Дословие Андрей Михайлов. Уроки алхимии

Есть области человеческих знаний, которые признаны научными, а есть, которые считаются ненаучными. К последнему типу относится и алхимия. Но так ли уж ненаучна она была? И только ли поисками философского камня занимались алхимики? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо проследить историю возникновения алхимии как науки.

Слово "алхимия" восходит через арабское слово "cheo" к греческому "chemeia", что означает "лью, отливаю". Этимология прямо указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Есть и другое толкование - от египетского иероглифа "хми", означавшего плодородную землю в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, как считают, возникла алхимия.

Впервые термин "алхимия" встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога IV в. Важнейшей задачей алхимики считали трансмутацию (превращение) неблагородных металлов в благородные. Эта задача вплоть до XVI в. была главной не только в алхимии, но и в химии. Идея возможности трансмутации металлов возникла не на пустом месте, она базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких "первоэлементов", которые при определенных условиях могут переходить друг в друга.

Период, когда алхимия зарождалась и процветала (IV-XVI вв), был периодом развития не только "умозрительной" алхимии, но и практической химии. И эти две науки прямо влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она "никогда не была ничем иным, как химией". Можно провести параллель и сделать вывод, что алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Да, астрологию не принимает академическая наука, однако имеется огромнейшее количество доказательств, что астрологические законы работают, и астрологи на самом деле предсказывают будущее.

Средневековые алхимики старались отыскать два неких таинственных вещества, с помощью которых можно было бы достичь желанной трансмутации металлов. Первое, обладавшее свойством превращать в золото не только серебро, но и свинец, ртуть и т. д., носило название философского камня, красного льва, великого эликсира (слово "эликсир" произошло от арабского "аль-иксир" - "философский камень"). Предполагалось, что философский камень не только облагораживает металлы, но и служит универсальным лекарством. Раствор его, так называемый золотой напиток, мог исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.

Другое таинственное вещество, второстепенное, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать все неблагородные металлы в серебро.

Если отбросить все предрассудки, то алхимия не столько наука, сколько высочайшая ступень символического мышления, учение, которое постигает путь "достижения центра всех вещей". Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание "химической модели космического процесса". Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов и затем в своих сочинениях подробнейшим образом описывал все предметы, помогающие ему в этом, и приемы. Для алхимиков вообще было свойственно тщательное отношение к описанию эксперимента (при этом использовалась невероятно символичная терминология). Ведь алхимик ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе, исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса, змея, пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы.

Любопытно, что и в Европе, и на Востоке алхимия являла собой комплекс из еще двух наук - астрологии и медицины, и воспринималась как путь к духовному совершенству, как стиль жизни и тип человеческого поведения. При этом различались внутренняя и внешняя алхимия. Внутренняя - форма внутреннего делания, она направлена на достижение адептом просветленного состояния через одухотворение микрокосмоса. Внешняя - работает с очищением космологических сущностей, скрытых под формой вещества. В основе лежит древнее представление о materia prima (первоматерии), являющейся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы.

Алхимия работала в системе четырех модусов первоматерии - первоэлементов греческой натурфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхимии - всепроникающий эфир или металл в китайской) в сочетании с тремя философскими элементами: соли, серы и ртути. Ртуть (Меркурий) - пассивное женское начало (инь) - представляет первую очистку и являет собой чувство, воображение. Сера выступает как активное мужское начало (аналогия янь в китайской алхимии) - более тонкая очистка: разум, интуиция. Великое делание или преображение (киноварь) - алхимический андрогин, гармоническое сочетание мужского и женского (инь и янь): "Тот, кому не удается "стать двумя в одном теле", станет двумя в одном духе" (Де Оливье).

Алхимия также известна как взаимодействие энергии Кундалини - символа женского аспекта - с высшей энергией, или мужским принципом. Через понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро.

Да, получение философского камня или эликсира жизни было для алхимиков самоцелью. Однако философский камень обозначает, прежде всего, глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип.

Такая хорошо отработанная система аналогий позволила алхимии с ее универсальным языком занимать одно из ведущих мест вплоть до наших дней не только внутри себя, но и в современной литературе, театре, мистических учениях. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Поэтому-то в некоторых странах алхимия легализована христианской идеологией, там она считается белой магией. В тех же странах, где алхимия выступает в своем языческом качестве (черная магия), она признается неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

Существовало несколько школ алхимии: греко-египетская, арабская и западноевропейская. Во времена эллинизма существовало такое направление алхимии, как герметизм. Это было религиозно-философское течение, сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Этот период представлен значительным числом сочинений, приписывавшихся Гермесу Трисмегисту. Традиция герметизма получила продолжение в европейском Ренессансе, им пропитаны труды Парацельса, он повлиял даже на Джордано Бруно и Исаака Ньютона.

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста, считавшегося основателем этой науки (его отождествляли с египетским богом Тотом, а в Древнем Риме - с Меркурием), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса - отсюда пошло выражение "герметически закрытый". Существовало предание, что искусству обращать "простые" металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в "Книге Бытия" и "Книге пророка Еноха" в Библии.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 г. до н.э. новая столица Египта Александрия очень быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья. Александрийскую академию основал Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 г. до н.э.) царем Египта. Эта академия вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей - Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) - просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С ней связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей.

На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической - т.е. закрытой для непосвященных. Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть металлом не считалась, поскольку не упомянута в Библии.

Несмотря на мистические философствования, ныне признанные ненаучными, алхимики, тем не менее, в процессе своих поисков добились очень многого для развития академической химии. Например, еще греко-египетские алхимики открыли такое явление, как амальгамирование металлов. Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Они же начали применять амальгаму золота для позолоты, ими был разработан способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

При этом, помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути как об особом, "первичном" металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой (киновари), которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску - от красной до синей.

Примерно в те же времена было открыто и получение латуни - желтого сплава меди с цинком. Правда, знаменитый тогда алхимик Болос считал, что латунь являлась золотом.

К сожалению, об александрийском этапе алхимии известно очень мало, так как Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена. Кроме того, римский император Диоклетиан, дабы исключить возможность получения дешевого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к еще большим гонениям на алхимию, которую христиане считали ересью. В 529 г. папа римский Григорий I запретил чтение древних книг и занятие не только алхимией, но и математикой и философией. В итоге христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи, которая стала распространителем алхимических идей в Европе в IV в. (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

После того, как арабы в VII в. завоевали Египет, они принесли наследие александрийской школы в завоеванную ими Испанию, которая стала вторым после Византии источником распространения алхимических идей в Европе.

В VII в. началось победоносное шествие новой мировой религии - ислама - что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке - в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире - были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся ученых. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым. Кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трем обязательным исламским догматам - вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская алхимия.

Среди арабских ученых, занимавшихся алхимией, выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037). Однако он подходил к вопросу крайне нестандартно: он явился первым в истории критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной. Основной задачей алхимии Авиценна считал приготовление лекарственных средств.

Однако арабский период алхимии обогатил человечество такими основополагающими аспектами, как создание основных теорий алхимии и химии, лабораторной техники и методики эксперимента. Арабскими алхимиками был разработан и понятийный аппарат. Они добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна: мистические элементы в ней представляли собой, скорее, дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание фармацевтики, развившей традиции античной медицины.

После XII в. по ряду как внутренних, так и внешних причин арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его предшественников. Центр научной мысли перемещается в Европу.

Алхимия развивалась и в Китае. Начало китайской алхимии восходит к IV-III вв. до н.э. Самый ранний из известных нам письменных источников - алхимический трактат "Цань тун ци" ("О единении триады") относится ко II в. Китайская алхимия через индусов и арабов повлияла даже на средневековую европейскую алхимию. В III в. алхимическими влияниями становится затронутой и Индия. Индийская алхимия работала с идеей колеса с шестью спицами, делящими поле на шесть планетных царств, шесть классов существ, шесть человеческих состояний, шесть металлов. Точка в середине соответствует царю - на земле, солнцу - на небе и золоту.

Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 г.). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам.

В XII в. начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения - университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII в., можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII вв. алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

При этом между арабской и европейской алхимией имелись весьма существенные различия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догмам, было делом весьма небезопасным. Поэтому алхимия в Европе находилась на полуподпольном положении. В 1317 г. Папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако любопытно, что европейские властители (и светские, и церковные), объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвященным. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Альбертус Магнус). Он первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, поэтому ему иногда приписывают его открытие.

Его современник, английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292) в своих трактатах дает подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон дал классическое определение алхимии: "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения".

Как и в сочинениях арабских алхимиков, в работах Альберта Великого и Роджера Бэкона доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской.

В итоге мистицизм и закрытость европейской алхимии породили значительное число мошенников от алхимии. И тем не менее, в XIV-XV вв. европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 г. итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название - aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV в., осталось неизвестным - он подписывал свои сочинения именем Гебера (под таким именем в Европе был известен выдающийся арабский ученый и алхимик Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815)). Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты - серную и азотную. Использование концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело к существенному росту знаний химиков и алхимиков о веществе.

Этими и другими учеными были открыты отделение золота от серебра при помощи азотной кислоты, получение мышьяка в чистом виде, серного эфира, соляной кислоты, многие соединения мышьяка и сурьмы, способность селитры взрываться благодаря горящему углю, способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней). Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ", Иоганн Рудольф Глаубер открыл сульфат натрия (глауберову соль). Он, правда, считал ее тем самым философским камнем. Джамбаттиста делла Порта изготовил оксид олова, Блез Виженер открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу человечеству.

Многие открытия носили без преувеличения сенсационный характер. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел камень, который был настолько тяжел, что Касциароло заподозрил в нем наличие золота. В итоге был открыт новый элемент - барий. В середине XVII в. алхимик из Гамбурга Хенниг Бранд, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что при прокаливании осадка последний светится в темноте. Так был повторно получен фосфор. Чуть позже благодаря поискам алхимиков был создан саксонский и мейсенский фарфор.

Большую роль в распространении алхимических сочинений сыграло книгопечатание (первая типография была открыта в Майнце в 1450 г.). Так как печатание было тогда достаточно дорогим, многие анонимные алхимики для придания авторитета своим сочинениям издавали их под именами известных ученых древнего мира - Платона, Пифагора, Демосфена и т.п. Также появились во множестве переводы якобы с арабского языка, хотя впоследствии эти рукописи нигде не были обнаружены.

К середине XVI в. в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны - вырождающиеся мистики, по-прежнему пытающиеся осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой - представители набирающих силу рациональных течений. Наиболее значительными из последних являлись ятрохимия (поиски долголетия и бессмертия) и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Если обобщить достижения того периода, то его главным результатом, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Однако нельзя не признать, что алхимии изначально были присущи очень серьезные отрицательные черты, которые и сделали ее тупиковой ветвью развития естествознания и химии. Во-первых, это ограничение исследований трансмутацией металлов, ведь все алхимические операции были подчинены лишь этой главной цели. Во-вторых - мистицизм. В-третьих - догматизм теории, лежащий в основе идеи трансмутации, который принимался за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

Основоположником ятрохимии (от греческого "ятро" - "врач") принято считать немецкого врача и алхимика Филиппа Теофраста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельса (1493-1541). Алхимия Парацельса фокусировалась на микрокосме, решая вопросы универсальной медицины в поисках Меркурия (эликсира жизни). Подобно Авиценне, Парацельс негативно относился к идее трансмутации металлов (не отрицая, впрочем, принципиальной возможности трансмутации). Парацельс утверждал, что задача алхимии - изготовление лекарств: "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства".

Вторая половина XVII в. оставила самые причудливые воспоминания о людях, которые выдавали себя не только за алхимиков, врачей, магов, но и за знатоков всех проблем, волнующих человека. Эта плеяда авантюристов, шарлатанов добивалась титулов, почета, известности, хотя иногда кончала свой жизненный путь весьма печально. Кто не слыхал таких имен, как граф Сен-Жермен, Калиостро, Джон Лонг? При этом истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью. (Тем не менее, Данте в своей "Божественной комедии" определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом.) Целью для них был именно сам философский камень (хотя камень - это понятие условное, чаще его представляют либо порошком, либо раствором порошка - тот самый эликсир жизни) и духовное освобождение, абсолютная свобода.

После распространения уже собственно химии, алхимия вызывала интерес у многих, в частности, и у И.В. Гете, который несколько лет посвятил изучению трудов алхимиков.

Если резюмировать все данные об алхимии и алхимиках, то можно сказать, что европейский алхимик - это одновременно теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и истинный христианин. Такой взгляд на алхимию позволяет понять ее как явление, сосредоточившее в себе многие особенности уклада древних, темных и средних веков.

Мало кому известна история обретения "Изумрудной скрижали Гермеса", и незаслуженно, обходится вниманием исследователей. А ведь вполне может быть, что мы топчем в дорожной пыли подлинный бриллиант. Для меня знакомство с алхимией, началось с этой гравюры.

Я не специалист по латыни, потому перевёл девиз так: - "Проникая в глубь земли, извлечёшь философский камень". Символика герба (или эмблемы), вопиюще масонская. Главный мотив - дуализм света и тьмы, добра и зла, запада и востока. мужского и женского. В нижней части - Земля, слева от щита с семилучевой звездой, и... Космос? Так что получается, мракобесы - алхимики по своей невежественности считают, что понятия "Земля" и "Космос" антогонистичны, да к тому же ещё и равнозначны по объёму, или значению? Они что, глупые, не в курсе, что Земля это лишь песчинка в бесконечном космосе?


Ну и сам девиз, конечно, заставляет задуматься над тем, что было в голове у того креативщика, который его сочинял. Первая мысль, которая должна приходить в голову современному просвещённому человеку, должна быть о том, что алхимики, как заблуждающиеся, тёмные неучи, надеялись зарыться в шахту, и отыскать некий булыжник. А может философский камень это вообще никакой не камень? И даже не геополимерный бетон, не керамогранит, не искусственный мрамор,а нечто такое, о чём мы понятия не имеем? Но сначала, минимум справочной информации:

Изумру́дная скрижа́ль Гермеса (лат. Tabula Smaragdina Hermetis) — важнейший памятник арабского средневекового герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Cогласно легенде текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским.

Мне одному кажется, что текст изображён "вверх ногами"?

Произведение это, по мнению оккультистов, является одним из древнейших памятников египетского герметизма. Оно представляет собою чрезвычайно сжатую формулировку основных учений герметической философии, своего рода герметический «символ веры». По одной из распространённых версий толкования «Изумрудной скрижали», на ней записан рецепт алхимического Великого Делания, то есть рецепт получения философского камня.

Всем известно, что знание - сила, но так же известно и то, что силой добровольно, бескорыстно, никто делиться не станет. Я не о тех знаниях, которые необходимы рабам, чтоб успешно работать на своего хозяина. Я о знаниях, которые позволяют хозяину держать рабов в повиновении так, чтоб рабы, при этом, искренне верили в то, что они абсолютно свободны. Предлагаю вдуматься в смысл одно цитаты из "Скрижали".

"Истинно — без всякой лжи, достоверно и высшей степени истинно:

То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. (Наш мир - матрёшка? Земля полая, и внутри то-же, что на небе? Луна, Солнце, звёзды?)

И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи. (Какой вещи?)

И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.

Солнце её отец, Луна её мать. (О какой сущности, порождении Луны и Солнца идёт речь? Почему ей нужны приспособления, и кто мастер, изготовляющий "приспособления"?)

Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица. (Ветер - суррогатная мать?)

Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей вселенной. (Иллюминатами пахнет, и свидетелями Иеговы, по моему.)

Сила её остаётся цельной (то есть неизрасходованной), когда она превращается в землю.

Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. (Вообще что то фееричное, психоделика какая то.)

Таким образом ты приобретешь славу всего мира.

Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота.

Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утончённую вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь. (Снова люциферианство...)

Так был сотворён мир. (Так был сотворён мир? Я что-то ничего не понял из описания творения мира...)

Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых такой (то есть таков, как изложено выше). (А... Так будут и другие инструменты!)

Поэтому я был назван Гермесом Трижды-величайшим, так как я обладаю познанием трёх частей вселенской философии. (Скромняга, однако!)

Полно то, что я сказал о действии солнца". (Т.е. добавить нечего? Всё-всё-всё рассказал? А я не понял...)

То-ли лыжи не едут, то-ли я... Но не могу отделаться от ощущения того, что алхимия, это совершенно не то, что нам внушали про делание золота из свинца, и про поиски философского камня. В алхимии всё "запаролено" дважды, или трижды. А может даже "слоёв" окажется и целых семь, как в матрёшке! Тебе говорят: - "Лев", а ты должен знать, что это означает "солнце", но тут же ты должен "солнце" перевести в "золото", а "золото", скорее всего тоже имеет ещё один потайной смысл, и всего их семь. Но в каком из случаев какой смысл необходимо вкладывать, непонятно


Помните, что такое пароль? Правильно. Секретное слово, истинное значение которого известно только посвящённым. Так у военных лётчиков "коробочками" называют бронетехнику противника, а у разведчиков "славянский шкаф" не имеет ни малейшего отношения к мебели. Так что же такое "философский камень"? Ведь это пароль, сомнений в этом нет никаких.

Вот ещё одно изображение:


Надпись вверху, переводится с латыни как "Изумрудная скрижаль Гермеса. Гермес не греческий бог, а арабский алхимик, по официальной версии. В нижней части, надпись переводится дословно как "слово секретное Гермеса", а на понятном нам языке, просто "ПАРОЛЬ ГЕРМЕСА", т.е. автора манускрипта. А вот ещё один вариант гравюры, более поздний, и уже раскрашенный в цвета. Цвет в алхимии играет важнейшую роль, поэтому рассматривать удобнее всего именно это изображение.

Начну с "закорючек". Солнце и Луна это не планеты. В Алхимии каждый символ имеет своё значение, иногда несколько. Какое использовать в каждом конкретном случае, знают только настоящие алхимики. Итак:

Семь металлов алхимии соответствовали семи небесным светилам:
1) Солнце - золото,
2) Луна - серебро,
3) Венера (анкх на зелёном фоне) - медь,
4) Юпитер - олово,
5) Меркурий
(анкх с "рогами") - ртуть,
6) Сатурн - свинец,
7) Марс - железо

Теперь понятно почему золото это Auro по латыни. У Солнца же аура, или корона, как известно. Луна по латыни Lunae, зато серебро по английски - silver. И правда, Луна ведь обычно серебристого цвета. Интересно, что Венера по латыни пишется как Venerem. Помните. что у Венеры есть неофициальное название, которое в России почему то не употребляют. А вот на западе, часто говорят "Русская планета". Почему? Не знает никто. Но мы то с вами знаем, что Венеты это славянское племя, эстонцы по сей день говорят про русских "VENE". А корень слова "Venerem", как раз "ВЕНЕ".

С Меркурием совсем уж красота. И на латыни, и на английском, слова "ртуть" и "Меркурий" пишутся одинаково - "Mercury" правда при сочинении латинского языка, авторы добавляли окончание "US" к словам, которые заимствовали из других языков без изменения. Так в абхазском языке, все заимствованные слова звучать точно так же, только впереди слова ставится буква "А". Вот и получилось, что у нас в Абхазии надписи на улицах такие забавные: - "Акинотеатр", "Амагазин", "Астадион", и т.п.

Сатурн по английски - lead. Не отсюда ли "лидер"? А Марс, как и положено воину, закован в железные латы, потому и ferri. Но ведь красный цвет почве придаёт именно железо! Так что получается,мракобесы алхимики знали о том, что на Марсе полным полно железной руды?

И ещё любопытный момент. Изторики утверждают, что алхимия уходит своими конями аж в древний Египет! Тогда откуда они могли знать о существовании олова? Олово то начали добывать впервые только из касситерита, руды, залежи которой существовали исключительно на Британских островах!

Ну и что в итоге, мы получим из 7 главных металлов Земли? В том, что на гравюре запечатлена формула, я не сомневаюсь, практически. Кубок в алхимии, обычно означает процесс смешивания. Причём бывает так,что смешивание производится в два, или более этапов. Тогда компоненты изображаются в том количестве, сколько требуется этапов смешивания. Играет роль и очерёдность изображения компонентов. Сверху вниз, и слева на право изображаются элементы, в порядке убывания их в пропорции смеси. В нашем случае - основной компонент - золото. Затем чуть меньше серебра, и т.д. Меньше всего в сплаве будет железа (седьмой элемент).

В результате плавки у нас будет просто золото. Не чистое, с примесями. Для чего? Большой вопрос. Пропорций я не знаю, и вряд ли кто знает. Вариантов открыть кодовое замковое устройство с семью цифрами, значительно меньше, чем вариантов приготовления нужного сплава, с требуемыми свойствами. Да и свойств этих мы не знаем.

В общем, у меня напрашивается вывод о том, что предметом алхимии являются не философский камень, и не холодный синтез, при котором свинец превращается в золото, а ни много ни мало - создание миров и существ.Дико звучит? Понимаю!

Ну вы посмотрите этот короткий ролик, и вдумайтесь о чём в нём идёт речь. По сути, в сюжете есть открытое признание о том, что законы сохранения энергии и массы можно выбросить на помойку. Разве этого мало?

Не уловили связи со смыслом вышеизложенного?

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени алхимия считалась самой туманной наукой, доставшейся нам в наследство от средневековых ученых. Если вы откроете какой-либо трактат XV века и попробуете его читать, то через некоторое время вы поймете, что без специальных знаний там ничего невозможно понять.

Именно поэтому об алхимии сложилось мнение, что она состоит из крайне замысловатых аллегорий, которые не имеют ни какой практической пользы и пригодны лишь для развлечений. Вовсе не трудно отрицать то, чего не понимаешь. Гораздо сложнее что-то понять и найти в древней науке определенный скрытый смысл.

Труды алхимиков действительно трудны для понимания. Но если вы имеете достаточно терпения и ума, если вы действительно желаете понять алхимию, то для начала необходимо изучить главные принципы этой науки. Поняв алхимию, вы научитесь использовать то, что для других кажется полной бессмыслицей.

Бытует ошибочное мнение, что алхимия является предшественницей химии. Однако, используя такой подход, невозможно ее понять как рациональную науку. Между ними весьма мало общего. Если химия основана на наблюдениях, которые тщательно фиксируются и систематизируются, то алхимия имеет противоположное направление. Она идет как бы изнутри, от духовного к физическому. То есть в химии знания (мысли) появляются в результате практических наблюдений. При этом происходит передача информации от материального явления (лабораторный опыт) к духовному (знания). В алхимии все наоборот. Здесь духовная идея воплощается в реальность. Хотя в некоторых случаях алхимия может использовать методы химии, но идея, заложенная в ней, резко отличается от того, что нам объясняют с детства. Настоящий алхимик сначала составляет формулу, а потом делает свои опыты.

История алхимии похожа на историю многих других незаслуженно забытых древних наук. Ее придумали египетские жрецы, которые из поколения в поколение производили таинственные опыты в тишине своих святилищ. Когда римляне завоевали Египет во II веке, то алхимия проникла в Европу. Эту дату считают началом европейской алхимии как науки. До нас дошли трактаты Гермеса, Останеса, Синезиуса, Зосимы, Клеопатры и Пелага об искусстве делать золото из других, менее благородных металлов.

Когда дикие племена гуннов (варваров) наводнили Европу, то мировая цивилизация переместилась на восток к арабам. Их талантливые ученые сделали из алхимии настоящее искусство, избавив ее от всего лишнего. Особенно прославились Авиценна, Гебер, Розер, Алфидиус, Калид, Мориен и Авензоора. Со временем арабы до предела усовершенствовали алхимию, и в таком виде она впоследствии досталась крестоносцам.

Алхимию создавал весь мир. Труды Аристотеля и других не менее известных античных алхимиков побывали на востоке, были там усовершенствованы и снова очутились в Европе. В Средние века появляются книги Алана де Лилля, Альберта Великого, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского, Джорджа Липпи, Бартоломея, Нортона, Раймонда Луллия, Бернара Тревизана, Николая Фламеля и Василия Валентина. С именем последнего связан новый период развития алхимии, которая была соединена с магией и каббалой.

Наиболее знаменитым европейским алхимиком XVI века считается Парацельс, который основал целую школу, в которой были наиболее известны: Турнейсер, Дорн, Рох Бельи, Бернард Карцелянус и Кролиус. В то время в алхимии, как и во всякой серьезной науке, существовали оппоненты, которые противопоставляли школе Парацельса свои собственные научные взгляды. Это: Дионисий Захарий, Блес де Виженер, Гастон Главес, Виколь, Келли, и Сендивогий.

В XVII веке алхимия была великолепна! Многочисленные адепты трудились по всей Европе, доказывая своими опытами справедливость науки о трансмутациях (превращениях). Жажда искусственного золота охватила весь мир. Все христианские монастыри имели собственные лаборатории. Князья и короли щедро финансировали опыты алхимиков, надеясь первыми получить «Великое Деланье» (превращение свинца в золото). Именно в этот период появляется знаменитое общество Розенкрейцеров, об алхимических достижениях которых ходят самые невероятные легенды. В этот период наиболее известны имена Филарета, Мишеля Майера, и Планискампи.

Парацельс утверждал, что «алхимия позволяет превращать одно в другое». А Дионисий Захарий считал эту науку «естественной философией материальных предметов». Его дополнял Роджер Бекон, поясняя, что «алхимия – это наука приготовления некоего состава или эликсира, который, будучи прибавлен к несовершенным предметам, превращает их в совершенные». «Если обычная химия разрушает вещества, которые сформировала природа, то алхимия, напротив, помогает природе их совершенствовать», – писал в XVIII веке Пернетти.

Естественно, как и в любой науке в алхимии, были как настоящие ученые, так и мошенники, выдававшие свои вымыслы за реальные открытия. Однако настоящие ученые искали философский камень (эликсир) не из жадности, а из любви к искусству. В своих исследованиях они, как правило, использовали глубокие познания теории, предпочитая опыты с благородными металлами, чистыми веществами, в хороших лабораториях.

Наряду с гениальными учеными в алхимии трудились множество посредственных практиков-исполнителей, которые делали свои опыты вслепую. Хотя эти исполнители и не понимали причин наблюдаемых явлений, но благодаря многочисленным экспериментам периодически совершали полезные открытия. Именно такими исследователями были изобретены краски, кислоты и искусственные минералы. Они явились родоначальниками современной химии, которая со временем вытеснила алхимию, заняв ее место. В свое время Беккер писал, что «ложные алхимики ищут лишь способ делать золото. А настоящие алхимики-философы жаждут науки. Первые делают краски и поддельные камни. А вторые приобретают знание вещей».

В XVIII веке благодаря своей практической полезности, химия стала опережать алхимию. Открытия следовали одно за другим, в результате чего химия превратилась в общепризнанную науку. В то же время на алхимиков стали смотреть как на безумцев. С тех пор алхимия незаслуженно забыта, и в ней не сделано ни одного нового открытия. Остановившись в развитии, эта наука фактически перестала существовать. Немногочисленные последователи довольствуются лишь перепечаткой древних трактатов, не имеющих никакой практической ценности. В настоящее время сохранился лишь определенный интерес к истории алхимии, связанной с общей историей человеческого общества.

Справедливости ради надо заметить, что труды многих алхимиков опередили свое время. Поэтому они до сих пор не востребованы. В современной алхимии можно делать открытия не только путем практических экспериментов, но и изучая старинные научные манускрипты. В истории есть несколько примеров, когда истинные открытия были востребованы лишь спустя много столетий. Например, Пифагор утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но только через две тысячи лет Коперник снова доказал миру эту старую истину…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

Второе, что это длительный процесс.

И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.

Существует множество версий относительно происхождения слова - алхимия. То же касается и предположений о том где и кем была основана эта древняя наука.

Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как "наука египта". Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).

Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.

Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.

Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и "христианской" каббалой.

Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.

Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают "Изумрудную скрижаль" Гермеса Тримидаста.

Поначалу данным исскуством занимались металурги.

Одним из известных алхимиков был Парацельс, который перевел философию алхимии на новый уровнь заявив, что основной целью алхимии является поиск элексира, лекарства от "болезни", заложив таким образом основы фармакологии.

На обыденом уровне алхимия - прикладная, экспериментальная химия. Но в алхимии присутствует своя особая философия цель которой - улучшить природу вещей до "идеального" состояния.

Мастера алхимии считали природу величайшим алхимиком и огромной лабараторией, так как она (природа) вдыхала жизнь в инертные зерна, способствовала образованию минералов, рождала металлы. И алхимики зачастую пытались повторить в лабораторных условиях те процессы которые происходили в природе в ходе образования минералов или протекания других явлений. Так же алхимики пытались ускорить многие процессы природы в лабораторных условиях, разрабатывая методы обработки металлов, получения необходимых на то время веществ и "препаратов".

Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это излучение Божественного Существа Единого Абсолюта. Таким образом Всё является Одним, а Один является Всем.

2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.

3. Вся физическая материя -, растение ли, животное или минерал (так называемые Три Королевства), имеют три части Душу, Дух, и Тело: три Алхимических Принципа.

4. Вся Алхимическая работа, лабораторный практикум или духовная Алхимия, состоит из трех основной эволюционних процессов: Разделение, Очищение, Синтез. Эти три эволюционных процесса повсеместно наблюдаются в природе.

5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.

6. Квинтэссенция или пятая сущность находится везде с четырмя элементами, но не является одним из них. Это является одним из трех важных принципов, известной как - Философский Меркурий.

7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.

В популярном определении, Алхимия - это эмпирическая наука, которая непосредственно занимается превращением распространенных металлов в золото.

По мнению алхимиков, золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.

Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.

Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

Алхимики духа не искали лишь способ получения золота, они искали как можно получить из "нечистых" элементов получить духовное золото - мудрость.

Для них золото - металл, который никогда, лишается блеска и не может быть испорчен Огнем или Водой, был символом посвящения и спасения.

Алхимия - это Наука о Искусстве превращений.

Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического "языка" заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.

Первоначальная цель алхимии - привести все вещи, включая человечество, к совершенству.

Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.

Задача алхимии - открытие этой Внутренней Мудрости и удаление вуали и преграды между умом и внутренним, чистым Божественным Источником.

Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.

Эта Большая Работа или поиск "духовного золота" который протекает достаточно долго.

Хотя цель и далека - каждый шаг по этому пути обогащает идущего.

Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Алхимические Элементы

Прима - ТЕРРА: Первый Элемент - Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда - АКВА: Второй Элемент - Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция - АЭР: Третий Элемент - Воздух. Сила через связь с элементом Духа.

Кварта - ИГНИС: Четвертый Элемент - Огнь. Превращение вещества.

Три великих принципа

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

В алхимии различают три основные субстанции - принципа, которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль

Сульфур (Сера) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) - душа / то, что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

Принцип Серы

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера - это "Дух огня".

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур - это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур - это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

Принцип Соли

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское - Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию.Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль - это весьма важный принцип который относят к стихии земли.

Принцип Меркурия

(Коптское -Thrim, Греческое - Hydrargos, Латинское - Mercurius)

Это Ртуть. Принцип - водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий - это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

Меркурий и Сера как антагонисты

Две точки тетраксиса - серно - ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) - вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют - Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию - рождение, рост и расцвет.

Алхимические символы

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории?

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория - своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Пять методов анализа алхимического символа

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов - к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" - на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Малый словарь алхимических обозначений.

АЦЕТУМ ФИЛОСОФОРУМ: Синоним "Девственного молока", Философского меркурия, Тайного Огня

АДАМ: Мужская сила. Анимус.

ЗЕМЛЯ АДАМА: Первовешество или истинная суть золота которое можно получить из однородного вещества

АДРОП: Филосовская работа или сурьма.

АЭШ МЕЗАРЕФ: "Очищающее пламя." Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.

АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой

АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.

АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.

АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.

СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.

АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.

АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.

АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.

АН: Отец или Сера.

АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.

АНИМУС: Мужское начало в женщине.

ЭНСИР: Сын, или Меркурий.

ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.

СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.

Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное "желтое серебро".)

АПР: Пудра или ясень.

АКВА ПЕРМАНЕНС: "Нетронутая или Сдержанная Вода." Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.

АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.

АКВА ФИЛОСОФОРУМ: "Орел философии." Меркурий металлов характеризуется как "металл с природой близкой к первомамтерии."

АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.

АРГЕНТ ВИВЕ: "Тайное пламя" Меркурий философов; так называемое "Живое серебро" - универсальный растворитель металлов.

МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше

АУР: Сияние, свет.

АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.

АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.

БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.

БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.

ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.

БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.

ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.

МЫТЬЕ: Очищение путем путерификации.

МЕДВЕДЬ: Чернота первовещества.

ПЧЕЛА: Солнце. Чистота. Перерождение.

ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ: Познание Духа через страдание и пытки. Разделенность которая присуща физическому телу.

БЕННУ: Египетский Феникс. Символ философского камня.

ЧЕРНЫЙ ДРАКОН: Смерть, разложение, гниение.

КРОВЬ: Дух.

КРОВЬ КРАСНОГО ЛЬВА: Мужские выделения.

КНИГА: Вселенная.

ДУГА: Комбинация мужского и женского.Женский полумесяц, выпускание стрелы как мужской принцип.

ДЫХАНИЕ: Сущность жизни.

КАДУЦЕЙ: Сила трансформации. Единство противоположностей.

КАПУТ МОРТЕ: Продукт смерти вещества. Пустой продукт. Побочный продукт Делания.

КАУДИ ПАВОНИС: Хвост павлина.

КАЭЛЬДРОН (Чаша, Котел, Риторта): Изобилие.Матка. Сила трансформации.

ЦЕПЬ: Связыватель.

ХАОС: Пустота. Четарехкратная сущность первовещества.

ДИТЯ: Потенциал.

CHMO: Ферментыция, брожение

КИНОВАРЬ: Продукт позитивного взаимодействия мужского и женского. Золото Жизни.

ОБЛАКО: Газ или испарение.

КОЛЕУМ: Улучшение существа Жизни. Так же Virtus.

СОЕДИНЕНИЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ: Союз противоположностей.

КОРПУС: Алхимическая субстанция

КРЕСТ: Проявления Духа в материи. Знак мужчины

ВЕНЕЦ: Царствование или верховная власть.

КОРОНОВАННОЕ ЧАДО: Камень философов.

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ШАР: Камень философов.

РАСПЯТИЕ на кресте: Очищение от всех примесей.

КАПЕЛЯЦИЯ: Металлургический процесс для проверки истинности Золота.

КИПАРИС: Смерть. Мужской орган.

КИНЖАЛ: То, которое прокалывает и, разламывает вещество.

DIENECH: Исправленная, уравновешенная Вода.

СОБАКА: Философский Меркурий.

СОБАКА И ВОЛК: Двойная натура Меркурия.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: Мужской и женский Меркурий.

ГОЛУБЬ: Жизненный Дух.

КРОВЬ ДРАКОНА: Киноварь. Сульфид ртути.

ОРЕЛ (Также сокол или сокол): Сублимация. Меркурий в наиболее возвышенном состоянии. Эмблема знания, вдохновения, и знак завершенной Работы

ЯЙЦО: Запечатанный Герметический Сосуд там, где работа завершена. Обозначение сотворения.

ELECTRUM: Металл, содержащий все металлы, отнесенные к семи Планетам.

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ: Получен от Каменя Философа, Эликсир дающий бессмертие и вечную юность.

ИМПЕРАТОР: Король. Активный непостоянный принцип.

ИМПЕРАТРИЦА: Пассивная форма, уравновешенный принцип.

ЕВА: Женский архетип. Анима.

ОТЕЦ: Солярный или мужской принцип.

ГРЯЗЬ: ОТработанное вещество.Конечная смерть. Масса.

РЫБИЙ ГЛАЗ:Камень на ранней стадии эволюции.

МЯСО: Вещество.

ПОЛЕТ: Трансцедентальное действие. Восхождение к высшему уровню.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК: Духовное перерождение. Эликсир Жизни.

ФОЭТУС СПАГИРИКУС: Стадия алхимического процесса, когда вещество наследует Дух.

КУЗНИЦА: Мощность превращения святого Огня печи.

ФОНТАН: Источник Вечной Жизни. Материнский источник.

ФРУКТЫ - ПЛОД: Сущность. Бессмертие.

ЛЯГУШКА: Первое Вещество. Происхождение физического вещества.

КЛЕЙКОВИНА: Женские жидкости.

ГЛЮТИНУМ МУНДИ: Клей мира. То, что обьединяет тело и ум.

КОЗА: Мужской принцип.

ЗОЛОТО: Цель Большой Работы. Совершенство и гармония. Полный баланс

ГУСЫНЯ: Природа.

ГРААЛЬ: Каменный Философов. Бессмертие.

ЗЕРНО (Ячмень, ядро, зерно): Зерно жизни. Обновление жизни. Ядро.

БОЛЬШАЯ РАБОТА: Достижение самой высшей возможной степени совершенства. Объединение Меньшей Вселенной с Большей Вселенной (Микрокосм и Вселенная).

ГЕРМАФРОДИТ: Объединение мужского и женского.

ГЕРМЕС: Меркурий.

ИЕРОГАМИЯ: Божественное объединение. Соединение.

МЕД: Введение. Бессмертие.

ИНКРЕАТУМ: Самовоспроизводство.

ИГНИС АКВА: Огненная Вода. Спирт.

ИГНИС ЛЕОНИ: Стихийный Огонь или "Огонь Льва."

ИГНИС ЭЛЕМЕНТАРИ: Алхимическая сера.

ЛАКТУМ ВИРГИНИС: Молоко девы. Синоним воды меркурия

СВЕТИЛЬНИК: Дух Огоня.

КОПЬЕ: Мужская энергия.

ЛЯПИС ЛЮЦИДУМ АНГЭЛЯРИС: "Краеугольный камень Света." Верховная Сущность.

Человечество всегда интересовалось чем-то мистическим, загадочным, неизведанным. Такая наука, как алхимия возникла очень давно, но интерес к ней не пропал и по сей день. И в нынешнее время многие люди задаются вопросом, что такое алхимия. Давайте разберемся.

Понятие и сущность алхимии

Первая ассоциация, которая приходит в голову обычному человеку, когда он слышит слово «алхимия» - магия. Но на самом деле это которая показывает, как достигнуть сути всех существующих вещей. Многие считают ее псевдонаукой, которая сфокусирована на том, чтобы из обычных металлов получать так называемое алхимическое золото и таким способом обогащаться. Многие практикующие алхимики и правда ставили перед собой цель обогащения, но первоначальный смысл алхимии заключался в понимании и всего мира. Настоящие алхимики благодаря философским размышлениям восхваляют единство мира, утверждают, что они принимают участие в космическом процессе творения.

Другая ассоциация людей со словом «алхимия» - зелье. И какой-то смысл в этом действительно есть. В алхимии практикуется смешивание различных ингредиентов. Самая главная сущность этой науки заключается в том, что все существующее движется и стремится к развитию.

История возникновения слова «алхимия»

Отвечая на вопрос, что такое алхимия, необходимо знать историю происхождения данной науки. Считается, что впервые эта наука возникла в Древнем мире: в Греции, Египте и Риме, а затем она распространилась на Восток. Нельзя точно сказать, что обозначает это слово, потому что оно имеет много корней. Первая версия предполагает, что алхимия происходит от слова Chymeia, которое означает «настаивать», «наливать». Это слово указывает на врачебную практику многих древних докторов. По другой версии, название произошло от слова Khem, которое символизирует черную землю, страну (Египет). Древнегреческие истоки указывают на происхождение от слов "хюма" и "хемевсис" - литье, смешивание, поток.

Основа и цели алхимии

Алхимия выполняет три основные функции:

  1. Найти способ получить золото из простых металлов, чтобы обогатиться и получить власть.
  2. Достигнуть бессмертия.
  3. Обрести счастье.

Основа алхимии заключается в использовании четырех основных элементов. Согласно этой теории, разработанной Платоном и Аристотелем, вселенную создал Демиург, который из исходной материи создал 4 элемента стихии: воду, землю, огонь, воздух. Алхимики добавили к этим элементам еще три: ртуть, серу, соль. Ртуть - женское начало, сера - мужское, соль - передвижение. Благодаря смешиванию всех этих элементов в разном порядке достигается трансмутация. В результате трансмутации должен получиться философский камень, который еще называют Чаще всего получение этого эликсира и является главной целью многих алхимиков. Но прежде чем получить заветный эликсир, настоящий алхимик должен постичь свою настоящую духовную природу. Иначе никак не получится раздобыть заветный философский камень.

Алхимическая эволюция и этапы превращения металлов в золото

Знаменитые алхимики на основе своих многолетних рассуждений и изучений пришли к выводу, что с самого начала все металлы были благородными, но со временем некоторые из них почернели, запачкались, что привело к их неблагородности.

Существует несколько основных этапов превращения простых металлов в благородные:

  1. Calcinatio - этот этап предполагает отказ от всего мирского, от всех личных интересов;
  2. Putrefactio - этот этап включает отсоединение тленного праха;
  3. Solutio - символизирует чистку материй;
  4. Distillatio - рассмотрение всех элементов очистки материи;
  5. Coincidentia oppositorum - соединение противоположных явлений;
  6. Сублимирование - обозначает мучение после отказа от мирского ради стремления к духовному;
  7. Философское затвердевание - соединение принципов воздушности и концентрированности.

Эволюция алхимии заключается в том, чтобы все пропускать через себя, даже если это приносит огромный вред, и тогда необходимо восстанавливаться с помощью энергии, которую получили на предыдущем этапе.

Великие алхимики

Все алхимики пытались ответить на вопрос, что такое алхимия. Эта наука сыграла немалую роль в истории человечества. Многие философы предполагали, что алхимия имеет много общего с психологией. Эта наука помогает человеку раскрыться как личности и достичь своих индивидуальных духовных целей. Многие люди занимались алхимией с самого начала ее зарождения. Но ключевую роль в этом сыграли алхимики Средневековья.

Одним из самых известных алхимиков по праву считается Никола Фламель (годы жизни 1330-1418). Родился Никола в очень бедной семье, в юношеском возрасте уехал в Париж, чтобы стать писарем. Женился на немолодой даме, получил небольшой капитал и открыл несколько мастерских. Фламель решил заняться продажей книг. Его алхимическая карьера началась благодаря сну, в котором ангел показал Фламелю книгу, где содержатся все секреты. Он нашел эту книгу и стал усердно ее изучать. Неизвестно, как он смог постичь все истины, но буквально через три года алхимику удалось получить философский камень и обратить обычную ртуть в серебро, а через некоторое время и золото. Начиная с 1382, Никола Фламель стал богатеть, он покупал землю, дома. Занимался благотворительностью и просто дарил деньги. Слухи о его сказочном богатстве дошли до короля, но с помощью взяток Фламель смог скрыть свое богатство от короля. В 1418 году алхимик умер. Но говорят, что помимо золота и серебра Никола постиг тайны бессмертной жизни. Он инсценировал свою смерть, а сам вместе с женой уехал в путешествие.

Алхимик Парацельс: краткие сведения

Другим не менее известным алхимиком был Парацельс (годы жизни 1493-1541). Этот человек был известным врачом, и многие отрицают его роль в алхимии. Працельс пытался найти философский камень, но не верил, что тот сможет превратить металл в золото. Алхимику он был нужен для того, чтобы постичь тайну бессмертия и создавать лекарства. Працельс считал, что любой человек сможет сделать то, что не под силу природе, нужно только время и усилия. Медицина многим обязана Працельсу. Именно этот врач отверг теорию о том, что эпилептики одержимы нечистой силой. Ученый говорил, что ему удалось создать философский камень, и он бессмертен, но умер, упав с высоты, когда ему было 48 лет.

Дени Зашер: краткие сведения

Дени Зашер (годы жизни 1510-1556). Родился в довольно обеспеченной семье. В юношеском возрасте поехал в университет Бордо изучать философию. Его наставником оказался алхимик, который приобщил молодого парня к этой науке. Вместе с наставником они изучали и проверяли все новые и новые рецепты алхимии. Но раз за разом терпели неудачи. Деньги у Зашера быстро кончились, поэтому он поехал домой и заложил свое имущество. Но опыты не приносили результатов, и деньги просто утекали сквозь пальцы. Дени решил поехать в Париж, где несколько лет провел в одиночестве, изучая философию и рецепты алхимии. В 1550 году ему все-таки удалось сделать из ртути драгоценный металл - золото. Дени раздал всем долги и уехал в Германию, где хотел прожить долгую и беззаботную жизнь. Но родственник убил его, пока тот спал, и уехал с его женой.

Зефельд: краткие сведения

Очень долго об этом алхимике было известно крайне мало информации. С самого детства Зефельд увлекался алхимией и проводил опыты. Разумеется, у него мало что получалось, и со всех сторон на него сыпались насмешки. Тогда он уехал из Австрии и вернулся только через десять лет, и поселился в небольшом городке у одной семьи, которая его приняла. В знак благодарности он показал хозяину, как научился добывать золото из обычных металлов. Вскоре весь город знал, что Зефельд настоящий алхимик. О его опытах узнал император и приговорил его к пожизненному заключению за мошенничество. Но вскоре Зефельда помиловали, но при условии, что он будет продолжать свои опыты для императора. Но через некоторое время Зефельд сбежал из страны, и никто ничего больше не знает о его судьбе. Он буквально растворился в воздухе.

Благодаря изложенной выше информации, становится намного понятней, что такое алхимия, в чем ее суть и для чего она нужна.