Человек его главная философская проблема. Сознание как философская проблема

Философия - это наука, которая задает множество вопросов, требующих решения. Все они специфичны, а многие из них являются крайне сложными. Данная дисциплина имеет сложную структуру, а значит, сложно определить, какие давние или современные проблемы философии являются первостепенными. Все зависит именно от ее направления.

Все же заметим, что существуют и основные вопросы философии - то есть те вопросы, которые интересуют всех философов, работающих в любых направлениях данной науки. В первую очередь стоит отметить важность вопросов, которые так или иначе связаны с соотношением материального и идеального. Спор о том, что из перечисленного является основой всего сущего на Земле, ведется с древних времен. В основные идеализм и материализм входят не случайно - существует множество доводов в поддержку и того и другого. Споры здесь могут вестись бесконечно. Материальное и идеальное играют важную роль в толковании бытия. По сути дела, бытие как раз состоит из материального и идеального, а ничего другого в нем нет.

И в материализме, и в идеализме имеется огромное количество категорий, а также принципов. И те и другие способствуют раскрытию философии как некой общей методологии познания.

Философские учения различны, но по сути дела они рассматривают одни и те же проблемы. Почти всегда так или иначе затрагиваются вопросы бытия. Отметим, что само бытие в большинстве случаев затрагивается в универсальном смысле. Основные проблемы философии - это соотношение бытия и небытия, бытия идеального и бытия материального, бытия человека, общества, а также природы. Онтология - такое название получило учение о бытие.

Основные проблемы философии - это проблемы связанные с познанием. Пожалуй, самым важным относящимся к познанию вопросом является то, познаваем ли мир вообще. Агностики утверждают, что понять его человеку никогда и ни за что не удастся, а гностики же уверяют, что человеческий разум не имеет границ, и рано или поздно ему откроются все тайны мирозданья. Также философов интересует сущность самого познания, особенности отношения и так далее. Философия не игнорирует но все-таки отводит им второстепенную роль - сама суть данного процесса интересует философов намного больше. Гносеология - так называется учение о познании.

Основные философии также должны быть упомянуты в данной статье. Общество - это то, что постоянно подвергается изучению. Интересуются им самые разные науки. Конечно же, философия не является исключением. Частично проблемы общества затрагиваются онтологией, однако онтология имеет свои вопросы, которые мало связаны с нравственностью, личностью, коллективом и прочим. Социальные качества человека изучаются отдельным разделом - то есть социальной философией.

Основные проблемы философии включают в себя и проблемы самого человека - то есть проблемы не личности, а конкретно индивида. Изучить человека важно в первую очередь потому, что именно он является исходным пунктом всего философствования.

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что круг вопросов, которые решает философия, является очень широким. Данная наука ищет ответы на вопросы, которые связаны с самим человеком, его личностью, устройством мира, сущностью бытия, богом, мирозданием и так далее. Вопросы философии, как правило, являются глубокими. На многие из них просто невозможно однозначно ответить. Существует много проблем философии, которые великие умы решают веками. Останутся ли какие-либо вопросы без ответа даже через тысячу лет? Вполне возможно, что они действительно останутся нерешенными.

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли.

Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым: кто же не знает, что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания. Следует прямо сказать, что, хотя многое в человеке уже осмыслено, еще немало остается загадочного и невыясненного в самой сущности человека.

Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии – это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего, становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.

В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека, он не только природное существо, но и творец самого себя. В новое время XVII внимание обратилось внутрь человека, и философы пытались раскрыть природно-биологические основы человека. Гегель – (рационализм), человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от других существ – его разумность. Кант – (антропологический дуализм), человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям. Маркс – в основе сущности человека лежит трудовая деятельность.

Одной из основных, если не центральной проблемой во всей мировой философской мысли является проблема человека. Выделим основные философские проблемы человека:

1. Происхождение человека. На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза. Продолжая тему антропосоциогенеза, т.е. происхождения человека, нам не миновать проблемы соотношения в нем биологического и социального начал. При ответе на этот вопрос существуют две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Таким образом, в нем социальное и биологическое находятся в неразрывном единстве.

2. Проблема сущности человека. Субстанцией, лежащей в основе бытия человека и составляющей его сущности, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. В человеке реализуется тождество субъекта и объекта.

3. Бессознательное и сознательное. Долгое время бытие человека рассматривалось только как проявление сознательной жизни. Однако, начиная с Нового времени, в философии большое место заняла проблема бессознательного. Фрейд, представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.

4. Индивид и личность. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Социальная индивидуальность делает человека личностью.

5. Смысл и цель жизни. В религиозной философии вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. При атеистическом представлении – бога нет, а потому жизнь превращается в абсурд. В общем случае: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели и его всестороннего совершенствования.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Техникум Пермского института (филиала)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

Контрольная работа

по предмету: «Философия»

«Сознание как философская проблема»

Пермь-2008 г.

1.Введение ……………………………………… 3

2. Философский анализ гипотез генезиса

человеческого сознания……4-5

3. Сознание и бессознательное………………….6 -10

4. Сознание и мышление. Сознание и язык…..11-13

5.Смыслотворческая функция сознания……...14 -16

6. Заключение……………………………………..17

7. Литература……………………………………...18

Введение

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом ее творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание.

Проблема сознания имеет фундаментальные значения при рассмотрении всех остальных проблем курса философии.

Данная тема раскрывает генезис, структуру и функции сознания, его содержание, процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Проблемы сознания приобретают особую актуальность в условиях информационного общества, когда к человеческому интеллекту добавляется интеллект искусственный.

Сегодня сознание, как многогранную систему, изучают многие дисциплины: психология, логика, кибернетика, информатика, антропология, искусственный интеллект и др.

Человек, как личность, обладающая сознанием, становится не только соучастником мировых событий, но и активным фактором их организации и развития.

Философский анализ гипотез генезиса человеческого сознания.

С глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – все достижения человечества были направлены на то, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Богословы рассматривают сознание как маленькую искорку величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.

Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо, что существует вне его, но и само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Материалисты ищут общее единство между сознанием и объективным миром, выводя духовное из материального.

Вульгарные материалисты рассматривали возможность стирание грани между материей и сознанием

В античной философии сознание - это космический разум.

Гераклиту из Эфеса принадлежит представление о всеобщей разумной истине, единое божественное господствует над всем и называется «Логос».

В средние века сознание рассматривалось как атрибут божественного начала. Существовали представления о вечности материи и о мыслительной деятельности.

В новом времени сознание определяется как мыслящая субстанция (Рене Декарт (1596-1650), родоначальник новоевропейской философии). Джон Локк (1632 – 1704), философ, который считал, что человек все приобретает из жизненного опыта и не имеет врожденных идей, он подвергал критике представления о мыслительной субстанции.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии объективными законами.

Французские философы – материалисты объясняли сознание, как функцию головного мозга.

В немецкой классической философии сознание рассматривается как проявление доопытных понятий о формах восприятия и мышления. Иммануил Кант (1727-1804) считал, что человек не просто исходный пункт познания, он формирует его результаты своими внутренними характеристиками.

Фридрих Гегель (1770-1831) предпринял попытку соединить мышление и бытие, мышление способно подняться до развития бытия, мышление должно отражать текучесть бытия.

Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно – социальной, стремящейся к целосности познания и поведения человека.

Самый крупный русский философ В.С.Соловьев (1853-1900) считал, что истина достижима если соединить все способности человека, всю полноту его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отношении к целому. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе божественное, и человеческое начало. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным телом.

Представитель русской религиозной философии Н.А.Бердяев (1874-1948) считал, что человек двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах – явлений и вещей в себе «Все - во мне, и я – во всем».

Марксистская философия в решении этого вопроса исходила из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Современный материализм видит возрастание значения сознания в условиях информационного общества, формирование искусственного интеллекта, способность человека, использование данных науки и техники, стать организатором окружающего мира.

Серьезно этой проблемой занимался современный философ Д.И.Дубровский , который оценил сознание с позиции всех трех наук (психология, философия и биология). Он рассматривает проблемы «сознание и мозг» и считает, что окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации.

Философы всегда искали связь сознания с идеальным. Сознание объясняли как одно из проявлений идеального. Считали что сознание - отпечаток мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другие философы пытались доказать связь сознания и космического, утверждая, что у многих людей возникают предчувствия, которые значительно отражают реальное восприятие.

В философии нет стандартов, по этому существует масса других мнений.

Сознание и бессознательное.

Сознание – это высшая,

свойственная лишь человеку,

форма отражения объективной

действительности.

Философский словарь

Условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, которая была необходимостью для них и одновременно эта совместная деятельность требовала речевого общения. Только в процессе труда, общественных взаимоотношениях друг с другом люди осознают, раскрывают свойства предметов, свое собственное отношению к окружающей среде, выделяя себя из нее, организуют целенаправленное воздействие на природу с целью подчинения ее сил своим потребностям. По этому сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

А.Г.Спиркин дает следующее определение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная только с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предварении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, функция мозга, результат эволюции материального мира, способность материи отражать свою собственную сущность. Сознание не является материей, хотя связано с материальными носителями и существует сознание только вместе с ними.

Сознание имеет сложную структуру, включая в себя: знание, познание, чувство, настроение, эмоции, убеждения, память, мировоззренческие установки, интуицию, самосознание, волю и другие духовные проявления. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживания, т.е. определенные отношения к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание и осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. В его содержание включается внимание, благодаря которому человек выделяет определенный круг воспринимаемых объектов. Важным обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления.

В структурной характеристике сознания разум выделяется как его абсолютное начало, высший уровень человеческой психики, способность решать информационные задачи, понимать смысл происходящих процессов, управлять поведением человека.

Материальным субстратом является мозг человека, насчитывается 15 млрд. нервных клеток (нейронов). Данные физиологии, психологии, и других наук доказывают, что вне материальных процессах на может быть никакого сознания.

Большой вклад в разработку проблем физиологической и социальной основы сознания внесли: Н.П.Бехтерева, И.П.Павлов, ученые-психологи П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др. не только как о категории, понятии и феномене, но и как о некоторого рода философской проблеме . В современной философии проблема сознания ...

  • Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант).

    Доклад >> Философия

    Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). Философия техники - совокупность различных... первично, а что вторично (мастерство или сознание ) и познаваем ли мир.

  • «Мысль о бытии чего-либо есть именно самая общая и самая элементарная мысль в мыслительном аппарате человека» , - писал выдающийся российский лингвист А. М. Пешковский. Эта мысль сопровождает жизнь человека с древнейших времен и по настоящее время и на уровне обыденного сознания, и на уровне философского осмысления.

    Но что означает понятие «бытие»? Чем отличается философская трактовка бытия от его понимания на уровне обыденного сознания? Как они связаны?

    Философское понимание бытия имеет глубокий жизненный смысл и теснейшим образом связано с тем понятием бытия, которое сформировалось в обыденной жизни.

    Слово «бытие» во всех языках, от древних до современных, - это отглагольное существительное, образованное от глагола «быть, существовать».

    Понятие бытия многозначно. Формирование его смысловой структуры в русском языке происходило на протяжении всей его истории, наполняясь все новыми смыслами. С одной стороны, значение этого слова отражало повседневную жизнь (быт, прибытие, возникновение, начало, событие и т.д.), а с другой, сохраняло свое основное значение отвлеченности - «существование, пребывание вживе, жизнь», как зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля.

    Философия не просто рассматривает бытие конкретных вещей и мира в целом, но пытается понять, что означает быть вообще , что стоит за универсальностью глагола «быть»?

    Поэтому слово «бытие» получает в философии особый смысл, понять который можно, только обратившись к рассмотрению проблематики бытия, которая является предметом изучения такой философской дисциплины, как онтология.

    Онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, разум, понятие, учение) - это философское учение о бытии как таковом ; раздел философии , изучающий фундаментальные принципы бытия , наиболее общие сущности и категории сущего ! .

    Онтология - это учение о бытии, безотносительно к существованию тех или иных вещей, предметов, процессов во всем их многообразии. В ее рамках бытие осмысливается на основе наиболее абстрактных фундаментальных понятий и принципов, которые выработало человечество в попытке охватить весь мир как целое.

    В чем заключается значимость для философии проблемы бытия?

    Отметим, что эта проблема является для философии исходной. Обратившись к проблеме бытия, философия стала рассматривать мир и место в нем человека в предельно общем виде, что позволило ей очертить себя как самостоятельную сферу духовной деятельности человека наряду с религией, наукой, искусством.

    Для большинства философов прошлого ядром их теоретических построений было учение о бытии. Это означает, что в зависимости от того, как трактовалось бытие в рамках той или иной философской системы, решались основные философские проблемы. Будучи для философии исходным, понятие бытия лежит в основе формирования системы философских категорий, таких как реальность, действительность, субстанция, сущность, существование, целое и др.

    Проблема бытия имеет важное мировоззренческое значение. Понимание бытия всегда связано с исторической эпохой, с той или иной ориентацией людей относительно мира и человека. В зависимости от того или иного представления о бытии разрабатывается общая философская картина мира и определяются решения целого ряда философских вопросов.

    Значимость проблемы бытия для философии проявляется и в том, что поиски ее решения связаны с поисками смысла жизни человека , понять

    который можно только в контексте смысла существования мира в целом и соотнесенности с ним индивидуального существования человека. Именно понятие бытия позволяет охватить весь окружающий человека мир как некоторую целостность, как что-то взаимосвязанное, единое.

    Что понимается под бытием? Каково содержание этого понятия? Как его определить?

    В отличие от науки, которая оперирует точными понятиями, в философии понятие бытия определяется в рамках определенных философских систем и может иметь разные смыслы.

    Например, в философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, которая носит духовный характер, в противовес наличному миру становления. В диалектическом материализме под бытием понимается философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Но как бы пи различались трактовки понятия бытия, в них есть и нечто общее, а именно - понятие бытия фиксирует наличие явлений и предметов, а не содержательный их аспект .

    1) Философии о происхождении и сущности человека. Проблема антропосоциогенеза.

    2) Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность

    В истории философии сложилось несколько точек зрения на проблему происхождения человека:

    1) Античная философия рассматривает человека как неотъемлемую часть мира - микрокосмос;

    2) В Средние века утвердилась религиозная точка зрения - человек создан Богом по его образу и подобию.

    3) В Новое время человек рассматривается как носитель разума и творец мира - "мыслю - значит существую".

    4)В новейшее время в науке преобладает теория эволюции живых организмов и ее вариации:

    Трудовая теория происхождения человека выделяет труд как основной фактор, превративший обезьяну в человека;

    Человек символический, утверждает, что человек выделился из среды природы, когда стал использовать знаки и символы:

    Теория "человек играющий" отдает предпочтение игровой деятельности человека в процессе эволюции.

    Рассматривая проблему природы и сущности человека, философии сформировали несколько точек зрения:

    1) Человек - неотъемлемая часть природы, космоса и мира в целом. Он развивался по тем же законам, что и космос.

    2) В Новое время человек рассматривался как носитель разума.

    3) В Новейшее время сложилось 3 теории природы человека:

    Биологическая теория природы человека утверждает, что человек таков, каким делает его природа, ни образование, ни воспитание, ни культура не могут изменить человека;

    Социальная теория природы человека утверждает, что человек таков, каким формирует его общество.

    Биосоциальная теория человека утверждает, что от рождения человек наделен задатками и способностями, которые под влиянием общества развиваются, либо перестают существовать.

    Личность - это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса.

    Личность - индивидуальное выражение общественных отношений, субъект познания действительности, эстетических и этических норм.

    По Канту человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет свободно подчинить своя "Я" нравственному закону.

    У каждого человека в зависимости от общего склада его индивидуальности, существуют специфические особенности созерцания, наблюдения, внимания, памяти и т.п. Уровень индивидуального мышления людей варьируется от вершин гениальности до удивительного примитивизма.

    Сознание человека формируется в процессе понимания, осмысления предметного мира. Личность является продуктом среды, конкретных социальных исторических условий. Личность и ее сознание не просто отражают бытие, а творчески преобразуют отраженное в виде представлений, воображения, мышления, идей. Личность, обусловленная конкретными социальными мотивами, обладает своей структурой.

    Индивидуальное мировоззрение - это свойство личности как социального и мыслящего существа.

    Смысловое понятие "личность" неразрывно связано с понятиями "индивид", "индивидуальность".

    Индивид - отдельный человек, рассматривающийся не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.

    Индивидуальность - уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств.

    Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существования, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

    Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («по­знанная необходимость»), с произволом и анархией, с ра­венством и справедливостью.

    Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизо­ванного общества. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием «воля» и «вольницы», «воля» имеет более широкое значение, которое оформилось примерно в XV - XVI вв. в Московском госу­дарстве. С одной стороны, «вольница» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободной. С другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление при­роды, степи, дали, что так характерно для русского восприя­тия мира (вспомним гоголевскую тройку). Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства лю­дей перед Богом и возможности для человека свободного вы­бора на пути к Богу.

    Свобода воли - понятие, означающее возможность бес­препятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В исто­рии философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответст­венностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

    Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фа­тализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

    Волюнтаризм - это признание преобладания воли над дру­гими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в христиан­ской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше. Воля считается слепым, неразумным перво­началом мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе волюнтаризма - значит не считать­ся с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

    Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христи­анстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыду­щим (системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет аль­тернатив.

    Вместе с тем, очевидно, что игнорирование необходимо­сти (природной, исторической и т. д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще иск­лючает свободу. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необ­ходимости и устранение внешних ограничений.

    Тема: Основополагающие категории человеческого быта.

    1. Понятие личности.

    2.Свобода личности и ответственность.

    3.Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.

    4.Человек и Космос.

    Понятие личности относится к числу сложнейших в философии.

    Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности – категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце

    хх века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

    Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид ». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – филосовско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности.

    Термин «индивидуальность » более содержателен. Он означает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

    Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребёнка, студента, служащего, супруга, родителя.

    Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

    Самоуважение = ------------------

    Притязания

    Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «я», на котором держится всё.

    Выделяют 4 социальных типа личности , которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

    1)Деятели - для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя.

    2)Мыслители – эти люди приходят в мир не для того, чтобы соревноваться с кем-то, а смотреть и размышлять

    3)Люди чувств и эмоций – они чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца.

    4)Гуманисты и подвижники – отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека.

    Существуют мировые религии, которые выработали свой идеал личности:

    1)Христианский идеал личности – имеет в своей основе любовь к Богу и ближнему, что неразрывно связано.

    2)Исламская модель личности – придерживается строгого и безукоризненного выполнения воли Аллаха.

    3)Буддийский идеал – считает, что главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления.

    Таким образом, в рамках 3-х мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути её совершенствования.

    Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

    Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

    Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы.

    Волюнтаризм – это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма держатся в христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Ницше. Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующем свои законы человеку. Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

    Фатализм – напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, толи детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. Таким образом, свобода- это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества.

    Жизнь и смерть – это вечные темы духовной культуры человечества во всех её проявлениях.. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие , поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Смерть и бессмертие – самая сильная приманка для философствующего ума.

    Можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия – биологическое.

    Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия – связано с уяснением специфики человеческой жизни и её отличия от жизни всего живого.

    Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.

    Выделяют несколько видов бессмертия , связанные с тем, что после человека остается дело, дети, внуки и т.д.

    1)В генах потомства – т.е. стремление человека увидеть свои черты в детях, внуках, правнуках.

    2)Мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

    3)Упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный оборот материи.

    4)Результаты жизненного творчества человека.

    5)Достижение различных состояний, которые наука называет «измененные состояния сознания»

    На рубеже 60-х годов появилась биоэтика – комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии, медицины. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок органов и тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т.д.

    В последнее время привлекает эвтаназия (т.е. «счастливая смерть»). Различают следующие виды эвтаназии:

    Активная, добровольная;

    Активная, недобровольная;

    Пассивная, добровольная;

    Пассивная, недобровольная.

    Чтобы понять суть взаимоотношений человечества с природой, следует, прежде всего, отказаться от взгляда на природу как на простой источник сырья для развития материального производства. Жизнь человека (и общества) – это составная часть глобального биогеохимического процесса и кругооборота веществ.

    Особенность нашего времени состоит в том, что большинство проблем принимает глобальный характер, т.е. эти проблемы вышли за пределы государства, и представляют собой общечеловеческую задачу

    Тема: Проблема сознания.

    1. Смысл проблемы сознания и трудности её решения.

    2. Сознание и бессознательное.

    Проблема сознания издавна интересует ученых. В истории философии сложилось 4 точки зрения на эту проблему:

    1) сознание случайно и производно от материи (материализм)

    2)сознание – атрибут, т.е. неотъемлемое свойство Космоса (объективный идеализм)

    3) Космос – атрибут сознания (субъективный идеализм)

    4) сознание вместе с Вселенной и человеком создано Богом (религиозная точка зрения)

    Проблема сознания одна из самых трудных и загадочных. Перед взором человека предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов и т.д.

    Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

    В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль, отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.д.

    В истории философии проблема сознания имеет 2 уровня своего решения:

    1) описание способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем, т.е. описание феномена;

    2) объяснение, как возможно само сознание, т.е. объяснение феномена.

    Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания. А от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства и т.д.

    Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Античные философы, поняв сознание как всеобщую связь между объектом и субъектом, сравнивали его с отпечатком букв, сделанных специальным крючком (стилем) на вощенной дощечке. Процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания.

    Пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, мыслители Средних веков открыли новую грань сознания: сознание не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании . Проблему сознания как самосознание четко сформулировал Блаженный Августин. Философы средневековья рассматривали сознание как а) нечто вторичное, а потому не самое подлинное, не самое лучшее и высокое в человеческом духовном опыте (в сознании «я» живет раздвоенной жизнью: ему постоянно приходится соотносить жизнь земную и жизнь в Боге);

    б) отпадение человека от вечности (сознание уже знает время, а оно – бренность, тлен, смерть);

    в) строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего – это сущность сознания;

    г) сознание не только открывает человеку трагизм его существования, но часто просто мешает в его деятельности (сознание – отблеск ума и как всякое отображение, оно уменьшает энергию ума, мешает ему);

    д) сознание напоминает человеку, что он есть не только природное, физическое и физиологическое, но и духовное существо (сознание – это обреченность человека на выбор: духовность или телесность).

    Сознания нет без самосознания – таков вывод философов Нового времени. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Сознание – это творчество. Р.Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно – логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики. Сознание перестали отличать от познания.

    К середине 19 века противоречия буржуазного общества проявились настолько явно, а давление социально-экономических факторов на все сферы жизнедеятельности людей обнаружилось столь отчетливо, что многие признали первичность, базисность материальной, экономической жизни. К.Маркс сформулировал идею вторичности сознания, его обусловленности внешними для него факторами и прежде всего – экономическими. Маркс утверждает, что не сознание определяет бытие, не сознание конструирует мир явлений, а бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие .

    Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. не представленных в сознании.

    Бессознательное, по Максу, имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку, необходимо освобождение всего общества.

    Существуют и другие социальные детерминанты содержания индивидуального сознания, которые Маркс не учел:

      господствующие в данном обществе структуры духовного опыта, т.е. переживаний, которые надо осмыслить;

      наличие в данной культуре определенного набора слов, позволяющего передать содержание переживаний людей;

      господствующая в той или иной культуре логика, направляющая мышление;

      социальные табу – запреты на высказывание некоторых идей или чувств.

    Итак, в каждом обществе есть своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые просеивается содержание духовного опыта, прежде чем оно попадает в область сознания.

    З.Фрейд открыл бссознательное в душевной жизни человека.Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его бессознательное. Фрейд напомнил людям о существовании природного бессознательного «ОНО», которое по мере развития цивилизации вытесняется, но не исчезает. Фрейд стремиться найти осмысленный баланс «Сверх-Я» – норм поведения, которые навязывает человеку общество- и «ОНО» и тем самым дать возможность сознанию – «Я» свободно и разумно конструировать себя, быть жизнеспособны

    Непрояснённость для сознания его зависимости от внешних детерминант – основа человеческого рабства. Современные постмодернистские философы, писатели, эстеты толкуют сознание как поток речепроизводства и текстопроизводства, назначение которого состоит в том, чтобы случайные сигналы и послания ниоткуда выразить в языке и передать неизвестно куда и кому.

    Тема: Как человек познаёт мир.

    1.Понятие и основные этапы процесса познания.

    2.Роль практики в процессе познания.

    3.Основы теории истины.

    Процесс восхождения от незнания к знанию называется процессом познания. Он осуществляется в 2 этапа:

    1) чувственное познание.

    2) рациональное познание.

    Чувственное познание предполагает, что человек получает информацию об окружающей действительности, с помощью органов чувств. На стадии чувственного восприятия формируется ощущение, восприятие и представление.

    Ощущение – это отражение органами чувств человека отдельных свойств предметов.

    Восприятие – это упорядоченный комплекс ощущений, позволяющий относится к предметам, как к единому целому и выделять их среди других предметов.

    Представление – это внешний облик предмета, сохраняемый в памяти, даже в его отсутствии.

    Рациональное познание предполагает абстрактно-логическое мышление, в ходе которого человек отвлекается от случайного, несущественного в характеристике предмета, выделяет самое главное и типичное.

    На этой стадии формируется понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и теория.

    Понятие – это слово, обозначающее процесс или явление.

    Суждение – это любое утверждение, которое может соответствовать реальности (быть истинным) или противоречить ей (быть ложным).

    Умозаключение – логический вывод из нескольких суждений.

    Гипотеза – предположение, требующее доказательства или опровержения.

    Теория – систематизированные знания, позволяющие объяснять и, по возможности, использовать явления мира.

    Особую роль в процессе познания играет практическая жизнь людей или практика. Она выступает как основа познания и как критерии истины.

    В качестве основы познания практика побуждает человека получать знания. В качестве критерия истины практика, позволяет человеку выяснить, насколько полученные знания соответствуют действительности. Т.о.процесс познания осуществляется через чувственное восприятие к абстракционному мышлению, а от него к практике, как к критерию истины.

    Столкнувшись в жизни с непонятным новым явлением, человек убеждается в своем незнании и необходимости познания, формируется мотив рассмотрения, изучения данного явления ил и процесса. Первичная информация приобретается с помощью органов чувств в процессе чувственного познания, которое доступно и высокоорганизованным животным. В ходе рационального познания человек мыслит, формулирует слова, которыми обозначает данное явление или его свойства, приходит к логическим выводам. Получив знания, человек вновь возвращается к практике, но теперь уже чтобы проверить, насколько полученные сведения соответствуют действительности. Целью процесса познания выступает истина.

    Истина – это знание, соответствующее действительности. Выделяют абсолютную и относительную истину.

    Абсолютная истина – это знание, соответствующее действительности, которое не может быть дополнено или опровергнуто в будущем.

    Относительная истина – это знание, соответствующие действительности, которое может быть дополнено или опровергнуто в будущем.

    В истории философии сложилось 3 точки зрения на проблему истины:

    1) догматизм – это направление, признающее только абсолютную истину.

    2) релятивизм – это направление философии, признающее только относительную истину и переходящее к агностицизму.

    3) диалектический подход – признает единство и неразрывную связь абсолютной и относительной истины:

    в каждой абсолютной истине существует доля относительности, в каждой относительной истине – доля абсолютности.

    Лекция 11

    Тема: Формы и методы научного познания.

    1.Наука как специфический способ осмысления действительности.

    2. Формы и методы научного познания.

    Выделяют 2 уровня знания:

    - обыденный,

    - теоретический.

    Обыденный уровень предполагает, что люди получают знания из повседневного, жизненного опыта.

    Теоретический уровень предполагает наличие систематизированных, упорядоченных, строго структурированных знаний, благодаря которым можно объяснять и по возможности использовать предметы и явления мира.

    Теоретические знания связаны с развитием науки.

    Наука – это специфический, особенный способ освоения человеком окружающего мира.

    Принципами научного знания являются систематичность и доказательность.

    Выделяют фундаментальные, прикладные науки и НИОКР.

    Фундаментальные науки – это отрасли научного знания, изучающие базовые явления и процессы природы, общества и мышления.

    К ним относят:

    Математику,

    Историю,

    Психологию,

    Астрономию,

    Биологию и т.д.

    Прикладные науки - это отрасль научного знания, обеспечивающая применение фундаментальных научных знаний к решению практических задач.

    НИОКР– научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки- осуществляются на стыке прикладных наук и практики.

    Характер научного знания требует использования определенных методов исследования:

    1) наблюдение предполагает выделение определенных свойств изучаемых объектов, констатацию перемен в их развитии, сбор информации о состоянии объекта и т.д.

    2) анализ и синтез.

    Анализ – это метод разложения целого на части и их рассмотрение

    Синтез – соединение частей в единое целое, когда каждый элемент занимает свое место и выполняет свою функцию.

    3) логические методы:

    Индукция,

    Дедукция.

    Индукция – это умозаключение от частных случаев к общему выводу.

    Дедукция – это логическое восхождение от общего к частному.

    4) моделирование – изучение предмета, с помощью теоретической схемы.

    5) эксперимент – изучение предмета в искусственно заданных условиях.

    Тема: Философия и научная картина мира.

    1.Понятие картины мира. Обыденная, религиозная и философская картины мира.

    2.Формирование и специфические особенности современной научной картины мира.

    Картина мира – это образ мира, зримый портрет мироздания, образно-понятийная копия Вселенной.

    Формирование картины мира предусматривает поиски ответов на ряд вопросов:

    1) Как произошел мир?

    2) Что представляют собой его атрибуты пространство и время?

    3) Каково место человека в мире?

    С понятием «картины мира» сопряжено понятие «мировоззрения» Картина мира всегда мировоззренчески окрашена и включает в себя ценностные суждения..

    Рассмотрение вопроса о картине мира невозможно без определения важнейших ее категорий, характеризующих атрибуты бытия: пространства и времени..

    Время – это длительность и последовательность существования явлений и предметов мира.

    Пространство – протяженность и месторасположенность предметов и явлений мира.

    Обыденная картина мира – образ мира, в основе которой лежит повседневный опыт человека.

    Что представляет мир для человека, погруженного в повседневность?

      Мир представляется как единый и единственный.

      Чрезмерная концентрированность на практическом достижении повседневных целей сужает картину мира..

      Пространство повседневности выступает человекоразмерным, т.к. оно освоено человеком.

      Время повседневности тоже насквозь человечно, т.к. включает в себя жизненные циклы.

      Человек является естественным центром для повседневного видения реальности.

    Религиозная картина мира это образ мира, в основе которого лежит религиозный опыт человека.

    Особенности религиозной картины мира восходят к следующим принципам:

    Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов.

      Пространство в религиях удвоено: это пространство обычного мира и пространство запредельное. Часть священного пространства присутствует и в земном. Это пространство храмов.

      Мифологическое время всякой религии – судьбоносные дни и часы- находит свое выражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время превращается для верующих в сакральное.

      Место человека определено Богом или богами. Для греков жизнь человека –не проблема, а просто жизнь, которую нужно прожить как положено. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Христианство подчеркивает противоречивость и двойственность человека. Имея душу – божественную искру, он все время употребляет не по назначению драгоценный подарок Бога –свободу.

    Философская картина мира это образ мира, центральной осью которого являются отношения в системе «мир – человек».

    Философская картина мира предполагает наличие субъективистских и объективистских концепций.

    Объективистские концепции , независимо от того, являются ли они материалистическими или идеалистическими, признают объективность мира, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от воли и желаний человека. Действительность есть выражение объективных законов бытия.

    Яркими представителями это точки зрения являются Гегель и К.Маркс.

    Субъективизм видит мир разделенным на множество «мирков»,где каждый – сам себе Вселенная. Границы между «я» и миром размываются при доминировании дичностного начала. Представителем этого направления выступает Ж.П.Сартр.

    Огромное «пространство» между крайними полюсами составляет поле философского поиска.

    Научная картина мира это образ мира, базирующийся на достижениях передовых отраслей науки.

    Вплоть до начала 20 века в науке господствовала возникшая В Новое время ньютоновско-картезианская система мышления, основанная на идеях И.Ньютона и Р.Декарта. Она отбросила фигуру Бога, которая присутствовала у каждого из ее основателей. Рационально-механистический образ мира рисует мир как единый и единственный. Это мир твердой материи и, подчиненный жестким законам.

    Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов, организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным потоком течет оно из прошлого через настоящее в будущее. В целом Вселенная представляет собой огромный часовой механизм. Полагая человека случайностью, эта картина мира не интересуется его судьбой, его целями и ценностями.

    В 20 веке был сделан ряд открытий, который в корне изменил видение мира современным естествознанием.

    Каким же мир предстает глазам современного ученого?

    Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время – замедляться.

    Современные естествоиспытатели все больше обращаются к опыту индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, т.о., перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренних потенций действительности. Одна из его главных задач – познание собственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.

    Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит в тупик, шокирует.

    Лекция 13

    Тема: Философия и религия.

    1.Особенности религиозной картины мира. Типология религий.

    2.Многообразие религиозных верований и свобода совести.

    Религиозная картина мира базируется на религиозном опыте человека и специфически решает вопросы материи, времени и пространство.

    Особенностями религиозной картины мира выступают:

      теоцентризм, т.е. в центре картины мира стоит фигура Бога.

    Материальный мир и сам человек рассматриваются как результат божественного сокровения.

      религиозное пространство многомерно.

      религиозное время включает в себя пребывание человека на земле, его загробную жизнь, земную жизнь Бога.

    Религия – это вера в Бога, богов и сверхъестественные силы.

    Выделяют: политеизм – многобожие;монотеизм – единобожие.

    Принято различать:

    1.Религии доклассового общества.

    К ним относят тотемизм это вера в сверхъестественную связь между человеком или группой людей, с одной стороны, и мифическим предком с другой.

    Анимизм – система древних религиозных представлений, связанных с верой в существование души и духов, присущая всем культурам человечества.

    Фетишизм поклонение предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Магия это вера в способность воздействовать на мир и человека определенными ритуалами.

    2.Религии классового общества.

    К ним относятся 1) локальные религии,т.е. религии, распространенные на определенной ограниченной территории (древнеегипетская, древнегреческая и др.); 2) национальные религии – религия, принадлежащие одному народу, независимо от его локализации (иудаизм, индуизм и др.);.

    3) мировые религии – религии, сторонники которых живут на всех континентах планеты (буддизм, ислам, христианство).

    История человечества и окружающая нас жизнь преподносит великое множество и разнообразие религий. И точно так же, как каждая страна имеет свой неповторимый колорит, так и каждая религия неповторима и своеобразна.

    Естественные границы разделяют существующий мир религий на несколько больших континентов и бесчисленное число островов. Панорама различных верований, конфессий, направлений, движений и групп безгранично широко. Известно несколько десятков тысяч различных религиозных традиций и верований. Но в мире религий еще остались свои «белые» пятна.

    Некоторые древние и ныне не существующие религии скрыты завесой времени и являются для нас неразгаданной загадкой. Многие уцелевшие остатки древнейший человеческих цивилизаций и верований, обнаруженные на берегах Нила, в Месопотамии, Мексике, Перу, еще не до конца приоткрыли свои тайны. Немногое достоверно известно о некоторых славянских божествах. Имена многих кельтских богов забыты и утрачены, по – видимому, навсегда.

    Если же обратиться к современным религиям, то и здесь пока не все ясно. Религиозные обычаи и верования отдельных небольших народов и пл емен, живущих вдали цивилизаций, не до конца изучены. И даже хорошо известные и ныне широко распространенные религии еще хранят некоторые свои тайны.

    В середине 80-х годов 20 века число последователей самых представительных религий составляли 1млрд.400 млн.-христиане, около 800 млн. – мусульмане, около 600 млн. – индуисты, около 300 млн. – буддисты и еще около 250 млн. – зороастрийцы. И это при том, что население Земли тогда составляло около 5 млрд. человек.

    Свобода человека представляет собой свободу выбора в условиях многообразных проявлений действительности. Возможность свободного выбора предполагает и разнообразие религиозного опыта человечества. Свобода совести позволяет выбирать, признавать наличие Бога или отрицать его. Атеизм – отрицание Бога. Если же человек выбирает веру в Бога, он волен решать, в какого Бога верить.

    Лекция 14

    Тема: Философия и искусство.

    1. Что такое красота?

    2.Философское осмысление искусства.

    Ближайшим предметом нашего интереса является красота как ценность. Воплощением красоты является искусство.

    Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любит, по большей части, красивое, прекрасное, возвышенное. Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное.

    Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное.

    Эстетическое – это чувство, ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достижение необходимой степени совершенства.

    Понимание красоты определяется используемой философией. Меняется философия, меняется и представление о красоте.

    Для эстетики Античности характерен подчеркнутый космизм.

    Искусство здесь не выделено из других видов деятельности.

    Философия,занимающая идеями, красивее искусства, искусство не очищает душу человека от вредных страстей – такова позиция Платона С ним не согласен Аристотель..

    По Аристотелю - душа человека – это форма искусства.

    Для эстетики Средневековья характерен принцип абсолютной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть символ, отблеск духовной красоты Бога.

    Меняется характер всех искусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой.

    Цель искусства – приближение человека к Богу.

    В эстетике Нового Времени внимание переносится на субъект.

    В эпоху Возрождения образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку (рационализм).

    Классицизм проникнут пафосом политической свободы, национальной независимости социальной справедливости, идеями социального и естественного равенства людей.

    А романтизм стремится к раскрепощению многообразных способностей личности.

    В хх веке в истории и философии происходят новые сдвиги.

    Герменевтика главное внимание уделяет произведению искусства, которое выступает теперь символом таинственной сущности.

    В феноменологии сдвиг осуществляется в сторону эстетического смысла, субъект наделяет произведение искусства смыслом.

    Аналитики теперь анализируют так называемые эмоциональные суждения и в них видят суть искусства.

    В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста.

    В советском искусстве длительное время господствовал социалистический реализм – перевод на эстетический язык философии исторического материализма. Противопоставлением материализму становится реализм, а историческому материализму – социалистический реализм. Итак, смысл различных эстетических направлений определяется философией. Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.

    Искусство – есть умение выразить себя в каком – либо материале по признакам эстетических ценностей.

    Философия открывает доступ к пониманию эстетических достоинств мира.

    Лекция 15

    Тема: Философия и история.

    1.Понятие общества и проблема исторического развития

    2.Восток и Запад. Россия в диалоге культур.

    Под обществом понимают выделившуюся из среды природы максимально широкую общность людей, связанных между собой разнообразными взаимодействиями (языком, культурой, религиозной деятельностью.).

    Развитие общества, действие людей и их смыслы составляют исторический прогресс. Основными тенденциями его развития является прогресс и регресс.

    Прогресс – это развитие общества от простого к сложному, от низшего к высшему с преобладанием положительного результата.

    Регресс – это развитие общества от сложного к простому с преобладанием отрицательных результатов.

    В истории философии сложилось несколько точек зрения на проблему смысла и тенденции развития общества:

    1) Античная философия рассматривает исторический процесс как движение по замкнутому кругу.

    Космос бесконечен. Кругооборот событий повторяется с неизбежным постоянством, переселение душ предполагает многократные возрождения человека. На смену одной цивилизации приходит другая, всё повторяется.

    2)Средневековая философия рассматривает человеческую историю как историю отношений человечества и Бога, единство с Богом первых людей, грехопадение, движение человека к воссоединению с Богом.

    3)Новое время утверждает линейную концепцию общества, полагая, что разум является основанием прогресса.

    4)Современная история философии склоняется к нелинейной концепции исторического процесса, т.е. движение осуществляется у разных народов по - разному. Исторический процесс представляет собой единство многообразия.

    Вопрос о судьбах России был поднят в1-ой половине 19 века. Тогда сформировались два основных направления общественно-политической мысли: западники и славянофилы. Идеи западников сводились к признанию единства законов общественного развития. Отсюда был сделан вывод о том, что Россия должна развиваться в рамках мировых закономерностей. Идя тем же историческим путем, что и страны Запада, она должна преодолеть свою отсталость, используя опыт передовых стран.

    Противоположны позиции славянофилов Они считают, что именно Россия с ее самобытностью, коллективизмом и духовностью призвана спасти мир, стать его нравственной опорой.

    И сегодня часто подчеркивают, что судьба России – это путь С Запада на Восток или с Востока на Запад. В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из философии истории. Для Запада характерны рационализм, просветительство, представительная демократия, индивидуализм, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же свойственны мистика, интуитивизм, приоритет коллективного перед индивидуальным, общинность.

    В России же легко обнаружить как западные, так и восточные корни. Каким же путем пойдет Россия? Окончательного ответа на этот вопрос дать нельзя. Не Запад или Восток, а глубоко осмысленное социальное творчество должно стать ориентиром будущего россиян.

    Лекция 16

    Тема: Философия и культура.

    1. Цивилизация и культура.

    2.Человек в мире культуры.

    Цивилизация – это человечество во всем его богатстве.

    Культура – это достижения цивилизации. Самым совершенным в ней является триумф человеческого.

    Чем выше уровень культуры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающих её.

    Культура – это всегда творчество, деятельность, ценностное отношение к себе и другим по законам красоты, истины и добра.

    Культура – это все, что связано с жизнедеятельностью человека, «вторая природа».

    В истории философского осмысления культуры можно выделить ее основные модели:

    -«натуралистическая» модель видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах);

    -«классическая» модель видит человека как субъект культуры- разумное динамичное существо- творец культуры (Кант, Гегель);

    Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека и для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира.

    Постмодернистская модель отвергает возможность абсолютного субъекта познания и воспроизводства культуры.

    Таким образом, философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.

    Деятельностный подход в понимании культуры рассматривает ее как способ организации и развития человеческой деятельности.

    Культура-это своеобразный «генотип» общества. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и ценностях, в отношениях человека к природе, в отношениях между людьми.

    Многообразие человеческой деятельности позволяет выделить -- ---политическую культуру – наилучшие способы политического выбора и действия;

    Нравственную культуру – достигнутый обществом уровень представления о добре и зле;

    Эстетическую культуру – чувственное восприятие явлений мира и другие виды культуры (экономическую, научную, религиозную и т.п.)

    Культура обладает рядом особенностей:

    Культура не существует вне своего живого носителя – человека.

    Особое место в культуре занимают ее морально-этические и эстетические аспекты.

    Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

    Развитие культуры – противоречивый процесс.

    Лекция 17

    Тема: Философия и глобальные проблемы современности.

    1.Футурология как наука о будущем.

    2.Глобальные проблемы современности.

    В 60-е г. хх века ученым О.Флейхтманом было введено в научный обиход понятие «футурология». Оно имеет широкое и узкое содержание.

    В широком смысле – это наука о будущем, в узком смысле – это наука, занимающаяся социальным прогнозированием.

    В 1968г. была создана международная организация, главной задачей которой является изучение и осмысление перспектив развития самых разных проявлений человеческой культуры – политике, науки и техники, искусства, спорта, моды. Эта организация называется Римским клубом.

    Социальное прогнозирование аргументируется рядом аспектов:

    1) онтологический аспект предполагает, что мир развивается по объективным независящим от человека законам, которые могут быть познаны вследствие

    прогнозирования.

    2)гносеологический аспект предполагает, что познание безгранично.

    Социальное прогнозирование - одна из форм познания, следовательно прогнозирование возможно.

    3)социальный аспект предусматривает развитие общества по определенным объективным законам, знание которых делает прогнозирование возможным.

    4) нейрофизиологический аспект предполагает, что мышление человека способно к опережающему отражению.

    5) логический аспект предполагает развитие мышления по определенным законам, что дает возможным прийти с верным умозаключением.

    Во второй половине 20 века и на рубеже 21в. усиливается тенденция глобализации.

    Глобализация – процесс взаимной зависимости, взаимодействия, переимешивания всех сторон жизни общества разных стран и народов.

    Наряду с огромными возможностями глобализация несет человеку и серьёзные проблемы, называющиеся глобальными.

    Глобальный масштаб проблемы объясняется тем, что они касаются каждого человека, каждой страны, и не могут быть преодолены усилиями одной или нескольких стран.

    Глобальные проблемы на рубеже 20 – 21 в.

      духовный кризис,

      угроза мировой войны,

      экономическая проблема,

      демографическая проблема,

      проблема здравоохранения,

      истощение природных ресурсов и другие.

    Таблица 1

    Школы и течения русской философии (VIII-XX вв)

    Таблица 2

    Школы и течения западной постклассической философии.

    Таблица 3

    Важнейшие направления современной философии (конец XX начало XI в.)

    Таблица 4

    Важнейшие философские течения в современной России (конец XX начало XI в.).

    Таблица 5.

    Философские идеи средних веков.

    Таблица 6

    Философские идеи возрождения

    Таблица 7

    Философские идеи средних веков

    Таблица 8

    Философские идеи возраждения