Как расшифровать свой сон? Символика сновидений. Психология снов

Сны имеют символическое значение

«Когда вы поймете собственные сны... Вы удивитесь тому, насколько быстро вы сможете внести ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ, ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в свою жизнь!

Именно так! Ваше подсознание изо всех сил пытается СКАЗАТЬ вам нечто в ваших снах. Вы просто должны понять его СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК».

Лори Квин Лоевенберг написала эту речь на вебсайте, чтобы прорекламировать свою книгу о толковании сновидений, в которой содержится «семь сек

ретов понимания ваших сновидении». Ее сайт - один из многих, рекламирующих ценность разгадывания символического смысла снов. Так называемые книги-сонники в Интернете и в компьютерных «программах снов», которые пользователи могут загрузить на свои компьютеры, содержат базы данных из тысяч символов сновидений, обещающих помочь читателям расшифровать скрытые значения своих снов (Ackroyd, 1993). Кино и телевидение тоже эксплуатируют популярные представления о символическом значении сновидений. В одном из эпизодов сериала «Клан Сопрано» друг Тони Сопрано явился к нему во сне в виде говорящей рыбы, что заставило Тони подозревать его как осведомителя ФБР («рыба» - это жаргонное слово, обозначающее осведомителя) (Sepinwall, 2006).

И надо ли удивляться результатам недавнего опроса журнала «Newsweek»: 43% американцев полагают,

что сновидения отражают неосознанные желания (Adler, 2006). А исследователи, которые провели опросы в Индии, Южной Корее и Соединенных Штатах, показали: от 56 до 74% людей в этих странах полагают, что сновидения могут показать какие-то скрытые истины (Morewedge & Norton, 2009). Во втором исследовании эти ученые обнаружили, что люди с большей вероятностью скажут о том, что они не полетят на самолете, если им приснится сон об авиакатастрофе этого самолета, чем тогда, когда они сознательно подумают об авиакатастрофе или получат предупреждение правительства о высоком риске террористической атаки во время авиаперелетов. Эти результаты демонстрируют, что многие люди полагают, будто сновидения содержат драгоценные крупицы смысла, которые более ценны, чем сознательные мысли.

Поскольку многие из нас полагают, что символы из снов способны предсказать будущее, а также дать нам личные озарения, сонники предлагают массу всяких предсказаний и советов. Согласно одному соннику: «Если вы оставляете нечто плохое в своем сне, то, вполне возможно, вы сможете получить какие-то благоприятные финансовые новости». Напротив, поедание во сне макарон «может означать, что вам предстоят небольшие потери». Один гиперсонник предупреждает, что сон о муравьеде «указывает на то, что вы можете столкнуться с новыми элементами, людьми или событиями,

которые будут угрожать вашей деловой дисциплине и рабочей этике». Ясно, что видящим сны лучше не видеть снов, в которых муравьеды едят макароны, иначе у них будут финансовые неприятности.

Если серьезно, то многие врачи, обученные фрейдистской традиции, уже давно придерживаются представления о том, что постоянно изменяющийся и иногда причудливый пейзаж сновидений переполнен символами, которые при должной интерпретации могут показать самые сокровенные тайны души. Согласно Фрейду, сновидения есть via regia - королевская дорога к пониманию подсознания - и содержат «краткую психологию невроза». Фрейд утверждал, что защита эго во время сна уменьшается, и подавляемые импульсы подсознания стучатся в ворота сознания (для Фрейда «эго» было частью индивидуальности, которая соединяется с действительностью, а «подсознание» частью индивидуальности, которая содержит наши сексуальные и агрессивные желания). Однако эти яростные импульсы редко, если когда-либо вообще, достигают порога сознания. Вместо этого они преобразуются с помощью того, что Фрейд называл «работой сна», в символы, которые маскируют запрещенные скрытые желания и позволяют спящим мирно спать. Если бы не было этой цензуры, спящие бы просыпались от тревожных извержений подавляемого материала, часто сексуаль-

Согласно Фрейду, сновидения есть via regia - королевская дорога к пониманию подсознания -и содержат «краткую психологию невроза».

нои и агрессивной природы.

Толкование сновидении - это одна из опор психоаналитического метода. Однако, по мнению фрейдистов, сновидения не сдают свои тайны без борьбы. Задача аналитика состоит в том, чтобы выйти за рамки поверхностных деталей сна, называемых «явным

более глубокий, скрытый, символический смысл сновидения. Например, появление страшного монстра во сне (явное содержание) могло бы символизировать угрозу, изложенную боссом, которого боятся (скрытое содержание). Мы берем символы сна из нашего хранилища жизненных событий, включая события, которые мы испытываем в день до появления этого сна, которые Фрейд называл «остатком дня» (здесь Фрейд, разумеется, был почти прав), а также события нашего детства.

Согласно Фрейду, толкование сновидения должно управляться свободными ассоциациями пациента с различными аспектами этого сна, чтобы оставить место для индивидуальной интерпретации содержания. Хотя Фрейд предупреждал о том, что символика снов не имеет универсального, точного отношения к психологически значимым объектам, людям или событиям, он часто приближался к нарушению этого правила, толкуя символическое значение сновидений практически без помощи своих пациентов. Например, в своей знаковой книге «Толкование сновидений» он писал, что даже при том, что у женщин не возникало никаких ассоциаций с изображением во сне соломенной шляпы со средней частью, поднятой вверх, и с полями, загнутыми вниз, такая шляпа символизирует мужские гениталии. Фрейд отмечал и то, что проникновение в узкие места и открытие запертых дверей часто символизируют сексуальную деятельность, тогда как стрижка волос, потеря зубов и казнь часто - кастрацию. Поэтому, несмотря на свои предупреждения, Фрейд рассматривал многие символы сновидений как, по сути, универсальные.

Работы Фрейда проложили путь расцветающей надомной промышленности по производству толкований снов, которая, похоже, не ослабляет своей удавки на воображении аудитории. Однако большинство современных ученых отвергают идею о том, что определенные изображения из снов имеют какое-то универсальное символическое значение. Действительно, при ближайшем рассмотрении отчетов о снах видно, что многие сны не замаскированы какими-то символами. На самом деле на ранних стадиях сна большинство наших сновидений отражает повседневные действия и проблемы, которые занимают наш разум, типа подготовки к тесту, посещения магазина или уплаты налогов (Dorus, Dorus & Rechtschaffen, 1971).

Во время сна в фазе с быстрыми движениями глаз возбуждаются эмоциональные центры мозга и приглушаются центры логики, памяти и внимания.

Во время сна с быстрыми движениями глаз наш высокоактивизированный мозг производит сны, которые иногда нелогичны и заряжены эмоциями (Foulkes, 1962;

Hobson, Pace-Schott & Stickgold, 2000). Происходит ли это, потому что подавляемый материал в подсознании как-то избегает цензуры? Психиатр Дж. Аллан Хобсон так не думает. Теория сновидений Хобсона, которая получила значительную научную поддержку, настолько радикально отличается от теории Фрейда, что некоторые называют его «антиФрей-дом» (Rock, 2004). В 1960-х и 1970-х годах в Гарвардской лаборатории нейрофизиологии Хобсон вместе с Робертом Маккарли разработал теорию синтеза активации, которая связывает сны с мозговой активностью, а не с символическим выражением подсознательных желаний (Hobson McCarley, 1977).

Согласно этой теории (Hobson et al., 2000), когда во время сна каждые 90 минут мы вступаем в фазу с быстрыми движениями глаз, различные медиаторы (химические посыльные) организуют драматическую симфонию изменений, которая и производит сны. А конкретнее - волны ацетилхолина возбуждают эмоциональные центры мозга, в то время как уменьшение количества серотонина и артеренола приглушает области мозга, которые управляют логикой, памятью и вниманием. Согласно Хобсону, сновидения во время фазы с быстрыми движениями глаз - это лучшая, пусть и несовершенная попытка нашего мозга создать какую-то значимую историю на основе мешанины из

случайной информации, переданной варолиевым мостом - структурой, находящейся в основании мозга. При этих обстоятельствах всплывающие изображения не имеют символического значения, поэтому толкование снов будет произвольным и похожим на попытку извлечь жемчужины мудрости из бессвязной речи.

Но отдавая должное Фрейду, можно сказать, что он, возможно, был прав по крайней мере в двух важных пунктах: наши ежедневные мысли и чувства могут влиять на наши сновидения, а эмоции играют в сновидениях большую роль. Однако тот факт, что эмоциональные центры мозга становятся перегруженными во время сновидений, а передний мозг, ответственный за логическое мышление, закрывается (Solms, 1997, 2000), еще не означает, что сновидения - это попытки выполнить желания подсознания. Не означает это и того, что сновидения используют символы, чтобы замаскировать свое истинное значение.

Вместо того чтобы полагаться на сонник в предсказании будущего или в помощи при принятии жизненных решений, вероятно, было бы мудрее тщательно взвесить за и против разных планов действий и посоветоваться с близкими друзьями или коллегами. И не обращать внимания на муравьедов, поедающих макароны.

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

Символическое ожидаемое научение Принципы научения имели бы ограниченную ценность, если бы предшествующие детерминанты могли формироваться только на основе личного опыта. Однако хорошо известно, что индивидуумы эмоционально реагируют на окружающие предметы и других

Из книги Имена-Отца автора Лакан Жак

Мышление как символическое конструирование Символы, описывающие события, когнитивные процессы и различные типы взаимосвязей, играют роль средств выражения и распространения мыслей. Мышление в значительной мере зависит от языковых символов. Мышление также

Из книги Люди и деньги автора Фенько Анна

Из книги Эго и Архетип автора Эдингер Эдвард

Из книги Верьте мне – я лгу! автора Холидей Райан

2.СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ Символ крови Христа имеет немало связей с древней философией и обрядами. Начиная с первобытных времен, кровь имела нуминозное значение. Кровь считалась местом пребывания жизни или души. Поскольку печень рассматривалась как масса

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Тип I. Раннее символическое мышление У детей с расстройствами типа I частично развиты способности проявлять совместное внимание, входить в контакт, завязывать двустороннее эмоциональное общение и вместе со взрослым решать проблемы. До проведения терапии им сложно

Из книги Психология мотивации [Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки] автора Хэлворсон Хайди Грант

Слова имеют вспомогательное значение В этом разделе речь пойдет о значении слов в нашей жизни. В прошлый раз я затронул эту тему, и пришло несколько недоуменных вопросов: «Разве можно так относиться к словам? Слова надо употреблять правильно».Тема непростая, поэтому

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Модели имеют значение Ваша мать - столп предусмотрительности и осторожности, всегда организованна и держит все под контролем, постоянно предупреждает вас о таящихся вокруг опасностях. Ваш брат - ориентированный на успех смельчак, который всегда готов рискнуть, он

Из книги Пути за пределы "эго" автора Уолш Роджер

Почему первые годы жизни имеют такое значение Возможно, интуитивно мы понимаем, что узы, связывавшие нас с родителями в раннем детстве, и тогда же заложенный характер взаимоотношений с ними остаются в глубинах подсознания навсегда и влияют на формирование самооценки

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

ИМЕЮТ ЛИ ПСИХОЛЕЛИКИ РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ? Хьюстон Смит Люди, изучающие религию, как правило, считают, что психоделические вещества не имеют к религии отношения. Они согласны с Р.-С. Зенером, который в книге «Мистицизм священный и профанический» «полностью рассмотрел и

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Жизненный опыт и постепенное развитие характера имеют значение Кинокритик Джо Моргенстерн, завтракая как-то утром в ресторане Санта-Моники, нечаянно подслушал разговор двух сценаристов. Один из них рассказывал другому о том, как пытался продать свой сценарий разным

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Символическое мышление Саму основу символического мышления составляет способность переводить или интерпретировать символический, подобный сновидению, материал обычными повседневными терминами. Эрми назвал эту способность одним из величайших краеугольных камней

Из книги Не тормози! Как выжать максимум из своей жизни автора Коул Аманда

Родительские качества имеют самое главное значение Есть нечто такое, что имеет гораздо большее значение, чем присутствие или отсутствие яслей в детском развитии. Это важно помнить, и каждый исследователь изо всех сил старался указать на это. Нет ничего более важного,

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Какое значение имеют для вас деньги? Давайте поразмышляем: в чем заключается смысл жизни обычного современного человека? Как правило, все стандартно: выучиться, устроиться на работу, заработать денег, жениться или выйти замуж, купить квартиру, машину. То есть с самого

Часть I Символика сновидений по К.Г. Юнгу

АВТОБУС - общественная жизнь индивида.

АВТОМОБИЛЬ (легковая машина, новая машина, иномарка) Эго , личность, управляемая психическими инстанциями человека.

АД (преисподняя) – мрак Бессознательного.

АКАЦИЯ – символ жизненной силы, возрождения.

АКРОБАТИКА (акробат) - 1) разрешение критической ситуации, освобождение от условностей; 2) стремление к овладению сверхчеловеческими возможностями.

АЛКОГОЛЬ – 1) ниспровержение запретов и табу; 2) высвобождение творческих сил.

АЛМАЗ – символ твердости, прочности.

АЛТАРЬ (жертвенник, престол для совершения таинств) - 1) место, где приносятся жертвы в качестве даров божеству, дабы умилостивить его, получить его расположение и милость; 2) место захоронения, но одновременно и возрождения, трансформации смерти в вечную жизнь; 3) символическое подчинение силе подсознания (божественным указаниям Самости).

АЛЬПИНИЗМ (восхождение на гору, лазание по скалам) - 1) желание превзойти себя, подняться выше себя, продиктованное либо комплексом (чувством) неполноценности, либо чувством подсознательной вины и самокритики в связи с неприемлемыми поступками в реальной жизни; 2) предупреждение о том, что человек занимается рискованными предприятиями, «ходит по краю пропасти».

АМЕТИСТ – символ твердости.

АНГЕЛ – 1) то же, что и божество (сила позитивного характера); 2) сотрудник (проявления) Супер-Эго ; 3) хранитель, помощник души, личности; 4) аспект четвертой высшей стадии развития Анимуса; 5) проявление Самости; 6) образ евангелиста Святого Матфея.

АНДРОГИН (гермафродит, двуполое бисексуальное существо, Адонис, Бальдр, Таммуз, Либер) – бисексуальный (обоеполый) аспект Самости, Великий человек; двойственность в единстве.

АПЕЛЬСИН – символ плодородия, любви и Солнца.

АРА (попугай) – символ огня, солнца.

АРКА – то же, что и порог.

АТЛЕТ (спортсмен, культурист, силач, Тарзан, Маугли, мускулистый герой-киноактер) – первая, примитивная стадия развития Анимуса (сугубо эротический образ).

АТОМНЫЙ (ЯДЕРНЫЙ) ВЗРЫВ – образ психической диссоциации (расщепления сознания), безумия.

АФРИКА – 1) олицетворение темных, хтонических материнских сил в подсознании; 2) область темного колдовства и суеверий; 3) символ дикости, варварства; 4) колыбель человечества.

АЭРОПЛАН – посредник между мирами (потусторонним нижним, нашим средним и надличностным высшим), т. е. символ-заменитель диких птиц (трансцендентности).

БАБОЧКА (насекомое) – символ души, Психеи.

БАГАЖ – 1) склонности, способности, планы; 2) потеря багажа – беспокойство, неуверенность в себе.

БАЛДАХИН – символ власти.

БАРАН (овца) - 1) символ Христа (агнец Божий); 2) символ египетского бога Хнума – создателя земли и людей; 3) символ размножения, сексуального пыла.

БЕЛОЕ ПОЛОТНО – жертвенное одеяние, саван.

БЕЛЫЙ (цвет, окраска, альбинос) - 1) богоподобие, святость; 2) чистота, невинность, очищение; 3) свежесть, прохлада, молодость; 4) правдивость, ясность; 5) цвет Луны; 6) цвет мира Альбедо.

БИРЮЗА – символ обновления, возрождения.

БЛИЗНЕЦЫ – двойственность, дуальность, противоречия.

БОГ (Всевышний, Господь) - 1) Создатель, Творец всего бытия, в т. ч. и человека; 2) отец, родитель: 3) авторитет (часто непреклонный и непререкаемый); 4) Супер-Эго (Сверх-Я) , совесть; 5) Самость, высшая инстанция – архетип души, человеческой личности.

БОГИНЯ ПРИРОДЫ И ЛЮБВИ (Деметра-Церера, Персефона-Либера, Афродита-Венера, Исида, Астарта-Иштар, Инанна, Деркето, Кибела, Майя) - 1) Самость (у женщин); 2) положительная Анима (высший аспект).

БОГОМАТЕРЬ (Дева Мария, Мать богов, Гуань-Инь, Шакти, Великая Матерь, Кибела, Исида, Астарта, Гера, Гея, Мать-Земля) – 1) третий, духовный уровень развития Анимы (наивысший для большинства мужчин); 2) Самость (у женщин).

БОГОЧЕЛОВЕК (Христос, Кришна, Митра, Гермес-Трисмегист, Будда) – Самость (у мужчин).

БОЖЕСТВО – 1) архетипы, силы подсознательной сферы, внутренние побуждения глубинной природы; 2) проявления Самости.

БОЛЬНОЙ КОРОЛЬ (заболевший, стареющий, дряхлый) – образ пустоты и скуки, душевные метания в поисках себя – первоначальная стадия индивидуации.

БОЛЬШОЙ ДОМ (здание с массой комнат и коридоров) – незнание собственных духовных масштабов и способности их реализовать.

БОРОДА – 1) символ мудрости; 2) Синяя борода – символ ужаса, зверства и низменной сексуальности.

БЫК – 1) мужчина, мужское начало, мужская сексуальность; 2) страх инцеста (у женщин) с отцом; 3) животное начало в человеке; 4) 350 быков Гелиоса – 350 дней в году (по греческому календарю); 5) Апис – бог плодородия, жизненная сила верховного египетского бога Осириса – священный бык, меж рогами которого помещен солнечный диск; 6) Минотавр – полубык-получеловек, чудовище, порождение противоестественной связи (зоофилии, скотоложства) женщины и быка; 7) образ евангелиста Святого Луки.

ВЕДЬМА – 1) Анима (отрицательный образ); 2) Тень (у женщин).

ВЕЛИКАН (великаны и великанши) – 1) родители и взрослые из детских воспоминаний, авторитеты; 2) отсутствие чувства меры, необузданные влечения.

ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ (беседы с ними, общение, видение их подвигов и свершений) - 1) комплекс неполноценности, принижение своих достоинств и способностей; 2) скрытая мания величия, подавленная гордыня, самовозвеличивание.

ВЕНОК – символ вознаграждения, успеха.

ВЕРЕТЕНО – 1) фаллический символ (опасный аспект); 2) символ времени.

ВЕРТОЛЕТ – посредник между различными мирами – нижним, средним и верхним – планами бытия, символ трансцендентности (заменитель диких птиц).

ВЕСЫ – 1) атрибут греческой богини судьбы и возмездия Немесиды; 2) символ равновесия добра и зла, контроля поступков.

ВЕТЕР - 1) дыхание природы, космоса; жизненная энергия; 2) душевное возбуждение, непостоянство, тщеславие.

ВЕТВЬ – символ бессмертия, возрождения, жизни.

ВИНО – 1) божественное откровение; 2) кровь Христова.

ВОДА – 1) символ жизни; 2) Бессознательное; 3) символ чистоты, средство очищения.

ВОДИТЕЛЬ (возничий) – разум, Я , сознательная личность.

ВОЗДУХ – жизненная сила, эманация Духа, одухотворение.

ВОЙНА (сражение, бой, битва) – внутренние разногласия, борьба Эго и Ид .

ВОКЗАЛ (железнодорожная станция) – 1) примитивный образ Самости, центра (психического), где сходятся все дороги; 2) место отправки в путешествие, поездку (т. е. начальный этап индивидуации); 3) место, где соединяются, соприкасаются внешний мир и внутренний, сознание и подсознание.

ВОЛК – символ жестокости, ненасытности, необузданного либидо; темный аспект личности.

ВОЛОСЫ – 1)символ инстинктивных сил, продукт нашего родства с животной природой; 2) символ свободы (бритая голова – несвобода, рабство, заточение).

ВОРОН – 1) создатель людей в индейских мифах (вероятно образ тотема – предка племени); 2) посланник уцелевшего после потопа человека (Ноя), который не возвращается, увлеченный пожиранием утопленников; 3) заместитель (у индейцев) разгневанных богов, вызвавший потоп, истребивший человеческий род, а затем создавший новых людей; 4) в индейской мифологии – богоподобный герой; 5) один из образов (воплощений) духа-покровителя у шаманов; 6) аналог зайца (койота) – персонажа 2-го цикла мифа, культурного героя, преобразователя и хитреца.

ВОСХОЖДЕНИЕ – то же, что и подъем.

ГАВАНЬ – семейный очаг, домашнее пристанище.

ГАЛЕРЕЯ – подсознание, область Бессознательного, Оно (Ид) .

ГАРГУЛЬИ – олицетворение пороков и враждебных сил, мешающих человеку войти в святилище.

ГЕРМАФРОДИТ – то же, что и Андрогин.

ГЕРОЙ (подвиги героя, его странствия и приключения) – процесс индивидуации, развития и обретения индивидуального самосознания под покровительством Самости (мудрые наставники и могущественные покровители героя); символическая смерть героя – достижение индивидуумом зрелости; 1) Герой – развивающаяся сущность (Эго, Я ); 2) Герой – аспект второй стадии развития Анимуса.

ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ (гильотина, обезглавливание) – отказ от привычки «жить только головой, разумом», от тенденции перекоса в сторону чрезмерной интеллектуализации, мыслительной деятельности в ущерб чувственности, спонтанности, чувствам и эмоциям.

ГЛАЗА – познание, бдительность, сверхчувственность.

ГОЛОВОРЕЗ (бандит, главарь шайки, мафиози, гангстер, разбойник, атаман, преступник, злодей) – 1) Тень (у мужчины); 2) Анимус (негативный аспект).

ГОЛУБОЙ (цвет, окраска) – 1) духовность, космический дух, истина, одухотворенность; 2) невинность, миролюбие, спокойствие, благополучие; 3) цвет Юпитера.

ГОЛУБЬ – 1) символ мира; 2) вестник об окончании потопа, принесший оставшемуся в живых человеку (Ною) оливковую ветвь в клюве; 3) символ человеческой души (колумбариями – голубятнями называли хранилища урн с прахом после кремации); 4) символ Святого Духа, божественной мудрости.

ГОРА (вершина, круча) – 1) священное место, святилище, объект почитания (культ высот); 2) высоты Эго (Я) ; 3) вершина горы – центр Вселенной, пуп Земли; 4) высокая круча – опасность.

ГОРБУНЬЯ (девушка-уродка) – символ Анимы, которую необходимо освободить от «заклятья», обезобразившего ее, путем пробуждения души.

ГОРНЫЙ ПЕРЕВАЛ – переходное состояние сознания, ведущее от прежнего типа мышления к новому.

ГОРОД – 1) выразительно расположенный город, желанная цель поисков, путешествий – образ Анимы, которую ищет личность в глубинах своей психики; 2) столица – символ цельности, Самости, психический центр; 3) символ матери, материнской силы и защиты.

ГОСУДАРЬ (король, властелин) – посредник между Богом и людьми, гарант мира и гармонии.

ГРАНАТ – символ плодовитости, изобилия.

ГРИФ (птица) – 1) материнское начало; 2) духовное материнство, девственность.

ГРОТ – то же, что и пещера.

ГРУДЬ (женская) – символ нежности, защиты; материнский архетип.

ГРУША – символ чувственности, эротики.

ГРЫЗУНЫ – трансцендентные символы глубин психики.

ГРЯЗЬ (нечистоты, слякоть, мусор) – 1)символ разложения, распада, низшие инстинкты, мир Нигредо; 2) инертное начало.

ГУСЬ – символ тревоги, предупреждения («гуси спасли Рим»).

ДАЛЬ (вид издалека, дальняя панорама) – события далекого прошлого, временная протяженность, воспоминание из детства.

ДВЕРЬ (дверцы, створки, ворота) – 1) надежда; 2) переход, превращение; 3) открытая – общение; закрытая – изоляция, тайна.

ДВОРЕЦ – 1) три уровня психики – Оно, Я и Сверх-Я ; 2) трехуровневый центр мира – небесный, земной и подземный.

ДЕВА – символ чистоты и непорочности.

ДЕВЯТЬ (число, цифра) – магическое (священное) число, означающее совершенную форму идеальной Троицы в ее трехуровневом вознесении.

ДЕМОН (демон смерти, король троллей, злой гений, злодей, Синяя Борода, демоническая личность) – 1) негативный, разрушительный Анимус; 2) неосознанное безответственное и эгоистичное отношение к мужчинам у женщины, зацикленной лишь на своем собственном удовольствии.

ДЕМОНЫ (бесы, черти) – негативные, худшие аспекты подсознания, отрицательные комплексы, неврозы.

ДЕРЕВО (растение, ствол с ветвями) – 1) древо жизни и бессмертия, и древо познания добра и зла (древо знания и смерти); 2) символ женского божества – Великой Матери; 3) символ смерти и жертвоприношения (распятие Христа на дереве); 4) символ эволюции и духовного роста, психического развития (старое, мощное и древнее дерево); рост дерева – процесс индивидуации; 5) место обиталища духов, божеств (дриад, лешего и т. д.).

ДЕФЕКАЦИЯ (испражнение ) – психическое освобождение от комплексов, чувства вины.

ДЖУНГЛИ – область подсознания, где обитают звери (животные инстинкты).

ДОЖДЬ (ливень ) – 1) священный союз неба и земли; 2) символ очищения, снятия напряжения, повышения плодородия земли; 3) сильный ливень вызывает потоп, наводнение.

ДОМ (здание вообще) – 1) тело, организм, человек; 2) фасад – Персона, Личина, Маска.

ДОМ С ВЫСТУПАМИ (балконы, барельефы, лепнина, лоджии, козырьки, портики) – женщина.

ДОМ С ГЛАДКИМИ СТЕНАМИ (небоскреб, башня) – мужчина.

ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ – 1) внешний знак богатства и положения; 2) символ Самости.

ДРАКОН (Змей Горыныч) - 1) сфера Бессознательного, содержащая примитивные энергии и влечения; 2) дух зла; битва с драконом – взросление, становление личности (освобождение девы – высвобождение Анимы).

ДУБ – символ долголетия, крепости и выносливости.

ДЫМ – помрачение, затмение сознания.

ЕДИНОРОГ - символ (редкий) Христа; символ чистоты, веры и интуиции; символ мечты.

ЖАБА - 1) животное, связанное с трансцендентными, потусторонними силами; 2) животное-прислужница ведьм, колдуний; 3) воплощение хаоса.

ЖАВОРОНОК – юношеский пыл, ликование.

ЖЕЛЕЗО – символ твердости и надежности.

ЖЕЛТЫЙ (цвет, окраска ) – 1) наука, наблюдения, анализ; 2) богатство, зависть, ревность; 3) мечта, фанатизм, смелость; 4) радость, близость, юность; 5) знак Меркурия.

ЖЕМЧУЖИНА – символ совершенства, долголетия и изобилия.

ЖЕНЩИНА – 1) Анима – женское начало в мужчине; 2) проявление в мужском характере женской сущности, а также присущих ей черт, т. е. подчиненный (мазохистский) характер привязанности к окружающим (в особенности к женщинам); 3) женщина, партнерша.

ЖЕНЩИНА - СФИНКС (принцесса, загадывающая загадки) – негативная Анима, вовлекающая личность в деструктивную (и бессмысленную с точки зрения реальности) интеллектуальную игру.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА (кратер) – 1) символ женских гениталий; 2) психотравма, оставившая в памяти глубокий след; 3) священное место религиозного поклонения (у примитивных племен).

ЖИВОТНЫЕ – архетипы, сознательные и неосознанные влечения, инстинкты.

ЖИВОТНЫЕ (союзники, друзья и помощники человека; сказочные, волшебные животные) – 1) инстинктивный аспект Самости, помогающий личности в решении стоящих перед ней задач, в преодолении трудностей; 2) тотемы у туземцев; 3) зооморфизм.

ЖИВОТНОЕ-ДЕМОН (оборотень, языческий идол ) – 1) символ негативного импульса, вытесненного инстинктивного влечения (сексуального или агрессивного) из глубин Оно (бессознательной сферы психики), способного вызвать сильный аффект либо невротический симптом; 2) зооморфный образ божества.

ЖРИЦА – Анима (двойственный отрицательно-положительный образ).

ЖУК – 1) черного цвета – отрицательные (дьявольские) качества души; 2) существо, меняющее кожу, т. е. символ бессмертия, обновления, омоложения; 3) золотой жук (Скарабей) – священный символ египетского бога Солнца Амона-Ра (точнее Хепера – восходящего солнца); 4) майский жук – олицетворение веселья, расслабленности.

ЗАДНИЙ ДВОР – нераскрытый, душевный потенциал психики.

ЗАМОК (здание) – 1) защита, убежище; 2) затруднения в процессе становления личности; 3) глухой, таинственный замок – подсознание.

ЗАМОК (дверной ) – милосердие.

ЗАРЯ (восход солнца ) – высвобождение элемента Бессознательного.

ЗАЯЦ (кролик, койот ) – 1) персонаж 2-го цикла мифа, выступает в роли преобразователя, основателя человеческой культуры; общественное существо, корректирующее свои инстинкты и инфантильные желания; это – стадия ранней юности, период полового созревания, которому присущи безрассудная смелость, подчинение дисциплине; личность еще слаба, но борется за свое взросление и включение во взрослую жизнь, дабы стать социально ответственной, жертвуя своей ребячливостью; более поздняя стадия цикла – поздняя юность, молодость, готовая в своем идеализме на самопожертвование, на чрезмерный риск, пройдя который, личность преодолеет рубеж юности, вступив в зрелость; 2) ложный вестник богов, из-за беспечности, либо злого умысла, которого важное известие богов для человека оказалось извращенным по смыслу; 3) символ плодовитости, плодородия.

ЗВЕЗДА – 1) символ психической трансформации, духовный маяк; 2) перевернутая звезда – знак Сатаны, символ похоти и примитивных инстинктов.

ЗВЕЗДА ДАВИДА (звезда Соломона, гексаграмма, два пересекающихся треугольника) – 1) соединение духа и материи; 2) связь мужского и женского начал; 3) союз Бога и души; 4) символ психической целостности, Самости; единство противоположностей – союз личного, преходящего мира Эго с безличностным и вечным миром не Эго (сознание и подсознание), но здесь целостность – не как результат, а как процесс становления.

ЗВЕРИ (дикие ) – 1) вытесненные, грубые желания, страсти, инстинкты; 2) пережиток тотемизма – идентификация с животным (тотемом); 3) зооморфные образы богов.

ЗЕЛЕНЫЙ (цвет, окраска) – 1) природа, рост, надежда; 2) здоровье, деятельная воля, упорство, постоянство.

ЗЕМЛЯ (почва, грунт) – символ материнства, плодородия и возрождения.

ЗЕРКАЛО (смотреться в зеркало ) – способность подсознания объективно «отражать» личность, открывая внутреннюю сущность человека.

ЗМЕЯ (змей, дракон ) – 1) двойственный символ: мудрость, исцеление и агрессия, страх; 2) символ бога медицины Эскулапа (Асклепия) и, таким образом, символ терапии, исцеления, излечения; 3) символ трансцендентности, представитель подземного мира (подсознания, глубин психики), посредник-психопомп между небом и землей (между сознанием и подсознанием); 4) символ демона-искусителя, злого коварного духа, дьявола; 5) самое хитрое животное на земле; 6) символ бессмертия (сбрасывание кожи и омоложение); 7) ложный вестник богов, Создателя бытия; 8) воплощение мудрости; 9) Урей – символ власти (египетских фараонов); 10) атрибут египетской богини жизни, здоровья и плодородия Исиды; 11) Атрибут римской богини мудрости Минервы; 12) Урборос – змея, кусающая свой хвост, свернувшаяся в кольцо, круг – символ психической цельности, Самости; 13) символ Кундалини (Шакти) – сексуальной энергии в тантризме (тантра-йоге), находящейся у основания позвоночника (копчик) и представляемой в виде змеи, свернутой в три с половиной оборота. Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

Осевая символика и символика перехода 50. Символы аналогии Иным могло бы показаться странным, что речь идет о символах аналогии, потому что если, как это часто говорят, сама символика основана на аналогии, то и всякий символ, каков бы он ни был, должен быть выражением

Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн

III Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Семиотика культуры повседневности автора Махлина С.

Глава 8. Семиотика сновидений Сновидения - это язык ночи. Когда мы засыпаем, мы видим загадочные порождения загадочного мира. Часто они истолковывались как послания богов и с их помощью пытались раньше, впрочем, как довольно часто и в наше время, узнать судьбы отдельных

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Природа сновидений Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны - это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми

Из книги Символика сновидений, мифов и мистицизма автора Байков Эдуард Артурович

Эдуард Байков Символика сновидений, мифов и мистицизма (Глубинно-психологическая

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

Часть II Символика сновидений по З.Фрейду АБАЖУР – мужские гениталии; простая конструкция – нормальное функционирование половых органов, вычурность – комплекс неполноценности. АБОРДАЖ (захват судна, крепости) – символ полового акта (либо желание коитуса, либо боязнь

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

4. Интерпретируемая символика и зримая символика - Как только мы начинаем прослеживать мыслью означения, отделяя означение от того, что оно означает, мы попадаем только в нескончаемость универсальной символики. Все может означать все. Это - метания туда и сюда в

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Практикум лидера автора Менегетти Антонио

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

3. Фрейдовская теория толкования сновидений Величие и ограничения открытия Фрейдом толкования сновидений Если бы Фрейд не создал теории неврозов и не разработал метода их лечения, он все равно был бы одной из самых выдающихся фигур в науке о человеке, потому что открыл

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Роль ассоциаций в толковании сновидений Чтобы дать пример применения фрейдовского метода ассоциаций, приведу содержание сна in extenso (полностью) и его интерпретацию. Это сон, который видел сам Фрейд и который составил часть его самоанализа .«Сон о монографии по

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Символический язык сновидений Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полезно провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что

Из книги автора

5.1. Значение сновидений Чтобы точно управлять самим собой, необходимо знать информацию, которая поступает к нам, в том числе через сны. Особенно когда мы сталкиваемся с важной ситуацией в жизни и на работе. В конце концов, сновидение – это часть нас самих, а значит, оно

Из книги автора

Скорость сновидений Аналогом обычного света в НОР служит квантовое заигрывание, которое, подобно свету, составляет часть более широкого спектра процессов осознания, включающего в себя сновидений, конъюгацию и осознанность. Скорость квантового заигрывания – это

Из книги автора

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СНОВИДЕНИЙ СНОВИДЕНИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯКак утверждают современные исследователи, треть своей жизни человек проводит во сне, а двенадцатую часть ее заполняют сновидения. Многие наши современники загадочный период сна до сих пор

Из книги автора

4.2.2. Три типа сновидений Тот знает самого себя, кому известно, что с ним происходит ночью. Понимание происходящего с ним ночью человек обретает путем длительного самоизучения, позволяющего постичь собственную психологическую структуру и, в частности, доминирующий

Люди третью часть своей жизни проводят во сне. Большинству из них снятся сны, некоторым даже по несколько за одну ночь. Как происходит процесс засыпания, наука давно объяснила, а вот о психологии снов ученые не любят говорить, ссылаясь на то, что это не их епархия. Исследователи снов и психологи пока не пришли к единому мнению о причинах возникновения образов сна и их интерпретации.

Более того, в культурах разных стран суеверия и приметы, связанные со снами, довольно различны, что еще больше затрудняет понимание возникновения снов и психологии образов, которые они передают.

Что такое сон?

Понятия сна среди людей разного склада ума, верования и образа жизни существенно различаются:

Наука объясняет сон как пониженную реакцию на внешние воздействия, когда тело и сознание «отключаются» и отдыхают, восстанавливаются, а мозг в процессе сна проходит четыре различных стадии, и во время фазы БДГ (быстрого движения глаз) человек видит образы, которые являются следствием прошедшего дня, переживаниями и разного рода впечатлениями.

С точки зрения эзотерики во время сна человек покидает свою физическую оболочку и может путешествовать с помощью астрального тела, а сны - это события, которые с ним происходили во время этих путешествий.

Древние египтяне верили, что во передает людям свою волю (именно они создали первый толкователь снов), которую потом жрецы-толкователи доносили до остальных.

Сны с точки зрения психологии

По мнению психологов, сон - это реакция ума на события жизни, внутренние переживания, стрессы и скрытые желания. Во сне подсознание через образы сна указывает на проблему и возможный способ ее устранения. Недаром все мощно воздействующие техники работы с подсознанием (гипноз, медитация) близки по своему состоянию ко сну. Только в последнем случае состояние ума полностью контролируемо, а во сне, наоборот, полностью свободно.

Некоторые ученые относят эффект «дежавю» тоже к снам: некогда увиденное во сне, но забытое событие или место через период времени действительно имеет место в жизни человека и кажется повторяющимся.

Автор «Психологии снов»

Трактовку снов довольно обширно исследовал Зигмунд Фрейд, считая сны подавленными желаниями и подавленным либидо, проявляющимися в виде образов.

Эту концепцию австрийский психотерапевт подробно описал в своей книге «Психология сновидений», тщательно описывая разные случаи применения психоанализа сна, какими могут быть связи образов и реальной жизни человека, его прошлого и скрытого. Теория объяснения сути сновидений Зигмунда Фрейда разделяет все на два типа:

Сексуальное влечение (любовь, инстинкт самосохранения и размножения);

Влечение к смерти (стремление к гармонии в жизни, правильный уклад жизни, цикличность).

При этом автор делает акцент на том, что главный образ сна - это не обязательно что-то архиважное, случается, что мелкая, незначительная деталь куда сильнее влияет на бессознательное, чем ключевой момент. Особенность метода Фрейда в том, что осмыслить образы, связать с другим объектом или ситуацией и сделать вывод может только сам пациент, отталкиваясь от глубинных переживаний и эмоций, а психолог только направляет его.

Также его теория основывается на том, что самая первая ассоциация к анализируемому образу зачастую самая точная, поэтому первое, что пришло в голову при пробуждении, часто самое точное трактование.

Архетипы Юнга

Юнг (ученик Фрейда) является основным его оппонентом в науке исследования природы сна. Его позиция в трактовке психологии снов более обширна, не являясь категорично привязанной к сексу и его проявлениям. Юнг считал, что образы сна - это нечто действительно важное и переживаемое в процессе жизни, а смешивать сны шизофреника со снами человека с Эдиповым комплексом просто глупо.

В своей теории трактовки снов Карл Густав придерживался связи образов с архетипами (психологический образ, присущий коллективному бессознательному), семь из основных он использовал постоянно. Анимус и Анима (мужское и женское начало), Самость Мудрец (символ абсолютного знания) и Тень (хаос, пороки и недостатки). Взаимосвязь таких образов и их влияние на сознание человека ярко прослеживается во время всех исследований Юнга и дает понимание человеческой сути с более обширной стороны.

Сделанный вывод дает понять, что Фрейд использовал низменные инстинкты, в то время как Юнг уповал на духовность.

Как интерпретировать образы из сна?

Чтобы понять сигналы подсознания, нужно сделать следующее:

Записать сон сразу по пробуждении, чтобы не забылись мелкие детали. Описывать как можно четче и подробнее.

Возникающие спонтанные ассоциации с образами сразу прописывать, не анализируя. Иногда активная работа мозга и попытки логических умозаключений сводят на нет важные глубинные образы. Со временем умение объяснить сон будет совершенствоваться, и можно будет с легкостью управлять событиями жизни и внутренними состояниями.

Если своих ассоциаций нет, воспользоваться авторитетным толкователем снов.

Для более глубокого анализа сновидений психологи рекомендуют вести дневник, в который записываются сновидения, их трактовки и если сны вещие, то период времени, через которое сон сбылся.

Вещие сны - это вестники судьбы?

Принято считать, что вещий сон предугадывает будущее, дает подсказку на предстоящие события, при этом действительно сбываясь в ближайшем времени. Обычно такие сны снятся людям с повышенной чувствительностью и особым психологическим настроем (накануне важного экзамена, свадьбы), хотя бывает и без причины. По приметам старожилов, вещие сны чаще могут присниться в день именин, в Святочную неделю (между Рождеством и Крещением) и в ночь с четверга на пятницу (самые судьбоносные сны снятся именно в этот день, но их труднее запомнить).

Что такое сонник?

Сонник - это толкователь образов, которые человек видит во сне. Самыми популярными считаются сонник Густавуса Миллера, Зигмунда Фрейда и сонник Ванги, также молодежь часто прибегает к услугам онлайн-толкования, не углубляясь в тонкости трактовки. Среди любителей эзотерики пользуется спросом «Толкование снов и сновидений» Нострадамуса, а также сонник Менегетти.

Для удобства поиска зачастую в толкователе символы сновидений написаны в алфавитном порядке. Чтобы понять психологию сна и что он хочет донести до сознания, вспоминают образы из сна, далее нужно отыскать в толкователе и прочесть объяснения образов и из всех попытаться создать общую картину. Это и будет трактовка.

Если один и тот же сон снится несколько раз

Бывает, что людям в течение длительного периода времени периодически снится один и тот же сон: с теми же образами, ситуациями и действиями. Иногда сюжет незначительно меняется, но чаще совпадает на 100 %.

С точки зрения психологии повторяющиеся сны - это попытки бессознательного указать на одни и те же ошибки в жизни либо привычки, которые человек не меняет в себе. Это будет повторяться до тех пор, пока человек не решит проанализировать сигналы, обратится к специалисту по толкованию снов и сновидений и сделает сопутствующие выводы.

Также иногда во сне человек видит трагедии прошлого, в которых он был невольным участником или зрителем: автомобильные аварии, сцены насилия, война или случаи суицида. От сильного эмоционального шока увиденное отпечатывается на подсознании и через сны периодически о себе напоминает, заставляя очевидца снова испытывать страдания. В таких случаях также рекомендуется обратиться за помощью к психотерапевту.

Суеверия, связанные со снами

В каждой культуре мира, практически в каждой народности существуют свои суеверия, связанные с увиденным во сне.

Славяне верили, что нельзя рассказывать страшный сон до рассвета, иначе он сбудется. Нужно, глядя в окно, трижды повторить: «Куда ночь, туда и сон» (некоторые советовали такие же слова сказать проточной воде, заменяя «ночь» на слово «вода»).

Если в праздничный день (церковный), то он должен был исполниться не позже обеда следующего дня, поэтому считался очень хорошей приметой.

Если младенец смеялся во сне, запрещалось его будить - считалось, что с ним играет ангел.

Во сне наступить или вымазаться в экскременты считалось огромной удачей, к деньгам и везению.

Об умерших людях, приходящих во сне, есть целая система интерпретаций. Если покойник просто виделся во сне - это предвещало непогоду, а если звал за собой, то предвещало скорую смерть тому, кто пойдет за ним. В таких случаях старые люди рекомендовали пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Считалось, что вообще лучше не отзываться во сне на «зов», даже если приснившийся человек был жив - это было к несчастью, неудачам и болезням.

Сон – удивительное явление. Когда человек спит, подсознание через символы снов может рассказать о чем-то крайне важном, предупредить или просто помочь преодолеть какую-то сложную ситуацию в жизни.

Что представляют собой символы снов?

Символы снов - это все те образы, которые мы видим во сне. Выпадающие зубы, горящий дом, метель, далекая страна, сестра, ребенок, незнакомец, рисунок, оборотень, церковь или балет - все это символы, которые вы видите в своих сновидениях, и несть им числа.

Многие из них нельзя воспринимать буквально.

Cны видит каждый человек, и в общепринятом стандарте, — мы одну треть своей жизни проводим в сновидениях. Значение снов иногда сложно расшифровать, поскольку они состоят из символов, каждый из которых имеет свое значение. Но во сне символы снов часто выстраиваются в бессмысленный ряд абсурдных образов нашего ментального мира.

Ментальный мир в первую очередь - мир эмоций и чувств, и все происходящее в его границах, ощущают наши «тонкие» тела, а их сигналы в свою очередь нам передает подсознание¹ через предсказания во сне.

Зачем нам снятся сны?

Сны играют очень важную роль в нашей жизни. Порой в них содержится совет о том, как правильно поступить в той или иной житейской ситуации.

Зачастую такие образы призваны поддержать нас в трудную минуту.

Символы снов бывают самыми разнообразными, и для каждого человека они свои, т.е. один и тот же символ для разных людей может иметь разное значение. Лучше всего составлять свой список символов и предсказаний, ведь только ваш собственный список будет лучше всего соответствовать вашим целям.

Но чтобы более точно составить свой личный сонник, нужно узнать общепринятые толкования значения снов. Так вы будете знать, от чего отталкиваться. Присутствие какого-либо животного, стихии воздуха, земли и воды во сне также может иметь отдельное толкование. Ниже приведены общие значения этих символов.

Символы снов

Животные:

  • Обезьяна во сне — символ жадности.
  • Летучая мышь — означает несчастье в отношениях.
  • Медведь — ты имеешь дело с мужественным человеком.
  • Лошадь — твоя вторая половинка поможет тебе в трудную минуту.
  • Олень — твоя вторая половинка догадливая.
  • Козел- сластолюбие твоей второй половинки.
  • Крыса — недопонимание в отношениях.
  • Тюлень — знак хороших отношений.
  • Слон — символ мудрости.
  • Петух — обозначает храбрость.
  • Дятел — соблюдайте бдительность.
  • Тигр — возможно придется столкнуться со свирепым отношением.
  • Цапля — прояви терпение в отношениях.
  • Червяк — придется столкнуться с подлостью.
  • Улитка — призывает не проявлять слабость в отношениях.
  • Черепаха — ты добьешься своего в любви.

Стихия воздуха:

  • Туман — нерешительность того человека, который тебе интересен.
  • Воздух — если он чистый, то означает конец неприятностях, а если темный — к потере отношений.
  • Ветер — если ровный, хороший знак; если сильный на море — новости издалека; шелестит листвой — к разлуке.
  • Бездна — препятствие в любви.

Стихия воды:

  • Фонтан — радость.
  • Роса — удача в отношениях.
  • Река — если плыть по ней, то к прибыли; стоять на берегу — благоприятная дальняя дорога; переходить реку вброд — сложности в любви.
  • Ручей — встреча с тем, с кем давно не виделись или перемена мест.
  • Озеро — означает опасность.
  • Плыть по озеру — расставание.
  • Нырять — тебя кто-то будет соблазнять.
  • Море — смотреть на него к вестям; плыть на пароходе — изменения в личной жизни; а синее море — к долгожданной встрече.
  • Капли — появится богатый поклонник.
  • Источник — кто-то хочет тебя обмануть.
  • Вода — если пить воду, то к счастью; идти по мутной воде — разочарование; погрузиться в воду -трудности в отношениях; умываться водой — жди радость; а лить воду к стыду.

Стихия земли:

  • Яма — опасения не напрасны.
  • Холм — к ссоре.
  • Пыль — обман.
  • Песок — к богатству; идти по песку — будет скорая встреча со старым.
  • Парк — к хорошему времяпрепровождению со второй половинкой.
  • Камни — препятствие в отношениях; драгоценные камни к счастливой встрече.
  • Земля — если она покрыта травой, то быть рядом с богатым человеком; лежать на земле — мелкие неприятности.
  • Горы — если они голые, то к тревоге; лесисты — к измене с твоей стороны; взбираться на горы — успех в любви в том случае, если залезешь; спускаться с горы к неудаче в любви.
  • Красивый пейзаж к исполнению желаний.
  • Берег — достижение своей цели.

По материалам книги Шубина Т. Г. «Беседы о любви и дружбе»

Современная наука считает, что от 25 до 50 процентов времени нашего сна мы проводим в стране грез, то есть видим сны. Каждую ночь у нас в среднем шесть периодов сновидений, каждый из которых около сорока минут, Очевидно, если бы нам не снились сны, то мы сошли бы с ума. Большинство снов исходит из нашего подсознания, пытаясь прорваться к нашему сознанию и сообщить нам о нашем собственном состоянии.

Цыгане полагают, что эти сообщения исходят от духов предков. Кто скажет, что они не правы? Наше подсознание, возможно, является результатом влияния этих духов, и нам надлежало бы попытаться понять эти сообщения, посланные для нашего же собственного блага, прислушаться к посланиям предков. Наше подсознательное, или духи предков, пользуются знакомыми нам символами. Это - сообщения, которые используют привычные предметы повседневной жизни для того, чтобы мы лучше поняли их смысл.

Зигмунд Фрейд полагал, что подсознание содержит подавляемые нами желания, мысли, события, которые не принимает наше сознание. Поэтому эти желания подавляются и часто маскируются. Карл Юнг назвал этот подавляемый материал индивидуальным бессознательным. Он полагал, что существует также коллективное бессознательное, которое содержит в себе элементы памяти рода, унаследованной от предков и пережитого опыта.

Универсальная и личная символика

Есть два вида символов, которые прокрадываются к нам во сне: универсальные и личные.

Предположим, что вам снится старинный замок. Возможно, по вечерам вы много времени проводите у телевизора и смотрите старые кинофильмы о вампирах, призраках или людоедах, обитающих в замках. Это могло бы привести к тому, что вы автоматически - сознательно или неосознанно - связали замки со злом. Таким образом, когда вы думаете о замках, видите их или они вам снятся, вы осмысляете "зло". А может быть, у вас есть близкий друг, который интересуется архитектурой и полагает, что замок - очень красивое архитектурное сооружение. Для него ассоциация замка со злом смешна. Другой, возможно, вырос в Европе и жил некоторое время в замке. Этот человек не считает замки ни злыми, ни красивыми, а просто холодными, сырыми и полными гуляющих сквозняков!

Таким образом, мы здесь представили три различных восприятия замков. Это и есть личные толкования. Каждый из этих троих, если ему снится замок, должен проанализировать свою личную ассоциацию, решая, что для него означает этот сон.

Но существует и универсальная символика, согласно которой замок связан с амбицией. Такова одна из интерпретаций этого образа, которой пользуются большинство людей, не испытывающих никаких особых личных эмоций по отношению к замкам. Как я пишу в "Полной книге Бакланда о колдовстве" (Llewellyn, 1986):

    "Универсальная символика включает в себя вещи, которые верны для людей всех национальностей и всех возрастов. Она включает в себя цвета, числа, форму и сексуальную идентичность (то есть мужские и женские символы). Они являются из сверхсознания и поэтому бесконечны".

Транспортирование является универсальным символом духовного развития. Поскольку техника шагнула далеко вперед, изменилась и символика, используемая в толковании сновидений. Таким образом, символ транспортирования может принять одну из современных форм: ракеты, самолета, парохода, поезда, автомобиля - или одного из вечных способов передвижения - на спине животного или пешком.

Когда вы намереваетесь истолковывать свои сны, вам следует проанализировать все символы и решить, что каждый из них значит лично для вас. И если какие-то символы обладают специфическим и личным смыслом, то работайте с ними. Но если символы не имеют никакого специального значения, то истолковывайте свои сны согласно универсальной символике.

Учитывать личную и универсальную символики имеет смысл, когда требуется рассудить двух человек, видевших примерно одинаковые сны, но для каждого из них значение сна будет индивидуальным. Так же и при гадании на картах одинаковые карты не означают одно и то же для двух различных людей.

Когда цыган истолковывает ваш сон, он задает много вопросов, чтобы узнать индивидуальное значение каждого символа.

При внесении в цыганский сонник символов мечты я, конечно, могу дать только универсальные значения. А вы сами должны понять, действительно ли то или иное значение подходит, соответствует вашему отношению к символу, или же вы испытываете более сильное, более личное чувство: ваше ощущение или толкование для вас являются наиболее существенными.

Как писал Карл Юнг: "Никакой символ сна не может быть отделен от человека, которому он снится".

Прежде чем мы доберемся до самих символов и их универсальных значений, хотелось бы уделить место и толкованию вещих снов - тех, что говорят вам кое-что о будущем. Я также хотел бы говорить о том, как "заказать" сон, решив, что из будущего вы хотите увидеть во сне... даже если это победитель завтрашних скачек!