Пожертвование храму:общие правила. Пожертвовать на Храм

Братья и Сестры! Дорогие друзья – посетители нашего сайта!

Господь учит нас не оставаться равнодушными к тем, кому необходима наша помощь, проявлять милость к нуждающимся и готовность к пожертвованию.

Жертвование – это особый вид служения Господу, который доступен каждому, независимо от того, состоятельный он или малоимущий. Жертвуя, мы приобретаем любовь Бога! Что может быть ценней? Жертва – это еще и молитва за того человека, чье имя указано при пожертвовании – близких Вашему сердцу людей или за усопших родственников.

Пожертвования – не просто материальная или денежная жертва. Это акт, имеющий глубинную связь с духовным развитием человека, это Божественная привилегия, которая дана каждому православному. Даже некрещеные могут участвовать в пожертвовании, тем самым, в прямом смысле слова, вложить свое имя в историю дела святого созидания.

Жертвуя, не забывайте о церкви, ведь она несет Слово Божье и также призвана помогать нуждающимся. Каждый день Церковь молится за своих жертвователей и благотворителей. Эти молитвы будут возноситься к престолу Божиему столько, сколько храм будет стоять на земле.

Одна из задач организации «Русская Православная Церковь OnLine» – содействие в сборе пожертвований для поддержки, ремонта и восстановления православных храмов и святых реликвий по всей Руси. Средства, перечисленные на наш счет, направляются исключительно в соответствии с назначением платежа. Это может быть заказ службы, обряда или пожертвования конкретному храму.

Любые дополнительные пожертвования направляются на благотворительную деятельность:

  • организация освященных благотворительных трапез нищим, нуждающимся, малоимущим;
  • помощь детским домам и домам престарелых;
  • распространение православных знаний и популяризации духовных ценностей в обществе, а также на развитие самого проекта.
Реквизиты

Наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Церковная лавка онлайн»
Юридический адрес:
Фактический адрес: 142116, Московская область, город Подольск, улица Барамзиной, дом 3 корпус 1, помещение 7

ОГРН 1145074411701
ИНН 5036146281
КПП 503601001

Банк: Московский банк ОАО «Сбербанк России»
Р/с 40702810738000020702
К/с 30101810400000000225
БИК 044525225
Получатель: Общество с ограниченной ответственностью "Церковная лавка онлайн"

Пожертвование

Пожертвования – это не только деньги, это, прежде всего, дела и поступки . Для развития проекта у нас всегда есть потребность в людях с литературными способностями, фотографах, имеющих благословение на съемку, оперативные координаторы для организации проведения служб в храмах российских городов, юристы для организации правового сопровождения нашей деятельности (заключение договоров с храмами, контроль денежных пожертвований и т.п.).

С ветхозаветных времен были люди, творящие благие дела, жертвующие храмам свой труд или средства. Пожертвование на храм равнозначно вечному поминовению в нем. На каждой литургии возносятся молитвы о «добродеющих» - людях, жертвующих на поддержание, ремонт или строительство храма. Вместе с ростом числа пользователей интернета увеличилось количество людей, жертвующих в режиме он-лайн на строительство Храмов и развитие православной жизни.

Свяжитесь с нами по электронной почте – приобщитесь к святому делу возрождения Православия в нашей стране!


Дай ему взаймы и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками. (Второзаконие 15:10)

***

Каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе. (Второзаконие 16:17)

***

Праведник дает и не жалеет. (Притчи 21:26)

***

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. (Притчи 3:27)

***

***

И радовался народ усердию их, потому что они от всего сердца жертвовали Господу, также и царь Давид весьма радовался. (1-я Паралипоменон, глава 29:9)

***

Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. (Притчи 22:9)

***

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. (Притчи 28:27)

***

Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Малахия 3:10)

***

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (От Матфея 6:3-4)

***

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (От Марка 12:41-44)

***

Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. (От Луки 3:11)

***

Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. (От Луки 6:30)

***

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. (2-е Коринфянам 9:6-8)

***

Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (От Луки 6:38)

***

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (От Иоанна 3:16)

***

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать «. (Деяния 20:35)

***

Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. (К Римлянам 12:8)

***

Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь «, но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иакова 2:15-16)

***

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей. (2-е Коринфянам 9:10)

***
и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего. (Бытие 14:20)

***

И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
И я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет господь моим Богом,-
То этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть. (Бытие 28:20-22)

***

И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу;
и каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурного и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их;
и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии; (Исход 35:22-24)

***

И все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу. (Исход 35:29)

***

Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. (Исход 23:19)

***

Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. (Исход 25:2)

***

Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. (Деяния 4:34-35)

***

И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал Дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии и для всех потребностей ее и для священных одежд; (Исход 35:21)

***

И сказал Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать.
И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить. (Исход 36:5-6)

***

И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; (Левит 27-30)

***

Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно (Второзаконие 14:22)

***

Итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим, (Второзаконие 26:10)

***

Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, (Притчи 3:9)

***

Горе вам, книжники и фарисеи. Лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость, и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. (От Матфея 23:23)

***

Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. (Аггей 1:9)

***

И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? Говорит Господь Саваоф.
Итак молитесь богу, чтобы помиловал нас; а когда исходит из рук ваших, то может ли он милостиво принимать вас? Говорит Господь Саваоф. (Малахия 1:8-9)

***

Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец. И он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов. (Малахия 1:14)

***

Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями.
Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня.
Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? (Малахия 3:8-10)

***

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (От Матфея 5:23-24)

***

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.
Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. (От Марка 12:41-44)

***

Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. (От Луки 11:42)

***

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1-е Коринфянам 9:13-14)

***

Которому десятину отделил Авраам от всего,-во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну божию, пребывает священником навсегда.
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет.
И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхисидек встретил его. (К евреям 7:10)

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. (Притчи 11:24-25)

***

Давайте, и дастcя вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. (Луки 6:38)

***

Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. (Филиппийцам 4:15-17)

***

Мы благословлены, чтобы быть благословением (Бытие 12:1-3)

***

Мы станем Божьим уделом (Исход 19:3-8)

***

Давать десятину от всего сердца (Исход 25:1-3)

***

Приносить совершенную жертву (Левитам 22:17-22)

***

Давать пожертвования ради исполнения обета, по доброй воле или же в честь праздника (Числа 15:1-5)

***

Неисполнение заповедей влечёт за собой проклятие (Второзаконие 28:15-29)

***

Жертвовать или нет - выбор за нами (Иисус Навин 24:14-18)

***

Делайте то, что правильно в глазах Бога (Судьи 17:1-6)

***

Господь вознаградит вас (Руфь 1:3-5, 15-16; 2:3, 11-12)

***

Приношение - это хорошо, но послушание лучше (1 Царств 15:2-3, 18-22)

***

Доброта всегда вознаграждается (2 Царств 2:3-6)

***

Мы будем преуспевать во всём, что будем делать, и всюду, куда пойдём (3 Царств 2:1-4)

***

Подготовиться к тому, чтобы получить благо от Бога (4 Царств 4:1-7)

***

Подготовиться к возведению дома Господа (1 Паралипоменон 22:1-6)

***

Нести бремя вместе (2 Паралипоменон 2:1-2)

***

Два условия для получения от Бога материальных благ (Ездра 1:1-5)

***

Помогать левитам и священникам (Неемия 10:34-39)

***

Любовь отдаёт то, что может отдать (Есфирь 2:17-18)

***

Оставаться верным Богу даже в трудные времена (Иов 1:1-3; 42:6, 10, 12-13)

***

Приносить Богу свои дары (Псалом 95:1-13)

***

Подарок даёт простор (Притчи 18:17)

***

Отпускать хлеб свой по водам (Екклесиаст 11:1-6)

***

Заботиться о своём винограднике (Песня Песней 1:1-6)

***
Готовность и послушание (Исаия 1:16-20)

***

Намерения во благо, чтобы дать будущность и надежду (Иеремия 29:10-11)

***

Что мы посеем сегодня, то и пожнём завтра (Плач Иеремии 5:1-7)

***

Непослушание Богу влечёт за собой потери (Иезекииль 28:11-16)

***

Верность Богу влечёт за собой преуспевание (Даниил 6:6-10, 28)

***

Жертвовать деньги, данные Богом, для благовествования мира (Осия 2:8-10)

***

Бог возмещает потери сполна (Иоиль 2:21-27)

***

Мир приносит жертвы греху, мы приносим жертвы Богу (Амос 5:25-27)

***

Получить во владение своё наследие (Авдий 1:17)

***

Исполнять свои обещания (Иона 2:1-10)

***

Принимать участие в чём-то хорошем, а не в плохом (Михей 3:8-12)

***

Время для праздника и исполнения своих обетов (Наум 1:9-15)

***

Обет верно жертвовать Господу (Аввакум 3:17-19)

***

Серебро и золото не спасёт (Софония 1:14-18)

***

Использовать Божьи деньги в своих целях обходится слишком дорого (Аггей 1:3-11)

***

Храм должен быть построен (Захария 8:9-13)

***

Десятины дают церкви возможность служить (Малахия 3:10)

***

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. (Деяния 4:32)

***

Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла. (Деяния 11:29,30)

***

жертвенные приношения названы «святыней» (Левит 2:3)

Признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Благотворитель религиозной организации по своему желанию и усмотрению выбирает форму, в которой он совершит пожертвование:

  • заключение письменного договора;
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных;
  • через SMS-сообщение на короткий номер;
  • пополнение ящика-копилки.

Внимание

Независимо от способа пожертвования учреждение должно вести обязательный бухгалтерский и налоговый учет таких поступлений.

В нашем государстве активно пропагандируется религия после более полувекового ее угнетения и разрушения. Многие храмы, монастыри были восставлены или возрождаются до сих пор добровольцами. Пожертвования религиозной организации возможны, как с заключением письменного договора, так и без его составления.

Законодатель обязывает заключать договор пожертвования в письменном виде только если:

  • благотворителем выступает юридическая организация, а стоимость дара превышает 3000 рублей;
  • жертвователь обещает передать в будущем пожертвование.

В остальных случаях благотворителю предоставляется полная свобода в выборе формы договора (письменная илиустная).

При пожертвовании религиозной организации благотворителем может выступать любой гражданин или юридическое лицо. У каждой из сторон при заключении договора пожертвования возникают права и обязанности .

Права жертвователя :

  • контролировать использование пожертвования путем получения отчета полученного от одаряемого;
  • дать письменный ответ в случае, если благополучатель запросит разрешения использовать пожертвование в иных целях, не указанных в договоре;
  • может изменить назначение пожертвования;
  • имеет право требовать отмены договора, если дар используется не по назначению.

Одаряемый по договору пожертвования обладает большим объемом обязанностей , чем благотворитель:

  • использование дара только по назначению указанному в договоре пожертвования;
  • ведение обособленного учета всех операций с пожертвованным имуществом;
  • в случае желания использовать пожертвование в иных целям, запросить у благотворителя его согласие;
  • предоставление отчета благотворителю об использовании дара в установленный срок, либо в любой момент по требованию жертвователя.

Порядок сбора пожертвований на строительство или восстановление храма

Для того, что бы была возможность собирать пожертвования на строительство или восстановление храма необходимо зарегистрировать религиозную организацию в территориальном органе государственной регистрации.

Монастыри или церкви ведут свою хозяйственную деятельность, как правило, только на пожертвования граждан или организаций. Существует несколько способов пожертвования храму на строительство или восстановление:

  • в церковной лавке - покупка свечей, икон или заказ молебна, панихиды это своеобразное пожертвование, так как вырученные денежные средства идут на нужды церкви;
  • в ящик-копилку - на территории или внутри храма часто располагаются ящики для пожертвований, на такой копилке имеется информация на какие нужды собираются деньги. Имея желание помочь храму жертвователь помещает в копилку денежные средства, сумма зависит от возможностей благотворителя. Такой сбор пожертвований является наиболее действенным, так как достаточно прост, не требует составления каких-либо документов;
  • заключение договора пожертвования с религиозной организацией - з аключить такое соглашение в письменном виде может любой жертвователь, независимо от того физическое или юридическое лицо, от предмета пожертвования - недвижимость, денежные средства, движимые вещи. Этот способ оформления является наиболее действенным, в связи с тем, что благотворитель может контролировать использование дара, в случае ненадлежащего пользования может расторгнуть договор.
  • перечисление денежных средств на расчетный счет анонимно или с указанием своих данных- в современных условиях существуют различные способы перечисления на расчетный счет наличным путем непосредственно в банке или безналичным с помощью многочисленных платежных систем, терминалов, банкоматов и пр. Применяется перечисление с помощью различных форм на сайте храма.

Вблизи одной из деревень во Владимирской области располагался недействующий храм, который был разрушен еще во время Великой Отечественной войны. У местного жителя деревни Кузьмина Василия Петровича, появилось большое бескорыстное желание восстановить данную церковь. Однако для этой благой цели необходимо большая сумма денежных средств, которыми Кузьмин не обладал.

Для этого он совместно со своими единомышленниками подготовил все необходимые документы для регистрации религиозной некоммерческой организации в регистрирующем органе:

  • заявление;
  • список лиц, участвующих в создании учреждения;
  • устав;
  • протокол учредительного собрания;
  • справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
  • документ об уплате госпошлины.

Религиозная организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). После чего учредители разместили информацию о необходимости пожертвований на восстановление церкви с указанием реквизитов в СМИ, в сети Интернет был создан сайт организации. Спустя непродолжительное время церковь была восстановлена, она стала излюбленным местом прихожан всей округи.

Учет пожертвований в храме

Религиозная организация является в первую очередь юридическим лицом, поэтому ей необходимо вести обособленный учет всех поступающих пожертвований, независимо от предмета дара. Как правило, основная часть средств пожертвований поступает через ящики-копилки , размещенные на территории храма от прихожан (физических лиц) анонимно, то есть никакие данные благотворителей неизвестны.

Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:

  • место и дата, вскрытия копилки;
  • данные лиц, составляющих данный акт;
  • дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
  • сколько денежных средств и в какой валюте было обнаружено при вскрытии ящика;
  • номер и дата приходного ордера;
  • собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.

Важно

При извлечении пожертвований необходимо оформить приходный кассовый ордер, а также отразить операцию в отдельной кассовой книге.

В случае, если пожертвование поступило от конкретно благотворителя (не анонимно), то в кассе религиозного учреждения составляется приходный кассовый ордер с указанием данных жертвователя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес регистрации), данная операция так же записывается в кассовую книгу.

Пожертвование в церкви и его юридическое значение

После того, как заключен договор пожертвования, возможны, два варианта развития событий:

  • если договор оформлен в письменной форме, то благотворитель имеет возможность контролировать реализацию и использование дара. На благополучателя возлагается обязанность в предоставлении отчета о пользовании дара. Он оформляется в письменном виде, как правило, согласовывается заранее и его бланк прилагается к договору пожертвования. Отчет предоставляется в сроки указанные в соглашении, либо по требованию благотворителя.
  • если пожертвование совершено без заключения договора, путем помещения в ящик-копилку или перечислением денежных средств со счета мобильного телефона. В таком случае благотворитель не имеет возможности получать информации об использовании пожертвованного дара.

Письменный договор пожертвования выступает своеобразным гарантом прав благотворителя, при помощи которого он может контролировать использование пожертвования, а в случае ненадлежащего его пользования может применить к одаряемому санкции в виде отмены договора и возвращения пожертвованного имущества.

Дополнительно

Договор пожертвования, заключенный в письменном виде является фактором, который ограничивает действия благополучателя по использованию дара, заставляя его пользоваться им по назначению и никак иначе.

Заключение

Благотворитель может пожертвовать церкви:

  • только принадлежащее ему имущество, денежные средства, движимые вещи;
  • только на общеполезные цели;
  • только не изъятые из гражданского оборота предметы.

В случае, если предметом пожертвования является имущество, нажитое в браке супругами, для передачи необходимо нотариально заверенное согласие другого супруга, иначе договор является ничтожным.

На подъезде дома я увидела объявление о том, что необходимы денежные средства на восстановление монастыря, расположенного неподалеку от нашего города. Там же указаны реквизиты для перечисления пожертвований безналичным расчетом через банк. Данный монастырь часто посещала моя бабушка до войны еще, и я желаю помочь в его восстановлении. Однако переживаю, что это могут быть мошенники, которые заберут деньги себе, а не используют их для реставрации святого места. Каким образом я могу удостовериться в том, что мои пожертвования будут направлены на восстановление монастыря?

Для того, что бы иметь полный контроль над использованием пожертвованных денег необходимо заключить письменный договор добровольного пожертвования, в котором обязать одаряемого предоставлять отчет об истраченных средствах.

Как правило, если расклейкой таких объявлений являются жулики, то кроме расчетного счета не указываются. В объявлении должно быть написаны все реквизиты юридического лица, контактная информация (телефон, электронная почта, сайт организации), то есть наличие обратной связи обязательно.

По реквизитам юридического лица, возможно получить информацию о нем в ЕГРЮЛ. Пока не будете уверены, что религиозная организация является юридическим лицом, ни в коем случае не перечисляйте пожертвования.

Я часто бываю в монастыре, который расположен в Калужской области, помогаю монахиням в хозяйственной работе. Также часто осуществляю пожертвования в пользу данной религиозной организации через ящик — копилку, путем отправления SMS — сообщений, иногда перечисляю денежные средства анонимно на расчетный счет учреждения. Могу ли я получить отчет от монастыря об использовании пожертвований, в связи с тем, что за последнее время пожертвовала достаточно крупную сумму (около 1 млн. рублей).

Независимо от суммы пожертвования, если не заключен договор в письменном виде, Вы не имеете права требовать от благополучателя отчета об использовании дара. Для того, что бы была возможность контролировать его пользование нужно письменно оформить соглашение о добровольном пожертвовании с религиозной организации, в котором обязать одаряемого отчитываться о его применении.

Примечание редактора:
Нам часто задают вопрос о финансах и пожертвовании в простых церквях. Безусловно, существуют различные понимания, мнения и практические применения истины в данной сфере; поэтому мы не беремся утверждать, что в статье изложен окончательный и полный ответ на данный вопрос. Эта статья просто хорошо подходит для того, чтобы вызвать обсуждение и научиться чему-то полезному в этой сфере. Читайте, пользуйтесь и обсуждайте. Давайте будем учиться друг у друга.

Есть старая британская пословица: «Проследи за деньгами!» Если хочешь найти причину преступления или злого поступка, достаточно посмотреть, «куда ведут деньги».

Мне кажется интересной взаимосвязь этой пословицы с Екклесиастом 10:19: «За все отвечает серебро».

Когда люди спрашивают меня, почему все телепроповедники похожи друг на друга, я показываю им Екклесиаста. Когда меня спрашивают, почему организованная религия функционирует определенным образом, я показываю им Екклесиаста. Когда мне задают вопрос, как узнать, что хочет мое сердце, я показываю им Екклесиаста.

Человеческими мерками, деньги – это ответ на всё. Как ты к ним относишься и как используешь, говорит о том, как ты понимаешь работу Отца в твоей жизни.

Из всех вопросов о жизни церкви, построенной на взаимоотношениях, вопрос «Как вы относитесь к десятине?» звучит не реже, чем «Что вы делаете с детьми?» Признаюсь, что я перехожу финансовые реки особенно осторожно, так как ничто другое не использовалось настолько неправильно среди Божьего народа в наше время.

Обычно те, кто выступает на эту тему, обычно делают это, чтобы получить больше денег, причем прежде всего для самих себя. Поэтому позвольте мне начать с предостережения: У нас нет финансового кризиса, пожалуйста, не высылайте нам пожертвования, если покажется, что данная статья является прикрытым призывом это сделать. Это не так, и если в это сложно поверить, можете просто остановиться на этом и дальше не читать.

Иисус и деньги

Иисус говорил о деньгах не меньше, чем на другие темы, за исключением того, что было связанно с Отцом. Он говорил, что ничто не показывает нашу привязанность больше, чем то, что мы собираем в качестве богатства или готовы свободно отдать по Божьему требованию.

Даже при поверхностном чтении четырех Евангелий можно заметить, что Он говорил о деньгах больше, чем о церкви, поклонении или даже молитве. Он предупреждал нас не судить о Божьей справедливости или щедрости на основании денег, и ясно показал, что жизнь с избытком не имеет отношения к количеству денег или размерам нашего имущества, но зависит от умения жить в свободе Его праведности, уверенного упования на Его мир и полноты Его радости.

Погоня за деньгами и переживания, связанные с этим, могут задушить жизнь Царства в любом из его последователей. Лучше раздать их бедным, чем позволить завладеть вашим сердцем.

Он также сказал, что мудрые сердцем будут использовать деньги в качестве инструмента для достижения Божьих целей в этом мире. Деньги могут открыть двери и послужить нуждам многих, когда не владеют вами. Используйте их с ответственностью, и они смогут стать благословением для вас и других. Накапливайте их, и то, что они сулят, быстро превратятся в клетку для ослепленного сердца.

Учитывая, что деньги имеют возможность сделать много добра или стать причиной большого зла, как Он хочет, чтобы мы обращались с деньгами?

Десятина, принесенная в дом хранилища

Мне было просто это делать. Когда я рос, меня научили, что десять процентов от всего, что я получил, принадлежит Богу. Я должен Ему эти десять процентов. Это и есть десятина.

Отдавал я десятину, жертвуя ее в ту поместную церковь, которую я принадлежал. Ответственные в церкви могли использовать ее на нужды собрания, например, приобретать помещения, выплачивать зарплаты, финансировать программы, а также помогать нуждающимся людям. У меня не было права отдать ее туда, куда Бог мог бы побудить. Если я хотел бы пожертвовать деньги еще куда-нибудь, это должно быть сверх моей десятины. Это и есть десятина, принесенная в дом хранилища.

Если быть честным, я никогда не было полностью согласен с аргументами в пользу такого заключения. Конечно же Авраам принес десятину в знак благодарности Богу еще до закона. Она помогала обеспечивать содержание Божьего храма и левитов, которые этим занимались. Ее разделяли с нуждающимися, а также использовали для финансирования праздников, отмечающих Божью жизнь среди них.

Однако следует признать, что Новый Завет на удивление ничего не говорит о десятине, как о практике ранней церкви. Нет призывов отдавать десятину, хотя щедрость, с которой они жертвовали друг для друга, и до сих пор остается легендарной.

Однако очень много лет я не замечал этого, будучи ослеплен прагматической потребностью финансировать сооружения, зарплаты и программы организаций, которым я служил. Без посвященных плательщиков десятины мы просто не смогли бы финансировать те проекты, которые считали настолько важными для нас. Было очень просто использовать ветхозаветную десятину для библейского обоснования необходимости финансировать наши нужды.

Иной путь приношения пожертвований

Теперь мои выводы значительно отличаются. Нет, я не считаю, что давать десятину неправильно, я просто смотрю на нее теперь, как на все остальное в Ветхом Завете. Она является всего лишь тенью той великой реальности, которую Бог хочет показать нам в Иисусе Христе. И как любая другая ветхозаветная тень, когда открываешь для себя настоящую суть пожертвования, понимаешь, что десятина является дешевой заменой по сравнению с этим.

«Значит что, мне не нужно давать десятину?» Мне нравится этот вопрос, потому что он разоблачает мотивировку многих людей, дающих десятину. Десятина – это счет, наш долг Богу. Как только он уплачен, мы можем забрать оставшиеся 90% и потратить их по своему усмотрению. Не дать ее, словами Малахии, означает ограбить Бога, оставив неоплаченным свой долг.

Новый Завет рисует перед нами совершенно иную картину. Иисус никогда не говорил, что его ученики должны платить десятину. И хотя о пожертвовании постоянно говорится в Деяниях и Посланиях, опять таки ничего не сказано о десятине. Вместо нее мы видим другой принцип. Верующие жертвовали не потому, что были должны это делать, а потому, что захотели это делать. Те, кто был приглашен иметь отношения с Живым Богом, были настолько изменены и благословлены Его щедростью, что в свою очередь стали относиться к окружающим с той же щедростью. Получившееся в результате пожертвование превзошло все то, чего можно было достичь с помощью десятины.

Даже когда Петр обратился к Анании по поводу обмана, связанного с деньгами, которые он давал, он четко пояснил, что церковь не имела на эти деньги никаких прав. «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деяния 5:5)

Когда Павел собрал пожертвование для истощенных от голода верующих в Иерусалиме, он ясно пояснил, что это не было его приказом, но всего лишь возможностью. «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2 Кор. 9:7)

В конечном счете, пожертвование из долга совсем не является пожертвованием на самом деле. Это просто еще одно обязательство, и имеет весьма отдаленное отношение к тому, что Бог заложил в это с самого начала.

Щедрое пожертвование

Кстати, Павел был шокирован тем, как македоняне, сами страдающие от нищеты, отреагировали на нужду. «Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». (2 Кор. 8:2-4)

Разве это похоже на десятину? Привела ли десятина к таким удивительным поступкам? Не думаю! Перед нами верующие, которые получили так много благодаря Божьей щедрости к ним, что даже, несмотря на свои собственные нужды, они проявили щедрость к другим.

Мне нравится, как Новый Завет умеет правильно расставить акценты. Мы даем деньги Богу не для того, чтобы Бог проявил к нам щедрость. Вместо этого, Он начинает круговой процесс. Поразившись Его щедростью к нам, мы будем относиться к другим аналогично.

Но здесь есть зацепка, не так ли? Что, если я не чувствую на себе Божью щедрость, нужно ли мне отдавать другим? Павел сказал, что мы отдаем и получаем в Теле циклически. Те, у кого сегодня много, завтра могут оказаться среди нуждающихся. Цель – делиться с другими, чтобы ни у кого не было слишком много или слишком мало.

Но как измерить «слишком много» и «слишком мало»? Хотя мне кажется очевидным, что практически каждый из нас, кто живет в промышленно развитых странах, невероятно богат финансово по мировым стандартам, очень немногие по-настоящему понимают Божью щедрость. Почему?

Щедрость по Божьему

Мало людей по-настоящему понимают Божью щедрость по двум причинам. Во-первых, они измеряют ее на основании своих желаний и нужд. Сравнение наших домов, машин и игрушек с имуществом других в нашей культуре приводит к зависти и скупости. В свете наших требований, Бог редко когда кажется щедрым.

Павел понимал Божью щедрость на значительно более глубоком уровне, чем материальный комфорт. Он сказал, что знает тайну, как быть довольным, несмотря на материальное изобилие или нужду. Так как он был сосредоточен на Божьих планах в своей жизни, а не на своих, он видел Божью щедрую руку в каждой сфере своей жизни. Посмотрите, как он это описал: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8)

Большую часть своей духовной жизни я прожил как сын скупого Отца. Никогда не имея всего, что я хотел, и часто разочаровываясь Его ответом на мои самые горячие молитвы, я жил с ноющим чувством разочарования в Боге. Да, интеллектуально я мог выразить благодарность и хвалу не хуже любого другого, но внутри я чувствовал себя обманутым и постоянно расстроенным тем, что Он не делал того, что я от Него ожидал.

И только в последние шесть лет, когда Бог разобрал мои планы относительно своей жизни на части, я начал понимать то, о чем Павел говорит здесь. Я был так сильно занят тем, чтобы заставить Бога обратить внимание на то, что меня интересовало, что не замечал Его поразительных дел в моей жизни каждый день. Когда я начинаю день свободным от собственных предпочтений относительно поворота событий, я постоянно удивляюсь от того, что Бог делает в моей жизни, и искренне воздаю Ему в ответ благодарность. Если Он мне что-то не дает, это потому, что оно мне на самом деле не нужно.

Именно поэтому наши ожидания так часто не оправдываются. Не потому, что Бог не заботится о нас, но потому что Он стремится освободить нас от тирании нашего я. Только тогда мы сможем с удовольствием пользоваться Божьими ресурсами и откроем для себя Его великую щедрость.

Как это работает?

Жизнь, окруженная Божьей щедростью, приводит к щедрому отношению к нашим деньгам, нашему времени и нашей духовной жизни. Так как Бог заботится о нас настолько замечательным образом, нам больше не нужно настолько уделять себе внимания. Таким образом, нам будет проще увидеть, как Бог хочет, чтобы мы помогали другим.

Помните македонян, которые так много пожертвовали, хотя и сами находились в нужде? Произошло ли это потому, что они серьезно относились к десятине? Нет. Как написал Павел: «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5)

Просто они слышали Бога и делали то, о чем Он попросил их. Это превосходило понимание Павла. Те, кто убежден, что пожертвование Богу – не больше, чем обязательство платить десять процентов, никогда не поймут такое пожертвование.

Несколько раз в году ко мне звонят люди, которых Бог вывел из жестоких организаций. Они говорят мне, что Бог побудил их отдавать свою десятину с этого момента нашему служению «Поток Жизни» (Lifestream). Мой ответ всегда остается одним и тем же. После того, как я благодарю их за внимательность к нам, я стараюсь увести их от любого регулярного обязательства. «Если Бог положил вам на сердце прислать нам какую-то сумму в этом месяце, пожалуйста, сделайте это. «Если Бог положит вам на сердце прислать нам какую-то сумму в следующем месяце, тогда сделайте это. Если в последующие месяцы Бог побудит вас сделать что-нибудь другое со своими пожертвованиями, тогда обязательно сделайте это». Никогда не было такого, чтобы эти люди жертвовали нам больше, чем один или два раза. Надеюсь, что они учатся лучшему пути отдавать пожертвования.

Жизнь отдачи

Каждый день Бог хочет, чтобы вы испытывали Его щедрую любовь, а затем показать вам, как Он хочет направить Свою щедрость через вас, чтобы коснуться других. Насколько я понимаю, согласно Писанию вы не обязаны отдавать это в какое-то определенное место. Он покажет вам, куда давать, если Он руководит вами, а не призывы и требования тех, которые всегда твердят, что находятся в кризисе.

Те, кто собираются в более располагающей к формированию взаимоотношений атмосфере и не тратят значительные средства на помещения, зарплаты или программы, часто находят творческие пути проявления щедрости и видят, как Бог это использует. Они дают нуждающимся, на дело распространения света Божьего Царства миру, и даже на поддержку проектов служения, которым они чувствуют призвание помогать.

Они делают это вместе или по отдельности. Я знаю об одной группе в Австралии, которая собрала пожертвование на общий счет, чтобы раздать его от имени группы. После шестинедельных споров о том, как эту сумму лучше раздать, они решили вернуть каждому его деньги и позволить каждому пожертвовать так, как они считают нужным. Они решили тратить время на то, чтобы ободрять друг друга в вере, вместо того, чтобы расходовать пожертвования друг друга.

Я знаю и других, которые клали определенную сумму денег отдельно в свой кошелек каждый месяц и ожидали, когда Бог пошлет подходящие моменты для того, чтобы ее пожертвовать в течение недели.

Обратите внимание, я не сказал, что будет грехом отдавать десять процентов группе, с которой вы регулярно собираетесь, если Бог просит вас об этом. Более того, я думаю, что людям, которых Бог благословил, и которые не желают нести финансовое бремя служения, которое приносит им пользу, следует пересмотреть, призвал ли их Бог быть частью такого собрания.

Но десятина становится тенью по сравнению с Божьим путем принесения пожертвований. Для тех, кто открывают в Боге щедрого Отца, пожертвования будут выходить за рамки десяти процентов, когда они будут делать всего лишь то, о чем Бог их попросит. Более того, так как речь не идет об оплате счета, но распространении Его щедрости, они будут давать с любовью, которая не просто перечисляет средства, но также строит взаимоотношения.

Зачем держаться за тень, когда можно наслаждаться реальностью, стоящей за ней? Этот принцип распространяется на многие аспекты этого Царства, не так ли?

ВОПРОС: пожертвования в Церкви – это добровольный жест или все-таки обязанность католиков?

ОТВЕТ: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор 9,7)». Наверняка, никто из нас не сомневается, что современная Церковь не меньше, чем несколько столетий назад, нуждается для своего существования в материальных пожертвованиях.

Смысл пожертвования очень прост: верующий помогает существовать Церкви, а в духовном значении понимает, что все (и деньги) – это Божий дар, которым следует делиться с нуждающимися. Главными принципами пожертвований в целом являются добровольность, анонимность, прозрачность (человек знает, на что идут деньги).

На что же конкретно идут пожертвованные деньги?

За счет чего существует приход?

Обязанность каждого верующего – активно участвовать в жизни своего прихода, в том числе поддерживать, насколько это возможно, ее соответствующее материальное положение.

Какие основные пункты растраты денег прихода?

Существует несколько основных пунктов, связанных с расходованием приходских финансов:

– общемировые: например, на страны, в которых проводится миссионерская деятельность;

– общецерковные: на нужды Апостольской Столицы;

– общенациональные: на нужды благотворительных организаций;

– общеепархиальные: содержание епархиальной курии;

– приходские нужды: оплата коммунальных услуг, помощь бедным в приходе, оплата тем, кто работает в приходе.

Священник получает зарплату или живет исключительно на пожертвования прихожан?

Священники, которые служат в приходах, обычно живут за счет пожертвований верующих. Иногда священникам разрешается другая деятельность, например, преподавание в университетах, за что они получают зарплату, как и любой преподаватель.

Необходимо ли сегодня платить десятину, как делают это в некоторых протестантских церквях, или для содержания Католической Церкви достаточного меньшего?

Та десятина, которая встречается в Ветхом Завете, не имеет отношения к Церкви Нового Завета, поэтому нет такой обязанности. Но вместе с тем верующим не запрещается это делать, когда, разумеется, такой способ пожертвования не повредит им самим и их семьям.

Какие пожертвования обязательные, а какие – по желанию (есть ли такие?)?

Обязательных пожертвований нет, но есть обязанность каждого верующего, насколько это возможно, материально (не только деньгами, но часто и физической работой) помогать поддерживать Церковь для того, чтобы провозглашение Евангелия было более плодотворным.

В Католической Церкви нет установленных ставок за совершение таинств. Как тогда определить, сколько следует жертвовать за крещение, венчание, отпевание?

Действительно, Католическая Церковь не имеет очерченных денежных стипендий за совершаемые таинства. Размеры их могут определять сами верующие, договариваясь между собой.

Совершат ли таинство над человеком, у которого нет денег на пожертвование?

Обязательно.

Можно ли положить деньги не в церковную копилку, а отдать конкретному человеку, про которого известно, что он нуждается в финансовой помощи?

Да, можно. Более того, христианин не должен обходить тех, кому можно помочь, но перед этим стоит удостовериться, действительно ли этот человек нуждается в нашей денежной помощи.

Как относиться к людям, которые просят деньги в церкви (живут за этот счет), особенно когда просят во время литургии?

В наших святынях часто можно увидеть людей, которые просят милостыню. К этому их может приводить не только инвалидность и другие жизненные несчастья, но и обыкновенный грех лени. В таких случаях, если мы будем им жертвовать деньги, то станем соучастниками во грехе. Лучшей помощью для них будет наша помощь в борьбе с этим грехом. Когда мы не уверены, на что такие люди используют наши деньги, то лучше купить им еду, одежду или то, на что они просят.

Во время службы верующие должны молиться и делать все, чтобы им никто в этом не мешал. Каждая церковь – это дом молитвы, он не должен использоваться людьми для заработка.

В некоторых приходах священники говорят верующим, сколько собрали денег и на что они пойдут. Так должны делать все или это по желанию?

Священники должны предоставлять верующим отчет о пожертвованиях, которые они совершают в пользу Церкви, согласно с нормами, которое устанавливает партикулярное право (канон 1287 § 2).

Когда нет денег, можно не жертвовать?

Можно, но было бы неплохо в таком случае взять на себя обязанность на какое-то время регулярно молиться о благополучии прихода, священников или о других богоугодных вещах.