Какая вера, религия и ритуалы в Финляндии? Какая религия в Финляндии? Религиозный состав населения финляндии.

--- Религия ---

Тысячу лет назад христианская церковь со своими обрядами ворвалась в Финляндию. Христианство объединило разбросанные племена в единую нацию и способствовало быстрому созданию развитой для того времени административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы, несла ответственность как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Церковь так же способствовала развитию науки и искусства. Уже в начале своего зарождения в Финляндии строились каменные церкви с живописными фресками, гравюрами по дереву и металлу, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами. Сильно помогли развитию христианской церкви в Финляндии епископы из Турку – влиятельнейшие люди в средневековой Финляндии, представители финнов на Королевском совете Швеции.
В 1520-е гг. протестантская реформация достигла Швеции и Финляндии. Она была провозглашена королевским указом. Короля Густава Васу особенно интересовал один аспект лютеранского учения: оно предоставило ему право
сократить светскую власть церкви и передать ее доходы и имущество в королевскую казну. В 1593 г. лютеранство стало государственной религией Швеции. Микаэль Агрикола утвердил финский язык, которым пользовались только простолюдины, переведя на него Новый Завет.

В конце XVII – начале XVIII вв. церковь вернула себе культурную монополию, как и в средневековье. Она проповедовала преданность государству, строгую
христианскую мораль, у финнов появилась возможность
учиться читать.

В 1809 г. Финляндия вышла из состава Шведского королевства и стала Великим княжеством Российской империи:-D. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранство осталось государственной религией. Закон о церкви от 1869 г. увеличил независимость церкви, тем самым ослабил связь между церковью и государством. Тогда же был учрежден Синод – высший государственный орган, ведавший делами церкви.
В начале XVIII в. в Финляндии появилось новое религиозное течение, названное пиетизмом. В пиетизме заключается акцент на чувства, душевный покой и индивидуальное обращение к Богу. Близкими к пиетизму были евангелизм и лестадианизм. Возникновение этих движений в первой половине XIX в. встретило сопротивление со стороны государства
и духовенства. Высшее правление подозревало приверженцев "возрожденчества" в сопротивлении установившейся церкви и распространению ереси. Было проведено ограничение в свободы собраний, также были ограничены передвижения их лидеров.
Вплоть до конца XIX века каждый финн должен был принадлежать либо к лютеранской, либо к православной церкви. Только закон 1889 г. об отделении церкви от государства дал официальный статус другим протестантским церквям и разрешил принадлежность к ним. Первыми религиозными организациями, получившими официальное признание, были баптистская и методистская церкви.
В 1923 г. было дано свободу вероисповедания. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть
официальной религией. В школах религия стала
преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников. Если не менее трех учеников принадлежат к одному вероисповеданию, то их родители или опекуны в
праве требовать ввести в школе преподавание данной религии. Школьники, не принадлежащие ни к какому вероисповеданию, изучают различные течения философии по желанию родителей. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии более отдалена от государства, чем лютеранские церкви других Скандинавских стран.

Юридический статус евангелическо-лютеранской церкви определен в Конституции и в отдельном законе о церкви. В независимой Финляндии государство приняло на себя некоторые из функций, раньше выполнявшихся церковью. Несмотря на это, евангелическо-лютеранская и православная церкви все еще исполняют обязанности, которые могли бы на практике исполняться либо государством, либо местной администрацией. Церкви ведут демографический учет своих прихожан. На кладбищах лютеранских приходов хоронят также членов других религиозных общин.
В 2001 г. евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 млн. прихожан, т.е., около 85 % местного населения зарегистрировано в приходах.
В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие – из десятков тысяч. Высшим органом власти в приходе является приходской совет. Все члены прихода, которым исполнилось 18 лет, имеют право голоса на выборах приходского совета. Синод является высшим органом власти всей церкви, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви. Синод созывается два раза в год. Епархиями руководят епископ и епархиальный капитул. 78 % дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2002 г. приходы получили за счет налога 723 млн. евро. Армейские и тюремные священники получают содержание от государства.

Персонал лютеранской церкви самый разнообразный. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви – священник. Главной деятельностью церкви являются различные церковные церемонии и обряды. В среднем каждый финн ежегодно принимает участие по крайней мере в одном богослужении. 89 % всех младенцев проходят обряд крещения, и еще большая доля (90 %) подростков посещают конфирмационную школу и проходят обряд конфирмации. 80 % браков в Финляндии заключаются в евангелическо-лютеранской церкви. В связи с длительным процессом обновления богослужений возникло несколько экспериментальных служб. Среди этих “альтернативных служб” самой популярной стала “Месса св. Фомы”. Ее впервые отслужили в Хельсинки в апреле 1988 г. Впоследствии она стала популярной и в других больших городах Финляндии. Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом. Профессиональное обучение работников церкви устраивается в основном этими организациями. Возрожденские движения являются признанными элементами лютеранской церкви и национальной культуры, и их теперь принято рассматривать как часть церковного наследия.

Другие церкви и религиозные общины
Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 г. католическая церковь Финляндии была наконец официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине XIX в., когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также “Армия спасения”. Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1 % населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале XX в. и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм. Иудаизм пришел в Финляндию в начале XIX в., в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек.
Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале XIX в. в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Ислам. Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия в конце XIX в. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце XIX в. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 г. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.
Помимо вышеупомянутых в Финляндии имеется примерно 30 зарегистрированных религиозных общин. Как и в других странах Европы, многие новые религиозные движения действуют активно и в Финляндии.

Экуменический совет Финляндии действует как орган сотрудничества большинства церквей и христианских общин в. В 2001 г. в Экуменический совет Финляндии входили:

Евангелическо-лютеранская церковь

Православная церковь

Финская свободная церковь

Католическая церковь Финляндии

“Армия спасения”

Община Олауса Петри (действующая в Финляндии община лютеранской церкви Швеции)

Шведоязычная баптистская миссия

Финноязычная методистская церковь

Шведоязычная методистская церковь

Шведоязычная миссионерская заветная церковь

Англиканская церковь

Международная евангелическая церковь

Ассоциированными членами являются 18 христианских организаций.

В последние годы интерес к религии снова пробудился. В 2001 г. резко возросло число приверженцев христианства – к ним относили себя 50 % населения Финляндии. Помимо этого 25 % населения заявили, что веруют в Бога, но не принадлежат ни к одной конфессии. 17 % были не уверены в существовании Бога. Идею существования Бога отрицало всего 6 %. Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55 %) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8 % так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо
активными участниками общественной религиозной деятельности,
христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью. Интерес к духовным и церковным вопросам в средствах
массовой информации, дополняет участие в религиозной деятельности. Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за
религиозными программами по телевидению и радио.
Этические вопросы и проблемы повседневной жизни воспринимаются как факторы, оказывающие влияние на будущее человечества. Сознание этого побуждает церковь развертывать диалог с разными идеологиями и философскими школами. Несмотря на то, что многие из традиционных функций церкви частично утратили свою значимость, в замену им пришли другие, зачастую совершенно новые.

Сатанизм

Финский сатанизм выражается в основном в музыке. Правда финская культура в отличие от норвежской не сильно богата этим. У них, как и у немцев, в основном, фолк, этника... в лучшем случае это чёрная эстетика дворцовых попоек и оргий, с кровью и танцами в старинных замках. Финский сатанизм на деле ничем не отличается от обычного сатанизма. Что у нас под Москвой сатанинские секты, что в Финляндии... разница не велика, обряды те же и занимаются они там тем же. Возможно кто-то увидит в этой писанине очередную порцию "опиума для народа". Для таких людей сатана – миф, религиозный предрассудок. Однако для других сатана и подчиненные ему темные силы – реально существующее явление духовного мира, не замечать или отрицать наличие которого было бы, по меньшей мере, легкомысленно. Есть,
впрочем, и такие, у кого сама мысль о том, что около них постоянно вертятся бесы, ищущие их погибели, вызывает панический страх.
8-)

Сатанизм – идеология зла, противостоящая духовности любви и добра, уходящее корнями к первородному греху древо, из которого в разные века в зависимости от конкретного социального климата вырастают соответствующие ему ветви. Существующий сегодня в Скандинавии социокультурный и религиозный фон стал именно тем благоприятным климатом, который привел к появлению сатанизма.

Пик увлечения сатанизмом приходится на середину XVII века, когда он получил широкое распространение в кругах высшей аристократии. В качестве жертв на "черные мессы" сатанистов поставлялись многие сотни младенцев (и уже в то время в этом открылся новый источник чрезвычайно прибыльного
промысла для разбойников). Тогда же, в эпоху Просвещения, были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанистские обряды.
Основой любого культа зла является принесение жертвы для достижения определенных магических целей. Смысл жертвы при этом заключается для них не в убийстве как таковом, а в предсмертных муках живого существа: в ходе истязаний, согласно представлениям сатанистов, из жертвы "выделяется"
нужная им энергия.

Идейным вдохновителем современных сатанистов, сатанистов XX столетия, считается Алистер Кроули (1875-1947), человек, именовавший себя "зверем Апокалипсиса" и оставивший плеяду учеников. Он же, по словам сатанистов, явился "крестным отцом тяжелого рока".
Еще одним из вдохновителем стал Энтони Шандора Ла Вэй, который написал "Сатанинскую библию", пропагандирующую неистовую
независимость, анархию, бунт и радикальную самодостаточность, отрицание любого авторитета – религиозного, общественного или родительского. "Библия", написанная в 1968 году, является на сегодняшний день одной из самых распространенных среди финских поклонников сатаны. Характерно также, что для философского обоснования своих взглядов скандинавские сатанисты часто используют учение Ф. Ницше. И само деструктивное учение их вырастает во многом из крайних эгоистических форм обыденного, столь распространенного сегодня мироощущения. Наряду с этим сатанизм проповедуется и возрождение "старой религии" – ведовства.
Основополагающие мировоззренческие идеи сатанизма в Финляндии
примитивны, но на человека, всецело находящегося во власти своих страстей, они действуют крайне притягательно: каждый сам по себе "бог"; жизнь – это насилие; необходимо потворствовать и подчиняться своим низменным инстинктам и влечениям; на общественные законы и власть – наплевать; социальные структуры надо разлагать изнутри; настоящая радость – месть врагам; земная жизнь – подготовка к переходу в ад для истязания своих врагов; все связанное с официальными религиями должно по возможности оскверняться. В то же время по каким-то отдельным (хотя и не второстепенным вопросам) учения различных сатанистских сект могут расходиться. Так, например, многие из сатанистов считают Бога некой безличной силой Вселенной, стоящей выше добра и зла. Другие полагают, что Бог есть и Он – Личность, однако при жизни человек должен ублажать Диавола как "хозяина" земли. Вообще же скандинавские сатанисты утверждают, что "все религии лживы, так как их много и все они придуманы людьми, склонными к мазохизму". А сатанизм, дескать, заполняет пустоту между религией и психиатрией. 8-)

В Финляндии хорошо развита книгоиздательская деятельность сатанистов, которая основательно продумана: все их издания ориентированы в первую очередь на молодежь и выпускаются массовыми, доступными по цене сериями. Особую роль отводят финские сатанисты телевидению, которое всячески восхваляют, называя "главным орудием инфильтрации новой сатанинской эры". В своих книгах они пишут, что "рождение телевидения было магическим действом, значение которого затмило его сатанинскую значимость", и очень гордятся тем, что первая коммерческая телепередача вышла не в какое-либо иное время, а именно в Вальпургиеву ночь, 30 апреля 1939 года. Культы зла откровенно называют телевизор "семейным сатанинским алтарем и заменителем реальной жизни, главной религией для масс". Для них "ведущие кабельного телевидения – жрецы и жрицы сатанизма, формирующие души своих зрителей в духе потребительского маркетинга".

И не надо думать, что все вышеизложенное – лишь болезненные бредни или плод воспаленной фантазии поклонников сатаны. Нет, факты свидетельствуют: кровавые жертвоприношения и мучительные ритуальные убийства животных (часто в качестве жертвенного животного выступает, к примеру, кошка) и людей (!) являются суровой реальностью сатанистской культовой практики. Специалистам-религиоведам неоднократно приходилось выслушивать леденящие душу рассказы об истязаниях живых людей, приносимых сатанистами в жертву.

Христианская церковь как восточного, так и западного обрядов пришла в Финляндию тысячу лет назад. Христианство объединило разбросанные на территории современной Финляндии племена в единую нацию и способствовало созданию развитой административной системы. Церковь заботилась о нуждающихся и немощных, содержала богадельни и больницы. Она содействовала развитию науки и искусства. Восемьдесят каменных церквей с фресками, гравюрами на дереве, мощами святых, напрестольными пеленами и ризами являются свидетельствами того высокого уровня, которого достигло финского церковного искусства. Церковь несла ответственность, как за высшее образование, так и за обучение простого народа. Епископ города Турку был самым влиятельным человеком в средневековой Финляндии. Он был также представителем финнов на Королевском совете Швеции.

Власть папы римского сменилась на власть шведского короля, который лишил церковь ее доходов и имущества. Микаэль Агрикола, первый лютеранский епископ Финляндии, перевел Новый завет на финский язык. Богослужения постепенно становились все более лютеранскими и совершались на финском языке. Монастыри были закрыты, священникам было разрешено жениться.

В период ортодоксального лютеранства в 17-м и в начале 18 века церковь вернула себе культурную монополию, как и в средние века. Она проповедовала преданность государству, проповедовала строгую христианскую мораль, здесь у финнов появилась возможность научиться читать.

В 1809 году Финляндия, выйдя из состава Шведского королевства, стала Великим княжеством Российской империи. Хотя правителем страны теперь был православный царь, а не лютеранский король, лютеранская церковь осталась государственной церковью Финляндии.

В начале 18 века в Финляндии появляется новое религиозное течение, названное пиетизм. Оно делало акцент на чувства и индивидуальное обращение к Богу, на личную духовность. Близкими ему «возрожденскими движениями» были евангелизм и лестадианизм.

Гражданская война разразилась в Финляндии после провозглашения независимости в 1917 году. Практически все духовенство выступило на стороне буржуазии. Отношения между церковным руководством и организованным рабочим классом оставались напряженными, в то время как буржуа, победившие в этой войне, начали рассматривать церковь как бастион законного порядка, национальной традиции и западной культуры. От нее ожидали действий по воспитанию нравственных граждан, верных государству.

Зимнюю войну с Советским Союзом (1939-1940) характеризовали как борьбу в защиту «дома, веры и отечества». Церковь служила источником поддержки и единства во время этой борьбы. Воля к защите родины имела религиозный подтекст.

После войны церковь начала больше заботиться о семейной жизни прихожан. Благотворительная работа церкви быстро расширялась, также как и работа среди молодежи.

Свобода вероисповедания была введена в 1923 году. Она предоставила гражданам право свободно учреждать религиозные общины. Лютеранство перестало быть официальной религией. В школах религия стала преподаваться согласно вероисповеданию большинства учеников.

В 2000 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имела более 4,4 миллионов прихожан, т.е., около 85% местного населения зарегистрировано в приходах.

В евангелическо-лютеранскую церковь входят восемь епархий с девятью епископами, и почти 600 самостоятельных приходов. Каждый приход насчитывает в среднем 7.000 прихожан. Самые маленькие состоят из нескольких сотен человек, самые большие - из десятков тысяч.

Высшим органом власти всей церкви является Синод, который решает вопросы церковного образования, религиозной политики и финансов церкви.

78% дохода приходов поступают из отчислений граждан в счет церковных налогов. Этот налог взимается как с отдельных прихожан, так и с предприятий и организаций. В 2000 году приходы получили за счет налога 723 миллионов евро.

Вывод о разносторонней деятельности лютеранской церкви можно сделать исходя из состава персонала приходов. В мире, наверное, немного церквей, где только один из десяти работников церкви - священник. В 2000 году церковь имела 19600 работников (включая частично занятых).

В течение последних десятилетий у евангелическо-лютеранской церкви Финляндии появились многообразные международные функции. Это, в первую очередь, поддержка миссионеров и помощь развивающимся странам.

Церковь имеет широкую сеть международных контактов. Ими ведает Отдел международных связей церкви, председателем которого является архиепископ. Наиболее широкие связи церковь поддерживает с межцерковными организациями, в первую очередь, с Всемирной лютеранской федерацией и Всемирным советом церквей. Наиболее тесные отношения финская лютеранская церковь поддерживает с церквями Скандинавских стран, с лютеранскими церквями Эстонии, а также с англиканской церковью Великобритании и русской православной церковью.

Христианские организации также ведут просветительскую работу детей и молодежи, занимаются издательским делом.

В 1980-е годы число прихожан православной церкви начало расти, количество новообращенных превысило количество те, кто по каким-либо причинам отходил от церкви. В настоящее время православная церковь насчитывает 55.000 прихожан, т.е., 1,1% населения Финляндии. Возрос интерес к православным традициям Карелии и православным обрядам. Перемещенные монастыри «Новый Валаам» и «Линтула» превратились в важные места паломничества.

Католическая церковь. После реформации на долгое время жители Финляндии отошли от католицизма. В 1929 году католическая церковь Финляндии была, наконец, официально восстановлена и зарегистрирована. Она имеет около 8000 прихожан, большинство из которых живет в Хельсинки и некоторых других городах южной Финляндии. Большинство священников и монахинь этой конфессии приехали из Польши. Финляндия имеет дипломатические отношения с Ватиканом.

Протестантские меньшинства. Англо-американское христианство появилось в Финляндии во второй половине 19 века, когда здесь были основаны несколько протестантских общин, в том числе организации баптистов, методистов и адвентистов, а также «Армия спасения». Несмотря на то, что поддержка этим религиозным общинам постепенно увеличивается, общее число их прихожан не превышает 1% населения. Быстрее всех растет община пятидесятников, появившаяся в Финляндии в начале 20 века и в настоящее время объединяющая 50000 прихожан.

Иудаизм пришел в Финляндию в начале 19 века, в основном, с купцами и военными, которые служили в Императорской русской армии. К концу века число приверженцев этой религии выросло до тысячи человек. Примерно столько же их насчитывается и сегодня. В начале 20 века в Хельсинки, Выборге и Турку были построены городские синагоги. В настоящее время синагоги остались только в Хельсинки и в Турку.

Первых мусульман также завезла в Финляндию русская армия, в конце 19 века. Основу традиционной общине, примерно одной тысячи мусульман, положили купцы-татары, переселившиеся из России в конце 19 века. Исламская община Финляндии была официально зарегистрирована в 1925 году. Большинство финляндских мусульман живет в столичном регионе. В течение последних десяти лет наплыв беженцев из исламских стран увеличил число мусульман в Финляндии, но лишь незначительное меньшинство этих иммигрантов зарегистрировались в традиционной общине.

Финская религиозность носит особенный характер. Больше половины опрошенных (55%) заявило, что они молятся не менее одного раза в месяц, но всего 8% так же часто посещали богослужения. Обычно финны ходят в церковь несколько раз в год, особенно в большие церковные праздники. Несмотря на то, что финны не являются особо активными участниками общественной религиозной деятельности, христианская традиция очень сильна в повседневной жизни. Религиозная вера не проявляется в регулярном посещении церкви, но является личной религиозностью.

Половина населения Финляндии читает специализированную христианскую литературу не менее одного раза в год. Большинство финнов следят за религиозными программами по телевидению и радио.

До конца 19-го века финны имели право исповедовать только одну из двух вер, это либо лютеранство, либо православие. И только в 89 году появился закон, который позволил исповедовать другую форму христианства.

Более менее религиозную свободу финны обрели уже в 1923 году, когда официально было разрешено создавать различные общины любому гражданину, или вообще жить вне всего этого и не веровать не во что.

В Финляндии вера играет очень большую роль, однако с каждым годом, во время переписи населения выявляется всё больше атеистов. Если посмотреть цифры последней переписи, то атеистов приходится 12,3% из всего населения Финляндии.

На сегодняшний день в Финляндии около 84% исповедуют лютеранство. Однако помимо этой веры, тут ещё есть представители Иеговы и православной церкви.

Тут не смотря на веру, у всех равные права, и государство тщательно следит за тем, чтобы этого не нарушали. Теперь государство пытается меньше навязывать жителям лютеранство, и у каждого свой выбор веры.

Вера в бога в этой стране является очень непостоянной вещью, сейчас количество верующих уменьшается, а в 90-х годах, она наоборот увеличивалась.

Официальной религией в Финляндии является не только Евангелическо-лютеранская церковь, но и православная. Православие сейчас тоже считается официальной религией Финляндии.

Не смотря на то, что веры две, лютеранская всё же оказывает больше влияния на жителей страны. Но сейчас она не сильна активна в самом центре страны Лютеранская церковь также очень распространена и за пределами страны, представителей этой веры можно встретить как в Азии. Так и в Африке.

В Финляндии достаточно много религиозных объединений, которые всячески влияют на формирование общественного мнения. Сегодня существует уже вот такие вот организации: Христианская молодёжная женская ассоциация, христианская молодёжная ассоциация и финская свободная церковь. Из этих трёх организаций, только последняя предназначена для взрослых людей.

Есть даже христианская партия, под названием «Христианский союз». Однако особого влияния партия эта не имеет, в неё входит около 18 тысяч человек.

Лютеранская церковь не смогла достичь полной свободы от государства, хотя если сравнить её со скандинавской церковью, то она ещё обладает более свободными правами. Данная церковь зависит полностью от государства, которое её финансирует. Столицей Лютеранской церкви является Турку, это когда-то была столица самой Финляндии.

Православие в данной стране, более популярно в восточных регионах страны, уже ближе к России. Столица православия - Куопио, где расположен кафедральный собор Св. Николая. Тут же находится и резиденция архиепископа. Самые распространённые праздники - Пасха, Иванов день и Рождество. Именно в эти праздники можно увидеть наибольшее количество финнов в церкви.

Православная церковь в Финляндии полностью автономная, и подчиняется Константинопольскому патриархату. Главой этой церкви является архиепископ.

Автономной церковь стала только в 1918 году, но она была ещё в составе православной церкви России.

55% процентов населения выражает свою религиозность в молитве. Но они не делают это слишком часто, помолится раз в месяц вполне для них достаточно. Только 5% населения принимают участие в разных собраниях церкви. Помимо двух главных религий, тут можно встретить и другие конфессии. В Финляндии насчитывается около 800 последователей католичества.

В Финляндии очень долго не существовало католической церкви. Официально её учредили в 1929 году.

В религиозной системе Финляндии можно обнаружить баптистов, методистов и адвентистов. Менее распространён иудаизм в этой стране и ислам.

В Финляндии скопилось очень много разных верований, однако даже если вы не относитесь не к одной из них, к вам не будет какого-то дурного отношения.

Современная Финляндия – светское государство, которое объявило свободу совести и вероисповедания и одинаково защищает права всех своих граждан не зависимо от приверженности их к любой религии. Сегодня в этой стране с каждым днем растет количество атеистов: уже более 25% населения не признают за собой никакой веры.

По конституции в Финляндии два государственных языка: шведский и финский, и две государственных религии: православная и евангелистко-лютеранская, что довольно странно для светского государства. В этом отношении Финляндия единственная страна мира.

По сравнению с другими европейскими странами Финляндия очень долго была языческой страной, пантеон богов состоял из десятков покровителей сил природы и хозяйственной деятельности.

Основные религии

Как почти все европейские страны Финляндия относится к странам, исповедующим христианство. Государственными религиями являются два направления — лютеранство (реформаторская церковь, провозглашенная Мартином Лютером в 13 веке) и православие (правильная вера). Только в конце 19 века государственным манифестом было разрешено исповедовать любые другие направления христианства, но опять же выбор был невелик.

Если официально христианская религия делится на две крупные ветви: католическая и христианская, то после победы реформаторского движения появилось множество новых течений в христианстве: лютеранство, гуситы, баптисты, пятидесятники, свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня. В Средневековой Европе преобладало лютеранство, поскольку учение Мартина Лютера было на слуху и получило множество последователей.

Но под влиянием России, автономным княжеством которой Финляндия была очень долгое время, и Швеции – своей ближайшей соседки, Финляндия в середине 15 века приняла христианство. Но поскольку во всем мире к этому времени уже получила распространение Реформаторская церковь – учение Мартина Лютера, то финны западных районов в большинстве своем лютеране – католики. Вторая по величине группа верующих – это православные христиане, которые в основном представлены русскими и карелами, они проживают в восточных районах, долгое время бывших под влиянием России.

Храмы у финнов построены даже в небольших населенных пунктах, но их нельзя назвать верующими людьми, постоянно выполняющими церковные обряды. Только по великим религиозным праздникам храмы бывают полны, в простые дни служба идет при небольшой горстке молящихся. По складу своего характера и мировоззрения финны до сих пор остаются немного язычниками, обожествляющими силы природы. Великолепным памятником древнего финского эпоса, позволяющим судить об их истинной вере, является эпос «Калевала».

Современное состояние религии

Только в 1923 году финны по Конституции получили свободу вероисповеданию. Политика государства направлена на то, чтобы объявить страну полностью светским государством. Но православная и лютеранская религии имеют особые права, они до сих пор снимают свою «церковную десятину».

В Финляндии, как и почти во всем европейских странах, в младенчестве крестят почти 90% детей. Конечно, выбор вероисповедания для ребенка определяет религиозная принадлежность их родителей. В случае возникших разногласий у родителей, приоритет остается за матерью. При вступлении в совершеннолетний возраст ребенок имеет право изменить свою религию.

Практически во всех школах Финляндии ведутся уроки Закона Божьего. Но при этом с каждым годом увеличивается число людей, причисляющих себя к атеистам. Поэтому споры по поводу ведения конфессиональных уроков не прекращаются.

Поскольку невозможно вести уроки только по основам одной религии, поэтому, прежде всего, на этих уроках учат веротерпимости и основам зарождения религиозных воззрений у разных народов. Учащиеся знакомятся с причинами зарождения религиозных воззрений в разных странах мира и могут со временем определиться с выбором свободы вероисповедания.

При нежелании изучать основы религиоведения им можно посещать уроки философии и этики. Такое образование позволяет с ранних лет воспитывать в подростках веротерпимость и толерантность. Наверное, поэтому в конце ХХ века в Финляндии появились представители ислама и иудаизма. Местные жители терпимо относятся к представителям иных религий и мирно сосуществуют в тесном соседстве.

Деятельность религиозных общин

Лютеранская церковь Финляндии активно пропагандирует свою религию в виде миссионерской деятельности, ее представители активно проповедуют христианство в слаборазвитых странах Азии и Африки.

Партия «Христианский союз», единственная из религиозных объединений принимает участие в президентских и парламентских выборах, хотя ее нельзя назвать многочисленной.

Всю мировую общественность удивили результаты выборов 200 года, на которых победила женщина- представительница левых сил, известная всем ее крайне негативным отношением к церкви. С каждой новой переписью населения количество атеистов в стране растет, а церковь теряет свое влияние.

Первое, что бросается в глаза в Финляндии, так это множество церквей. Даже небольшое селение имеет свой храм. А какова религия Финляндии? Это расскажет наша статья. Если вы собираетесь переселиться туда, вас, вероятно, волнует вопрос: как отнесутся к вашему религиозному исповеданию новые соседи? Спешим вас успокоить. Финны вообще очень толерантны и веротерпимы. Рьяными фанатиками назвать их никак нельзя.

Статистика дает неутешительные данные. Год от года атеистов становится больше. Да и те, кто при опросе называют себя верующими, приходят в храм только по большим праздникам - около трех раз в год. Тем не менее некоторые христианские деноминации не отделены от государства и существуют из бюджетных средств. Какие это церкви? Узнаете из этой статьи.

Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

Боги

Как и всякое язычество, Финляндии предполагала политеизм. Боги управляли стихиями - громом, штормами, ветрами. Главенствовал в финском пантеоне Укко. Он считался властителем неба и грома. Примечательно, что древние финны верили в тройственность души. Элементы ее были независимы друг от друга. «Хенки» являлась жизнью. Она входила в тело еще до рождения младенца, с первым толчком в лоне матери. А покидала хенки человека с последним дыханием.

«Луонто» - это гений человека, его талант, дарования. И, наконец, «итсе» - это самосознание человека. Два последних элемента могли покидать тело человека, и он при этом не умирал. Но их длительное отсутствие сказывалось на самочувствии. Без луонто человек пристращался к пагубным привычкам, становился безвольным, а без итсе страдал депрессиями. Помочь вернуть эти два элемента могли волхвы, которые проводили магические ритуалы. Эти же шаманы были «проводниками» между мирами живых и почивших предков.

Евангелизация Финляндии

Приблизительно к 1000 году на территории края сформировались три народности:

  • Суоми (или собственно финны). Они населяли юго-запад страны.
  • Тавасты. Этот народ осел в центральной и восточной частях края.
  • Карелы. Этнос распространился на юго-востоке вплоть до Ладожского озера.

Но все три народности оставались языческими. Главные боги у них были одинаковыми, но почитались еще и местные духи. Христианство в Финляндию пришло вместе со шведскими завоевателями. В 1155 году король Эрик Девятый вторгся в край, чтобы воспрепятствовать экспансии на эти земли Великого Новгорода. Тогда же был построен первый христианский собор в Ноусиайнен и учреждено епископство. Но поскольку новая религия насаживалась силой, то первый предстоятель церкви, Генрих Уппсальский, был убит коренным населением. Но евангелизация края продолжалась, причем с двух сторон. На западе шведы внедряли римскую ветвь христианства, а карелы принимали греческую веру, православие.

Лютеранство

До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь - такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.

Лютеранство: отличие от православия

Обе эти религии являются христианскими, верят в единого Бога и почитают Иисуса как мессию и Святого Духа, как дарующего благодать. Однако лютеранство во главу угла ставит Писание - Библию, Евангелие и т. д. В православии чтится прежде всего церковное предание. Католическая и уделяют большое значение культу святых, иконам, святым местам.

Ветвь протестантизма, лютеранство, в отличие от православия считает, что единственным посредником и заступником людей перед Богом является Христос. Картины на религиозную тематику являются не святынями, а иллюстрациями к тексту писаний. Ни молитвы к святым, ни поклонения мощам и костям не имеют смысла. Заупокойные службы также ничего не дают умершим - ведь нельзя заставить Бога изменить решение об их загробной судьбе путем зажигания свеч и песнопений. Но тем не менее у лютеранства и православия есть и общие пункты. Обе религии почитают таинством крещение и причащение.

Веротерпимость

До конца XIX столетия разрешалось принадлежать только к лютеранству. Но поскольку восточная часть края была под большим культурным влиянием России, карелам и осевшим еврейским купцам дозволялось исповедовать иудаизм и христианство греческого образца. В 1889 году был принят закон, по которому граждане могли принимать другие протестантские формы христианства. Они могли стать адвентистами, пятидесятниками, кальвинистами, баптистами, методистами и т. д. И лишь в 1923 году было разрешено свободно исповедовать любые культы, а также жить вне всякой религии.

Ислам появился в восточной части страны во время русского завоевания вместе с осевшими в Карелии мусульманскими военными. Сейчас эта религиозная община стремительно возрастает в числе за счет эмигрантов из Но Финляндия славится своей веротерпимостью. Ислам, иудаизм и христианство разных ветвей (католицизм, православие и протестантизм) мирно уживаются.

Государственная церковь

Тем не менее лютеранство остается главенствующей религией Финляндии. Эта церковь финансируется из государственного бюджета, и со всех граждан, независимо от их вероисповедания, взимается налог на ее содержание. При этом лютеранство исповедует менее 80 процентов населения страны. Второй по численности прихожан является Финляндская архиепископия Этой православной церкви также перепадают средства из госбюджета. Есть в стране и другие общины, в том числе и РПЦ. Но они существуют за счет самофинансирования. Без государственных дотаций обходятся и католики, мусульмане, иудеи, а также другие ветви протестантизма.