X. Распространение христианства

Распространение христианства в мире

христианство государственный религия

Зарождение христианства. Строй, развлетвение веры

Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.

В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи.

Укрепление веры в Римской Империи

Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249-251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253- 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284-305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви.

Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия. Императором в 325 году был созван первый «Вселенский собор» (Никейский), состоявший из представителей церковных верхов. На соборе был выработан «Символ веры» - краткое изложение основных догм христианской религии. На соборе же был оформлен союз церкви с императорской властью. Церковь признала императора своим главой, представителем Христа на земле. Вскоре после смерти Константина (в 337 году), отличавшегося крайней жестокостью, запятнавшего себя множеством убийств, в т.ч. убийством своего сына, жены и многих родственников, церковь объявила его святым. Сам Константин при жизни не порывал и с язычеством. Попытка при одном из преемников Константина - императоре Юлиане (361 - 363 гг.), получившем у христиан прозвище «Отступника», вернуться к язычеству успеха не имела: время древних религий античного мира безвозвратно прошло. Император Феодосии I (379-395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. 3.Распостронение веры в Мире.

Попытки принятия веры Готами и Вандалами

В 375 году готский король Винитарий неожиданно напал на славян-антов, казнил их вождя Буса с сыновьями и 70 старейшин. Мучительная казнь славян больше походила на жертвоприношение. Они были распяты. Что касается христиан-вандалов, то их религиозное изуверство вошло даже в обиходную речь - вандализм. Своё христианство они доказали безжалостным уничтожением римской языческой культуры. В 496 году франки обращаются в христианство по римскому образцу. Их король, Хлодвиг также с ним крестились и 3000 солдат. Принятие новой веры не укротило нравов франков. Хлодвиг тем не менее продолжал истреблять своих соперников. Долгие десятилетия братоубийственных войн между готами и франками изматывали эти родственные германские племена. Кагал подбросил настолько запутанную религию, что она словно бы специально была призвана плодить течения, борющиеся между собой, вовлекающие в кровопролитные войны другие народы.

Принятие Великой Арменией веры

В начале IV века <#"justify">Приход веры на территорию Северной Шотландии

В 560 году христианство пришло в Северную Шотландию. Примерно в то же время его принимают ломбарды-жители Северной Италии, а на берегах Лемана - Женевского озера - возникает христианское государство Бургундия.

В 598 году обращается в христианскую веру англосаксонский король Этельберт Кентский, своей столицей он избирает Кентербери.

Принятия веры в некоторых странах территории северной Европы

В 630 году к христианскому миру присоединяются Фландрия (старое название Бельгии) и Нидерланды, чуть позже - Бавария.

В VIII веке английские монастыри стали выпускать ревностных проповедников христианства, уезжавших на материк Европы. Одним из них стал епископ Бонифаций, основатель первых монастырей в Германии. В Гессене он лично срубил дуб бога Вотана, «чтобы показать безсилие демона». Большинство приняло христианского бога, но признало лишь его первенство над другими и втайне продолжало чтить своих богов. Увлекаясь своим рвением распространять христианскую веру, Бонифаций в итоге доигрался. В 75 лет он поехал проповедовать христианство в страну фризов (северо-восток Голландии). В палатке, где он ждал новообращённых, его настигли враждебные ему язычники и прикончили его в 755 году. Но в IX веке крещение распространяется на всю Германию.

Чуть раньше христианство утвердилось во Франконии (область восточных франков).

В 772 году король Карл приступил к обращению в христианство северногерманского племени саксов. Они стойко держались за язычество, оберегая в нем свою независимость. Какрл начал со сруба огромного дерева Ирменсуля, который язычники называли «опорой мироздания». Разрознённые по областям и деревням саксы не оказывали сопротивления, пока в их стране находилось франкское войско. Но как только Карл уходил, они разрушали церкви и изгоняли епископов.

Обе наследницы Рима - христианская империя Карла и Византия продолжали христианизацию вольнолюбивых народов. Король Карл был назван церковью "Великим" за то, что вторгаясь в чужие земли подунайских и прибалтийских славян, поголовно истреблял их, не щадя никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Сам характер нападения был похож на ветхозаветные карательные войны. За всю свою жизнь Карл совершил более 50 походов, из которых поражением закончились только 2.Особенно прославилось в борьбе с христианами племя велетов. Византийский император Юстиниан II уничтожил независимое славянское государство Склавинию на Балканах.

В 860 грек Аскольд крестит в Киеве первых руссов. Но широкого распространения христианство в Киеве и окрестностях еще не получило. В 882 году после «крещения Руси» произошло «раскрещивание Руси». Известно, что мать Святослава, княгиня Ольга, была христианкой. И Аскольд, и Дир, и Ольга - все приняли крещение в Византии. Однако новая вера еще не зарождалась Русь.

Распространение религии на территории Балкан

В 863 году крестился моравский князь Ростислав. Моравия наполнилась «просветителями». Вслед на Ростиславом христианство перекинулось на чешские земли, в которых княжил Борживой.

В 864 году в Болгарии выдался неурожай. К голоду добавились болезни, приводящие к мору. Услужливые византийцы убедили болгарского царя Бориса в том, что голодомор произошел «за грехи». А для подкрепления своих слов, чтобы еще пуще убедить царя принять «свет истинного учения», ввели в страну свои войска и силой заставили болгар креститься.

В конце 60-х годов IX века христианство распространилось в Сербии и Хорватии. К X веку в подчинении христианства оказались черные хорваты, хорутане (словенцы), таврические русы, а также донские славяне.

Утверждение веры в Польше

В Польше христианство утверждается в 966 году при князе Мешко I (963-992 гг). Пока Польша оставалась языческой страной, она процветала. Приняв христианство при папе Иоанне XIII (965-972 гг), она впала в нищету. Мешко приказал разрушить идолов, которым столь истово поклонялся прежде, конфисковал имущество подданных, продолжавших упорно отстаивать старую веру, и распорядился кое-кого из них отправить на костер. Этот фанатик, послушное орудие в руках первосвященника, подарил святому престолу немалые суммы на постройку новых церквей. Несчастную Польшу разграбили, расхитили, разорили во имя интересов римского двора. Князь Мешко разделил славян на западных и восточных. Польские земли оказались под покровительством папы римского.

Крещение Руси

В 988 году князь Владимир приступает к давно намеченной цели - крещению Руси. В четвертый раз, начиная с Аскольда. В «церковном уставе святого Владимира" от 989 года волхвам и ведуньям предусмотрено наказание - сожжение на костре. Сам характер христианизации и карательные походы Владимира опять-таки напоминали ветхозаветный геноцид.

Введение веры в Норвегии и Швеции

В Норвегии христианство распространяет король Трюггви. Его сын, а впоследствии король Олаф Трюгвессон (997-1000 гг) продолжит дело отца. Первая волна крещения результатов не дала. Повсюду попытки ввести новую религию решительно отвергались народом. Норвежский конунг Хакон Добрый, правивший в середине X века, предложил креститься и получил решительный отказ нами, откажемся от тебя и выберем себе другого вождя, который будет так править нами, что мы сможем свободно исповедовать ту веру, какую хотим».Олаф Трюгвессон силой оружия внедряет христианство и смиряет народ.

В Швеции христианство принял король Улоф Шётконунг в 1008 году, окончательно оно утвердилось лишь в 1248 году, а Великое княжество Литовское оставалось языческим вообще до конца ХIV века.

Западная и Восточная церкви действовали самостоятельно и независимо друг от друга. Западная втянула в круг своего влияния все романские и германские народности, из славян - хорватов, чехов и поляков. Восточная - болгар, сербов и русичей. Между этими большими районами оставалась маленькая область, не достигшие христианами - земли, лежащие к востоку от Балтийского моря, между низовьем Вислы и Финским заливом. Там были языческие финские племена эстов и литовско-латышские племена. Но после 1200 года христианизация настигла и их.

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э . на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии — террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика» . Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета — Апокалипсис , в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма — ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме — вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше» . Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья — зоны . К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника — Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников» . Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт , согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов . Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов . в Галин — бургундов и затем лангобардов . Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг . Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика .

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином . Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций , выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Христианство – вторая мировая религия.

Лекция 5

  1. Возникновение и распространение христианства
  2. Православие – одно из направлений в христианстве. Особенности православного вероучения и культа.
  3. Католичество – одно из направлений в христианстве. Особенности церковной организации, вероучения и культа.
  4. Протестантизм – одно из направлений в христианстве.

Христианство – вторая мировая. По последним данным на Земле проживает около двух млрд. последователей христианства.

Христианство зародилось в восточной части Римской империи, в Палестине. Господствующей в Римской империи была религия римлян. В честь богов строились храмы, воздвигались статуи за пределами Рима. Но античные боги (Юпитер, Юнона, Минерва и др.) в основном не были ни добрыми, ни милосердными. А люди хотели верить в богов справедливых. Местные религии – племенные и национальные не объединяли жителей римской империи, а создавали искусственные перегородки между людьми.

Тяжелая жизнь народа в Римской империи, всеобщее бесправие и привели к потребности в религиозном утешении. Восставших уже тогда распинали на крестах. Некоторые стали пытаться найти ответы на вопросы: о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости, о способах спасения, избавления от страданий. Философия 1 века не могла предложить путь к спасению, который был бы доступным, понятным и обнадеживающим.

Итак, нужна была такая религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи.

Христианство возникло в Палестине – в восточной провинции Римской империи. Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи, исповедующие свою национальную религию – иудаизм. Евреев переселяли. Где они селились, создавались диаспоры. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, который находился в политической зависимости от римского императора. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6-го года н. э. Иудеей (область Палестины со столицей г. Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых был Понтий Пилат. Он управлял с 26 по 36 гг.

Древний иудаизм находился в состоянии глубокого кризиса. В нем появились течения – секты. Это были:

· Фарисеи – религиозное течение за чистоту иудаизма, за соблюдение религиозных традиций, за жертвоприношение богу Яхве.

· Саддукеи – противостояли фарисеям. Признавали только письменную Тору, т. е. закон Моисея и отвергали устные предания, не верили в загробную жизнь, отрицали существование ангелов и демонов, воскресение мертвых.


· Ессеи – жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины. Были против жертвоприношений. Верили в загробную жизнь, грядущее воскресение из мертвых. Ожидали прихода Мессии, т.е. помазанника божьего, спасителя. (Мессия – с др. еврейского – спаситель, помазанник, т.е. посвященный, получивший божественную благодать; Христос – с греч. – спаситель ). Осуждали богатство и стяжательство, стремились к нравственному очищению. В 1946-47 гг. в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашли обрывки древних свитков, принадлежавших секте ессеев.

· Назореи. Эта секта стояла ближе всех к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь богу. Они не стригли волос, не пили вина и пр. Назореем изображен в Евангелиях и Иисус Христос.

Итак, психологический фон, на котором возникло христианство – это нестабильное состояние окружающего мира, тревога, страх и неуверенность в будущем, неизбежность перемен.

По вопросу о происхождении христианства выделяется два основных направления:

1.Традиционная богословская точка зрения , согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, который жил в Палестине в начале 1 в. н. э. и проповедовал свое учение. Его ученики – апостолы передали человечеству учение Иисуса Христа.

2.Научное направление. Ученые находят в христианстве многочисленные совпадения с древними восточными культами, а также считают, что раннее христианство – это своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей.

Был ли И.Х. исторической личностью? Дискуссии по этому вопросу привели к образованию в науке двух основных школ – мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. В Евангелиях много противоречий, неточностей, разночтений. Эта школа проводит аналогии со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах. Эта школа считает, что образ И.Х. мифологичен. Он является продуктом сложения нескольких древних мифов (об Осирисе, Митре, Заратустре и др.) и частично древнееврейских пророчеств. День рождения Митры 25 декабря – в момент зимнего солнцестояния – стал днем рождества И.Х. Эта школа считает, что Евангелия основаны на мифах, заимствованных и переработанных.

Историческая школа (ныне преобладающая) считает И.Х. реальной личностью, но его образ дополнен многочисленными фантазиями. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел и др., непосредственно связанных с Христом.

В центре христианства находится фигура И.Х. Имя Иисус (или Иегошуа) буквально означает Яхве-Спаситель.

Для получения точного портрета И.Х. можно полагаться на документы Н.З.

Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения И.Х. Это трудно установить, так как раньше было летоисчисление со дня основания Рима. Католики и протестанты отмечают Рождество 25 декабря, а православные 7 января. Не совсем ясно, сколько длилась проповедническая деятельность И.Х. Согласно первым трем Евангелиям – один год, а по четвертому Евангелию – три года. Согласно преданию И.Х. умер в 30-33 года в неделю еврейской пасхи, которая приходится на весну.

Иисус происходил из колена Иудина и был потомком знаменитого царя Давида. Его рождение предсказал архангел Гавриил, явившийся его матери Деве Марии. Мария с мужем, престарелым плотником Иосифом, жила в небольшом палестинском городе Назарете. Однако младенец Иисус появился на свет не в доме родителей, а в хлеву, среди домашних животных в г. Вифлиеме, куда его родители отправились в связи с проводившейся римлянами переписью населения. Иосиф был родом из Вифлиема. Волхвы (восточные жрецы и маги) и пастухи, привлеченные светом зажегшейся в небе звезды и ангельским хором, первыми пришли поклониться божественному младенцу. На сороковой день младенца принесли в храм для посвящения богу.

Спасаясь от преследований жестокого царя Ирода, родители с младенцем бежали в Египет. Позже, в отроческом возрасте, Иисус попал в Иерусалим, где удивил мудрецов-фарисеев своим умом и проницательностью. На этом жизнеописание И.Х. как бы прерывается и следующий эпизод относится ко времени, когда ему уже около 30 лет. Этот эпизод – крещение И.Х. в водах р. Иордан, которое совершил пророк новой веры Иоанн Креститель. При крещении над головой Иисуса явился Дух Святой в обличье голубя и раздался глас Божий: «Сей есть сын мой возлюбленный». Затем Иисус удалился на 40 дней в пустыню. В пустыне его искушал сатана, предлагая власть и богатство, но Иисус устоял против соблазнов.

С этого времени начинается эпопея странствований Иисуса по землям Палестины с проповедями нового учения. Приняв крещение от Иоанна Крестителя, И.Х. не стал его учеником и не примкнул к его ученикам, а начал вести самостоятельную проповедь. И.Х. совершал чудеса, исцеляя больных, воскрешая мертвых. Одна из вершин его проповедей – знаменитая Нагорная проповедь, которая начинается словами: «Блаженны нищие духом» (т.е. блаженны те, которые не считают себя духовно самодостаточными, а принимают «духовную пищу» от И.Х.).

Проповеди И.Х. вызывали гнев и вражду. В дни перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице (символ кротости и миролюбия), он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В память об этом событии в церкви празднуется день «Вход Господень в Иерусалим» или Вербное воскресенье. Веточки вербы в руках верующих напоминают цветы и пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Иисуса.

В пятницу, во время пасхального ужина с учениками (Тайная Вечеря), Иисус предсказывает предательство одного из них (Иуды), а также свои земные страдания и смерть. Христос подает своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Иисус проводит ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда приходят вооруженные стражники, и по указанию Иуды, поцеловавшего Иисуса, хватают его и ведут на суд высшего иудейского священства. Суд приговаривает Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Но приговор должен быть утвержден наместником римского императора – прокуратором (управляющим) Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обращается к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа кричит «распни его» и требует (по наущению иудейского священства) отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так, сам народ, точнее толпа, окончательно приговаривает Христа к смерти.

Иисуса распинают на кресте, на горе Голгофе, в окружении двух разбойников. Над ним издеваются: «Если ты Бог, сойди с креста!» Но он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождается затмением Солнца и землетрясением. Страдания Христа открывают путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама. Иисуса распяли именно за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим. Его утверждения были сочтены богохульством, и он был приговорен к распятию.

После смерти Иисуса христианство стало распространяться по многочисленным провинциям Римской империи, приспосабливаясь к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Таким образом, христианство никогда не представляло собой единого течения. Христиане подвергались гонениям.

В 381 г. на II Вселенском соборе следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых 4-х автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

С V в. разгорелась ожесточенная борьба за руководство в христианстве. В 1054 году произошел раскол на католичество и православие. В западной части бывшей Великой Римской империи церковь стала называться католической, а в восточной части – в Византии – православной. В Византии была сильна государственная власть и, церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император.

1. Происхождение христианства

3. Борьба за образ Христа

4. Соперники христианства

5. Епископы и их власть

6. Император Константин

7. Православие.

8. Католицизм.

9. Протестантство.

10. Распространение христианства

11. Христианство в наши дни.

    Заключение

    Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от грече­ского Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Биб­лия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христиан­ской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объеди­няющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автоном­ных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, ме­тодисты, адвентисты и другие.).

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.