотел отказать, мол, вон какое пекло на дворе стоит. Но пришедший, человек в возрасте, очень уж просил, и я уступил. Старца, однако, мы не нашли, а известную записку около его кельи обнаружили: мол, оставьте письменную просьбу, и я помогу вам больше молитвой, чем своей болтовней.

Раздосадованный, мой спутник стал диктовать краткое письмо, а я - переводить на греческий: «Я - протоиерей такой-то. Мне уже 70, матушка скончалась. Скорби такие-то на приходе…» Уже хотели поворачивать домой, как и мне пришло в голову тоже написать письмо старцу. Подумал, хорошо было бы, чтобы старец и обо мне помолился. А у меня, грешного, тогда такое временное искушение было: стал ленив к молитве. Содержание моей просьбы звучало так: «Прошу очень молитв. Нуждаюсь!!! Иеромонах Николай». Я даже три восклицательных знака поставил.

Это было, кажется, в начале 90-х годов. А у меня был тогда в келье миниатюрный магнитофончик, и это он меня отвлекал от главного - молитвы. Прошло несколько дней. И вот лежу ночью в конаке (так на Афоне называется представительство монастыря в Карее. - А.Х. ), почиваю. Вдруг - открывается дверь. Вижу, входит… старец Паисий. Гость подходит ко мне и хрипловатым голосом шутливо, как это было свойственно старцу Паисию, говорит: «Отец Николай, ты просил молитв, а сам-то дрыхнешь, не молишься. Давай вставай. Помогай мне…»

Ну, думаю, этот гость, наверное, от дьявола: бес с ликом Паисия вошел ко мне. Перекрестился. Не уходит. Я еще раз перекрестился и стал про себя читать 50-й псалом. Думаю, сейчас сражу им нежданного гостя с ликом Паисия. И опять перекрестился. Закрыл глаза, прищурился. Не уходит. Ну, бесяра, хочешь меня на молитву поднять?! И в то же время я почувствовал стыд, но… не поднялся. Решил, буду дальше спать. А одним глазом все-таки смотрю, что еще будет? Гость с укоризной посмотрел на меня, даже покачал головой: мол, какая наглость! Потом резко повернулся, направился к выходу, хлопнул дверью и удалился. Тогда и я вскочил со своего ложа и побежал - к двери. Смотрю, а там никого нет…

А второй случай был такой. В 1989 году я с несколькими братьями паломничал по Святой Земле. В Пасхальную седмицу мы поехали на Синай, где заночевали в монастыре святой Екатерины. Нам, четырем святогорцам, выделили там не кельи, а прямо-таки царские хоромы. И вот ночью явственно вижу, что перед мной появился старец Паисий с какой-то женщиной, одетой в древние одежды темного цвета. При этом ее лица отчетливо не было видно. Может, это была сама святая этих мест - Екатерина. Оба на меня смотрят. Думаю: «Ого, чего это опять меня старец беспокоит?» И в то же время думаю, что это опять бесы, приготовился к обороне. Начали гости со мной о моих грехах говорить. А потом - как будто исчезли и стали посылать мне помыслы. И вот перед мной как будто вся моя жизнь с самого детства до последних дней на Святой Земле прокрутилась. Причем в этих помыслах чувствовался упрек за мои неисповеданные или забытые грехи. Я так прочувствовался, что даже стал плакать во сне. Это было за полчаса до начала утрени. Слышу: било. Пора вставать и делать поклоны. Кричу брату в соседнюю келью: «Ты жив-здоров? Во сне что-нибудь видел?» Отвечает мне: «Нет, а ты?»

Стал я рассказывать, что старец Паисий приходил ночью. А он прервал меня: «Николай, оставь… Чего ему делать здесь? Не придавай значения. Это - от лукавого».

А после службы мы отправились со скудной провизией в горы, где в пещере святых Галактиона и Епистимии жил тогда известный на Синае иеромонах Адриан. Он нас хорошо встретил, рассказал, что он когда-то подвизался в ватопедских кельях. Потом мы исповедались у него, хотя я уже всю ночь исповедовался. И тут же мы от этого старца узнали, что неделю назад до нашего появления, действительно, на Синае был… сам старец Паисий! Тогда мы еще не знали все житие старца Паисия, у которого часть жизни была связана с Синаем. Вот так!

А третий случай произошел уже в Иерусалиме. Одно время я жил четыре месяца в Горненском женском монастыре, и иногда меня просили исповедовать монахинь. Тогда было там их около 50. Одну из них я какое-то время потерял из виду. А она, оказывается, приболела. Пожаловалась мне эта 25-летняя монахиня на свои недуги: проснется - и начинаются такие головокружения, что нету сил выполнять послушание на кухне. Даже в обмороки падает. Я предложил ей обратиться к врачу. «Нет-нет, - заохала монахиня. - У нас сразу тех, кто на свои болячки жалуется, высылают в Россию. А я хочу здесь подвизаться».

Тогда я предложил ей написать письмо на Афон монахолюбивому старцу Паисию с просьбой помолиться. Он ведь очень заступается за всех монашествующих. Монахиня согласилась, и я сел с нею за стол излагать по-гречески то, что диктовала о своих недугах монахиня. На конверте написал примерный адрес, думаю, дойдет: на Афоне все знают келью старца Паисия.

Прошло, кажется, дня три-четыре. Я встречаю эту больную монахиню, она уже - бодренькая такая и работает на кухне. Даже кастрюли тяжелые таскает. Спрашиваю: «Мать, ты письмо-то отправила?» А она мне шепотом: «Ой, отец, с этим письмом такой случай произошел!» - «А чего ж не рассказываешь?» - «Не успела я письмо опустить в ящик, пришла с ним в свою келью, помолилась и легла спать. А ночью вижу: около меня стоит какой-то благообразный старец. Он проговорил: “Я - врач Паисий”».

«Потом, - продолжила монахиня, - он перстом притронулся к маслу в лампаде и помазал мне лоб. И - только… Я было не поверила этому сну-видению, но, когда встала утром и пошла на службу, поняла, что у меня все болезни прошли. Все эти дни - помоги и далее, Господи! - я совершенно здорова».

Старца Паисия после всех этих видений много раз встречал, но делал вид, что ничего не понимаю. Как будто ничего не произошло. Встретимся, поприветствуем друг друга, иногда улыбнемся друг другу - и все!

- А приходилось ли на Афоне испытывать какие-либо бесовские воздействия?

Конечно, приходилось. И вразумления Божии у меня были. Но обо всем этом монахи никому не рассказывают, кроме духовника. Афониты обычно скрывают свою внутреннюю духовную жизнь от посторонних.

Но я расскажу, пожалуй, о том, что происходило после поездок с чудотворной иконой «Достойной есть» в Салоники и в Афины. Члены Кинота ездили с этим образом в Салоники в 1985 году, а в Афины - в 1987 году. Там, в этих двух городах, мы встретили очень много бесноватых. А перед чудотворной иконой были такие сцены, что некоторых просто устрашали. По возвращении из Афин отец Антоний предложил мне совершить сорокоуст по всем этим бесноватым. Так вот, тогда каждую ночь в его и моей кельях случались невообразимые кошмары.

Да и здесь, в скиту, первый год я жил вместе с одним бесноватым монахом. Да-да, и монахи бывают бесноватыми! И я проводил тогда бессонные ночи: они часто проходили в сражениях. Монах - он ведь воин Христов!

А эти, как вы назвали их, «бесовские воздействия» всегда бывают очень скрытыми. На нашем монашеском языке они называются «невидимой бранью». Бесовские уловки или хитрости очень разнообразны. Любую внушаемую тебе дурную мысль или идею надо сразу распознать. Все-все помыслы надо исповедовать духовнику. Иначе в помыслах враг может гнездо свить. А бес-то, он тоже силен. Может так соблазнить человека, что даже вселится в него и будет жить в нем. А потом станет воздействовать на волю, на рассудок. Может всецело руководить человеком и даже погубить его.

Вы 30 лет уже на Афоне. Многое изменилось на Святой Горе за эти годы? И что вас теперь здесь радует, а что - огорчает?

За три десятилетия, конечно, много воды утекло. Помню, была всего одна дорога - от Кареи до Дафни. И был всего один-единственный автобус на весь Афон. Если хлестал дождь, то автобус, как правило, застревал в дороге. Иногда монахам приходилось его вытаскивать из грязи. А сейчас вон сколько новых дорог проложено!

И Карею-то нашу не узнать! И парк разбили. Полиция на своих постах стоит. Совсем как в городе. Конечно, на Афон постепенно проникают мирской дух и цивилизация. Мобильные телефоны теперь почти у всех монахов. Запреты старцев силу не возымели. А по телефончикам-то этим можно просматривать и материалы из интернета. А там, знаете, как много губительного для монахов? Что еще? Если раньше строили кельи размером два на два метра, то теперь они побольше, как гостиничный номер. В нашем монастыре, например, монахи имеют зимнюю и летнюю келью. В других монастырях, кажется, этого нет.

- А как монахи восприняли сообщение о том, что на Афон в этом году проникли женщины?

Это меня нисколько не удивило. Они и раньше сюда проникали. Просто никто об этом не писал. Вот покойный отец Давид, о котором я упоминал, рассказывал, что однажды (кажется, уже после Второй мировой войны) одно большое пассажирское судно застал в море сильный шторм. Так это судно пришвартовалось около арсаны (пристани) нашего Пантелеимонова монастыря, а женщин с детьми расселили на какое-то время на первом этаже нашего архондарика (гостиницы).

А во время войны между коммунистами и греками перестрелка шла и на Афоне. Женщины-коммунистки отстреливались прямо в центре Кареи. Об этом тоже говорил отец Давид.

А этих, нынешних, женщин-молдаванок, говорят, обманули. Их везли ночью якобы в Италию, а потом высадили на афонском берегу около Лавры. Они-то думали, что оказались в Италии, переоделись и пошли прямо к пристани Дафни.

- Доходят ли до вас сообщения о событиях в мире?

Все через тот же телефон или через паломников! Хотя, как и все монахи, я стараюсь оставаться безразличным, далеким от мирских интересов и проблем. Но ко мне приходят письма, мне часто звонят, присылают SMS-сообщения. Волей-неволей узнаешь что-то о том, что происходит в мире. Конечно, с горечью воспринял такое событие, как военный конфликт в Южной Осетии. Лучше бы его не было. А то вышло, что православные с православными воевали. Это же никуда не годится! В Греции, например, живет много понтийских греков - выходцев из Грузии. К таким печальным событиям мы не можем быть равнодушными, поэтому молимся о мире и о спасении всего мира.

- Что бы вы сказали тем молодым людям, которые желают именно на Афоне спасать свою душу?

Быть очень смиренными и готовыми ко многим-многим искушениям. Выполнять и нелюбимые послушания. Даже в случае крушения романтических мечтаний, больших неудач, бесовских гонений и обнаружившихся здесь болезней не бежать с Афона. В общем, запастись не просто большим, а огромным терпением.

В Карули я столкнулся с двумя австрийцами, которые риторически вопрошали: «Неужели Богу угодно, чтобы Его монахи вообще не мылись, пренебрегали элементарной гигиеной, страдали от грибковых заболеваний ног?..» Позвольте адресовать этот вопрос вам.

Ответ мой таков: с точки зрения обыкновенных мирян, а тем более этих, наверное, далеких от православной веры иностранцев, афонские монахи ведут, казалось бы, не то что странную, а вообще абсурдную и совсем не понятную жизнь. Неподготовленному человеку это так просто и сразу не объяснишь. Ради высоких аскетических опыта и подвига монахи готовы на все. Во имя спасения души монахи пренебрегают заботой о своем теле. Всякие болезни и раны, они ведь тоже бывают полезны для души. Для монаха-афонита особое значение приобретает аскеза. А что это такое? Это - подвиг. Но нужно быть подготовленным для разговора об аскезе.

Конечно, для мирян это странно - не мыться. Но монах это делает почему? Чтобы не оголять себя и не видеть своего тела. В Ксилургу даже и для паломников зимой элементарного душа нет. И летом - всего-то один умывальник. А придет зима? Холод и сырость здесь пронизывают тебя насквозь. Дубленок мы не носим. Закалены.

В России в некоторых приходах, да и в интернете, сейчас широко распространены записанные вами на магнитофон беседы на различные богословские темы. Автором текстов этих бесед являетесь вы?

- Конечно, нет. Я просто начитывал тексты, переведенные с греческого на русский язык. Я слушаю много церковных радиопередач на греческом языке. А в них много проповедей на разные темы. Я долгое время собирал эти материалы, систематизировал по темам, переводил на русский язык и озвучивал. Благодарностей получал и получаю много, и устных, и письменных. Мне даже такое написали: «Афонские монахи должны периодически выезжать в мир для духовного служения с проповедями».

А сами вы пробовали свое что-то написать? Раньше вы ведь сотрудничали с некоторыми российскими изданиями и даже с радио «Свобода».

- «Свое»? Ну кто я такой? Я - малограмотный человек…Сейчас столько много выходит духовной литературы, что только успевай читать. Притом много и переводится с греческого языка. А «писать» в нашем монастыре в последнее время не очень-то поощряют. С радио «Свобода» я имел краткий контакт в середине 1980-х годов потому, что мы на Афоне с трудом пробивали дорогу нашему нынешнему Афонскому подворью. Ему ведь, знаете, сначала решили определить место в Переделкино, а не в Москве. Вопрос тогда решился положительно.

В последнее время мирянам-паломникам из стран СНГ приходится платить немалые деньги спекулянтам в гостинице «Македония» в Уранополисе за разрешение посетить Афон (диамонитирион), оформление которого у греков стоит всего 25 евро. По рассказам паломников, в том же упомянутом вами подворье в Москве и в одном новом афонском паломническом обществе стараются без всяких квитанций взимать плату в размере от 25 до 50 долларов за каждый день пребывания в Пантелеимоновом монастыре. Ни в каком другом монастыре на Афоне такого нет.

Да, я слышал о том, что за разрешение платят до 150 евро. Это ненормальное явление. Раньше такого не было. Ладно, деньги попадали бы в монастырь, а то неизвестно кому и куда. Однако теперь и греки прослышали, что «новые русские» за баснословные деньги покупают на Афоне иконы и всякую утварь, вот и поднимают на все цены. Причем только для русских. Отношусь к этому очень негативно.

- Благословите на прощанье сделать пару фотоснимков? (На лице отца Николая - недоумение от вопроса . ) Спрашиваю потому, что в Пантелеимоновом монастыре везде висят упредительно-запрещающие знаки: фотографировать запрещено. Я спросил проходящего мимо благочинного, можно ли сделать одно фото новой больницы, так он, знаете, что мне ответил? «Напишите заявление на имя собора старцев…» Говорят, там некий монах чуть было фотоаппарат не разбил какому-то гостю из числа греческих монахов. Дело дошло даже до Кинота.

Да, знаю и про это… Но я не хочу вникать в современные монастырские дела. А то в душе можно мир потерять. Только вот что скажу, хотя, может, и преждевременно. Мне тут как-то на словах видение одной старицы передали: в обители скоро будут большие изменения…

Перед отъездом отец Николай из скита Ксилургу по мобильному телефону заказывает в Карее своим гостям-паломникам «афонское такси». Два раза повторяет диспетчеру на греческом, что «клиент» заплатит водителю положенное за проезд. Вместе с иноком Агафодором иеромонах выходит провожать и благословляет на дорогу. Просит отца Агафодора помочь с багажом и сопроводить гостя вверх по дороге до обычной «стоянки такси». Со двора скита за путниками устремляются три мяукающие кошки, успевшие за четыре дня привыкнуть к подкармливавшим их.

«Такси» - тот же пыльный микроавтобус с цифрой 5 - уже дожидается в условленном месте.

Говорю на прощанье отцу Агафодору: «Вашу просьбу не забуду» - молодому богослову скита Ксилургу нужны «для работы» все вышедшие в Москве тома «Православной энциклопедии».

15/28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» на Афоне отмечается престольный праздник.

Успение Божией Матери считается всеафонским праздником и с глубочайшим благоговением и торжественностью отмечается во всех обителях Святой Горы. Однако для русского монашества на Афоне, традиционно, на протяжении более 1000 лет этот праздник имеет особое значение, поскольку имеет прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.

Следует заметить, что Ксилургу (греч. ξυλουργός - плотник или древодел) – древнейшая русская православная обитель не только на Афоне, но и в мире, основанная вскоре после Крещения Киевской Руси. О ее русских корнях свидетельствует даже само название – «Древодел», ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня.

По преданию, древнерусский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» был основан на Афоне попечением святого равноапостольного князя Владимира Киевского († 1015) и его супруги – византийской царевны Анны († 1012) вскоре после принятия христианства на Руси. Из «Повести временных лет» мы узнаем, что после крещения великий князь Владимир отправляет посольство в Иерусалим и Константинополь. Вскоре близ Иерусалима и на Святой Горе Афон появляются два монастыря, имеющих одинаковое название: Русский Богородичный монастырь. Русская обитель во Святом Граде спустя три столетия перестала существовать, обитель же на Святой Горе существует до сих пор.

Соборный храм Русской на Афоне Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Как известно, и основанная преподобным Антонием по его возвращении с Афона Киево-Печерская обитель, как и соборный храм монастыря, тоже символически были посвящены Успению Божией Матери.

Основание на Киевских горах обители в честь Успения и строительство величественного Успенского храма, осуществленные с благословения преподобного Антония, по всей видимости, были как бы символическими проекциями своего первообраза – Свято-Успенской русской святогорской обители «Ксилургу» и ее соборного храма на Святой Горе Афон, где, по преданию, духовно возрастал и принял постриг будущий авва и «начальник русского монашества». Таким образом, преподобный Антоний попытался перенести идею сакрализации пространства и на новообращенную киевскую землю, создать, так сказать, «русскую икону» Святого Афона – как Удела Божией Матери на Руси. Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном». Как писал по этому поводу православный богослов протоиерей Лев Лебедев, «согласно православному учению, образ посредством своего символического подобия первообразу становится обладателем тех же благодатных энергий, что и первообраз, таинственно, но реально содержит в себе присутствие первообраза. Это относится и к образу архитектурному. В нем могут также действовать энергии первообразного... Развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест - может быть, самая поразительная особенность церковно-богословского и народного сознания Руси».

Не случайно в Киево-Печерском Патерике, наследуя афонскую традицию, в контексте строительства в Киеве монастырского Успенского собора отмечается передача основанной преподобным Антонием Киево-Печерской обители и стольного Киева под непосредственный патронат Божией Матери: «Хощу церковь възградити Себѣ в Руси, в Киеве... Прииду же и Сама видѣте церквии и в ней хощу жити». Благодаря такому посвящению Божией Матери, считает проф. В. Ричка, столица Руси воспринималась средневековым общественным сознанием как богоизбранный и богохранимый град – Дом Богородицы, как сакральный символ и сердце Святой Руси, обеспечивая тем самым и духовное единство всей Русской земли.

Таким образом, именно Афонский Свято-Успенский монастырь «Ксилургу» стал тем «первообразным» центром сакрализации киево-русской земли, наследуя который, через духовное единство и родство с ним, на Киевских горах был воссоздан «образ», «икона» Святой Горы Афон – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, а сама киево-русская земля получила право на столь ответственное наименование – Святая Русь.

По этому поводу справедливо отмечает духовник и первый эпитроп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) :

«Существуют духовные нити, видимо связывающие Киевскую Лавру с местом подвигов ее основателя на Святой Горе - Успенским храмом, у престола которого он принял постриг, а также заповедь от отца игумена идти на Русь. Великая Успенская церковь Печерской обители, построенная по показанному Царицей Небесной греческим зодчим образцу, не является ли символической проекцией первого русского храма первой русской обители на Святой Горе, в которой подвизался основатель русского монашества и учредитель Киево-Печерской Лавры?

Удивительно то значение, какое приобрел этот собор для Русской земли. Успенская церковь становится главным собором Руси, собором по преимуществу, общерусской святыней - ведь ни одна другая отечественная церковь не именуется так, как она: Великая Успенская церковь. Такое наименование роднит ее с Великою церковью Святой Софии Константинопольской и с храмом Воскресения в Иерусалиме. Примечательно, что София Киевская - официальный центральный собор Киевской Руси, кафедра митрополитов - не получила такового почетного наименования. Секрет, как нам кажется, кроется не только в чудесных особенностях построения печерской церкви - такие чудеса нередко бывали при построении и других храмов, - сколько в том символическом значении, которое она носила и носит в качестве связующего звена между двумя Уделами Божией Матери - Святою Русью и Святою Горою - и подчеркивающего преемственное значение первой от второй».

Говоря о древнерусском на Афоне Свято-Успенском монастыре «Ксилургу» и существующем предании, что преподобный Антоний Печерский подвизался и принимал постриг именно в этой обители, в соборном храме Успения Божией Матери, важно отметить, что именно эта обитель была центром и школой русского монашества на Святом Афоне. Сомнительно, чтобы не владеющие греческим языком новообращенные русичи (в том числе и юный Антипа из Любеча) на Святой Горе селились в чужих греческих монастырях. Именно потому вскоре после Крещения Руси и был основан на Афоне русский монастырь.

Первое известное письменное упоминание об этом древнерусском монастыре на Святой Горе относится к 1016 году. Под этой датой в одном из святогорских документов, хранящихся в библиотеке Великой Лавры Афанасия Афонского, стоят подписи игуменов всех святогорских монастырей. Среди них такая надпись: «Γεράσιμος μοναχὸς ἐλέῳΘεοῦ πρεσβύτερος καὶ ἡγούμενος τῆς μονῆς τοῦ ῾Ρῶς μαρτυρῶν ὑπέγραψα ἰδιοχείρως». Переводится она так: «Герасим - монах, милостью Божией пресвитер и игумен монастыря русских. Собственноручная подпись».

Таким образом, первое известное нам и документально зафиксированное упоминание о древнерусском монастыре на Афоне и его настоятеле относится к 1016 году. Что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу» – нет никаких сомнений.

Нестеренко В. И. "Ксилургу. Проводы преп. Антония на Русь"

Именно здесь, по преданию, принял постриг родоначальник древнерусского монашества, выходец из Черниговской земли преподобный Антоний Печерский, а позже отсюда, по благословению старцев обители, перенес афонский устав и на Русь, основав по афонскому образцу Киево-Печерскую Свято-Успенскую обитель, которая стала центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. «Господи, да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы и молитва моего отца, который постриг меня» , - изрек преподобный Антоний на месте основания Киево-Печерской обители.

Прп. Антоний Печерский. Фреска из храма Всех Афонских святых Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон

Кто же был этим великим старцем-игуменом, постригшим преподобного и благословение которого сыграло столь решающую роль в судьбе не только Печерской обители, но и всей Русской Церкви и самой Руси? Вопрос этот остается открытым. Однако, вероятнее всего, им был тот самый преподобный старец Герасим, «пресвитер и игумен монастыря русских», первый настоятель обители «Ксилургу», оставивший свою подпись на вышеупомянутом акте 1016 года.

Из житийных списков известно, что на Афон преподобный Антоний (в миру Антипа; род. 983) прибыл еще в совсем юном возрасте (ок. 1000 г.). Уже в 1013 году он в первый раз возвращается в Киев со Святой Горы. Побыв немного в Киеве, в 1015 году, вследствие междоусобной смуты после смерти святого князя Владимира и убийства святых Бориса и Глеба, он снова возвратился на Афон, где подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим - после 1051-го).

Как бы там ни было, очевидно, что родоначальник древнерусского монашества начинает подвизаться на Святой Горе до 1013 года. Подобные путешествия с Руси на Афон в те времена невозможно было совершать самостоятельно. Поэтому, несомненно, преподобного Антония должны были сопровождать в столь дальних и небезопасных странствиях и другие спутники. Всё это подтверждает, что первые русские монахи появились на Афоне задолго до 1013 года. По всей видимости, именно они и составили в 1016 году братию первого древнерусского афонского монастыря, игуменом которого был вышеупомянутый Герасим. Судя по всему, именно он и был духовным наставником и старцем молодого Антония, постригшим его в иночество и позже благословившим основать «представительство» русского святогорского монастыря Успения Богородицы в Киеве.

Преемником преподобного игумена Герасима был, по всей видимости, игумен «Русика» Феодул, оставивший свою подпись на взаимном акте обителей Есфигмен и Ксилургу за 1030 год (здесь упоминаются имена их игуменов: Феоктиста и Феодула. - См.: Акты Русского на Святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона. Киев: Типография КПЛ, 1873. С. 3). Аналог этой грамоты до сих пор хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Вероятно, именно при новом игумене Феодуле преподобный Антоний окончательно возвратился на Русь и основал здесь Киево-Печерскую обитель в честь Успения Божией Матери, в подражание, а может, на начальной стадии, и как «подворье» или «представительство» афонского Свято-Успенского Богородичного монастыря «Ксилургу».

Известно, что русский монастырь на Афоне изначально имел статус Царской обители, которым в то время обладали далеко не все монастыри. Возможно, обитель была даром византийских императоров киевскому князю. Русский монастырь имел право непосредственно обращаться к самому императору, минуя Протат Святой Горы. С 1030 года ему присваивается титул Игуменария (акт 1), а в царском указе от 1048 года он именуется Лаврой (акт 3). Уже в этот период «Русик» имел развитое хозяйство и содержал работников. У него была пристань, суда, хлебная пашня, мельница, собственная дорога от пристани до монастыря.

С начала XI века Свято-Успенская обитель «Ксилургу» начинает осуществлять свою миссию распространения в Восточной Европе афонского духовного наследия. Помимо преподобного Антония Печерского были и другие подвижники, несшие славянам афонскую традицию. Основываясь на житии святого Моисея Угрина († 1043), можно утверждать, что после 1018 года и в Польшу был послан русский иеромонах с Афона, который и постриг там Моисея в иноки. В 1225 году на Почаевской горе русский святогорец преподобный Мефодий основывает будущую прославленную Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Место, на котором она находится, до сих пор именуется Святой Горой. В XI-XIII веках некие афонские иноки поселяются и в меловой горе на берегу Северского Донца, заложив основание еще одной Успенской Лавры, также названной впоследствии Святогорской.

Все три прославленные обители связаны со Святой Горой, названы, как и монастырь Ксилургу, в честь Успения и отмечены особым промышлением Божией Матери. Все они были основаны русскими подвижниками Святой Горы Афон и приблизительно в один и тот же промежуток времени - в домонгольский период. Источники не указывают точно, из какого именно монастыря Святой Горы они приходили. Но время их миссии совпадает с периодом расцвета древнерусского монашества в обители Ксилургу на Афоне. Поэтому, вероятнее всего, все эти русские святогорцы были выходцами из одной древней Русской Лавры на Афоне – Свято-Успенского монастыря Богородицы «Ксилургу».

В этот период русская святогорская обитель настолько часто пополнялась новыми насельниками из Руси, что, не вмещаясь уже в первоначальном монастыре, стала приобретать обедневшие и запустевшие келлии и малые обители в округе. В 1169 году русскими святогорцами был выкуплен у греков находящийся неподалеку древний монастырь «Фессалоникийца» во имя святого целителя Пантелеимона. Так основная часть русской братии из Ксилургу в конце XII века перебирается в более крупный монастырь «Фессалоникийца» (ныне известный как «Старый Русик», или «Нагорный Русик»), что на старой дороге, соединяющей Карею с нынешним Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем. Одновременно русскому монастырю Священным Кинотом были выделены и кельи в столице Афона – Карее. Что же касается прежнего места нахождения обители – Ксилургу, то оно не осталось заброшенным. Монастырь был преобразован в скит, который остался в ведении русской обители. Он и поныне принадлежит Русскому на Афоне Свято-Пантелеимонову монастырю.

Интересен факт: когда русская обитель на Афоне в 1169 году переехала на новое, более удобное место, то здесь, по традиции, был воссоздан и символически важный для Руси Успенский собор, который в русском церковном сознании имел особое духовное значение. По этому поводу в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отмечают :

«О значении для русского иночества Успенского собора обители Ксилургу косвенно могут свидетельствовать и следующие факты. При переселении русской братии в более пространную обитель "Фессалоникийца" (Старый Нагорный Русик) в 1169 году при игумене Лаврентии Успенский собор Богородичного монастыря будет воспроизведен и там. А спустя еще более чем шесть столетий, в начале XIX века, при игумене Савве, когда будет возведен новый, так называемый Прибрежный Русик, Успенская церковь вновь будет также перенесена и туда, причем с сохранением статуса собора».

Размышляя над тем, чем же важен этот храм для русского монашества, находящегося как на Святой Горе, так и в Отечестве, в Русском монастыре на Афоне обращают внимание , что он памятен «именно тем, что в нем зажглась первая русская лампада на Афоне; тем, что у алтаря этого собора принес иноческие обеты первоначальник русского монашества преподобный Антоний; тем, что именно отсюда он принял и перенес благословение Святой Афонской Горы на Русскую землю и таким образом навеки соединил Русь и Русский Афон узами духовной благодатной преемственности».

Итак, именно Русский на Афоне Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу» стал тем духовно-историческим связующим звеном, тесно соединившим новопросвещенную Киевскую Русь и Святую Гору Афон. Из него 1000 лет назад преподобным Антонием Печерским впервые было перенесено и утверждено на Руси православное монашество. Под его влиянием произошло становление Киево-Печерского монастыря, оказавшегося своего рода «рассадником» афонского наследия и православного монашества, книжности и просвещения на Руси. С тех пор Афон и его духовные традиции на протяжении многих веков играли исключительно важную роль в развитии духовности и культуры восточнославянских православных народов, повлияв на их самобытность и неповторимость. Собственно, именно Святая Гора Афон и ее наследие коренным и благотворным образом отразились на формировании мистико-аскетического облика самобытного древнерусского православия, как и самой Святой Руси. В чем, повторимся, решающую роль сыграл Русский на Афоне Свято-Успенский Богородичный монастырь «Ксилургу», давший Киевской Руси преподобного Антония Печерского и многих других подвижников и просветителей.